Применение звукозаписи

Звукозапись очной ставки имеет ряд положительных сторон: а) обеспечивает высокую точность и полноту фиксации хода и результатов следственного действия, передает не только смысловое содержание показаний, но и живую речь, степень убежденности допрашиваемых;

б) позволяет проверить, в какой обстановке, в какой последовательности давались участниками очной ставки показания, какие тактические приемы применялись следователем, были ли соблюдены процессуальные нор­мы, не нарушались ли законные права допрашиваемых;

в) оказывает дисциплинирующее воздействие на следователя; заставляет его тщательнее готовиться к проведению очной ставки; г) положительно влияет на поведение недобросовестных участников очной ставки, которые ведут себя спокойнее, реже впоследствии изменяют показания; д) дает возможность неоднократно

прослушивать фонограмму очной ставки, правильно оценить показания в случае их последующего изменения допрашиваемыми, если противоречия остались неустраненными, наметить план проведения дальнейших дей­ствий; е) помогает следователю качественно составите, письменный протокол, осуществлять самоконтроль 14.

Вопросы практического применения звукозаписи при производстве очных ставок представляют определенный интерес Проведенное нами анкетирование показало, что только 52,3% следователей применяли при проведении очных ставок звукозапись. Причем некоторые из них применяли в ходе очной ставки звукозапись всего лишь один раз. 2,6% следователей на поставленный вопрос не дали ответа. 45,1% следователей заявили, что они при проведении очных ставок звукозапись вообще не применяют. Каковы же причины, сдерживающие использование звукозаписи на очных ставках?

Одной из таких причин является отсутствие или недостаточное количество у следователей звукозаписывающей аппаратуры, магнитной пленки, катушек и т. п. Судя по данным анкетирования, 19% следователей к числу опрошенных ощущают отсутствие или нехватку технических средств фиксации. Такое положение являет­ся серьезным препятствием к более широкому внедрение звукозаписи в практику производства очных ставок.

Некоторые из опрошенных следователей подчерки­вают то обстоятельство, что имеющаяся в их распоряже­нии аппаратура не отвечает запросам следствия.

23,5% следователей высказали отрицательное отношение к применению звукозаписи. Эту позицию они объясняют сложностью одновременного выполнения в ходе очной ставки нескольких обязанностей — допра­шивать участников, протоколировать их показания, на­блюдать за поведением допрашиваемых, осуществлять звукозапись и т. д. С этим доводом нельзя не согла­ситься. Одному человеку одновременно качественна выполнить несколько обязанностей весьма затрудни­тельно. Поэтому работу с магнитофоном на очной став­ке целесообразно поручать технику-криминалисту, ла­боранту либо имеющему навыки применения звукозапи­си общественному помощнику следователя.

Следователи отмечают также, что звукозапись очной ставки отнимает у них много сил и времени, поскольку

её применение связано с необходимостью выполнения целого ряда дополнительных процессуальных требова­ний. Соблюдение процессуальных правил применения звукозаписи действительно значительно удлиняет продолжительность производства очной ставки, в особенно­сти за счет выполнения требования закона о воспроиз­ведении участникам очной ставки фонограммы. Однако потеря времени и сил в данном случае окупается точ­ностью и полнотой записи показаний на очной ставке, исключает возможность их фальсификации.

В ряде случаев отрицательное отношение следовате­лей к звукозаписи обусловливается опасением, что её применение окажет на участников очной ставки психологическое давление. Следователи констатируют, что применение звукозаписи может повлечь за собой боль­шую скованность участников очной ставки. Допраши­ваемые иногда стремятся подогнать свои показания под ранее данные. Бывает и так, что участники очной став­ки отказываются давать показания, если следователь будет фиксировать их на магнитную ленту.

При решении вопроса о применении магнитофона следует учитывать индивидуальные психологические особенности участников очной ставки. Например, лицам со слабой нервной системой до начала очной ставки нужно разъяснить цель предстоящего применения зву­козаписи. Если разъяснение не подействует и следова­тель будет уверен, что звукозапись окажет на допра­шиваемых отрицательное воздействие, от её примене­ния следует отказаться.

Процессуальный порядок применения звукозаписи при производстве очной ставки в УПК РСФСР не рег­ламентирован. Однако из сопоставления ст. 1411, в кото­рой говорится о применении звукозаписи при допросе, со ст. ст. 141, 200, 201 УПК РСФСР можно сделать вы­вод, что звукозапись допустима при производстве и иных следственных действий, в том числе очной ставки. В ст. 871 УПК Армянской ССР прямо сказано о том, что следователь может применить звукозапись при произ­водстве очной ставки. УПК же Украинской ССР (ст. 851), Литовской ССР (ст. 1141) и некоторых дру­гих союзных республик регламентируют порядок приме­нения звукозаписи при производстве любого следствен­ного действия. Позицию УПК Украинской, Литовской

ССР по данному вопросу следует признать наиболее правильной.

Частота применения звукозаписи при производстве очных ставок на предварительном следствии невелика. По нашим данным, приходится всего лишь один случай использования звукозаписи на 208—209 очных ставок.

В каждом конкретном случае звукозапись применя­ется по усмотрению следователя. Инициатива её исполь­зования может исходить и от прокурора, допрашивае­мых на очной ставке лиц, а также адвоката, педагога, родителей либо законных представителей несовершен­нолетнего.

Звукозапись очной ставки должна производится с соблюдением определенных правил.

1. До начала очной ставки оба её участника в обязательном порядке должны быть уведомлены о применении звукозаписи, что отражается в протоколе и во вводной части фонограммы. Получения согласия на применение звукозаписи от участников очной ставки не требуется.

2. Во вводной части фонограммы так же, как и в протоколе, указываются место и дата производства очной ставки, время её начала (а в конце — время её оконча­ния), данные об участвующих в очной ставке лицах.

3. Следователь своими пояснениями должен обеспе­чить возможность различать при воспроизведении зву­козаписи голоса лиц, участвующих в очной ставке.

4. Фонограмма должна отражать весь ход очной ставки. Недопустимо производить выборочно звукоза­пись лишь каких-то отдельных интересующих следова­теля фрагментов очной ставки или показаний одного из допрашиваемых. Запрещается также фиксация на маг­нитную ленту заранее подготовленного текста очной ставки. Следователь в протоколе и фонограмме очной ставки обязан оговорить причины и время остановок звукозаписи.

5. Если на производство очной ставки понадобится несколько кассет с магнитофонной лентой, они должны быть пронумерованы и нумерация оговорена в каждой ленте, а обрывы и последующая склейка ленты оговоре­ны и в протоколе и на магнитной ленте.

6. По окончании очной ставки фонограмма полностью воспроизводится её участникам. Раздельное ознакомление

с фонограммой допрошенных на очной ставке лиц не допускается. Высказанные участниками очной ставки дополнения, замечания, заявления заносятся на магнит­ную ленту и вновь воспроизводятся им. В заключитель­ной части фонограммы и протокола фиксируются пока­зания участников очной ставки о правильности произ­веденной звукозаписи.

7. Воспроизведение фонограммы очной ставки в ходе другого следственного действия следователь обязан отразить в протоколе этого следственного действия.

8. По окончании расследования фонограмма очной ставки в порядке ознакомления участников судопроизводства с материалами дела (ст. ст. 200, 201 УПК РСФСР) воспроизводится обвиняемому и его защитни­ку, а также потерпевшему, если он ходатайствует об этом. Затем она опечатывается и хранится в отдельном пакете при уголовном деле.

Какие очные ставки целесообразно фиксировать помимо обычного протокола и на фонограмму, должен решать сам следователь, исходя из материалов конкретного уголовного дела. Анализ следственной практики позволяет высказать на этот счет некоторые рекомен­дации.

1. Применение звукозаписи желательно при производстве очных ставок с участием несовершеннолетних и прежде всего малолетних, чьи речевые особенности трудно отразить в письменном протоколе. Следователь при переложении показаний несовершеннолетнего в про­токол очной ставки прибегает к их редактированию и неизбежно употребляет слова и выражения, не свой­ственные допрашиваемому. При рассмотрении уголов­ного дела в суде иногда возникает вопрос: не были ли получены в ходе очной ставки показания несовершенно­летнего в результате оказания на него внушающего воздействия? Перечисленные и некоторые другие вопро­сы поможет правильно разрешить воспроизведение фо­нограммы очной ставки.

2. Звукозапись может быть применена при проведении очных ставок с участием переводчика. При производстве расследования или рассмотрении уголовного дела в суде могут возникнуть сомнения в отношении правильности и полноты сделанного в ходе очной ставки перевода. В таких случаях воспроизведение фонограммы очной

ставки позволяет перепроверить перевод и при необходимости устранить допущенные неточности.

3. Целесообразно использовать звукозапись при проведении очных ставок с участием больных, раненых, престарелых, а также лиц, проживающих в отдаленных местностях или отъезжающих в длительные служебные командировки.. Указанные лица по известным причинам могут не явиться в суд. В этом случае прослушивание составом суда фонограммы очной ставки имеет важное значение.

4 Звукозапись следует применять при производстве наиболее важных очных ставок по делам, расследуемым группой следователей. Следователи, не принимавшие участия в той или иной очной ставке, получают возмож­ность прослушать её фонограмму. Результаты анализа прослушанной фонограммы могут быть использованы затем в процессе проводимого ими расследования преступных эпизодов уголовного дела.

5. Применение звукозаписи оправдано при проведении очных ставок с участием неграмотных, слепых и других лиц, не могущих прочитать протокола, а также лиц, отличающихся индивидуальными особенностями речи.

6. Звукозапись необходима, когда допрашиваемые на очной ставке лица владеют языком, которого не знает следователь. Если на очной ставке её участники попытаются говорить на не понятном для следователя языке, то прослушивание фонограммы в присутствии перевод­чика позволит выявить характер этого разговора и пра­вильно оценить результаты следственного действия.

7. Звукозапись надлежит применять во всех тех слу­чаях, когда эмоциональная напряженность очной ставки не исключает возможности наступления нежелательных эксцессов. С точки зрения задач расследования в ходе очной ставки, например, нежелательны попытки допрашиваемых выйти из-под контроля следователя с целью осуществления сговора между собой о согласовании показаний в ущерб истине или попытки оказания психологического нажима одним допрашиваемым на другого с целью добиться изменения его показаний в выгодном для себя направлении или провокации различного рода конфликтов и т. п. Хорошо сознавая, что ни одно ска­занное слово не останется не зафиксированным на маг­нитную ленту, недобросовестные участники, как правило,

отказываются от осуществления в ходе очной ставки неприкрытого сговора, от использования таких методов воздействия на добросовестных участников, как высказывание угроз, оскорблений и т. п.

8. Звукозапись может быть использована как сред­ство оказания психологического воздействия на недобросовестного участника очной ставки. При фиксации результатов очной ставки только в протоколе недобросовестный участник получает свободу действий. Он мо­жет подолгу обдумывать свои ответы, не отвечать на некоторые вопросы вообще, безмотивно сослаться на плохое самочувствие и т. п. Применение звукозаписи существенно меняет характер поведения недобросовест­ного участника очной ставки. На магнитную ленту объ­ективно фиксируются реакции недобросовестного допра­шиваемого на показания второго участника очной став­ки, а также на предъявление доказательств и неожи­данные быстро чередующиеся детализирующие вопросы следователя. Недобросовестный участник понимает, что неправильное поведение на очной ставке, зафиксирован­ное на фонограмму, может быть в любое время воспроиз­ведено и использовано против него. Испытывая дефицит времени на обдумывание ложных утверждений, недоб­росовестный участник постепенно теряет контроль за своим поведением. Сознавая всю губительность своего молчания и не соответствующего обстановке и атмосфе­ре очной ставки поведения, недобросовестный участник вынужден либо давать правдивые показания, либо вступать в новые неизбежные противоречия.

9. Применение звукозаписи приобретает важное значение, если существует реальная опасность, что на участников очной ставки впоследствии будет оказано воздействие недобросовестными лицами с целью изменения показаний. Звукозапись в рассматриваемом случае помогает последующим инстанциям правильно решить вопрос, какие из показаний участников очной ставки соответствуют истине.

10. Как средство контроля за соблюдением процессуального порядка и применением тактических приемов может быть использована звукозапись при проведении очных ставок с участием лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т. п.).

В настоящее время на вооружение следователей поступают диктофоны. Применение их позволяет сократить время на проведение очной ставки. Диктофоны обеспечивают продолжительность записи до 12 часов, позво­ляют воспроизвести записанный текст полностью либо частично, в необходимых случаях в замедленном темпе. Это значительно облегчает участникам судопроизводства изучение фонограммы очной ставки, а фономашинистке печатание с неё протокола 15.

Процессуальный порядок использования на очной ставке диктофона такой же, как и магнитофона.

Наши рекомендации