Классификация функций менеджмента

Слово «функция» (от лат. functio – исполнение, осуществление) означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.

Функции управления выполняют роль связующего звена в ряду основных категорий науки управления, занимая одно из его ключевых мест.

Каждая функция управления как самостоятельный целенап­равленный вид деятельности подразделяется на отдельные части: операции, элементы.

Функции управления отличаются многообразными формами проявления и содержания, что и обусловливает их классификацию по многим признакам. В зависимости от задач исследования уп­равление может быть подразделено на функции по следующим признакам: содержание процесса управления; принадлежность к сферам (видам) производственно-хозяйственной деятельности; принадлежность к различным видам управленческого труда (производственный, экономический, технический, организационный и т. д.); содержание выполняемых работ и операций внутри функ­ции управления (общее руководство, специализированное, техниче­ское обслуживание).

Если рассматривать управление всем общественным производ­ством, то здесь можно выделить функции управления промышлен­ностью, сельским хозяйством, транспортом; в сфере обращения – управление финансами, торговлей, материально-техническим снаб­жением.

Различают общие (основные) и конкретные (специальные) функ­ции управления. Основополагающее значение имеет классификация функций, отражающая содержание процесса управления, его стадии: плани­рование, организацию,мотивацию и контроль. Эти функции называют общими (основными). В них отражаются целевая направленность и те задачи, которые должно решать управление как часть совокупного общественного труда. Они существуют в каждой управляющей системе и на каждом уровне управления.

Конкретные функции обычно связывают с разделением управлен­ческого труда.

3.2. Общие функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Их сущность и взаимосвязь

Планирование означает преднамеренный и сознательный выбор решения о том, что делать, как делать, кому и когда делать. Плани­рование предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку оно призвано сформулировать цели и задачи предприятия, пути, средства и методы их достижения. В целом планирование – это первая и исходная функция управления. Данная функция является основополагающей среди других основных функций.

Наиболее существенным при планировании является выбор цели организации. Для того чтобы цели способствовали эффективной дея­тельности организации, они должны соответствовать ряду требований, быть конкретными и измеримыми.

Началом выполнения функции планирования явля­ется постановка целей. Она включает следующие этапы: 1) выбор цели; 2) определение исходных предпосылок для предстоящего приня­тия решений; 3) поиск и определение альтернатив для принятия реше­ний; 4) выбор наилучшей альтернативы среди имеющихся; 5) испол­нение плана.

При выполнении функции планирования, как правило, принимаются эффективные решения.

Функция организации призвана обеспечить реализацию намеченной в плане цели путем установления пропорций между эле­ментами трудовой деятельности и порядка их взаимодействия: формирование управляемой и управляющей систем, определение места и роли каждого работника в системе и распределение их по подразделениям и звеньям, организация четкого взаимодействия между ними, разработка документов, регламентирующих деятель­ность всего аппарата управления, отдельных служб и работников, с тем, чтобы обеспечивалось заданное течение производственного процесса и выполнения всех функций в соответствии с программой.

Организацияпредставляет собой не только деятельность по со­зданию и упорядочению предприятия как объекта управления, но и работу по формированию субъекта управления - системы органов, призванных осуществлять его. Тем самым определяются обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями и трудовыми коллективами, а также внутри них.

Функция организации управления строится на основе шести известных принципов организации производства: специализация, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерыв­ности и ритмичности.

Исходными предпосылками выполнения функции организации являются следующие факторы:

а) учет руководителем своих возможностей (потенциальных и реальных), а также имеющихся резервов (материальных, людских);

б) учет возможностей своих исполнителей;

в) Правильная расстановка персонала.

Смыслом организационной работы менеджера является установ­ление и поддержание определенного порядка в деятельности. Органи­зация в сфере управления – это работа с персоналом, создание органи­зационных систем, маркетинговая, информационная и экономическая деятельность коллектива. Деятельность по координации работы дру­гих людей составляет сущность управления. Для того чтобы организа­ция могла выполнить свои цели, ее задачи должны быть скоординиро­ваны посредством вертикального разделения труда. По этой причине управление является важнейшей деятельностью в организации.

Общее для всех организаций – это то, что они нуждаются в управлении.

Функция мотивации.В жизни поведение человека всегда мо­тивировано. Под мотивом понимают активные движущие силы, опре­деляющие поведение людей. Мотивация – система факторов (побуди­тельных сил), способствующих выполнению определенной задачи.

Мотивация в организационном контексте – это процесс побуж­дения себя и других работников к активной деятельности для удовле­творения личных потребностей и для достижения целей организации. С другой стороны, мотивация как создание внутреннего побуждения к желательным действиям является сложным психологическим процес­сом. Цепочка взаимосвязи основных факторов, обуславливающих по­ступки человека, выглядит следующим образом: внешняя среда – по­требности – интересы – побуждение – решение действовать – уста­новка – поступок (действие).

Упрощенную модель процесса мотивации можно представить состоящей из трех элементов: потребности, целенаправленное по­ведение, удовлетворение потребностей.

Функция мотивирования в процессе управления деятельностью организации является одной из сложнейших, поскольку основным действующим лицом является личность работника. Менеджеры, осу­ществляющие эту функцию, придерживаются следующей схемы дей­ствий:

1. Знание самых существенных потребностей исполнителей.

2. Учет личностных особенностей исполнителей.

3. Понимание своих работников, их целей, желаний, стремлений.

4. Применение индивидуального подхода к работникам, когда это требуется.

5. Учет межличностных отношений внутри группы.

6. Умение поощрять работников.

7. Оказание поддержки и помощи исполнителям решений.

8. Знание об отношении к труду у работников.

9. Доброжелательность в обращении с подчиненными.

10. Проявление терпимости и доброжелательности в разговоре с исполнителями.

11. Уважение к подчиненным.

12. Знание себя и особенностей своего поведения.

Функция контроля.Контроль заключается в систематической проверке всех сторон деятельности объекта управления в соответствии с установленны­ми требованиями или принятыми решениями. Другими словами, это обеспечение реализации поставленных целей. Процесс конт­роля предполагает установку стандартов (нормативов), измерение фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, когда они существенно отличаются от установленных стандартов (нормативов). Одним из важнейших элементов контроля является учет, позволяющий подвести итоги выполне­ния плана или определенных его этапов. Контроль – самая про­должительная функция управленческого процесса, поскольку он осуществляется в течение всего времени реализации решения.

При правильном контроле можно быстро получить данные об успехах или неудачах и сделать выводы на будущее. Контроль за ре­зультатами деятельности является очень важным, поскольку именно он определяет успех организации. Оценка основных результатов вы­полнения поставленных задач организации является предпосылкой це­ленаправленного контроля.

Наши рекомендации