Социальные и духовные потребности

Социальные потребности как у жи­вотных, так и у человека, направлены на обеспечение взаимодействия с особями того же вида. Выделяется потребность принадлежности к опре­деленной группе, занятия там опре­деленного места и следования приня­тым в группе или обществе образцам поведения.

Важнейший класс потребностей составляют духовные потребности, представляющие основу саморазви­тия. К их числу относится потреб­ность в новизне, в информации и по­требность преодоления.

Потребность в новизне лежит в ос­нове ориентировочно-исследовательс­кой деятельности. Она определяет раз­витие познавательной потребности от стремления к ощущениям и впечат­лениям к приобретению знаний. При определенных свойствах личности и условиях развития в познаватель­ной сфере может доминировать не стремление к знаниям, а поиск ост­рых ощущений, что приводит неред­ко к асоциальному поведению. По­требность в информации проявля­ется в необходимости постоянного притока афферентации, поддержи­вающей оптимальный уровень акти­вации. При дефиците информации (сенсорный голод) активационный уровень может восстанавливаться путем стимуляции творческих воз­можностей. Творческий человек в условиях сенсорной изоляции часто начинает писать стихи, рисовать, конструировать, используя инфор­мацию, имеющуюся в индивидуаль­ном опыте. Полное отсутствие сен­сорной информации может привести к возникновению галлюцинации и психических расстройств.

К духовным потребностям челове­ка относится и потребность преодо­ления. У животных она проявляет­ся как рефлекс свободы и возникает при наличии реальных препятствий. У человека понятие препятствия значительно расширяется и прояв­ляется в стремлении преодолеть как реальные физические препятствия, так и «препятствия» в осуществле­нии интеллектуальной и творческой деятельности.

Мотивации

Мотивация - это активное состо­яние, направленное на удовлетворе­ние потребности путем организации определенного целенаправленного поведения. Для его осуществления необходимо как повышение уровня активации мозговых структур (не­специфический компонент), так и формирование адекватной удовлет­воряемой потребности функциональ­ной организации мозга. Мотивация выступает как пусковой механизм формирования функциональной сис­темы, активизируя структуры, вклю­чающиеся в афферентный синтез, аппарат принятия решения, выработ­ку программы и ее коррекцию на ос­нове результатов действия.

Таким образом, мотивация опре­деляет и поддерживает осуществле­ние целостных поведенческих актов от начала действия до результата, удовлетворяющего актуализирован­ную потребность.

В живом организме одновременно могут возникать разные потребнос­ти, которые для своего удовлетворе­ния требуют организации разных, даже иногда взаимоисключающих типов поведения. Наиболее важная и значимая на данный момент акту­ализированная потребность приобре­тает свойства доминанты. По теории доминанты А. А. Ухтомского, она как бы подчиняет себе деятельность орга­низма, обеспечивая приоритетность данного поведенческого акта и подав­ляя другие виды деятельности.

Эксперименты с созданием искус­ственной доминанты показали, что на ее фоне повышается чувствитель­ность нейронных систем, скорость нервных процессов и конвергентные способности.

Мотивация реализуется при непос­редственном участии гипоталамуса и других отделов лимбической системы, где наряду с основными центрами, связанными с биологическими по­требностями, расположены структу­ры, участвующие в оценке и регуля­ции этапов поведения, направленных на удовлетворение потребности. В об­щую многоуровневую систему реа­лизации мотивации вовлекается и кора больших полушарий, организу­ющая активное поисковое целенап­равленное поведение.

Эмоции

В тесной связи с мотивационно-потребностной сферой находятся эмо­ции. Эмоции рассматриваются как психический процесс, активно вклю­чающийся в модуляцию функцио­нального состояния мозга и органи­зацию поведения, направленного на удовлетворение актуальных потреб­ностей. При этом эмоции отражают субъективное отношение к внешнему миру, окружающим людям, самому себе, собственной деятельности и ее результату.

Выделяют два типа эмоциональ­ных проявлений: длительные состо­яния (общий эмоциональный фон) и кратковременное реагирование, свя­занное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции).

По знаку различают положитель­ные эмоции (чувство удовлетворения, радость) и отрицательные (неудовлет­воренность, горе, гнев, страх). Орга­низм стремится к поддержанию по­ложительных и устранению отрица­тельных эмоций и эмоциональных состояний.

К числу эмоциональных состоя­ний прежде всего относится настро­ение. Настроение возникает как ре­зультат комплексного воздействия целого ряда событий как реальных, так и воображаемых, и извлекаемых из памяти.

На настроение влияют также гормональные факторы. Настроение как осознаваемое, так и неосознава­емое, воздействует на когнитивные процессы и поведение в целом.

Эмоции, включающиеся в струк­туру поведения, выполняют связую­щую роль между актуализированной потребностью и поведением - побуж­дают к определенной деятельности и модулируют этапы ее протекания, определяя стратегию и тактику дос­тижения цели и оценивая результат.

Для осуществления этой важной роли должно сформироваться адек­ватное представление о путях и спо­собах достижения цели и их соотне­сение с реальными возможностями организма, т.е. анализ необходи­мой информации, которая называет­ся прагматической информацией. За­кономерности возникновения и протекания эмоций в зависимости от внутренних факторов (потребности и субъективные характеристики лич­ности) и внешних факторов (прагма­тическая информация) исследованы П.В. Симоновым и нашли отражение в его «информационной теории эмо­ций». Эта зависимость получила вы­ражение в формуле Э = f {П(Ин-Ис)},

где: Э - эмоция, П — потребность, а И - информация о средствах дости­жения цели, необходимая, по мне­нию субъекта, для удовлетворения возникшей потребности (н) и та, кото­рая существует в данный момент (с). Соотношение этих двух видов инфор­мации отражает вероятность (воз­можность) удовлетворения потребно­сти и является ключевым моментом, определяющим знак эмоции. Оценка такого соотношения требует доста­точно высокой мозговой организа­ции операций анализа информации и прежде всего функции прогнози­рования. При наличии соответст­вующей прогнозу информации эмо­циональное состояние получает позитивную окраску и активирует процессы формирования функциональной системы реагирования. При дефиците требующейся информации возникают отрицательные эмоции. Важно подчеркнуть, что осуществ­ляющаяся оценка носит субъектив­ный характер и может не совпадать с объективной реальностью. Выра­женная зависимость от субъективно­го фактора обнаруживается и в том, какое поведение складывается при возникновении отрицательных эмоций. Активная/пассивная позиция субъекта, сформированные установ­ки определяют два типа поведения. Одно направлено на поиск недостающей информации путем активного исследования среды и в случае успе­ха ведет к постепенному преобла­данию положительных эмоций. Вто­рое - отказ от поиска, который может привести либо к сохранению отрица­тельного эмоционального тона, либо к положительному эмоциональному состоянию (чувство облегчения).

Выявленные достаточно сложные закономерности вовлечения эмоций в поведение и их зависимость от ха­рактеристик информации указыва­ют на связь эмоций с когнитивной сферой, а их возникновения - с осо­бенностями когнитивных процессов.

Наряду с выполнением основной функции - модуляции процессов орга­низации поведения, эмоции имеют разнообразные частные функции побуждающую, оценочную, замеща­ющую, подкрепляющую, переклю­чательную.

Побуждающая функция, состоя­щая в инициации адаптивного целенаправленного поведения, включает­ся при достижении мотивационным возбуждением определенного уровня, при котором оно приобретает эмоци­ональную окраску.

При неожиданных изменениях в окружающей среде, на которые организм реагирует, удовлетворяя потребность самосохранения или по­знавательную потребность, эмоции выполняют оценочную функцию, ко­торая состоит в быстром общем опре­делении полезности/вредности или значимости воздействия на неосознанном чувственном уровне.

На начальных этапах формирова­ния целенаправленного поведения, когда еще нет исчерпывающего ана­лиза информации, может возникать избыточная мобилизация ресурсов организма и генерализованное обоб­щенное реагирование на внешние воздействия. Таким образом реализу­ется замещающая функция эмоций, компенсирующая дефицит информа­ции в данный момент времени. Такой эффект часто наблюдается в споре, когда при нехватке аргументов при­бегают к выраженным эмоциональ­ным реакциям - интонационным, жестовым, мимическим.

Подкрепляющая функция эмоций проявляется в том, что значимые со­бытия, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее фиксируются в па­мяти . У животных при искусственном раздражении лимбических структур, вызывающем специфические безус­ловные реакции без эмоционального компонента и его подкрепляющей функции, не удавалось выработать условные рефлексы. Подкрепляю­щая функция эмоций определяет их важную роль в процессе обучения.

Переключательная функция эмо­ций выражается в способности на основе эмоционального пережива­ния успеха/неуспеха включаться в определение выбора определенного мотива среди нескольких конкури­рующих и соответствующего поведе­ния. Непосредственный выбор, как правило, основывается на ощущении успеха. Однако в ситуации конфлик­та мотиваций человек может преодо­леть это естественное стремление и переориентировать поведение на преодоление неуспеха или отрица­тельных переживаний ради дости­жения более значимых в социальном или идеальном плане целей. Этот момент имеет важное воспитательное значение. Одним из часто прео­долеваемых конфликтов является конфликт между чувством страха и чувством долга, непосредственным предпочтением и чувством долга. Его разрешение зависит от личностных установок субъекта, определяемых структурой его потребностной сферы. Осуществление эмоционально ок­рашенного поведения придает эмо­циям коммуникативную функцию передачи информации невербальны­ми средствами. С помощью мимики, позы, жестов, интонации человек может сообщать другим о своих пере­живаниях и об отношении к тому или иному событию или предмету. Невер­бальные коммуникативные свойства эмоций генетически запрограммированы, проявляются у всех живых организмов и, по-видимому, представ­ляют собой наиболее древнюю форму выражения базовых эмоций.

Структурная основа эмоций

Мозговая организация эмоций исследовалась в экспериментах на животных с разрушением и раз­дражением различных подкорковых структур и в клинике локальных по­ражений мозга у человека. Наиболее яркие эффекты были получены при раздражении определенных ядер ги­поталамуса, вызывающем эмоциональные эффекты разного знака. Стимуляция зон латерального гипоталамуса приводила к стремлению животных (крыс) к продлению этого состояния путем самораздражения. Раздражение других центров гипота­ламуса вызывало реакцию избега­ния. Области мозга, раздражение которых вело к подкреплению и из­беганию, получили название цент­ров удовольствия и неудовольствия соответственно с позитивной и негативной эмоциональной окраской.

Мозговая организация эмоций, как и других психических функций, многоуровневая. Лимбическая сис­тема обладает связями с ассоциатив­ными областями неокортекса.

В нейропсихологических иссле­дованиях выявилась специфическая роль лобной и височной коры в про­явлении эмоций. При разных типах поражения лобных долей отмеча­лись глубокие нарушения эмоциональной сферы, затрагивающие в ос­новном высшие эмоции, связанные с социальными отношениями, дея­тельностью, творчеством. Наблюда­лось растормаживание влечений, ко­лебания эмоционального фона от депрессии до эйфории.

При височных поражениях, осо­бенно справа, нарушается опознание эмоциональной интонации речи.

Выявлена неодинаковая роль ас­социативных отделов в эмоциональ­ном реагировании. Так, показано, что при правосторонних поражени­ях возникает состояние эйфории и беспечности. Левосторонние пораже­ния приводят к преобладанию озабо­ченности и тревожности; больные беспокойны и часто плачут.

Это привело к представлению о пре­имущественной связи правого полу­шария с отрицательным эмоциональ­ным фоном, а левого с позитивным.

Практическая работа

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Изучение мыслительной деятельности в психофизиологии имеет свою специфику. До сих пор не существует широко принятых концепций, которые объясняли бы каким образом ЦНС обеспечивает процесс мышления.

Придается большое значение исследованиям нейронных коррелятов мышления. Дело в том, что импульсная активность нейронов наиболее сопоставима с процессами мышления по своим временным параметрам. Предполагается, что должно существовать соответствие между временем переработки информации в мозге и временем реализации мыслительных процессов. Если, например принятие решения составляет 100мс, то и соответствующие электрофизиологические процессы должны иметь временные параметры в пределах 100мс. Длительность импульса (потенциала действия) нейрона равна 1мс, а межимпульсные интервалы 30-60 мс. Количество нейронов в мозге оценивается числом 10¹º , а число связей, возникающих между нейронами бесконечно. Таким образом, за счет временных параметров функционирования и множественности связей нейроны обладают потенциально неограниченными возможностями к функциональному объединению в целях обеспечения мыслительной деятельности. Принято считать, что сложные функции мозга , например, мышление, обеспечиваются системами функционально объединенных нейронов.

Проблема кодов, т.е. языка, который использует мозг человека на разных этапах решения задач, является первоочередной. Фактически это проблема определения предмета исследования. Как только станет ясно. В каких формах физиологической активности нейронов отражается (кодируется) мыслительная деятельность человека, можно будет вплотную подойти к пониманию ее нейрофизиологических механизмов. До недавних пор основным носителем информации в мозге считалась средняя частота последовательности импульсов, т.е. средняя частота импульсной активности нейрона за короткий промежуток времени, сопоставимый с реализацией того или иного умственного действия. Однако, есть основания предполагать, что существуют и другие – пространственные виды кодов.

Весомый вклад в решение этой проблемы внесли исследования Бехтеревой Н.П. и ее сотрудников. Первые данные, свидетельствующие о наличии закономерных перестроек частотных характеристик импульсной активности нейронов были получены при восприятии, запоминании и воспроизведении отдельных вербальных стимулов.

Дальнейшие исследования позволили выявить специфические особенности процессов ассоциативно-логической обработки человеком вербальной информации вплоть до различных смысловых оттенков понятий.

Таким образом, при изучении динамики импульсной активности нейронов в определенных областях головного мозга были выявлены устойчивые пространственно-временные картины частотной активности нейронов, связанные с конкретным видом мыслительной деятельности человека. После выявления таких паттернов можно было определить когда, где в мозге человека будут развиваться определенные изменения активности нейронных объединений в процессе решения задач определенного типа. При этом, используя полученную закономерность, а также используя различные психологические тесты иногда можно было предсказать результат мыслительной деятельности.

Электрофизиологические корреляты мышления. При умственной деятельности происходит перестройка частотно-амплитудных параметров ЭЭГ. Так, при выполнении мыслительных заданий может усиливаться дельта- и тета-активность, причем, усиление последней составляющей положительно соотносится с успешностью решения задач. В этих случаях тета-активность наиболее выражена в передних отделах коры, ее максимальная выраженность соответствует моментам максимальной концентрации внимания человека при решении задач и обнаруживает связь со скоростью решения задач.

Умственная активность взрослых сопровождается повышением мощности бета-ритма, причем, это наиболее выражено при умственной деятельности, включающей элементы новизны. Стереотипные, повторяющиеся умственные операции сопровождаются ее снижением. Установлена связь успешности выполнения вербальных заданий и тестов на зрительно-пространственные отношения с активностью бета-ритма левого полушария.

Ритмы ЭЭГ по-разному ведут себя в различных зонах коры при решении умственных задач. При решении как вербальных, так и арифметических задач возрастает степень дистантной синхронизации биопотенциалов в лобных и центральных отделах левого полушария (между ними устанавливаются функциональные связи). Помимо этого при решении математических задач возникает дополнительный фокус активации в теменно-затылочных отделах. При выполнении легкого по алгоритму задания возрастает степень синхронизации в задних отделах левого полушария, при трудном алгоритмическом действии фокус активации перемещается в передние зоны левого полушария. У испытуемых, использующих стандартные приемы и решения, преобладает преимущественно активность левого полушария. У испытуемых, которые применяют нестандартные (эвристические) решения, характерно преобладание активации в правом полушарии, наиболее сильное в лобных отделах, причем, как в покое, так и при решении задачи.

Виды мыслительной деятельности. Основные особенности мышления заключаются в том, что существенная часть мыслительной деятельности происходит внутри построенных в сознании или подсознании моделей внутреннего мира. Эти модели могут с разной точностью отражать внешний мир. При размышлении о сущности физических явлений человек строит одни модели внешнего мира, а при изучении социальных проблем – совсем другие. Говорят даже о различии склада ума людей – естественно-научный и гуманитарный. Кроме того, в отличие от восприятия, мыслительный процесс имеет дело с качественно большим количеством признаков объектов. Вернее даже не с самими объектами, а их моделями, построенными в рамках внутреннего мира человека. Это во - многом является причиной иллюзий, зрительных парадоксов, особенностей художественного восприятия.

Описание различных типов мышления следует из анализа типов и способов решения задач. В качестве основных принято выделять 4 способа:

- Наглядно-действенное мышление или мышление в максимальной степени проявляющееся при решении задач, основанных на переборе действий, как-то связанных с целями этих задач. Данный тип мышления часто используется в практической деятельности людей. Это отражается в словах – пощупать проблему руками, приложить руки к решению … Даже у людей теоретического склада мышления решение многих конкретных задач происходит с активным использованием перебора действий. Примеры – решение головоломок, прохождение по лабиринту, сборка из деталей конструктора, распутывание узлов и т.п.

- Наглядно-образное мышление. Этот тип интеллектуальной деятельности базируется на необходимости постоянной опоры на восприятие окружающего мира. Образы, используемые в данном виде мышления, в большей степени отображают реальный мир, чем обобщенные и реорганизованные внутренние представления человека. Примеры – поиск целевых объектов на сложном фоне, работа с реальными пространственными сценами и реальными объектами (расставить вещи в незнакомой комнате и т.п.). Образное мышление в наибольшей степени присуще людям с гуманитарным складом мышления – художникам, литераторам.

- Понятийное мышление – вариант теоретического мышления, основой которого являются процессы обработки не образов, а абстрактных, отвлеченных понятий, проведение логических выводов, суждений. Специфика понятийного мышления заключается в сложности построения длинных последовательностей причинно-следственных связей между понятиями. Пример – дедуктивный метод, анекдоты, особенно о странной логике.

Понятие мышления идентифицируют с такими понятиями как разум и интеллект. По Векслеру Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (1936). Исследования в зоопсихологии (ВНД животных) с достаточным основанием говорят о признаках разума у животных, что проявляется в их способности к экстраполяции, очень сложных форм дрессировки и к речи довербально-понятийного уровня. С точки зрения Дарвина можно говорить о преемственности в развитии цепи: инстинкт – ассоциация – разум.

В процессе онтогенеза формирование мышления проходит несколько фаз:

1) до двух лет – построение сенсомоторных схем, проявляющихся в целенаправленной двигательной активности, что обеспечивается главным образом таламо-кортикальными системами;

2) от двух до семи – мысленная активация сесо-моторных схем, т.е. способность предсказывать, что получится из того или иного действия, это совпадает с развитием речи и формированием височной и моторной коры;

3) от семи до десяти – способность к логическому рассуждению, активация корково-корковых ассоциативных связей;

4) от одиннадцати до пятнадцати лет – способность к формальным операциям, абстракциям, оценке гипотез.

Индивидуальные различия в показателях интеллектуального развития обусловлены, во-первых, действием ряда физиологических факторов, во-вторых, генотипом. Г.Айзенк выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Первый представляет генетически детерминированную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных различий. Биологический интеллект, возникая на основе нейрофизиологических и биохимических факторов, непосредственно связан с деятельностью коры БП.

Психометрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интеллекта, так и от социокультурных факторов.

Социальный интеллект представляет собой интеллектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометрического интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социо-экономического статуса. Иногда биологический интеллект обозначают интеллект А, социальный – интеллект Б. Очевидно, что интеллект Б шире чем интеллект А и включает его в себя.

Определенная часть индивидуальных различий в успешности выполнения тестов интеллекта объясняется тем, насколько быстро индивид может обрабатывать информацию, причем независимо от приобретенных знаний и навыков. Поэтому времени как фактору, обеспечивающему эффективность умственной деятельности придается большое значение. Понятие психической скорости или скорости выполнения умственных действий приобретает роль фактора объясняющего происхождение индивидуальных различий в познавательной деятельности и показателях интеллекта. Биологически эффективные индивиды обрабатывают информацию быстрее, они имеют более короткие временные параметры вызванных потенциалов.

Кроме временных характеристик, для оценки IQ используются и другие параметры. Индивидуальные различия интеллекта определяются и особенностями синаптической передачи в ЦНС и формирования энграмм памяти. При обработке информации на уровне синапсов в коре могут возникать ошибки. Чем большее число таких ошибок продуцирует индивид, тем ниже показатели его интеллекта. Количественно оценить эти ошибки невозможно, но они проявляются в индивидуальных особенностях конфигурации ВП. Индивиды, безошибочно обрабатывающие информацию, продуцируют высокоамплитудные ВП, имеющие сложную форму (с дополнительными пиками и колебаниями). Низкоамплитудные ВП упрощенной формы характерны для индивидов с низкими показателями интеллекта. Эти предположения подтверждены тестами Векслера и Равена.

Таким образом, эффективность передачи информации на нейронном уровне определяется двумя параметрами – скоростью и точностью. Оба параметра можно рассматривать как характеристики биологического интеллекта.

Топографические факторы. Роль топографических факторов в обеспечении мышления и интеллекта можно рассматривать в двух аспектах. Первый связан с морфологическими и функциональными особенностями отдельных структур мозга, которые связаны с высокими умственными достижениями. Второй касается особенностей взаимодействия между структурами мозга, при которых возможна высокоэффективная умственная деятельность.

Постмортальные исследования мозга людей, которые обладали выдающимися способностями, демонстрирует связь между спецификой их одаренности и морфологическими особенностями мозга, в первую очередь, размерами нейронов в рецептивном слое коры. Анализ мозга Эйнштейна показал, что именно в тех областях, где следовало ожидать максимальных изменений (передние ассоциативные зоны левого полушария), рецептивный слой коры был в два раза толще обычного. Там же было обнаружено значительно превосходящее норму количество глиальных клеток, обеспечивающих питание нейронов. Исследование других отделов мозга Эйнштейна не выявило различий. Предполагается, что такое неравномерное развитие мозга связано с перераспределением его ресурсов (медиаторов, нейропептидов и т.д.) в пользу наиболее интенсивно работающих отделов. Особую роль здесь играет перераспределение ацетилхолина. Холинергическая система мозга, в которой ацетилхолин является проводником импульсов, обеспечивает информационную составляющую процесса обучения. Это подтверждает факт, что индивидуальные различия в умственной деятельности связаны с особенностями метаболизма в мозге.

Однако мышление и интеллект представляют собой свойство мозга как целого, поэтому особое значение приобретает анализ взаимодействия различных участков мозга , при котором достигается высокоэффективная умственная деятельность, и в первую очередь анализ межполушарного взаимодействия. Исходно полагалось, что условием высоких достижений в умственной деятельности является преимущественное развитие функций доминантного левого полушария, однако в последнее время все больше внимания уделяют функциям субдоминантного правого полушария. В связи с этим возникла гипотеза эффективного билатерального взаимодействия как физиологической основы общей одаренности. Предполагается, что чем лучше праворукий человек использует возможности своего субдоминантного полушария, тем больше он способен одновременно обдумывать разные вопросы, привлекать больше ресурсов для решения интересующей его проблемы, одновременно сравнивать и противопоставлять свойства объектов, вычленяемые познавательными стратегиями каждого из полушарий. Гипотеза билатерального взаимодействия и эффективного использования всех возможностей левого и правого полушарий в интеллектуальной деятельности представляется оптимальной, поскольку она адресуется к работе мозга как целого и использует представления о ресурсах мозга.

С позиций системного подхода в работе мозга выделяют два уровня или типа систем: микросистемный и макросистемный.

Применительно к мышлению и интеллекту первый представлен параметрами функционирования нейронов (принципами кодирования информации в нейронных сетях) и особенностями распространения нервных импульсов (скоростью и точностью передачи информации). Второй отражает морфофункциональные особенности и значение отдельных структур мозга, а также их пространственно-временную организацию (хронотоп) в обеспечении эффективной умственной деятельности. Головной мозг и в первую очередь зоны коры в процессе мыслительной деятельности действуют как единая система с очень гибкой и подвижной внутренней структурой, которая адекватна специфике задачи и способам ее решения.

Наши рекомендации