Применение видео- и звукозаписи при расследовании преступлений.

Применение криминалистической видеозаписи при расследовании преступлений необходимо в тех случаях, когда важно запечатлеть какое-либо действие, существенное для установления истины по делу, динамику развития события или явления вместе с сопровождающими их звуками.

Видеозапись на предварительном следствии фиксирует в динамике образную и звуковую криминалистическую информацию, получаемую в ходе следственных действий.

Поскольку на экране синхронно воспроизводится образная и звуковая информация, съемку фильма нужно проводить так, чтобы были доброкачественно зафиксированы не только изображение, но и звук.

Из основных операторских приемов можно выделить панорамирование, наезд и отъезд. Панорамирование — это съемка камерой, находящейся в движении. Оно бывает статическим и динамическим. Статическую панораму снимают плавным поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую видеопанораму, а во втором — вертикальную.

При динамическом панорамировании съемка осуществляется камерой, перемещающейся в пространстве. Такой прием рационально применять тогда, когда нужно запечатлеть большие площади или объекты значительной протяженности. Разновидности динамических панорам — линейная панорама, при съемке которой камеру постепенно перемещают параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы оглядывая его, и панорама следования, когда с камерой движутся вслед за объектом, фиксируя его динамику.

Панорамы должны начинаться и заканчиваться статичными кадрами, иначе они плохо согласуются с соседними эпизодами видеофильма, запечатлевшего следственное действие. Внутри панорам целесообразно делать остановки (стоп-кадр) для выделения главных объектов. Здесь следует применять наезд, то есть плавный переход от общего плана к среднему и крупному. Отъезд — прием, обратный наезду, обычно позволяет поддерживать ориентацию в обстановке производства следственного действия после серии эпизодов, снятых крупным и детальным планами, либо используется для ввода в кадр других лиц после показа основного персонажа съемки.

По аналогии с криминалистической оперативной фотографией, использующей ориентирующий, обзорный, узловой и детальный виды съемки, в криминалистической видеозаписи применяется общий, средний, крупный и детальный планы.

Общий план предпочтителен при ориентирующей и обзорной фиксации места проведения следственного действия. Он показывает перемещение главного объекта на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизоды судебного видеофильма, он вводит в курс предстоящих действий. Средний план, укрупняя часть изображений общего плана, направляет внимание на определенный объект, динамика которого становится уже хорошо различимой. Для выделения характерных частей снимаемого объекта используется крупный план. Детальный план необходим для показа в полный кадр специфических особенностей объектов съемки.

Снимать эпизоды судебного видеофильма необходимо в той последовательности, в какой они будут демонстрироваться, чтобы избежать монтажа. Съемку обычно следует вести с уровня среднего роста, привычного и не искажающего перспективу. Нужно обращать внимание на освещение снимаемых объектов, нейтрализовать звуковые помехи, затрудняющие восприятие звукового ряда. Для производства видеозаписи в ходе следственного действия целесообразно пригласить специалиста-телеоператора, объяснив ему, что и как требуется заснять.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» видеозапись допустимо осуществлять и при производстве оперативно-розыскных мероприятий. В дальнейшем их результаты, зафиксированные посредством видеозаписи, могут быть легализованы в материалах уголовного дела в качестве доказательств вины конкретного субъекта.

Видеоматериалы, на которых отражены обстоятельства совершения преступления, доказательства причастности к нему определенного гражданина, следы содеянного, обычно приравниваются к вещественным доказательствам. Видеозаписи, в том числе любительские, могут быть полезными для доказывания фактов встреч интересующих следствие субъектов, их знакомства, совместного времяпрепровождения, дружеских взаимоотношений, пребывания в определенное время в конкретном месте и др.

К материалам расследуемого дела в качестве документа приобщают видеокадры, запечатлевшие празднование свадьбы, дня рождения, юбилея, пикник, застолье в ресторане, сауне и т.п. с участием лиц, интересующих следствие. Опровергнуть такие доказательства в силу их наглядности и убедительности весьма трудно.

Применение звукозаписи в советской следственной практике было узаконено в конце 60-х годов прошлого столетия. До этого ее применение носило нерегламентированный законом характер и осуществлялось в произвольной форме.

В настоящее время звукозапись, в отличие от фото- и видеосъемки, используется в криминалистической деятельности следователя не только как средство наглядно-звуковой фиксации хода отдельных следственных действий (например, допроса, очной ставки, проверки показаний на месте и др.), но и как техническое средство, облегчающее его работу в деле закрепления первичной оперативной информации о преступном деянии, при составлении отдельных процессуальных документов (например, как средство накопления ориентирующей информации до начала ряда следственных действий, а также средство, заменяющее рукописные черновые наброски, составляемые при осмотре места происшествия, допросе для последующего составления протоколов).

Очевидно, что звукозапись как средство фиксации обладает целым рядом достоинств. И тем не менее она не заменяет протоколирование как процессуальную форму фиксации процесса и результатов следственного действия. Более того, она может содержать избыточную информацию, не представляющую интереса для следствия и не фиксируемую протоколом. Поэтому звукозапись применяется тогда, когда действительно может сыграть положительную роль в получении доказательственной информации. Относимость фонограммы с записью следственного действия определенному (допрашиваемому) лицу закрепляется в установленном законом порядке.

Достаточно широко звукозапись используется в оперативно-розыскной работе и особенно при записи прослушиваемых телефонных и иных переговоров. Соответственно этот вид формирующегося раздела криминалистической техники условно делится на следственную и оперативно-розыскную запись.

Фонограмма, полученная в процессе оперативно-розыскной деятельности, содержащая запись речи противоправного характера, может явиться вещественным доказательством по делу и может быть использована в качестве идентифицирующего личность носителя информации. По такой фонограмме может быть произведено в процессуальном порядке опознание по голосу и речи и назначена фоноскопическая экспертиза.

Наши рекомендации