Классификация функций менеджмента
Слово «функция» (от лат. functio – исполнение, осуществление) означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль.
Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.
Функции управления выполняют роль связующего звена в ряду основных категорий науки управления, занимая одно из его ключевых мест.
Каждая функция управления как самостоятельный целенаправленный вид деятельности подразделяется на отдельные части: операции, элементы.
Функции управления отличаются многообразными формами проявления и содержания, что и обусловливает их классификацию по многим признакам. В зависимости от задач исследования управление может быть подразделено на функции по следующим признакам: содержание процесса управления; принадлежность к сферам (видам) производственно-хозяйственной деятельности; принадлежность к различным видам управленческого труда (производственный, экономический, технический, организационный и т. д.); содержание выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированное, техническое обслуживание).
Если рассматривать управление всем общественным производством, то здесь можно выделить функции управления промышленностью, сельским хозяйством, транспортом; в сфере обращения – управление финансами, торговлей, материально-техническим снабжением.
Различают общие (основные) и конкретные (специальные) функции управления. Основополагающее значение имеет классификация функций, отражающая содержание процесса управления, его стадии: планирование, организацию,мотивацию и контроль. Эти функции называют общими (основными). В них отражаются целевая направленность и те задачи, которые должно решать управление как часть совокупного общественного труда. Они существуют в каждой управляющей системе и на каждом уровне управления.
Конкретные функции обычно связывают с разделением управленческого труда.
3.2. Общие функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Их сущность и взаимосвязь
Планирование означает преднамеренный и сознательный выбор решения о том, что делать, как делать, кому и когда делать. Планирование предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку оно призвано сформулировать цели и задачи предприятия, пути, средства и методы их достижения. В целом планирование – это первая и исходная функция управления. Данная функция является основополагающей среди других основных функций.
Наиболее существенным при планировании является выбор цели организации. Для того чтобы цели способствовали эффективной деятельности организации, они должны соответствовать ряду требований, быть конкретными и измеримыми.
Началом выполнения функции планирования является постановка целей. Она включает следующие этапы: 1) выбор цели; 2) определение исходных предпосылок для предстоящего принятия решений; 3) поиск и определение альтернатив для принятия решений; 4) выбор наилучшей альтернативы среди имеющихся; 5) исполнение плана.
При выполнении функции планирования, как правило, принимаются эффективные решения.
Функция организации призвана обеспечить реализацию намеченной в плане цели путем установления пропорций между элементами трудовой деятельности и порядка их взаимодействия: формирование управляемой и управляющей систем, определение места и роли каждого работника в системе и распределение их по подразделениям и звеньям, организация четкого взаимодействия между ними, разработка документов, регламентирующих деятельность всего аппарата управления, отдельных служб и работников, с тем, чтобы обеспечивалось заданное течение производственного процесса и выполнения всех функций в соответствии с программой.
Организацияпредставляет собой не только деятельность по созданию и упорядочению предприятия как объекта управления, но и работу по формированию субъекта управления - системы органов, призванных осуществлять его. Тем самым определяются обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями и трудовыми коллективами, а также внутри них.
Функция организации управления строится на основе шести известных принципов организации производства: специализация, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности и ритмичности.
Исходными предпосылками выполнения функции организации являются следующие факторы:
а) учет руководителем своих возможностей (потенциальных и реальных), а также имеющихся резервов (материальных, людских);
б) учет возможностей своих исполнителей;
в) Правильная расстановка персонала.
Смыслом организационной работы менеджера является установление и поддержание определенного порядка в деятельности. Организация в сфере управления – это работа с персоналом, создание организационных систем, маркетинговая, информационная и экономическая деятельность коллектива. Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Для того чтобы организация могла выполнить свои цели, ее задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. По этой причине управление является важнейшей деятельностью в организации.
Общее для всех организаций – это то, что они нуждаются в управлении.
Функция мотивации.В жизни поведение человека всегда мотивировано. Под мотивом понимают активные движущие силы, определяющие поведение людей. Мотивация – система факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи.
Мотивация в организационном контексте – это процесс побуждения себя и других работников к активной деятельности для удовлетворения личных потребностей и для достижения целей организации. С другой стороны, мотивация как создание внутреннего побуждения к желательным действиям является сложным психологическим процессом. Цепочка взаимосвязи основных факторов, обуславливающих поступки человека, выглядит следующим образом: внешняя среда – потребности – интересы – побуждение – решение действовать – установка – поступок (действие).
Упрощенную модель процесса мотивации можно представить состоящей из трех элементов: потребности, целенаправленное поведение, удовлетворение потребностей.
Функция мотивирования в процессе управления деятельностью организации является одной из сложнейших, поскольку основным действующим лицом является личность работника. Менеджеры, осуществляющие эту функцию, придерживаются следующей схемы действий:
1. Знание самых существенных потребностей исполнителей.
2. Учет личностных особенностей исполнителей.
3. Понимание своих работников, их целей, желаний, стремлений.
4. Применение индивидуального подхода к работникам, когда это требуется.
5. Учет межличностных отношений внутри группы.
6. Умение поощрять работников.
7. Оказание поддержки и помощи исполнителям решений.
8. Знание об отношении к труду у работников.
9. Доброжелательность в обращении с подчиненными.
10. Проявление терпимости и доброжелательности в разговоре с исполнителями.
11. Уважение к подчиненным.
12. Знание себя и особенностей своего поведения.
Функция контроля.Контроль заключается в систематической проверке всех сторон деятельности объекта управления в соответствии с установленными требованиями или принятыми решениями. Другими словами, это обеспечение реализации поставленных целей. Процесс контроля предполагает установку стандартов (нормативов), измерение фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, когда они существенно отличаются от установленных стандартов (нормативов). Одним из важнейших элементов контроля является учет, позволяющий подвести итоги выполнения плана или определенных его этапов. Контроль – самая продолжительная функция управленческого процесса, поскольку он осуществляется в течение всего времени реализации решения.
При правильном контроле можно быстро получить данные об успехах или неудачах и сделать выводы на будущее. Контроль за результатами деятельности является очень важным, поскольку именно он определяет успех организации. Оценка основных результатов выполнения поставленных задач организации является предпосылкой целенаправленного контроля.