Рабочая программа учебной психологической практики
Направление деятельности | Задания | Методические указания | Отчетная документация |
Ознакомление с базой практики | 1. Ознакомиться со спецификой учреждения – базы практики 2. Выявить актуальную психологическую проблематику в деятельности учреждения. 3. Совместно с психологом выделить первоочередные вопросы, в решении которых может быть полезно участие психолога. 4. Согласовать и утвердить график работы практиканта в учреждении | Задание выполняется на основании беседы с руководителем учреждения и психологом базы практики | Записи в дневнике практики |
Ознакомление с работой школьного психолога | 1. Познакомиться с планом работы школьного психолога: - проанализировать представленность в плане основных видов деятельности практического психолога; - соотнести содержание плана с проблемой школы, обсудить с психологом его социально-психологическую обусловленность 2. Изучить требования к документации школьного психолога, ознакомиться с документацией психолога базовой школы. 3. Записать основные правила хранения психодиагностической информации и список лиц и учреждений, имеющих право доступа к этой информации | Задание выполняется на основании беседы с психологом базы практики | Записи в дневнике практики |
Организационно-методическая подготовка к выполнению задач практики | 1. Определить контингент для психологического сопровождения во время практики 2. Изучить специальную психологическую литературу по выделенной проблематике, сделать необходимые выписки или выполнить реферирование 3. Подготовить в необходимом количестве психодиагностические методики, опросники, бланки, изготовить анкеты, схемы, карты наблюдений и т.д. | Клиентами психолога-практиканта могут быть школьники начального, среднего и старшего звена Количество клиентов зависит от конкретного задания (обычно 2-3 чел. при условии комплексного обследования каждого) | План Методические материалы |
Диагностическая деятельность | 1. На основе анализа рекомендованной литературы и материалов лекционных курсов подготовить ответы на вопросы: - Этапы диагностического исследования - Основные типы психологических диагнозов - Принципы отбора психодиагностических методик - Школьная дезадаптация и ее основные причины в младшем школьном и подростковом возрасте 2. Спланировать и осуществить психологическое обследование 2 клиентов 3. Результаты исследования интерпретировать, проанализировать и составить психологическое заключение | Для индивидуальной диагностики рекомендуется использовать следующие методики: - корректурная проба - методика «10 слов» - методика Филлипса - методика «Домик», «Сапожки» - для учеников 1 класса - методика Когана – для учеников младшей школы - наблюдение по Фландерсу - рисуночные тесты -и др. | Ответы на вопросы в дневнике практики Протоколы исследования с интерпретаций результатов и психологическое заключение на каждого клиента |
Психологический анализ урока | Вместе с психологом посетить урок. На основе психологического анализа наблюдаемых особенностей педагогического воздействия, используемых учителем, определить степень реализации функций педагогического общения, индивидуальный уровень педагогических способностей учителя | Возможно использование таблицы способов педагогического воздействия по С. Поповой, методику оценки работы учителя (МОРУ | Заключение об индивидуальном стиле работы учителя |
Подготовка материалов к педагогическому консилиуму | 1. Изучив рекомендованную литературу, подготовьте ответы на вопросы: - Каковы задачи педагогического консилиума? - В чем заключается диагностическая функция педагогического консилиума? - В чем заключается воспитательно-прогностическая функция педагогического консилиума? - В чем заключается реабилитирующая функция педагогического консилиума? 2. Используя данные, полученные вами при проведении индивидуальной психодиагностики, подготовьте материалы к педагогическому консилиуму: - Анализ социальной ситуации развития ребенка – на основании педагогической характеристики, самооценки ребенка … - Описание проявлений школьной дезадаптации – на основании педагогической характеристики, самооценки ребенка … - Результаты психологической диагностики | Если будет возможно, примите участие в педагогическом консилиуме. Оформите протокол консилиума (Дата, проблема, участники, ход и результаты обсуждения). Обратите особое внимание на следующие моменты: - соблюдение участниками принципов работы консилиума: 1. Уважение к личности ребенка и родителей 2. Опора на позитивные стороны личности 3. «Не навредить !» 4. Интеграция педагогического и психологического знания. - конструктивность обсуждения проблемы - реалистичность и четкость принятых решений - полнота реализации основных функций консилиума | Материалы к педагогическому консилиуму |
Психологическое просвещение | Изготовление тематического стенда или тематических подборок методических материалов: Примерные темы: - Адаптация ребенка к 1 классу - Адаптация при переходе в 5 класс - Свободная тема по заказу психолога | Материалы к стенду или тематические папки должны быть отпечатаны без ошибок, на стандартных листах, с использованием наглядных средств (схемы, рисунки, фото и т.д.) | Эскиз оформленного стенда или подборка методических материалов |
Подведение итогов практики | 1. Проанализировать выполнение программы практики и причины возникших затруднений 2. Оформить отчетную документацию | Отчет по каждому направлению работы с приложениями | Материалы отчета по практике формируются в отдельную папку и сдаются руководителю практики от кафедры в трехдневный срок по окончании практики |
Организация практики
Практика проводится только на базах, с которыми заключён договор в установленном порядке. База практики создает условия для полноценного практического обучения студентов. Руководителями практики от баз назначаются наиболее квалифицированные психологи, имеющие необходимый опыт работы.
Руководитель практики от базы:
ü знакомит студентов с базой практики, спецификой учреждения, внутренним распорядком и правилами поведения;
ü утверждает график работы практикантов и контролирует его выполнение;
ü планирует и распределяет объемы работы практикантов в соответствии с рабочей программой практики, разработанной кафедрой;
ü определяет контингент для психологического сопровождения;
ü организует посещение практикантами занятий по плану практики, осуществляет их психологический анализ;
ü обеспечивает полное выполнение программы практики;
ü организует демонстрационные (обучающие) виды занятий для практикантов;
ü анализирует качество выполнения программы практики студентами и оформляет отзыв с соответствующими оценками.
Руководитель практики от кафедры:
ü проводит установочную конференцию перед практикой;
ü выдает задания на практику;
ü посещает базы практики с целью контроля и оказания методической помощи;
ü проверяет и оценивает отчетные документы практикантов;
ü оформляет отзыв и представляет его в комиссию по защите практики:
ü анализирует ошибки практикантов, обобщает опыт, вносит предложения по усовершенствованию практики.
При прохождении практики студенты обязаны:
ü принять участие в установочной конференции;
ü получить в библиотеке университета (или на кафедре) рабочие программы практики;
ü получить у руководителя практики необходимые консультации и задания;
ü своевременно явиться на базу практики и в полном объеме выполнить задания, предусмотренные программой;
ü ежедневно заполнять дневник практики и предоставлять его по первому требованию руководителям практики;
ü строго придерживаться этических норм профессиональной деятельности и правил внутреннего распорядка учреждения – базы практики;
ü своевременно сдать отчетные документы по практике на кафедру;
ü принять участие в итоговой конференции по защите практики.
Календарный план учебной практики
№ п/п | Период практики | Содержание работы |
1. | Первый день практики | 1. Знакомство с местом практики, с руководителем практики на месте 2. Общее знакомство со структурой и функционированием учреждения 3. Беседа с руководителем практики, обсуждение психологической проблематики базы практики 4. Изучение документации психолога учреждения |
2. | Второй день практики | 1. Описание параметров подлежащей изучению психологической реальности 2. Планирование мероприятий, в ходе которых будет осуществляться выполнение заданий по практике 3. Подбор и изучение методических материалов по планируемым мероприятиям |
3. | Весь период практики | 1. Наблюдение за функционированием учреждения 2. Организованное наблюдение за изучаемыми объектами, процессами 3. Наблюдение за работой психолога учреждения. 4. Присутствие на мероприятиях по плану практики и их психологический анализ 5. Подготовка необходимого инструментария под руководством психолога учреждения 6. Проведение анкетирования, стандартизированного интервью, простого эксперимента, тестов, изучение продуктов деятельности. 7. Выступление с коротким сообщением на психологическую тему 8. Ведение дневника наблюдений и анализа хода практики |
4. | Последний день практики | 1. Подведение итогов практики |