Структура и стороны общения
Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание людьми друг друга. При таком понимании общения принято выделять три его основных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (Андреева, 1980).
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивнаясторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Каждая из этих сторон в реальном общении существует не изолированно от других, а проявляется совместно с ними в большей или меньшей степени выраженности. Специфика общения также определяется тем, что в процессе такого взаимодействия субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В связи с этим общение – это тот процесс, внутри которого формируются, развиваются межличностные отношения.
В связи с этим, с точки зрения Е.П. Ильина (2009), важно выделить еще одну сторону общения – эмоциональную, которой уделяется незаслуженно мало внимания. А.А. Реан (2000) для описания процесса общения использует четырехэлементную модель, в которой структуру общения образуют когнитивно-информационный, регулятивно-поведенческий, аффективно-эмпатийный, социально-перцептивный компоненты. При этом когнитивно-информационный компонент связан с процессом приема и переработки информации, регулятивно-поведенческий – раскрывает особенности поведения субъектов общения, взаимную регуляцию их действий. Аффективно-эмпатийный компонент описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне. Социально-перцептивный компонент связан с процессами взаимного восприятия, понимания и познания субъектов в процессе общения.
Обозначенные стороны общения как конкретные его характеристики показывают его единство и многообразие.
Функции общения – системные свойства, детерминирующие специфику его проявления. Существуют разные авторские классификации функций общения. Так, А.А. Брудный выделяет в качестве основных рабочих функций – инструментальную, которая необходима для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентирующую на поиск и достижение взаимного понимания. Согласно классификации Л.А. Карпенко выделяется восемь функций по критерию «цель общения»:
1. Контактная, цель которой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.
2. Информационная, цель которой – обмен сообщениями, то есть прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.
3. Побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера по общению на выполнение тех или иных действий.
4. Координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
5. Понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.).
6. Эмотивная, цель которой – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.
7. Установления отношений, цель которой – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду.
8. Оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.
Рассмотренные классификации функций общения не исключают ни друг друга, ни возможности представить иные варианты. Вместе с тем подчеркнем еще раз важность тезиса о том, что общение является процессом, характеризующимся высоким уровнем полифункциональности.
Общение как коммуникация
Модель коммуникативного процесса впервые была разработана в теории информации. Вообще, под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию
(Е.П. Ильин. 2009). Коммуникация присуща и техническим системам, и взаимодействию человека с машиной, и взаимодействию людей. Не все виды коммуникации являются общением, но любое общение является частным видом коммуникации. При взаимодействии людей коммуникация получает новое качественное содержание. Межличностная коммуникация в общении включает в себя:
– процесс переработки и передачи информации между партнерами по общению;
– ситуации, в которых один человек делает что-то для другого, и наоборот;
– процесс обмена сообщениями между партнерами;
– взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые могут друг друга слышать, видеть, касаться, делиться мнениями (В.Н. Куницина, 1991).
Важной характеристикой коммуникативной стороны общения является ее знаковый и интерпретативный характер. Это касается любой информации, она должна быть облечена в форму каких-то знаков. Существенным в связи с этим представляется анализ того, какими средствами осуществляется передача и прием субъективного опыта от одного индивида к другому.
Наиболее универсальным средством передачи информации является язык, использование которого порождает речевую (вербальную) коммуникацию. Язык – это система знаков и символов, процесс использования языка в целях коммуникации называется речью.
В схеме коммуникативного акта в ходе общения присутствуют четыре компонента:
1) коммуникатор, то есть тот, кто говорит и сообщает информацию (субъект сообщения);
2) реципиент или аудитория, т.е. те, кому говорят и сообщают информацию (объект сообщения), и те, кто ее воспринимает;
3) сообщение, т.е. то, что именно говорят, сама информация;
4) обратная связь между участниками общения в виде определенной реакции ( отклик, установление психологического контакта).
Коммуникатор для передачи сообщения кодирует его в определенную форму, реципиент расшифровывает (декодирует) его, чтобы принять. Под кодом в речевой коммуникации понимается тот язык и его разновидности (диалект, сленг, стиль), который используют собеседники. Кодировка исходного сообщения означает перевод его в набор знаков или сигналов, которые могут быть понятны партнеру. Для декодирования сообщения требуется как минимум владение языком собеседника, сходным с языком коммуникатора. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята адекватно не только в результате наличия единой системы кодирования-декодирования знаков, но и при наличии общего контекста (ситуации) общения. Поэтому значение фразы может меняться в зависимости от того фона, на котором фраза воспринимается. На процесс взаимопонимания в речевом общении влияет также наличие общности социального опыта (язык, социальный жаргон, культура, профессиональный язык, пол, семейное положение). Чем больше общего между людьми, тем легче устанавливается понимание.
На процесс речевого общения существенным образом влияют также психологические и социально-ролевые характеристики. К психологическим характеристикам общения относятся такие, как мотивация, цель, желания, намерения, психологическое состояние участников общения. К социально-ролевым компонентам речевой коммуникации относят статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими стилевые приемы. В зависимости от статусно-ролевых характеристик коммуникация может протекать определенным образом, с использованием того или иного стиля общения.
Кроме вербальной стороны общения, важной составляющей процесса является невербальная коммуникация, которая представляет собой обмен невербальными сообщениям между людьми, а также их интерпретацию. К числу невербальных средств общения относятся жесты, мимика и другие двигательные действия, которые сопровождают наше поведение и в которых отражаются эмоции, чувства человека непроизвольно. Специалисты считают, что более 50% информации несут жесты и мимика. Это говорит о том, что невербальная коммуникация наряду с вербальной является важным средством общения.
К числу невербальных относят оптико-кинетические средства общения, паралингвистические и экстралингвистические системы знаков, пространственно-временные средства.
Оптико-кинетические средства общения – это такие выразительные движения тела, как мимика, жесты, позы и т.д. Сегодня существует наука кинесика, изучающая общение посредством анализа движений тела. К составляющим жестов относят выражение лица, походка, рукопожатия. Это те типы общения, которые легко распознаваемы и часто встречаются. По выражению лица читается удовлетворение, уверенность, беспокойство или тревога. Специалисты утверждают, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать. Те, кто держит руки в карманах даже в теплую погоду, скорее всего, повышенно критичны и скрытны. Пребывающие в угнетенном состоянии тоже часто держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда они идут. Сегодня известно около 1000 различных положений, которые может принять человеческое тело. Более всего изучены три группы поз, выражающих отношение к партнеру:
1. Включение или выключение из ситуации (открытость – закрытость).
К закрытой позе относятся: скрещенные на груди руки, сплетенные в замок пальцы, поза «нога на ногу», отклонение спины назад и т.д. Показателем готовности к общению служит улыбка, поворот к партнеру, не скрещенные руки и ноги, расстегнутый пиджак и т.д.
2. Доминирование – зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, в похлопывании по плечу, руке, в «забывании» руки на плече и т.д. Взгляд снизу, ситуативная сутулость и т.д. соответствует зависимости.
3. Противостояние – гармония. Человек стоит, сжав кулаки, подбоченясь, выставив плечо вперед, или обнаруживает открытые, свободные, синхронизированные позы.
Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаковтакже относится к невербальным средствам общения. Звуковое оформление речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т.п.) – это паралингвистическая система знаков. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например, смеха, плача, наконец, сам темп речи. Данные средства могут усиливать значимость информации без дополнительных речевых включений.
Пространство и времяорганизации коммуникации также составляют особую знаковую систему, которая называется проксемической системой знаков. Основатель проксемики Э. Холл, называющий ее пространственной психологией, в частности, выделил 4 типа расстояния между партнерами в процессе общения:
1.Интимное расстояние (от непосредственного контакта до 40–45 см) подразумевает тесное общение, при котором партнеры и видят, и чувствуют друг друга.
2. Личное пространство (45–120 см). Физический контакт не обязателен. Это оптимальное расстояние для беседы и разговора.
3. Социальное расстояние (120–300 см). Характерно для формального общения.
4. Публичное расстояние (от 300 см и более) – при общении с большой аудиторией.
Кроме расстояния как такового, в организации и анализе взаимодействия имеет значение пространственное расположение партнеров. Люди, разместившиеся друг против друга, легче переходят к конфронтации, борьбе, чем при иных вариантах расположения. Более нейтральным является взаимное расположение партнеров под углом, так как в данном случае они сами могут регулировать степень обращенности друг к другу. Следует отметить, что все перечисленные характеристики организации пространства в ходе взаимодействия играют лишь вспомогательную роль в успешности общения, сочетаясь с рядом других факторов.
В целом невербальная коммуникация обладает следующими особенностями:
1. Ситуативность – тот или другой знак указывает на нынешнее состояние и отношение человека.
2. Синтетичность – экспрессивное поведение сложно разложить на единицы, что может затруднять интерпретацию невербальных знаков.
3. Непроизвольность – спонтанность многих невербальных действий, поэтому экспрессивное поведение трудно контролировать.
Большинство невербальных знаков люди усваивают сами путем наблюдений, копирования, подражания. Детей же речи обучают специально.
В процессе невербальной коммуникации люди получают разностороннюю информацию. Во-первых, невербальные знаки рассказывают о личности коммуникатора, включая темперамент, эмоциональное состояние, самооценку, социальный статус и т.д. Во-вторых, в процессе невербальной коммуникации раскрываются сведения об отношении участников общения друг к другу и к самой ситуации общения.
Невербальная и вербальная коммуникация сопутствуют друг другу и находятся в сложном взаимодействии. В ходе такого взаимодействия невербальные сообщения выполняют следующие функции:
– дополнение (включая дублирование и усиление). Речь становится более выразительной, уточняется ее содержание. Например, мы обнимаем друга, улыбаемся, когда говорим, что рады ему;
– опровержение вербального содержания. Это происходит, если вербальное и невербальное содержание противоречит друг другу. Впоследствии почти всегда оказывается, что невольные жесты были правдивее слов. Это явление можно наблюдать часто. Особенно наглядно это расхождение проявляется на телевидении. По наблюдениям американских психологов Дж. Ниренберга и Г. Калеро, один политик, говоря: «Я искренне стремлюсь к диалогу с молодежью», – потрясает указательным пальцем, а затем и кулаком над головами слушателей;
– замещение – невербальные сообщения могут использоваться вместо речевых. Так, в шумной аудитории на помощь приходят жесты;
– регулирование. В данном случае невербальные знаки используются для координации взаимодействия между людьми.
Таким образом, невербальные сообщения являются необходимой составляющей межличностной коммуникации. Они служат индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру. Умение распознавать эти сообщения необходимо для взаимопонимания и эффективности общения.
При этом надо помнить, что существуют этнокультурные детерминанты как вербального, так и невербального общения. Например, есть понятие низкоконтекстных и высококонтекстных культур. Низкоконтекстные (индивидуалистические, в основном западные культуры) больше внимания уделяют содержанию сообщения, тому, что сказано, а не тому, как сказано. В таких низкоконтекстных культурах наиболее ценится беглость речи, точность использования понятий, логичность высказываний, развитые речевые навыки. В высококонтекстных культурах при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то, с кем и в какой ситуации, с какой интонацией и скрытым смыслом происходит общение.
Контекстность вербального общения свойственна многим восточным культурам, проявляется в расплывчатости и неконкретности речи, изобилии некатегоричных форм высказывания, типа «может быть», «вероятно».Например, японцам соблюдать вежливость помогает сам строй японского языка, в котором глагол стоит в конце фразы, поэтому говорящий, увидев реакцию на свои первые слова, имеет возможность смягчить фразу, избежать слова «нет», используя мягкие обороты-отрицания.
Русская культура является высококонтекстной. В языке много неопределенных словосочетаний: «что-нибудь», «что-то», «почему-то». В русском языке представлено богатство языковых средств для выражения эмоций, всех колебаний и оттенков чувств в процессе общения. Кроме того, различия в большей степени касаются и невербальных средств общения: значения жестов, поз и даже мимики. Например, американский жест «о кей» (соединенные большой и указательный пальцы) означает для американцев, что все хорошо, на юге Франции – «плохо, ноль», в Японии – «дай мне немного денег», а в Бразилии – непристойный жест (В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко, 2000).
3.3. Общение как взаимодействие
(интерактивная сторона общения)
Интерактивная сторона общения рассматривает общую стратегию взаимодействия. В ходе общения и деятельности для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовывать «обмен действиями» и стратегиями поведения. С одной стороны, коммуникация и взаимодействие неразрывно связаны, но с другой – это не тождественные процессы.
Впервые подробный анализ процесса социального взаимодействия дан в теориисимволического интеракционизма
(Дж. Г. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани). Основатель направления символического интеракционизма – Джордж Мид (1863–1931). Общество им понимается как результат взаимодействия, опосредованного использованием символов, значений и их интерпретацией. Символическое (или социальное) взаимодействие – первичный процесс, в ходе которого вырабатываются, поддерживаются и изменяются символические значения, поддерживается социокультурная реальность. Слабость концепции в том, что она, по существу, не различает в общении двух таких сторон, как обмен информацией и организация совместной деятельности. С точки зрения отечественных психологов, для анализа содержательной стороны общения необходимо рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то конкретной деятельности людей. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Так, с точки зрения Л.И. Уманского (1921–1983), можно выделить три возможные формы, или модели, взаимодействия в ходе совместной деятельности:
1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других – «совместно-индивидуальная деятельность» (например, некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание);
2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – «совместно-последовательная деятельность» (например, конвейер);
3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – «совместно-взаимодействующая деятельность» (например, спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро) (Л.И. Уманский, 1980).
При анализе проблемы взаимодействия в истории социальной психологии и социологии осуществлялись разные попытки описать структуру взаимодействий. На сегодняшний день остается популярным подход к структурному описанию взаимодействия, который представлен в транзактном анализе – направлении, предлагающем координирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия, в принципе, может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо»).
Согласно Э. Берну, личность – это единство трех эго-состояний: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Любые проявления личности вызваны определенным эго-состоянием и несут на себе его отпечаток. Эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка могут взаимодействовать между собой и влиять друг на друга. Так, Родитель и Ребенок могут подавлять Взрослого.
Транзакция – это взаимодействие между людьми, которое исходит из определенного эго- состояния и обращено также к определенному эго-состоянию другой личности. Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции (комплиментарные транзакции). Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «перекрестными». Можно привести такой пример: жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», – то это ответ также с позиции Взрослого. Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», – то это ответ с позиции Родителя; а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка. В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика (Крижанская, Третьяков, 1990).
Скрытые транзакциисодержат неявную информацию, предназначенную не для того эго-состояния, к которому человек апеллирует на сознательном уровне, что создает основу для манипулирования людьми.
Транзакции могут формировать игры– серии скрытых транзакций, ведущих к результату («выигрышу»), в котором заинтересован только один из участников общения. Игры в свою очередь образуют сценарии. Сценарии могут иметь конструктивный и деструктивный характер. Источниками игр и сценариев являются эго-состояния родителей человека, его собственные эго-состояния, система обучения и воcпитания, широкая социальная и культурная среда.
Наряду с этим Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) (Берн, 1988).
Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.
Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия – построение классификаций различных его видов. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация (согласие, приспособление, ассоциация и т.п.)и конкуренция (конфликт, оппозиция, диссоциация). В первом случае анализируются такие проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее. Для кооперации или сотрудничества необходимы такие условия, как общность цели, интересов, потребностей.
Что касается другого типа взаимодействий – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.
Существует много определений конфликта. В «Психологическом словаре» обозначено, что конфликт – это трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными противоречиями.А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов (2006) под конфликтом понимают разрешение значимых противоречий, возникающих в процессе общения, острый способ взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Понятийная схема исследования конфликта включает как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию (Петровская, 1977).
Структура конфликта описывается различными авторами по-разному, но основные элементы практически принимаются всеми. Это – конфликтная ситуация, позиции участников (оппонен-
тов), предмет, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы проявляются различно в зависимости от типа конфликта. Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий между субъектами взаимодействия, которые осознаются хотя бы одним из участников общения.Стороны конфликта– этосубъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта.Позиции участников конфликта– это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта. Предмет конфликта– то, из-за чего возник конфликт. Инцидент – это такое стечение обстоятельств, повод для конфликта, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона начинает действовать, возникает конфликт.
Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. Так, в работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две разновидности конфликтов:деструктивные и продуктивные.
Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Для него характерно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта – «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения – компромисс – здесь реализуется с большими затруднениями.
Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более «легитимной». Продуктивный конфликт открывает возможности его регулирования и разрешения.
Сегодня общепризнанным является не просто принятие конфликта в качестве естественной формы психической деятельности людей, но и признание его важных функций в развитии личности и межличностных отношений. Позитивные функции конфликта сводятся к следующим:
1. Развивающая функция. Будучи формой противоречия, конфликт является источником развития (при конструктивном его разрешении).
2. Сигнальная функция. Как боль есть сигнал того, что в организме что-то не так, конфликт, подобно боли, оповещает о том, что что-то не в порядке в отношениях или в самих субъектах общения.
3. Коммуникативно-информационная и связующая функция. Конфликт – это возможность разговора начистоту, людям нечего терять и они пытаются прорваться друг к другу с последней возможностью взаимопонимания.
4. Функция разрядки напряжения, оздоровления отношений. В результате пересмотра старых, устаревших отношений, строятся новые.
Для конструктивного разрешения конфликта важно обладать разными стратегиями поведения, выбирая более оптимальный в каждом отдельном случае. Альтернативами реагирования человека на конфликт являются уход (избегание), подавление (борьба) и диалог (сотрудничество).
Уходот конфликта может быть реализован в двух формах:
1) собственно уход, избегание ситуации;
2) стратегия уступчивости, когда человек решает возникшую проблему за счет отказа от собственных интересов и идет навстречу партнеру.
Важно, чтобы уступчивость не была постоянным стилем поведения, когда человек оказывается не способным разрешить жизненные противоречия и уходит от трудностей. Разовый же уход от конфликта иногда может быть оправдан рядом обстоятельств. Поэтому уход от конфликта, хотя и может иметь рациональный характер, в целом расценивается как неконструктивная форма реагирования.
При подавлении («борьбе») доминирует стратегия исключительной ориентации на собственные интересы и пренебрежение интересами партнера. Доминирующая установка на жесткую реализацию своих интересов любой ценой проявляется в поведении людей, «трудных» в общении.
Диалог (сотрудничество) рассматривается психологами как наиболее эффективный, хотя и более сложный, стиль поведения. Он требует более продолжительной работы, поскольку предполагает, чтобы партнеры сначала выразили все скрытые мотивы, потребности и нужды, а затем их обоюдно обсудили. Это способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон. Он требует:
1) выделения определенного времени;
2) умения выразить свои желания, нужды и выслушать друг друга;
3) умения выработать альтернативные решения.
Для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Поэтому дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности, на уровне перцепции.
3.4. Перцептивная сторона общения (общение
как восприятие и понимание человека человеком)
Проблема восприятия и познания человека человеком стала очень популярной в мировой психологии за последние 30–35 лет. Ей посвящено множество отечественных и зарубежных работ. Часто восприятие человека человеком обозначают понятием «социальная перцепция». Данный термин впервые был введен в
1947 г. Дж. Брунером. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов, позже процесс восприятия так называемых «социальных объектов»: другие люди, социальные группы, даже большие социальные общности. Таким образом, восприятие человека человеком (или межличностная перцепция) относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.
Начало бурному развитию данной проблемы в нашей стране было положено в 1960-е годы исследованиями А.А. Бодалева. Была проделана масштабная работа по накоплению данных о различных эффектах восприятия и механизмах межличностного познания. Так, оценивание человека, по утверждению ряда психологов, может идти путем отнесения его участниками общения к одному из типов личности в той классификации, которая у каждого из них сформировалась в прошлом во время встреч с разными людьми. Причем эта классификация (или категоризирование людей) образуется обычно без специального намерения. В данном случае важнейшим механизмом межличностного восприятия и познания выступает стереотипизациякак восприятие человека человеком через призму конкретных устойчивых эталонов. Различные эталоны-стереотипы особенно активно срабатывают в условиях дефицита информации о человеке, когда мы судим о нем по первому впечатлению.
Выделяют различные типы стереотипов, влияющих на понимание другого человека: антропологические, этнонациональные, социально-статусные, экспрессивно-эстетические. Механизм стереотипизации в своих разновидностях срабатывает, например, в процессе познания педагогом личности учащегося, причем чаще всего стереотипы не осознаются. Так, под влиянием собственного педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник», «активист» и т.п. Впервые встречаясь с учащимся, уже получившим характеристику «отличника» или «двоечника», педагог с большей или меньшей вероятностью может приписывать ему соответствующие характеристики. Присвоение человеку определенных личностных характеристик под влиянием первоначально действующего стереотипа или установки еще называют «эффект ореола». В качестве «ореола» выступает тот ранее существующий образ, который мешает видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Поэтому общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот.
Тенденция к затемнению одних качеств и высвечиванию других играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком. Тесно связаны с эффектом ореола и эффекты «первичности» и «новизны». Они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности регистрируется в случае восприятия незнакомого человека, и тогда первая информация о нем оказывается особенно значимой. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, то есть более новая, информация оказывается более значимой.
В целом стереотипы в ходе общения возникают на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе дефицита информации. Стереотипизация может привести к определенному упрощению процесса познания, даже к возникновению предубеждений, хотя в некоторых случаях стереотипы могут иметь и положительное значение. Например, если педагог, опираясь на стереотип, дает лишь вероятный прогноз относительно ученика, но при этом одновременно целенаправленно изучает личность ребенка, учитывая возможность преобладания субъективных оценочных стереотипов. Иначе говоря, в условиях дефицита информации о личности опора на стереотипы является лишь одним из методов познания, обязательно нуждающаяся в осознанной проверке.
Важным феноменом или механизмом межличностного восприятия является проецирование.Механизм проецирования заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывание ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему. Тенденция наделять собственными качествами других людей ярче проявляется у тех, кто недостаточно самокритичен.
Важный механизм познания – децентрация, под которой понимается способность человека отойти от своей точки зрения для восприятия точки зрения другого человека. Децентрация необходима для дальнейшей возможности встать на место другого человека с целью его лучшего понимания. Данный механизм носит название идентификация– сознательная постановка себя на место другого человека. Мысленное перенесение себя в пространство и время другого человека приводит к пониманию его взглядов, установок, мотивов, желаний и т.п.
С идентификацией тесно связан и другой механизм – эмпатия, который понимается как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Данная способность содействует не только постижению эмоционального состояния другого человека, но и необходима для эффективного общения в целом.
В ходе общения человек воспринимает и познает не только своего партнера, но и себя, а также то, как он воспринимается другим человеком. Этому способствует еще один механизм, на основе которого работают и все вышеперечисленные механизмы – рефлексия.Если в философии под рефлексией понимается познание человеком самого себя, то в социальной психологии – это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается другим человеком. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия, которые могут изменяться под влиянием самого взаимодействия.
В ходе взаимодействия и взаимных попыток понять друг друга каждый пытается объяснять, интерпретировать поведение партнера. В силу определенного дефицита информации они начинают приписывать друг другу как причины, так иногда и сами образцы поведения. Это осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаего с каким-то другим образцом из своего прошлого опыта, либо на основе анализа собственных мотивов. Так или иначе возникает целая система такого приписывания (атрибуции).
Существует особая отрасль социальной психологии, которая анализирует процессы приписывания и интерпретации причин поведения другого человека – каузальная атрибуция (Ф. Хайдер. Г. Келли, Э. Джонс, Д. Кеноуз, Р. Нисбет). Этот процесс является сугубо субъективным, на него влияют личностные особенности субъекта восприятия, опыт его общения, ситуация. Срабатывают неосознаваемые человеком механизмы идентификации, проекции, рефлексии и т.п. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи – внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы («это из-за ситуации!»), а нестандартному – личные («это его решение или особенности»). Самая распространенная ошибка («фундаментальная ошибка атрибуции») – объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией. Описана идея контрастных представлений: когда «плохому человеку» приписываются отрицательные черты, сам воспринимающий оценивает себя по контрасту, т.е. как носителя положительных черт. Келли описывает результаты своих экспериментальных исследований о зависимости объяснения причин неудачи от позиции человека. Так, если участник действия видит неуспех в обстоятельствах, то наблюдатель «винит» за неудачу самого исполнителя. Чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны придумывать о нем. Аналогично, наши симпатии обычно на стороне тех, с кем мы больше прожили и с кем больше провели времени, кто для нас – свои.
Рассматривая закономерности восприятия человека человеком, здесь следует указать на важную роль установки в ходе данного процесса. Особенно велико влияние установки при формировании первого впечатления. Известность завоевали эксперименты А.А. Бодалева, в которых выявлялась роль установки. В одном из экспериментов двум группам студентов показывали фотографию одного и того же человека. При этом первой группе предварительно было сообщено, что человек на фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. В результате в первом случае студенты давали следующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствуют о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца в преступлении» и т.д. Соответственно, во второй группе «глубоко посаженные глаза» говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.п.
Люди не просто воспринимают друг друга, но и испытывают друг к другу при этом определенное эмоциональное отношение, которое сопровождается теми или иными чувствами. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название аттракция.Межличностная аттракция (в пер. с англ. – «привлекать») – процесс предпочтения одних людей другим, взаимное притяжение между людьми, взаимные симпатии. Таким образом, межличностная аттракция, прежде всего, представляет собой эмоцию, имеющую своим предметом другого человека.
Диапазон привлекательности одного человека по сравнению с другим широк: между «люблю» и «ненавижу» присутствуют такие оттенки, как «очень нравится», «нравится», «нейтральное отношение», «не нравится», «очень не нравится».
Выделяют внешние и внутренние факторы аттракции
(В.Н. Куницина, 2004).Внешние факторы аттракции:
1) степень выраженности у человека потребности в аттракции;
2) эмоциональное состояние в конкретной ситуации;
3) пространственная близость: чем ближе пространство общения, тем вероятнее возникновение взаимной привлекательности («С глаз долой, из сердца вон!»). Хотя данный фактор имеет относительное действие, а не абсолютное.
Более значимы внутренние факторы аттракции:
1) физическая привлекательность;
2) демонстрируемый стиль общения. Чаще большинство людей отвергают в других: а) самовлюбленность, высокомерие, тщеславие; б) догматизм, склонность не соглашаться, противоречить своему собеседнику; в) неискренность и двуличность;
3) фактор сходства между партнерами по общению. Также положительно влияет и взаимодополнение людей с точки зрения природной обусловленности поведения. Так, человек с доминантными или лидерскими склонностями комфортно будет чувствовать себя с партнером, имеющим ведомый характер и потребностью чувствовать защиту;
4) выражение личного отношения к партнеру в процессе общения. Аттракция возникает в ответ на положительные действия, на поддержку со стороны другого.
Поэтому для поддержки привлекательности важное значение имеют следующие условия:
1) обращение к человеку по имени, а не безлично;
2) комплименты;
3) прямое признание в хорошем отношении или в согласии с чем-то.
Особенности аттракции можно измерить путем социометрического метода, через применение шкалы социальной дистанции и проективных методик.