Эмоциональная сфера человека, достижение эмоционального здоровья (благополучия)

Эмоции являются одним из проявлений ВНД человека. Они представляют собой субъективные реакции и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, проявляющихся в виде удовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции отражают в форме переживаний значимость явлений и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотиваций).

В форме ответных реакций организма, возникающих в чрезвычайных условиях, эмоции сформировались в процессе эволюции как механизме приспособления. Организм, не обладающий способностью к экстренной мобилизации своих ресурсов в трудной обстановке, не выдерживал борьбы за существование и погибали. Эмоции возникают в том случае, если перед организмом стоит какая-либо задача (потребность, цель), а средств для решения (удовлетворения, достижения) ее оказывается недостаточно.

В зависимости от силы, от влияния на активность человека эмоции делятся на стенические (“стенос” означает силу), которые возбуждают, активируют деятельность и астенические, которые снижают активность, действуют угнетающе.

Выделяют также положительные и отрицательные эмоции в зависимости от того, стремится ли индивид сохранить или усилить состояние (в том случае, если эмоция положительная) или же наоборот, отрицательная эмоция проявляется в усилиях, направленных на устранение неблагоприятных состояний организма.

По длительности и степени выраженности, например. различают эмоции настроения, страсти, аффекта. Настроение – не очень яркое, но длительное эмоциональное чувство. Ему присуща сравнительная устойчивость в течение довольно длительного периода времени. Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. Кратковременно и бурно протекающая эмоция, сопровождающаяся выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, называются аффектом. Аффект представляет собой как бы эмоциональный взрыв, возникающий в результате волнующей ситуации, и трудно поддается управлению.

В так называемых конфликтных ситуациях эмоции могут перейти в эмоциональные стрессы, при которых эмоциональные возбуждения из центром головного мозга через вегетативную нервную систему и железы внутренней секреции начинают непрерывно распространяться на периферические процессы. Это может привести к изменению функций различных внутренних органов и развитию неврозов, которые в свою очередь могут спровоцировать различные соматические расстройства.

У человека помимо общих для него с животными низших эмоций, выделяют высшие. Низшие эмоции наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями подразделяют на два вида: гомеостатические (голод, жажда и др.) и инстинктивные (связаны с проявлением и реализаций полового инстинкта, инстинкта самосохранения и т.д.). Высшими называют эмоции человека, связанные с удовлетворением социальных потребностей.

Развитие эмоций находится в тесной связи с формированием эмоциогенных зон головного мозга и общим психическим развитием ребенка. Преобладание низших эмоций, связанных с деятельностью подкорковых структур, продолжается до 3-5 лет, когда по мере созревания корковых структур начинается формирование высших эмоций.

Среди причин развития отрицательных эмоций как предпосы­лок стресса важная роль отводится недостаточному удовлетворе­нию существующих у человека потребностей. Их иерархия выгля­дит следующим образом:

· физиологические потребности в еде, воде, сне, половом удов­летворении;

· потребность в безопасности защите, порядке, стабильности (наиболее ярко выражены у детей);

· потребность любить и принадлежать кому-то (семья, друзья и т.д.);

· потребность в самоуважении и признании со стороны окру­жающих)

· потребность в самореализации.

Удовлетворение всех этих потребностей лежит в основе форми­рования положительного эмоционального фона. И, наоборот, не­удовлетворенные потребности, что порой не осознается самим че­ловеком, могут явиться причиной тяжелого психологического стрес­са, последствиями которого могут стать психосоматические заболевания.

Стресс и здоровье

Стресс стал одним из самых модных понятий ХХ столетия. Его рассматривают как очень значимую причину самых разнообразных нарушений здоровья. Универсальной моделью компенсаторно-приспособительных реакций организма в ответ на действие дестабилизирующих факто­ров являются механизмы неспецифической резистентности. Эти проявления реактивности организма составляют основу общего адаптационного синдрома и могут рассматри­ваться как мера здоровья индивида. Однако при чрезмерных или продолжительных реакциях подобного рода существует угроза воз­никновения болезней адаптации. Поэтому одним из способов ук­репления здоровья является повышение стрессоустойчивости орга­низма.

Физиологический стресс— это реакция всего организма, охватывающая комплекс неспецифиче­ских изменений адаптивного характера. Эти изменения проявляют­ся на вегетативном, гуморальном, биохимическом, а также пове­денческом и психическом уровнях и направлены на защиту орга­низма от негативных последствий раздражителей (стрессоров)физической или психосоциальной природы.

В роли физических стрессоров могут выступать температурные, механические, химические, электромагнитные раздражители, зна­чительно превышающие пороговые значения. При этом раздражи­тели одной и той же силы в зависимости от исходного физиологи­ческого состояния организма в целом, его клеток, тканей, органов и систем могут проявляться в одних случаях как допороговые, а в других — как пороговые или сверхпороговые. Физическими стрессорами для человека могут также стать значительные суточные ко­лебания напряженности геомагнитного поля, атмосферного давле­ния, парциальной плотности кислорода в атмосфере, воздействие ионизирующей радиации и др. В качестве стрессора может рассмат­риваться и депривация жизненно важных функций (например, не­достаток сна).

Среди других факторов, провоцирующих развитие стресса, — неудовлетворенные биологические или социальные потребности, информационные перегрузки, а также наличие угрозы жизни, кото­рая вызывает негативные эмоциональные реакции.

Эксперты ВОЗ рассматривают стресс как родовое понятие, «со­пряженное с состояниями отрицательных эмоций, возникающих в условиях депривации, жизненных препятствий или при перспекти­вах их возникновения». Во всех тех случаях, когда у индивида име­ют место устойчивые отрицательные эмоциональные переживания, можно говорить о развитии у него психоэмоционального стресса.

В эволюционном аспекте стресс-реакция человека развивалась как биологическая реакция защиты от повреждающих факторов Она включает стресс-реализующие и стресс-лимитирующиемеханизмы, направленные на сохранение гомеостаза организма

В морфофункциональном плане стресс характеризуется тремя ста­диями.

• стадией тревоги, во время которой происходит экстренная мо­билизация энергоресурсов организма,

• стадией резистентности к действию раздражителей, сопро­вождающаяся приспособлением организма к новым условиям путем напряжения функциональных систем организма,

• стадией истощения, когда в результате несостоятельности компенсаторно-приспособительных механизмов возрастает риск серьезных нарушений жизнедеятельности вплоть до гибели организма.

В качестве непосредственных причин психологического стресса можно назвать конфликтные ситуации в микросоциуме (семья, тру­довой коллектив, класс, студенческая группа и т.д.), получение не­приятных известий, драматические события в жизни типа потери близких. Существенная роль в развитии психологического стресса принадлежит второй сигнальной системе. Так, в роли стрессора для человека может выступить язвительное слово. Стрессором может стать даже эмоционально-нейтральное слово, сказанное с негатив­но окрашенной интонацией.

Наши рекомендации