Примерный перечень вопросов к зачету
ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА”
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1 - 26 02 05 “ЛОГИСТИКА ”
1. Сущность, цели, задачи менеджмента.
2. Основные категории менеджмента.
3. Современный менеджер: определение, признаки, требования.
4. Эволюция менеджмента: определение, предпосылки, основные школы.
5. Характеристика подходов к менеджменту: системный, процессный, ситуационный.
6. Принципы менеджмента: определение, характеристика.
7. Методы менеджмента: понятие, требования, виды.
8. Основные функции менеджмента. Характеристика функции планирования.
9. Основные функции менеджмента. Характеристика функции организации.
10. Основные функции менеджмента. Характеристика функции мотивации.
11. Содержательные теории мотивации: понятие, характеристика. Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Теория существования, связи и роста (ERG) К. Альдерфера.
12. Содержательные теории мотивации: понятие, характеристика. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда. Теория двух факторов Ф. Герцберга
13. Процессуальные теории мотивации: понятие, характеристика.Теория ожидания В. Врума. Теория постановки целей Э. Лока.
14. Процессуальные теории мотивации: понятие, характеристика. Теория справедливости (равенства) С. Адамса. Теория Лаймана Портера — Эдварда Лоулера.
15. Основные функции менеджмента. Характеристика функции контроля.
16. Понятие организации. Внутренние переменные организации и их характеристика.
17. Внешняя среда организации и ее характеристики.
18. Сущность и общая характеристика организационной структуры управления.
19. Понятие организационной структуры управления. Сравнительная характеристика иерархических и органических организационных структур управления.
20. Иерархические структуры управления: понятие, особенности, виды.
21. Линейная структура управления: понятие, преимущества, недостатки.
22. Функциональная структура управления: понятие, преимущества, недостатки.
23. Линейно - функциональная структура управления: понятие, преимущества, недостатки.
24. Дивизиональные структуры управления: понятие, преимущества, недостатки, виды.
25. Адаптивные (органические) структуры управления: понятие, особенности, виды.
26. Характеристика проектной организационной структуры управления.
27. Характеристика матричной организационной структуры управления.
28. Характеристика бригадной, венчурной и инновационной структур управления.
29. Коммуникационный процесс: понятие, элементы, виды.
30. Понятие коммуникации в менеджменте. Невербальные коммуникации.
31. Сущность, содержание и виды управленческого решения.
32. Процесс принятия управленческого решения.
33. Методы принятия управленческого решения.
34. Понятие власти, влияния, руководства и лидерства.
35. Сущность понятия власть в менеджменте. Формы власти.
36. Убеждение и участие как формы влияния.
37. Стили руководства. Подход к лидерству с позиции личных качеств.
38. Понятие лидерства. Подход к лидерству с позиции личных качеств.
39. Поведенческий подход к лидерству.
40. Ситуационный подход к лидерству.
41. Понятие адаптация персонала и ее виды, этапы.
42. Конфликты в организации: сущность, классификация, методы разрешения
43. Организационные изменения и организационное развитие.
44. Эффективность управления: понятие, виды.
45. Показатели эффективности управления.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.:Гардарики, 2007.-527 с.
2. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: уч. пос. для студ. эк. спец. / В. Ф. Володько. – 2-е изд. – Мн.: Адукацыя и выхаванне, 2008. – 304с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-501 с.
4. Гончаров, В.И. Основы менеджмента : учеб. пособие / В. И. Гончаров. - Минск : Соврем. шк., 2006. - 280 с. -
5. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2008. – 147с.
6. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.
7. Фатхутдинов, Р.А. Разработка управленческого решения : Учеб. для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - 2-е изд., доп. - М. : Интел-Синтез, 1998. - 272с.
8. Феденя, А.К.Менеджмент : учеб. пособие / А. К. Феденя. - Минск : ТетраСистемс, 2008. - 320 с. - (Студенту к экзамену). - Библиогр. в конце каждой главы. - Допущено М-вом образования РБ в качестве учеб. пособия для студ. учреждений, обеспеч. получение высш. образования по экон. спец.
9. Янчевский В.Г. Основы менеджмента - Мн., Терта Системе, 2004.-221 с.
Дополнительная литература:
1. Виханский О.С. ,Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / под. ред. Наумова А.И.- М.: Гардарика, 1998 – 288 с.
2. Глушаков, В.Е. Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии / В. Е. Глушаков, Т. И. Глушакова. - Мн. : Технопринт, 2000. - 440с.
3. Комарова Н.В. Теоретические основы менеджмента: Конспект лекций / Н.В. Комарова.- М.: Доброе слово, 2005. - 64 с.
4. Менеджмент: Тесты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум: Учеб. пособие /Н.П. Беляцкий, И.В. Балдин, С.Д. Вермеенко, и др.; под общ. ред. проф. Н.П. Беляцкого.- - Мн.: Книжный дом. 2005 – 224 с.
5. Основы менеджмента: курс лекций / А.А. Брасс – 3-е изд., стер.– Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 224 с.
6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» для студентов специальностей 1 – 25 01 07«Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет и аудит» очной и заочной форм обучения / Сост. и общ. ред. М.В. Гайдова. – Новополоцк: ПГУ, 2007. – 315с.
7. http://www.manager.by/
8. http://www.pac.by/ru/edition-of-the-academy-of-management/magazine-problemu-ypravlenia/pu-archiv/pu-39
9. http://www.cfin.ru/
10. http://www.aup.ru/
11. http://infomanagement.ru
12. http://www.mevriz.ru/
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Менеджмент - это одно из направлений современной экономической науки, направленное на создание, планирование и реализацию плана развития организации, с целью максимизации потенциальной прибыли и создания устойчивой системы управления. Необходимость менеджмента в рыночной экономике определяется наличием организации, в которой люди работают для достижения общей цели и удовлетворения своих интересов.
Менеджмент как наука формирует систему научных знаний в области управления.
Целью данного учебно-методического комплекса – оказание методической помощи студентам в систематизации учебного материала в процессе изучения и подготовки к зачету по курсу «Основы менеджмента». Отличительной особенностью данного комплекса является его профильная направленность, учитывающая особенности специальности 1-26 02 05 «Логистика». В учебно-методическом комплексе рассмотрены вопросы современной теории и практики менеджмента в соответствии с рабочей программой для обучения студентов по специальности 1-26 02 05 «Логистика».
В результате изучения дисциплины студенты должны знать: составные части теории менеджмента и перспективы ее развития; основные модели и инструменты современного менеджмента; принципы управления персоналом; системы мотивации; особенности стратегического и тактического управления.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: использовать базовые концепции, принципы и методы управления; анализировать и проектировать организационную структуру предприятия; выполнять функции и использовать методы менеджмента; формулировать и принимать управленческие решения с использованием информационных технологий и экономических методов; применять методики управления организационными процессами на практике; управлять адаптацией, конфликтами и изменениями в организации, оценивать эффективность управления; применять методики мотивации персонала и соблюдать правила этики управления.
Учебно-методический комплекс может быть использован также при изучения дисциплины «Основы менеджмента» студентами любых специальностей.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации
Менеджер– это человек, профессионально занимающийся управлением социально-экономическими и производственными процессами.
Организация (как субъект хозяйствования)— систематизированное, сознательное объединение людей, преследующее достижение определенных целей.
Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
Метод управления -это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей
Делегирование - это передача задачи и полномочий, достаточных для ее решения, и ответственности за ее решение должностному лицу, которое принимает на себя ответственность за решение данной задачи.
Коммуникации – обмен информацией между двумя или более субъектами (отдельные личности, группы, подразделения).
Информация управленческая– определенные новые сведения, совокупность некоторых данных, знания о фактах, событиях или состоянии управляемого объекта, которые используются в процессе управления или побуждают к некоторым действиям для достижения поставленных целей.
Управленческое решение - важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач.
Стиль руководства– характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Власть–реальная возможность влиять на поведение подчиненных в организации, основанная на имеющихся ресурсах
Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит организация за период своего существования.
Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям.
Организационная структура управления- это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.
Адаптация персонала- взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.
Конфликт– это противостояние интересов, выраженных в идеях, ценностях, целях, и основанных на применении морально-психологических, социальных, экономических, физических и других видов ресурсов.
Организационное изменение– это решение руководства изменить одну или более внутренних переменных: в целях, структуре, технологии, организационной культуре, человеческом факторе, под влиянием внешней среды.
Миссия – это сформулированная философия, предназначение и смысл существования организации.
Стратегическое управление – процесс разработки, принятия о реализации стратегических решений, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.
Стратегия– это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсов и последовательность этапов по их достижению.
Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации.