Занятие 4. Толерантность к другим
Разминка
Упражнение «Глаза в глаза»
Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В течение трех минут партнеры смотрят друг другу в глаза, не используя слов, пытаясь понять мысли и чувства партнера, как бы общаясь глазами. Затем участники делятся ощущениями с группой.
Вопросы для обсуждения:
1. Удалось ли кому-нибудь понять друг друга без слов?
2. Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами?
3. Возникает ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?
Упражнение «Успей вставить слово»
Процедура проведения. Участники бросают мяч друг другу. Бросающий называет какое-нибудь существительное, а тот, кому адресован мяч, должен быстро назвать глагол, подходящий по смыслу. Кто говорит бессмыслицу – выбывает из игры. Тот, кто правильно подобрал глагол, называет свое существительное и бросает мяч другому и т. д. Игра ведется в быстром темпе.
Упражнение «Рисунок в два этапа»
Процедура проведения. Участникам предлагается разбиться на пары и сесть напротив друг друга.Положить между собой лист ватмана и взять по одному фломастеру. Поставить фломастером точку в центре листа и, не отрывая руку, закрыть глаза. В течение двух минут (пока звучит музыка) путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисовать во все стороны, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана.
Потом открыть глаза и за 5 – 7 минут сделать картину из того, что нарисовано на бумаге. Если есть желание, можно разговаривать друг с другом. Далее рисунок демонстрируется всей группе.
Вопросы для обсуждения:
1. Как в вашей паре происходило дорисовывание картины?
2. Каким образом вы находили общий язык со своим партнером?
3. Как вы сотрудничали со своим партнером?
Основная часть
Упражнение «Любопытная история»(К. Фопель)
Материалы: бумага и карандаши для каждого игрока.
Процедура проведения:
1. Объясните участникам цели игры: мини-команды должны сочинить историю, при этом, наверняка, придется в полной мере задействовать свою фантазию.
2. Каждый игрок пишет на карточке любое слово, пришедшее ему на ум. Это может быть существительное, глагол, прилагательное или наречие.
3. Группы делятся на команды по четыре человека в каждой. Теперь членам команды предстоит объединится и сочинить историю так, чтобы в ней были использованы все слова с имеющихся у них карточек. Объем текста не должен превышать страницу. Готовые истории в течение тридцати минут, должны быть названы и представлены в письменном виде.
4. После этого команды собираются вместе и каждая зачитывает свою историю.
5. В конце игры подведите итоги, отвечая на следующие вопросы:
- Какие слова были написаны на карточках и, какое из них было труднее включить в рассказ?
- Каким было настроение в команде во время работы?
- Доставило ли каждому участнику удовольствие творить вместе с другими?
- Были ли похожие истории, сходные сюжетные линии?
- Как можно охарактеризовать ту или иную команду (творческие способности ее членов, интересы, потребности), исходя из того, какая история написана?
Упражнение «Поэма толерантности»
Процедура проведения. Все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник пишет на своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма (например: «толерантность – это уважение и уверенность в том, что ты будешь понят» и т. д.). Ведущий собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим, как поэму.
Рефлексия тренинга.
- Что больше всего запомнилось в тренинге?
- Какая тема была особенно актуальной?
- Какие вопросы, касающиеся темы «Толерантность» было бы интересно обсудить в подобном цикле?
- Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?
ТРЕНИНГ «УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА»
О. В. Баранова
Цель тренинга: Развитие способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию. Программа тренинга рассчитана на 16 часов и предполагает проведение 4 занятий по 4 часа.