Выявление сенсорного левшества

Задание № 25

Попросить ребёнка послушать, как тикают ручные часы. (Прикладывает преобладающее ухо.)

Задание № 26

Попросить ребёнка через дырочку в листе бумаги (или свёрнутую из бумаги трубочку) посмотреть на какой-то предмет.

Если ребёнок всё делает левой рукой, слушал левым . ухом, смотрел левым глазом, а пишет правой рукой - перед нами скрытый левша, у которого будут проблемы с письменной речью.

Схемакомплексного обследования латеральности ребёнка

Дата обследования_______________________________________________

Ф.И.О. ребёнка__________________________________________________

Возраст________________________________________________________

Леворукость у родственников — нет, есть (кто именно?) _____________

_______________________________________________________________

Результаты обследования

    Тип выполнения и оценка в баллах
№ п/п Тесты Правой рукой Любой рукой Левой рукой
    + 1 + 2 0 -1 -2
Какой рукой рисует?          
Какой рукой бросает?          
Какой рукой режет?          
Какой рукой бьёт молотком?          
Какой рукой держит ложку во время еды?          
Какой рукой чистит зубы?          
Какой рукой складывает башню из кубиков?          
Какой рукой нанизывает бисер?          
Какой рукой раздаёт карты при игре в лото и других играх?          
Какой рукой открывает коробку?          
Какой рукой указывает на предметы?          
Какая рука при аплодисментах сверху?          
Сумма баллов

Результаты сенсорно-моторных проб

Ведущий глаз: правый, левый, оба.

Ведущее ухо: правое, левое, оба.

Переплетение пальцев рук: правый, левый, амбидекстральный тип.

Перекрест рук на груди: правый, левый, амбидекстральный тип.

Заключение

Леворукий, амбидекстральный ________ баллов, с __________ ведущим глазом, с ______________ ведущим ухом, ________________ типом переплетения пальцев рук,

______________________типом перекреста рук на груди, наличием (отсутствием) в семье леворуких.

Переучивание допускается, не обнаруживается.

Сбор анамнеза(проводится в случае выявления тяжёлой речевой патологии или задержки психического развития)

Цель: выяснить причины речевой или психической задержки.

В процессе уточняем:

1. Возраст родителей.

2. Как протекала беременность.

3. Как протекали роды.

4. Перенесённые ребёнком заболевания до 1,5 лет, в том числе травмы, операции.

5. Наличие хронических заболеваний в семье.

6. Были ли случаи речевых нарушений в семье.

7. Были ли случаи психических заболеваний в роду. Кроме того, в медицинских картах необходимо ознакомиться с заключениями узких специалистов: лора, окулиста и психоневролога - уточнить состояние слуха, зрения и психического статуса ребёнка, перенесённые заболевания.

По результатам обследования можно выделить детей:

1) с поздним и аномальным развитием речи;

2) переученные левши;

3) с нарушением произношения группы звуков.

Дети с нарушениями речи и переученные левши (как потенциальные дисграфики) зачисляются на логопункт. С детьми, имеющими нарушения произношения, проводится профилактическая работа по предупреждению дисграфии.

Необходимо учитывать, что эти дети должны сидеть на занятиях (в классе, в кабинете) слева от доски и учителя, то есть в 3-м крайнем ряду у стены. Иначе они будут слышать и видеть улицу, а не учителя.

У правополушарных детей нарушены сукцессивные процессы, поэтому у них обязательно будут проблемы с письмом.

У переученных левшей эти проблемы будут особенно тяжёлыми. Поэтому левши обязательно должны получать логопедическую помощь.

В связи с тем, что эти дети отличаются особенностями восприятия и переработки информации, работа с ними отличается от работы с другими дисграфиками. Их следует выделять в отдельные группы.

Поэтому так важно выявить детей со скрытым левшеством и обеспечить им логопедическую помощь.

Логопед должен проследить за этим, дать учителю необходимые рекомендации по работе с такими детьми.

Ускоренная постановка звуков

Наши рекомендации