Требования к оценке усвоения программного материала
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по предмету «Предметно-практическое обучение» во 2 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ № 29/2065-п от 10.04.2001 г.), и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Предметно-практическое обучение» Авторы Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова).
Согласно базисному учебному плану на предметно-практическое обучение во 2 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего – 170 часов в год.
Предметно-практическое обучение (ППО) — это специальный учебный предмет школы для неслышащих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно.
В результате предметно-практического обучения реализуются следующие цели:
Ø развитие устной и письменной речи младших школьников; обогащение словаря специальными техническими терминами;
Ø освоение приемов лепки, конструирования, моделирования, шитья, склеивания, организации деятельности;
Ø воспитание навыков коллективной работы (в бригаде, звене, парами и т.д.), развитие взаимопомощи, активности, инициа тивы; формирование трудолюбия, психологической готовности к труду; дисциплинированности, настойчивости;
Ø коррекция недостатков в психофизическом развитии неслышащих детей;
Задачи ППО:
· формирование житейских понятий;
· развитие мышления неслышащих школьников;
· развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной форме;
· совершенствование предметно-практической деятельности (ППД);
· формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе;
· целенаправленное воспитание младших школьников;
Решение широкого спектра разноплановых задач оказывается возможным благодаря специфике ППО. На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. В процессе изготовления изделий дети лучше узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. В программу ППО включены виды предметно-практической деятельности, интересные для детей определенного возраста, и изделия, дающие возможность при их изготовлении расширять кругозор, знакомить учащихся с окружающей жизнью. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения.
Основные виды предметно-практической деятельности:
Ø Лепка (10 ч.)
Ø Аппликационные работы (22 ч.)
Ø Работа с мозаикой (10 ч.)
Ø Моделирование и конструирование (68 ч.)
Ø Работа с разными материалами (37 ч.)
Ø Работа с тканью (16 ч.)
Ø Работа на пришкольном участке (4 ч.)
Ø Проверочная работа (3 ч.)
Лепка: фрукты, овощи, игрушки, животные; птицы, рыбы;
Аппликационные работы: создание аппликаций по темам; по прочитанному тексту;
Работа с мозаикой: выкладывание узоров, цветов, орнаментов; мозаичное панно;
Моделирование и конструирование: создание цветов, моделей самолета и телевизора из бумаги; игрушек для новогодней ёлки; мебели из строительного материала; пособия для счёта; самоката из металлического конструктора;
Работа с разными материалами: изготовление панно из листьев; ёлочных игрушек; макета улицы;
Работа с тканью: выполнениеигольницы; пришивание пуговицы;
Работа на пришкольном участке: сбор урожая; отбор экспонатов для школьной выставки; посадка крупных семян; уход за растениями;
Эффективность и качество обучения на уроках ППО обеспечиваются:
· четким соблюдением принципа связи ППД с речевым развитием детей;
· целенаправленной планомерной реализацией принципа коммуникации при обучении не только устной, но и письменной разговорной и монологической речи;
· тесной связью ППО с другими предметами учебного плана;
· систематической работой по формированию умственных действий;
· включением в учебный процесс коллективных групповых форм деятельности;
· усилением индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с более полной реализацией их способностей в общем и речевом развитии.
Предметно-практическое обучение включает несколько направлений обучения, каждое из которых указывает
основные содержательные линии,определяющие программные требования.
Основные содержательные линии:
Ø Речевая деятельность
Ø Житейские понятия
Ø Интеллектуальные умения
Ø Трудовые умения и навыки
Ø Воспитание
Речевая деятельность
Потребность в речи. Словесная речь — средство общения. Речевое поведение. Восприятие, понимание и воспроизведение речевых образцов. Соотнесение предметных действий с речевыми образцами. Ситуативное и внеситуативное общение. Пользование речевыми образцами, построение речевого высказывания по аналогии, перенос знакомого материала в новые условия. Вариативность высказываний. Практическое овладение структурой языка, фонетикой, лексикой, синтаксисом, грамматикой.
Житейские понятия
Форма, величина предметов, пространственные, количественные, относительные, временные, природоведческие понятия. Овладение значениями понятий в конкретной ситуации, постепенное обобщение. Понимание, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации. Использование в общении с окружающими.
Интеллектуальные умения
Выделение признаков конкретных предметов; различение предметов по цвету, величине; сравнение предметов с выделением сходства и различий; выделение групп сходных предметов и называние их; узнавание предметов по описаниям; установление причинно-следственных связей; определение продолжительности действий; временные связи; использование общих правил в конкретной ситуации.
Трудовые умения и навыки
Общетрудовые умения: определение цели труда (своего, коллективного); подбор материалов и инструментов, необходимых для работы; овладение видами соединений и способами скрепления деталей; планирование порядка выполнения действий; разметка детали на материале; изготовление изделий; обработка материалов; сборка, монтаж; отделка; приемы работы инструментами; контроль, обнаружение, исправление ошибок.
Культура и организация труда: подготовка рабочего места и содержание его в порядке, экономное расходование материалов и времени.
Организационные умения: изготовление изделий по готовым инструкциям, поручениям, плану; сообщение заданий товарищам; разделение труда в паре, бригаде; руководство работой группы учеников; выбор руководителя; выполнение роли члена коллектива и общей деятельности; контроль за работой (своей и товарищей); исправление ошибок.
Воспитание
Аккуратность, быстрота выполнения заданий; взаимопомощь, настойчивость, дружелюбие. Чувство красоты, эстетичности. Нравственные понятия и представления.
Правильный выбор учителем форм и методов обучения способствует полнейшему раскрытию возрастных возможностей неслышащих детей. Учитель так организует работу учащихся на уроках ППО, чтобы обеспечить активную мыслительную деятельность детей. Условием для этого являются: правильная постановка задачи; понимание детьми цели работы; обучение их самостоятельности в добывании знаний; индивидуальный подход к учащимся в сочетании с коллективной деятельностью; разнообразие видов и форм работы, способствующих речевой и умственной активности детей.
Предметно-практическое обучение является интегрированным учебным предметом. Интеграция в обучении определяется необходимостью учета цельности познавательных процессов младших школьников. Объем житейских понятий, определенный программой, закладывает основу успешного и более продуктивного обучения на других уроках. Постоянная неразрывная связь ППД со словом, частота повторения речевого материала в разных видах деятельности позволяют школьникам усваивать язык широким потоком. Программа уделяет большое внимание вариативности высказывания. Овладение школьниками различными моделями предложений, отражающих содержание предметно-практической деятельности, способствует лучшему пониманию речи окружающих и более точному построению собственных высказываний. Типы фраз, которыми овладевают дети на третьем году обучения, указаны в программе по развитию разговорной речи.
При отработке программного материала ППО учитель насыщает типовые фразы конкретным речевым материалом, характерным для изучаемой темы. На этих уроках, одновременно с обучением конкретным умениям, осуществляется развитие речевой деятельности (мотивы высказывания, отбор речевых средств, планирование, контролирование. и т.д.); формирование основных элементов учебной деятельности: как основы, обеспечивающей развитие младших школьников. Межпредметные связи (ППО — развитие речи, чтение, письмо, индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, математика, природоведение), заложенные в программе по ППО, обеспечиваются учителем при планировании и проведении уроков. Например, для формирования у неслышащих учащихся речи, как средства общения, наилучшие условия создаются на уроках ППО, что и необходимо использовать для развития разговорной речи. Затем эта работа продолжается на уроках развития речи, чтения, математики на том же речевом материале с его обогащением. Знания, полученные на уроках природоведения, чтения углубляются на уроках ППО.
Виды и формы организации учебного процесса (классификация М.А.Данилова, Б.П.Есипова)
Ø Уроки сообщения и усвоения новых знаний, уроки закрепления, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля знаний, комбинированные уроки;
Ø фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Формы контроля в процессе обучения: проверочные работы
ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Характер и уровень усвоения программного материала по ППО определяется на основании проверочных работ.
Объем проверочной работы должен охватывать основные требования образовательного минимума. Возможно составление нескольких вариантов заданий для большего охвата проверкой содержания обучения.
Большое значение придается наблюдениям за действиями ученика, за характером его речевых реакций, за умением вступать в речевой контакт. Эти наблюдения позволяют делать выводы о развитии языковой способности школьника, о мотивированности его высказываний, о владении учеником речевой деятельностью.
При проверке уровня усвоения материала по ППО целесообразно предъявлять задания, связанные с конструированием, макетированием и пр., поскольку большая часть речевых умений детей формируется в условиях предметно-практической деятельности, а также задания без опоры на ППД.
В итоговую проверку включаются задания, определяющие возможности школьников понимать и выполнять поручения, отвечать на вопросы, передавать задания одноклассникам, вести диалог, а также умения рассказывать о своей деятельности, описывать изготовленный предмет, планировать свою деятельность (составлять план изделия, писать заявку, отчет о работе). Подобный подбор заданий соответствует задачам обучения детей языку в младших классах и объему базовых умений, связанных с предметно-практическим обучением.
В заключительной проверке следует ориентироваться на те базисные знания, умения, навыки, наличие которых будет свидетельствовать о достижении школьником того уровня общего и речевого развития, который соответствует задачам обучения в младших классах. Положительная оценка достижений фиксирует готовность школьников к последующему обучению.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 45 часов | Проверочная работа - 1 |
2 четверть | 35 часов | Проверочная работа - 1 |
3 четверть | 50 часов | Проверочная работа - 1 |
4 четверть | 40 часов | Проверочная работа - 2 |
Итого: | 170 часов (5 часов в неделю) | Проверочная работа - 5 |
Применительно к каждой четверти программа определяет круг умений и навыков, которыми овладевают дети:
· умения, касающиеся речевой деятельности (работа с поручениями, отчетами, заявками, описаниями и др.);
· трудовые умения (отбор материалов, планирование деятельности, ручные и организационные умения, содержание своего рабочего места в порядке и др.);
· формирований умственных действий (сравнение, обобщение, выделение главного и второстепенного, планирование)
Программа предусматривает постепенное усложнение требований к формируемым умениям, а также перенос усвоенных навыков и умений на работу с иными материалами, в новые условия.
В курсе ППО условно выделяются три этапа, которые тесно связаны между собой общей целью обучения.
Первый этап: Подготовительный класс
Второй этап: I — III классы
Третий этап: IV класс
Второй этап характеризуется постепенным нарастанием требований по всем направлениям работы и обеспечивает к концу I класса овладение учащимися следующими знаниями и умениями:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ