Примерный перечень вопросов к зачету

ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА”

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1 - 26 02 05 “ЛОГИСТИКА ”

1. Сущность, цели, задачи менеджмента.

2. Основные категории менеджмента.

3. Современный менеджер: определение, признаки, требования.

4. Эволюция менеджмента: определение, предпосылки, основные школы.

5. Характеристика подходов к менеджменту: системный, процессный, ситуационный.

6. Принципы менеджмента: определение, характеристика.

7. Методы менеджмента: понятие, требования, виды.

8. Основные функции менеджмента. Характеристика функции планирования.

9. Основные функции менеджмента. Характеристика функции организации.

10. Основные функции менеджмента. Характеристика функции мотивации.

11. Содержательные теории мотивации: понятие, характеристика. Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Теория существования, связи и роста (ERG) К. Альдерфера.

12. Содержательные теории мотивации: понятие, характеристика. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда. Теория двух факторов Ф. Герцберга

13. Процессуальные теории мотивации: понятие, характеристика.Теория ожидания В. Врума. Теория постановки целей Э. Лока.

14. Процессуальные теории мотивации: понятие, характеристика. Теория справедливости (равенства) С. Адамса. Теория Лаймана Портера — Эдварда Лоулера.

15. Основные функции менеджмента. Характеристика функции контроля.

16. Понятие организации. Внутренние переменные организации и их характеристика.

17. Внешняя среда организации и ее характеристики.

18. Сущность и общая характеристика организационной структуры управления.

19. Понятие организационной структуры управления. Сравнительная характеристика иерархических и органических организационных структур управления.

20. Иерархические структуры управления: понятие, особенности, виды.

21. Линейная структура управления: понятие, преимущества, недостатки.

22. Функциональная структура управления: понятие, преимущества, недостатки.

23. Линейно - функциональная структура управления: понятие, преимущества, недостатки.

24. Дивизиональные структуры управления: понятие, преимущества, недостатки, виды.

25. Адаптивные (органические) структуры управления: понятие, особенности, виды.

26. Характеристика проектной организационной структуры управления.

27. Характеристика матричной организационной структуры управления.

28. Характеристика бригадной, венчурной и инновационной структур управления.

29. Коммуникационный процесс: понятие, элементы, виды.

30. Понятие коммуникации в менеджменте. Невербальные коммуникации.

31. Сущность, содержание и виды управленческого решения.

32. Процесс принятия управленческого решения.

33. Методы принятия управленческого решения.

34. Понятие власти, влияния, руководства и лидерства.

35. Сущность понятия власть в менеджменте. Формы власти.

36. Убеждение и участие как формы влияния.

37. Стили руководства. Подход к лидерству с позиции личных качеств.

38. Понятие лидерства. Подход к лидерству с позиции личных качеств.

39. Поведенческий подход к лидерству.

40. Ситуационный подход к лидерству.

41. Понятие адаптация персонала и ее виды, этапы.

42. Конфликты в организации: сущность, классификация, методы разрешения

43. Организационные изменения и организационное развитие.

44. Эффективность управления: понятие, виды.

45. Показатели эффективности управления.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.:Гардарики, 2007.-527 с.

2. Володько, В. Ф. Основы менеджмента: уч. пос. для студ. эк. спец. / В. Ф. Володько. – 2-е изд. – Мн.: Адукацыя и выхаванне, 2008. – 304с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-501 с.

4. Гончаров, В.И. Основы менеджмента : учеб. пособие / В. И. Гончаров. - Минск : Соврем. шк., 2006. - 280 с. -

5. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2008. – 147с.

6. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.

7. Фатхутдинов, Р.А. Разработка управленческого решения : Учеб. для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - 2-е изд., доп. - М. : Интел-Синтез, 1998. - 272с.

8. Феденя, А.К.Менеджмент : учеб. пособие / А. К. Феденя. - Минск : ТетраСистемс, 2008. - 320 с. - (Студенту к экзамену). - Библиогр. в конце каждой главы. - Допущено М-вом образования РБ в качестве учеб. пособия для студ. учреждений, обеспеч. получение высш. образования по экон. спец.

9. Янчевский В.Г. Основы менеджмента - Мн., Терта Системе, 2004.-221 с.

Дополнительная литература:

1. Виханский О.С. ,Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / под. ред. Наумова А.И.- М.: Гардарика, 1998 – 288 с.

2. Глушаков, В.Е. Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии / В. Е. Глушаков, Т. И. Глушакова. - Мн. : Технопринт, 2000. - 440с.

3. Комарова Н.В. Теоретические основы менеджмента: Конспект лекций / Н.В. Комарова.- М.: Доброе слово, 2005. - 64 с.

4. Менеджмент: Тесты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум: Учеб. пособие /Н.П. Беляцкий, И.В. Балдин, С.Д. Вермеенко, и др.; под общ. ред. проф. Н.П. Беляцкого.- - Мн.: Книжный дом. 2005 – 224 с.

5. Основы менеджмента: курс лекций / А.А. Брасс – 3-е изд., стер.– Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 224 с.

6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» для студентов специальностей 1 – 25 01 07«Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет и аудит» очной и заочной форм обучения / Сост. и общ. ред. М.В. Гайдова. – Новополоцк: ПГУ, 2007. – 315с.

7. http://www.manager.by/

8. http://www.pac.by/ru/edition-of-the-academy-of-management/magazine-problemu-ypravlenia/pu-archiv/pu-39

9. http://www.cfin.ru/

10. http://www.aup.ru/

11. http://infomanagement.ru

12. http://www.mevriz.ru/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Менеджмент - это одно из направлений современной экономической науки, направленное на создание, планирование и реализацию плана развития организации, с целью максимизации потенциальной прибыли и создания устойчивой системы управления. Необходимость менеджмента в рыночной экономике определяется наличием организации, в которой люди работают для достижения общей цели и удовлетворения своих интересов.

Менеджмент как наука формирует систему научных знаний в области управления.

Целью данного учебно-методического комплекса – оказание методической помощи студентам в систематизации учебного материала в процессе изучения и подготовки к зачету по курсу «Основы менеджмента». Отличительной особенностью данного комплекса является его профильная направленность, учитывающая особенности специальности 1-26 02 05 «Логистика». В учебно-методическом комплексе рассмотрены вопросы современной теории и практики менеджмента в соответствии с рабочей программой для обучения студентов по специальности 1-26 02 05 «Логистика».

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: составные части теории менеджмента и перспективы ее развития; основные модели и инструменты современного менеджмента; принципы управления персоналом; системы мотивации; особенности стратегического и тактического управления.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: использовать базовые концепции, принципы и методы управления; анализировать и проектировать организационную структуру предприятия; выполнять функции и использовать методы менеджмента; формулировать и принимать управленческие решения с использованием информационных технологий и экономических методов; применять методики управления организационными процессами на практике; управлять адаптацией, конфликтами и изменениями в организации, оценивать эффективность управления; применять методики мотивации персонала и соблюдать правила этики управления.

Учебно-методический комплекс может быть использован также при изучения дисциплины «Основы менеджмента» студентами любых специальностей.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации

Менеджер– это человек, профессионально занимающийся управлением социально-экономическими и производственными процессами.

Организация (как субъект хозяйствования)— систематизированное, сознательное объединение людей, преследующее достижение определенных целей.

Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

Метод управления -это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей

Делегирование - это передача задачи и полномочий, достаточных для ее решения, и ответственности за ее решение должностному лицу, которое принимает на себя ответственность за решение данной задачи.

Коммуникации – обмен информацией между двумя или более субъектами (отдельные личности, группы, подразделения).

Информация управленческая– определенные новые сведения, совокупность некоторых данных, знания о фактах, событиях или состоянии управляемого объекта, которые используются в процессе управления или побуждают к некоторым действиям для достижения поставленных целей.

Управленческое решение - важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач.

Стиль руководства– характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Власть–реальная возможность влиять на поведение подчиненных в организации, основанная на имеющихся ресурсах

Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит организация за период своего существования.

Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которые придают общий смысл их действиям.

Организационная структура управления- это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.

Адаптация персонала- взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизио­логических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.

Конфликт– это противостояние интересов, выраженных в идеях, ценностях, целях, и основанных на применении морально-психологических, социальных, экономических, физических и других видов ресурсов.

Организационное изменение– это решение руководства изменить одну или более внутренних переменных: в целях, структуре, технологии, организационной культуре, человеческом факторе, под влиянием внешней среды.

Миссия – это сформулированная философия, предназначение и смысл существования организации.

Стратегическое управление – процесс разработки, принятия о реализации стратегических решений, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.

Стратегия– это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсов и последовательность этапов по их достижению.

Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации.

Наши рекомендации