Приведите статистику левшества
Среди взрослых полные правши - 33-54%, в остальных случаях
частичное левшество,
Чистые левши - не более 2%,
Среди мужчин правши встречаются чаще на 2-10%,
Больше всего левшей среди детей и коренного населения Севера и
юго-восточной Азии,
Леворукость среди близнецов встречается чаще.
11) Какие теории пытаются объяснить возникновение
левшества?
Согласно генетической теории, левшество передается по наследству и
обусловлено хромосомными факторами.
Согласно социокультурной теории формирование «рукости» связано с
культурно-историческими условиями, с детства навязывающими
преимущественное пользование и тренировку одной из рук.
В соответствии с патологической теорией , левшество - результат
травмы на разных этапах пренатальной и постнатальной жизни.
12) Какие психологические особенности левшей описываются в
литературе?
Более эмоциональные, тревожные, предъявляв- большее число соматических жалоб, застенчивые, неуверенные склонные - -.встзу вины, грубоватые, непрактичные, обнаруживают ceres низкий уровень интеллекта, худшая моторная координация и школьная успеваемость. Отмечается большая частота нарушений сна, затрудненность засыпания, частые пробуждения, неравномерное развитие психики, более слабое понимание изобразительного и вербального материала, большая чуствительность к наркотическим веществам, повышенная частота очаговых изменений в ЭЭГ, меньшая скорость и точность выполнения психомоторных тестов.
Лучшие показатели адаптации к трудным климатическим условиям, у левшей реже обнаруживают сосудистые расстройства в условиях экспидиционно-вахтового труда. Левши имееют более высокую 2креативность», у них чрезвычайно выражены спссобности к оригинальному художественному творчеству, рукоделию, более точна пространственная локализация. Имеют математические способности, достигаеют больших высот в архитектуре. Преимущества в спорте -боксе, бейсболе, теннисе, баскетболе и фехтовании. Только у левшей с очаговым поражением мозга встречается феномен зеркального восприятия.
13) Какие формы психической патологии вероятностно связаны с
феноменом левшества?
Левши среди больных шизофриниеи встречаются иаще, чем в
здоровой популяции.
В 2,5 раза чаще у амбидекстров и в 1,6 раза чаще у леворуких
встречается эпилепсия.
ДЦП может сопровождаться синхронным левшеством.
У 56% больных паркинсонизмом обнаружены леворукость и
амбидекстрия, а у 40% - семейное левшество.
50% лиц с косоглазием - леворуки (иногда появляется при
принудительном переучивании).
40% случаев заикания часто возникает при переучивании. '
14) Как на современном этапе решается проблема переучивания
левшей?
Переучивать нельзя, так как это приводит к различным формам общеневротических расстройств и логоневроза. Вместе с тем часть леворуких детей нуждается в мягком доучивании пользованию правой рукой, поскольку многие вещи в нашем мире приспособлены для
Проблемы сознания и бессознательного в нейропсихологии.
1) Что такое сознание?
Сознание - это высшая форма интегрированности психических процессов, реализуемая через внешнюю и внутреннюю целевую преобразующую активность субъекта на базе самовыделения его из окружающего мира.
2) Какие психические компоненты являются составляющими
сознания?
Ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, речь.
3) Какова функция речи в генезе сознания?
Как функция общения она начинает играть роль психического интегратора и в интерперсональной жизни, и в плане координатора интериндивидуальных отношений.
4) К каким ключевым положениям сводятся психофизиологические
концепции сознания?
Функция сознания не может быть объяснена работой какой-то отдельной или изолированной группы нервных клеток, представляющих собой «центр» сознания. Психический феномен сознания возникает на основе объединения в единую систему разных, функционально неоднородных нервных структур и специальной организации мозговых процессов. Особая роль в нем отводится коре, особенно ее ассоциативным отделам, взаимодействию коры с лимбической системой.
5) Назовите четыре основных признака расстройства сознания?
По К. Ясперсу (1911):
• Отрешенность и отсутствие отчетливого восприятия реального мира и происходящих в нем событий.
• Дезориентация во времени, в месте, ситуации, в окружающих и в собственной личности.
• Разные степени бессвязности мышления и речи, упрощение ассоциативного процесса, его фрагментарность и непоследовательность.
• Полное отсутствие или затрудненность воспоминаний о происходивших событиях в период болезненных явлений.
6) В чем отличие выключений сознания от его помрачений?
При помрачении сознания, в отличие от выключений, ущербно отражаются не объективная реальность, а болезненные переживания больного.
7) Какая мозговая структура рассматривалась в качестве носителя
«бессознательного» ?
Ретикулярная формация.
8) Как реализуется проблема бессознательного в контексте
латерализации психических функций?
Бессознательные процессы имеют полимодальную обусловленность и реализуется через многие корковые и подкорковые психофизиологические механизмы, а также их взаимодействие.
9) Опишите особенности формирования сознания в онтогенезе.
Сознание не является врожденным образованием, хотя и имеет ряд предпосылок. Это:
• Единство нервной системы на всех ее уровнях
• Врожденная сформированность сенсорных аппаратов и синестезии, дающие начало еще более сложным психическим функциям
• Изначальная активность моторных аппаратов
Но эти органические предпосылки еще далеки от своей завершающей формы, поскольку нервная система к моменту рождения и в первые месяцы жизни ребенка анатомически и функционально еще не сформирована. Дальнейшее формирование органических предпосылок, мозговой основы будущего человеческого сознания, не является процессом естественного созревания, а в качестве необходимого условия предполагает активную деятельность самого ребенка, связанную с удовлетворением его потребностей в социальной среде.
Методы нейропсихологического обследования.
1) Как формулируются задачи, решаемые с помощью
нейропсихологической диагностики?
По Ж.М. Глозман:
• Постановка топического диагноза поражения или недоразвития мозговых структур,
• Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболевания ЦНС, органических и психогенных нарушений психического функционирования, его индивидуальных различий, нормального и патологического старения,
• Описание картины и определения уровня нарушений психических функций: определение пораженного блока мозга, первичного дефекта и его системного влияния,
• Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования: дезадаптпции, школьной неуспеваемости,
• Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия,
• Разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования стратегии и прогноза реабилитационных и коррекционных мероприятий,
• Разработка и применение систем дифференцированных методов восстановительного или коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта.
2) сгруппированы Как исследовательские приемы в «луриевской
батарее»?
• Формальное описание больного, история его болезни и результаты различных исследований
• Общее описание психического статуса больного - состояние сознания, ориентировка в месте и времени, уровень критики и эмоциональный фон
• Исследование произвольного инепроизвольного внимания
• Исследование эмоциональных реакций
• Исследование зрительного гнозиса
• Исследование соматосенсорного гнозиса
• Исследование слухового гнозиса
• Исследование движений и действий
• Исследование речи
• Исследование письма
• Исследование чтения
• Исследование памяти
• Исследование системы счета
о Исследование интеллектуальных процессов
3) Каким требованиям должен соответствовать набор
нейропсихологических проб?
По Л. И. Вассерману:
• Избирательная надежность и валидность в отношении тех ВПФ, характеристика нарушений которых позволяет оценить их значение в динамике лечения
• Доступность для выполнения любому взрослому, практически здоровому испытуемому, что предполагает стандартизацию проб на нормативной выборке с учетом образовательного и культурного уровня лиц, из которых она состоит
• Включение в набор проб, отражающих не только выраженные и средние по тяжести нарушения ВПФ, но и слабовыраженные
• Пригодность для сравнительной характеристики нарушений ВПФ в их динамике, в процессе лечения и реабилитации, чго достигается стандартизацией процедуры исследования
• Согласованность качественного, структурного анализа регистрируемого синдрома с количественной оценкой выраженности расстройств высших корковых функций
• Возможность привлечения для целей нейропсихологической диагностики патопсихологических и тестовых методик, не включаемых встандартный набор
• Для расширения спектра использования измерительных процедур могут дополнительно создаваться специальные условия - ускорятся темп подачи стимулов и инструкций, увеличиваться объем стимульного материала, возможно его предложение в зашумленной форме.
4) Охарактеризуйте основные комплекты психодиагностических
приемов, используемых в нейропсихологии для оценки разных
психических функций.
• Зрительный гнозис- опознание наложенных очертаний предметов в различных модификациях картинок Поппельрейтера, вычленение изображений из зашумленного фона, узнавание предметов с недостающими деталями
• Акустический гнозис- прпобы на запоминание и воспроизведение различных ритмичных структур, пробы на
воспроизведения звуковых ритмов, иногда используется специальная аппаратура,
• Сомато-сенсорный гнозис- пробы на ощупывание плоских и объемных предметов с закрытыми глазами, прикосновения к различным частям тела с просьбой к больному определить место прикосновения.
• Память- тесты на кратковременное или долговременное произвольное запоминание: возрастающих числовых рядов, наборов слов, бессмысленных слогов, фигур или предметов, небольших рассказов, ритмов или музыкапльных отрывков, серий движений.
• Внимание- счет по Крепелину (сложение пар вертикально расположенных цифр), разные варианты корректурных проб - с разорванными в разных направлениях кольцами (Ландольта), цифрами, буквами, геометрическими фигурами или профильными фигурками животных. Таблицы Шульте («отыскивание цифр»).
• Эмоции- Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ), ккартинки или фотографии лиц с различной мимикой, сравнение своего состояния с предложенными персонажами или портретами.
• Мышление- классификация понятий или образов, исключение понятия или образа, поиск аналогий, понимание смысла рассказов, сюжетов картин, переносного смысла пословиц.
• Речь- характеристика спонтанной речи, называние предметов или предметных изображений, пробы на автоматизированную речь, пробы на понимание значения слов, пробы, включающие сложные обороты речи.
• Праксис и конструктивные действияпробы Хэда (пространственная организация движений), проба Озерецкого (одновременное постукивание по столу правой - сжатой в кулак и левой - раскрытоу\й ладонью, а затем наоборот), рисование какого то предмета, начиная от самых простых (куб), и кончая -«дом-дерево-человек», «доска Сегена», «кубики Коса»
28) За какие фрагменты поведения, связанные со слухом, несут
ответственность верхние оливы?
Безусловные рефлексы, в которых принимают участие слуховые ощущения - рефлекторные движения глаз в ответ на звук и старт-рефлексы на опасный звук.
29) Где расположено первичное поле слухового анализатора?
41 поле височной коры.
30) В чем отличие слуховых гностических расстройств от
элементарных и при какой локализации очага поражения они
возникают?
Появляются в случае поражения 42, 22, а порой и 41-го полей, больной перестает определять значение различных, порой самых простых бытовых звуков и шумов - они перестают быть носителями определенного смысла, при том что слух остается сохранным и возможно различие звуков по высоте, продолжительности и интенсивности.
31) Симптом сенсорной амузии возникает в основном при лево-
или право-височных поражениях?
Правая.
32) Какой компонент речи страдает при правовисочных
поражениях мозга?
Анализ и синтез речи у левшей.
33) Какие виды чувствительности объединяет ККА?
Кожная (тактильная, болевая, давление, температурная, вибрационная) и проприоцептивная (кинестетическая - мышцы, суставы, сухожилия).
34) Каковы современные представления о рецепторных
механизмах болевой чуствительности?
Теория спецефичности.
35) Какие симптомы возникают при раздражении
переферической части ККА?
Парестезии - неприятные ощущения (ползанье мурашек, онемение, похолодание, стягивание, покалывание). Спецефическая форма - фантомная боль.