Тема 21. Методы и технологии социальной работы с людьми без определенного места жительства, мигрантами и этническими общностями
1. Методы и технологии социальной работы с людьми без определенного места жительства
1.1. Понятие и причины бродяжничества и бездомности.
1.2. Направления социальной работы с лицами без определенного места жительства.
1.3. Организация, формы и методы социальной работы с лицами бомж.
2. Технология социальной работы с мигрантами
2.1. Сущность современных миграционных процессов.
2.2 Социальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам.
Вопросы для самоконтроля
Бездомность – явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах. Наблюдается как в развитых, так и слаборазвитых странах. Не является исключением и Беларусь.
Существование в Беларуси граждан без определенного места жительства (бомж) рассматривается ныне как сложное социальное явление, требующее многостороннего вмешательства со стороны государства и органов управления. Данная ситуация с начала 90-х годов перестала считаться в основном проблемой правопорядка. К ее решению подключены различные государственные структуры, в том числе и социальные службы.
В эту категорию граждан, как правило, вливаются:
– лица с психической патологией, больные алкоголизмом или наркоманией, не желающие лечиться, потерявшие связь с семьей и вынужденные скитаться;
– жертвы мошенничества с жильем;
– недостаток жилья, в том числе дешевого;
– жертвы неудачного бизнеса, когда деньги были взяты под залог квартиры;
– бывшие осужденные, утратившие социальные связи и не имеющие возможности реализовать конституционное право на жилище в связи с:
- продажей жилья родственникам или его потерей вследствие их смерти;
- нежелание родственников совместно проживать (человек насильно выгоняется с занимаемой им жилплощади);
- несовершенством функционирования структур по учету и распределению жилья;
– лица, уклоняющиеся от исполнения возложенных судом обязанностей или совершившие преступление и вынужденные скрываться;
– лица, выселенные по решению суда с занимаемой ими служебной жилплощади вследствие прекращения трудовых отношений с предприятием, предоставившим им жилую площадь.
– безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;
– беженцы, вынужденные переселенцы, незаконно въехавшие на территорию РБ из других стран;
– слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска;
– низкий доход многих семей и отдельных граждан;
– дети, убегающие от родителей, из воспитательных учреждений и интернатных учреждений.
Ни в одной стране нет точной статистики бездомным. Объясняется это не только отсутствием должным образом поставленного статистического учета, но сложностью самого объекта подсчета (бездомных), нечетким определением понятий «бездомность», «бездомные».
Бездомный – человек, не имеющий жилья, приюта (Ожегов С.И. Словарь русского языка);
– человек, не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлого образа жизни (американская «Энциклопедия социальной работы»).
Кроме того бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права владения ими и под угрозой немедленного выселения, и как проживание в общежитиях, ночлежках, и как проживание в домах на снос, и как проживание на площади друга.
К числу бездомных в широком смысле можно отнести кочевые народы. Кочевничество как образ жизни (в основном скотоводов) ныне сохраняется в ряде стран Центральной и Западной Азии, Северной Африки. Группы кочующих цыган также можно отнести к рассматриваемой категории населения, хотя часть из них сегодня ведут оседлый образ жизни.
Значительную долю бездомных составляют так называемые бомжи, т.е. лица без определенного места жительства (далее – лица БОМЖ). В последние годы их число увеличилось.
К отличительным особенностям лиц без определенного места жительства относятся: отсутствие жилья, прописки, документов, родственников (субъективно) и определенных жизненных целей и перспектив. Бомжа можно узнать с первого взгляда. Внешний вид (заношенная одежда и т.д.) и специфический запах позволяют безошибочно отнести человека к данной категории.
Среди взрослых бомжей больше мужчин, чем женщин. В среднем их возраст колеблется от 30 до 50 лет. Более 90% из них – трудоспособны. Источниками существования для представителей этой категории являются: милостыня, воровство, помощь благотворительных организаций, эпизодические заработки (сбор и сдача пустой стеклотары, погрузка/разгрузка, мытье вагонов в отстойниках и т.п.).
Весь образ жизни бомжей направлен на борьбу за существование, за выживание. Им приходится «отвоевывать» «теплое» место или «прибыльный» пятачок у теплого места, бороться за пищу, алкоголь и возможность получить несколько часов спокойного сна, так как их ото всюду гонят.
Оставшиеся без крыши над головой в силу обстоятельств или личных склонностей, пристрастий, бомжи представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу, окружающим. Негативное влияние лиц БОМЖ на жизнь остальных граждан проявляется прежде всего в значительном усложнении санитарно-эпидемиологической и криминогенной обстановки. К типичным заболеваниям бомжей относятся туберкулез, педикулез (вши), дифтерия, чесотка, желудочно-кишечные, кожные, венерические и другие заразные заболевания. Зонами санитарно-эпидемиологического риска становятся практически все места, посещаемые бомжами, главным образом – вокзалы, рынки, общественный транспорт и т.п.
Что касается ухудшения криминогенной обстановки, то здесь бомжи также играют далеко не последнюю роль, лишая других граждан спокойствия. Примерно в 80 случаях их 100 бомж уже имеет в своем послужном списке судимость. И чаще – не одну. Причем нередко и по самым серьезным статьям Уголовного кодекса – разбой, грабеж, убийство.
Таким образом, если не принимать соответствующих мер, то ситуация может окончательно выйти из-под контроля. Это может привести к вспышкам сыпного тифа и массовому распространению туберкулеза и других заболеваний не только у самих бомжей, но и среди остальной части населения страны.
В настоящее время накоплен достаточно большой опыт оказания практической помощи людям без определенного места жительства. Однако многие нерешенные проблемы, существующие в обществе, вряд ли позволят искоренить данную проблему. Но решать ее необходимо.
Для лиц с большим стажем бездомности требуется длительная, кропотливая работа, направленная на их социальную и психологическую реабилитацию.
Социальная работа с данной категорией предполагает широкий комплекс технологий, который включает:
– социальную диагностику (комплексный процесс исследования бездомности как социальной патологии с целью изучения причин, характеризующих это явление применительно к конкретной территории или личности);
– психолого-социальное консультирование (оказание социальной помощи путем целенаправленного, информационного воздействия на бездомного по поводу преодоления его жизненных проблем);
– социальную терапию (целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений, препятствующих адаптации бездомных);
– социальную реабилитацию (процесс, направленный на восстановление способностей бездомного человека к жизнедеятельности в социальной среде, предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях в глазах общества);
– социальное обеспечение (система оказания социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи);
– социальный контроль (механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами);
– социальную профилактику (совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих возникновение бездомности как асоциального явления).
Социальная реабилитация лиц БОМЖ должна быть направлена на восстановление социальных связей, восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих, получение профессиональной квалификации для интеграции в рынок труда.
В связи с этим она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений.
Необходимо учитывать, что бездомные представляют собой неоднородную группу. А это предполагает различные подходы к их социально-трудовой адаптации. Это вопросы не только трудоустройства, содействия в получении жилья, направлений в стационары для лечения, но и различные формы социально-психологической помощи с учетом возраста и пола лиц без определенного места жительства.
Психологическая поддержка может осуществляться в рамках индивидуальных консультаций и бесед для преодоления состояний депрессии, пассивности, отчужденности и неверия в возможность изменить свою судьбу.
Информационные консультации должны быть направлены на предоставление нуждающимся сведений о наличии вакантных мест и возможностей трудоустройства в различных регионах страны.
Опыт по профилактике бездомности показывает необходимость проведения следующих мероприятий:
– активное взаимодействие с пенитенциарными учреждениями конкретного региона. Работники системы исполнения наказания, а также граждане, готовящиеся к освобождению из мест лишения свободы должны получать полную информацию обо всех видах услуг, предоставляемых социальными учреждениями в случае их обращения. Ведущие направления деятельности специализированных социальных служб, в которые могут обратиться бездомные:
- содействие в процессе адаптации граждан из группы риска,
- интеграция их в общество и
- реализация их гражданских прав;
– создание банка данных о наличии общественных работ (уборка территорий, сельскохозяйственные, разгрузочно-погрузочные, земляные работы), где бомжи могли бы без процедуры оформления заработать на жизнь.
– воспитание толерантности общества по отношению к бездомным – важную роль могут сыграть СМИ, которые в настоящее время распространяют и закрепляют негативные стереотипы отношения к бездомным;
– акции, привлекающие внимание к проблеме бездомности и бедности, распространение информации о бездомных, проведение дискуссий о путях решения их проблем. [Например, целесообразно остатки пищи столовых, кафе, ресторанов отдавать на питание бомжам (при соответствующей санитарной обработке). В каждом районе города можно организовать пункты сдачи/выдачи одежды, куда люди могли бы бесплатно сдавать вышедшие из моды или слегка поношенные вещи, раздавая их бомжам по принципу гуманитарной помощь];
– создание не только достаточно комфортных домов социальной адаптации, но и менее «дорогих» ночлежек, где бомжи могли бы получить все необходимое;
– введение регистрации по месту фактического проживания. (В Беларуси это уже делается с сентября 2010 г.). Человек должен иметь возможность зарегистрироваться, арендуя комнату или живя у знакомых, как это практикуется в большинстве европейских стран.
Социально-психологическая помощь бездомным осуществляется с учетом:
• гендерных факторов (большинство лиц без определенного места жительства одинокие мужчины, а женщины – чаще всего алкоголички и вернувшиеся из мест заключения);
• возрастных факторов (две трети лиц без определенного места жительства трудоспособная часть населения);
• миграционных факторов (одна треть городских лиц без определенного места жительства – это сельские жители, приехавшие на заработки, устроиться куда-либо на работу);
• уровня образования (лишь 10% от этой группы лица с высшим образованием).
Повышение уровня образованности населения является одним из направлений профилактики социального аутсайдерства. В частности в Швеции, законодательная система устроена так, что ни при каких обстоятельствах человек не может быть лишен минимальных жизненных благ и доходов, включая жилье или средства на его аренду. Если же человек оказался не в состоянии обеспечить себя сам (болезнь, пожар, потеря всех источников существования), социальная защита обеспечит его необходимым минимумом, в т.ч. и жильем. Стать бездомным в благополучной Швеции можно только по собственному желанию [Тимошенко, Л. П. Бездомность, бродяжничество: исторический опыт и современная практика решения проблемы / Л. П. Тимошенко // Социальное обслуживание. – 2003.– № 2. С. 46-48].
Практическая социальная работа с бездомными должна быть ориентирована на профилактику трудных жизненных ситуаций, на реабилитацию и адаптацию этих групп к рыночным условиям жизнедеятельности.
Для решения многоаспектных проблем бездомных граждан необходима специализированная подготовка кадров для социального обслуживания данных клиентов. Большое значение в их деятельности должны занимать:
– программы формирования системы мотивации для возврата к нормальному образу жизни лиц оказавшихся без определенного места жительства и занятий;
– разработка и реализация программ реабилитации, социальной адаптации лиц бомжей, мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев;
– создание и введение централизованной базы данных клиентов группы риска по бездомности;
– осуществление различных форм самопомощи для профилактики синдрома профессионального выгорания.
Для решения проблемы бездомности необходимо задействовать представителей различных структур.
На органы внутренних дел возлагается выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, их задержание, доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных.
Органы здравоохранения проводят медицинское освидетельствование бомжей и при необходимости направляют их на лечение.
Трудоустройство данной категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению местных служб занятости.
На органы социальной защиты возлагается направление лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.
2. Технология социальной работы с мигрантами
2.1. Сущность современных миграционных процессов.
2.2 Социальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам.
В настоящее время миграция по всему миру достигла небывалых размеров за всю обозримую историю: по данным Международной межправительственной организации по миграции (МОМ), в настоящий момент мигрантами является 1 млрд человек, то есть 1/7 всего народонаселения Земли.
Миграция является неоднозначным социальным процессом. С одной стороны, это жизненно необходимый и неизбежный для нормальной жизнедеятельности процесс, связанный с перераспределением трудовых ресурсов, их обучением, отдыхом и т.д. С другой стороны, миграция, носящая вынужденный характер, приводит к росту социальной напряженности, порождая проблемы обеспечения мигрантов жильем и работой, иногда пищей и одеждой, медицинским обеспечением, решения психологических проблем, связанных с устройством и адаптацией на новом месте жительства. Все это делает актуальной социальную помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с переселением.
Миграция (лат. migratio – переселение) – процесс перемещения (переселения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства, навсегда или на длительный срок.
По определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев.
Существует и более широкое толкование этого понятия, согласно которому:
миграция – это все виды движения населения, имеющие социальную, общественную значимость, вплоть до перемещения из пригорода в город, внутри города, из дома на работу и обратно.
Миграция как социальное явление порождает массу проблем.
С одной стороны, большие миграционные потоки ведут к перенаселению отдельных районов, что может вызвать социальные осложнения (увеличение безработицы, рост преступности, возрастание конфликтов и др.). С точки зрения местного населения опасения порой вызывает тот факт, что в их страну приезжают беженцы, которые в условиях мультикультурной терпимости будут изменять облик страны, и вот этот страх – это то, с чем мы сейчас сталкиваемся.
С другой – при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека: перемещение из одной природной и социальной среды в другую приводит к болезненному разрыву множества естественно-антропологических связей и их искусственному созданию на новом месте. Отсутствие жилья, сложности с трудоустройством, падение уровня жизни осложняют социальную адаптацию мигрантов.
Превратиться в мигранта – это большое несчастье. И мало того, что эти люди мучаются сами, они ухудшают положение жителей тех территорий, куда устремляется миграционный поток. В то же время миграция – это естественная, зачастую необходимая часть человеческой жизни. В основе миграции лежит нормальное человеческое желание улучшить свою жизнь.
В основе миграционных процессов лежат природные катастрофы и катаклизмы, конфликты и войны, климатические изменения, старение населения в индустриально-развитых странах, все возрастающее число молодых безработных в развивающихся странах и все углубляющееся социальное и экономическое расслоение более благополучного Севера и отсталого Юга. Привлекательными факторами для выбора новой страны проживания для мигрантов являются: наличие рабочих мест, доступное медицинское обслуживание, образование и безопасность.
Другим типом мигранта является человек, которому на родине угрожает опасность, и по этой причине он вынужден покинуть свою собственную страну и обратиться за разрешением находиться в другой стране. В большинстве случаев беженцы не имеют права на работу в стране, которая предоставила убежище, пока идет рассмотрение их дела, и живут на пособие.
В зависимости от причин миграция может носить добровольный или вынужденный характер. Добровольная миграция осуществляется человеком по собственной воле в поисках лучшего места работы, жилья, в связи с потребностью в получении образования и т.д.
Примеры принудительной миграции можно найти в современной истории – это и сталинские депортации народов, и практика вывоза советских граждан на работы в Германию фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Под определение вынужденной миграции попадают лица, вынужденные покидать место своего жительства из-за военных действий, спасающиеся от тех или иных природных или антропогенных катаклизмов.
Еще один признак делит мигрантов на тех, кто переселяется в пределах одного государства – внутренняя миграция и внешняя миграция (выезд и въезд граждан из одной страны в другую на постоянное жительство или на более или менее длительный срок).
Внешнюю миграцию условно можно условно разделить на несколько течений. В зависимости от направления движения выделяют эмиграцию и иммиграцию.
Эмиграция – это выезд за пределы страны на постоянное место жительства или длительное проживание.
Иммиграция – въезд в данную страну на постоянное место жительства или длительное проживание.
В процесс трудовой миграции оказались вовлеченными представители самых разных социальных слоев, широкого возрастного диапазона, уровня образования, различной профессиональной принадлежности, культурного и социального капитала.
Специфика миграционной проблемы многих стран состоит в том, что все основные миграционные потоки, даже трудовая миграция, являются обвальными, стихийными и вынужденными по характеру. Поэтому приоритетным направлением миграционной политики этих стран является регулирование процессов вынужденной миграции, социальная помощь вынужденным переселенцам и беженцам.
Характерной чертой миграции последних лет можно назвать ее этническую избирательность. Многие переселенцы стремятся в места проживания своего этноса, в результате чего в ряде районов наблюдается этническая концентрация новых жителей, обострение отношений с коренным населением.
Бе́женцы – лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое умышленное преступление.
Мигранты – лица, пересекающие государственные границы с целью изменения постоянного места жительства.
Вынужденные переселенцы – граждане страны, которые должны были покинуть свое постоянное место жительства в результате насилия или преследования, совершенного в отношении их или членов их семей. Или в результате реальной возможности подвергнуться преследованию по причине своей национальной или расовой принадлежности, исповедуемой религии или используемого языка, а также вследствие своих политических убеждений. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое умышленное преступление.
С начала 90-х годов в связи с мощными миграционными потоками в ряде стан возникла необходимость разработки новой миграционной политики и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.
Миграционная политика – это совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретные организационно-правовые и социально-экономические мероприятия по регулированию миграционных процессов для обустройства и социальной адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев.
Приоритетные направления миграционной политики:
– защита прав и интересов граждан на территории государства и за его пределами;
– управление миграционными процессами государства, регулирование въезда и выезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков;
– содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в стране путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;
– осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.
Таким образом, проблема миграции – одна из самых актуальных для многих стран. Она связана с большими затратами, потерями, с множеством неудобств, с серьезной психологической перестройкой. Но у человека, решившегося на переезд, есть приоритетная цель, ради достижения которой он готов мириться с недостатками миграционного периода своей жизни.
Высокая мобильность населения страны, вынужденный характер перемещений требует от государства продуманной миграционной политики. Ведь за каждым фактом миграции стоят человеческие судьбы. Поэтому работа с переселенцами требует не только значительных материальных ресурсов, но и проявления лучших человеческих качеств. Она сродни милосердию, когда необходимо внимание и сочувствие к попавшему в тяжелое положение человеку.
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует комплексного решения с участием различных ведомств государственного и регионального уровня. Особенно важным является оказание конкретной помощи человеку. Это возможно только при функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности.
В настоящее время органами социальной защиты населения ведется разносторонняя работа с мигрантами. Специалисты по социальной работе помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личных социальных, экономических, правовых и других проблем, содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.
В социальной работе с мигрантами выделяют две основных части:
1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).
2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).
Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям:
1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами) включает в себя:
- проведение социальных консультаций;
- проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
- выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;
- социальная диагностика;
- помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;
- содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;
- выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;
- профилактика девиантного поведения;
- организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;
- профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);
- профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские дома и школы-интернаты);
- содействие возвращению имущества мигрантов и получению ими компенсаций;
- взаимодействие с различными государственным учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.
2. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте со средствами массовой информации):
- информирование мигрантов о деятельности социальных служб;
- сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;
- информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;
- содействие адекватному освещению в СМИ темы миграции.
3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):
- психологическое консультирование;
- психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;
- психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;
- психопрофилактика стресса;
- проведение психологических тренингов с мигрантами;
- обучение аутотренингам и психологической саморегуляции;
- психологическая диагностика развития детей и подростков из семей мигрантов;
- психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности.
4. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка):
- проведение консультаций по вопросам семьи и воспитания детей;
- социально-педагогическая работа с детьми и подростками;
- специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам;
- социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;
- контроль за получением образования детьми и подростками из семей мигрантов;
- профессиональное консультирование и содействие получению профессионального образования подростками и молодежью из числа мигрантов;
- профилактика девиантного повеления;
- проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.
5. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):
- защита прав мигрантов;
- предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;
- социально-правовое консультирование.
6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранении):
- медико-социальное консультирование;
- оказание доврачебной медицинской помощи;
- содействие в проведении диспансеризации мигрантов;
- контроль за адекватной санитарно-профилактической работой и соблюдением норм социальной гигиены;
- помощь в приобретении страховых полисов;
- выявление хронических больных и нетрудоспособных и организация для них специализированных медико-социальных консультаций;
- социально-психиатрическая диагностика и помощь;
- оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств;
- при необходимости выделение финансовой помощи на лечение;
- направление в специализированные медицинские учреждения;
- контроль за санитарным состоянием жилья мигрантов.
7. Финансовое направление – оказание стартовой помощи (предоставление ссуд):
- предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.
8. Социально-экономическое направление:
- консультирование по социально-экономическим вопросам;
- предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности;
- содействие в повышении доходов.
9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями):
- предоставление продуктовой помощи;
- предоставление вещевой помощи;
- предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т.п.).
10. Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости):
- оказание содействия в получении основной и дополнительной работы;
- оказание содействия в открытии собственного дела;
- консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации;
- помощь в профессиональной подготовке и переподготовке.
Организационная работа с мигрантами решает следующие задачи:
- связь с международными организациями, занимающимися проблемами миграции, и участие в их деятельности;
- организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, занимающимися социальной защитой и помощью мигрантам;
- содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов;
- связь с зарубежными организациями, занимающимися проблемами мигрантов;
- разработка оптимальной структуры и нормативов деятельности стационарных и нестационарных учреждений социальной помощи мигрантам применительно к условиям конкретных регионов;
- организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов (центров социальной защиты, реабилитационных центров, кризисных стационаров, домов-интернатов, консультаций, пунктов выдачи помощи и т.п.);
- подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с мигрантами;
- выработка норм выдачи натуральной (продуктовой, вещевой и др.) помощи мигрантам;
- проведение социологических и маркетинговых исследований проблемы;
- социальная реклама государственной и региональной миграционной политики;
- организация деятельности службы по связям с общественностью («public relations»);
- разработка правовых основ выдачи пенсий и пособий мигрантам, а также оказание финансовой помощи;
- разработка правовых основ социального, санитарного, медицинского и педагогического контроля жизнедеятельности мигрантов;
- разработка правовых основ профилактики девиантного поведения лиц из числа мигрантов;
- организация центров, курсов и семинаров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов;
- другие задачи.
Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главное задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может стать и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.
Социальным службам нужно учиться управлять миграцией, готовить кадры, накапливать информацию о формах и методах работы, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формировании, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы причины бродяжничества, бездомности?
2. Почему необходимо принимать меры по отношению к лицам БОМЖ?
3. Какие технологии используются в работе с лицами БОМЖ?
4. Каково содержание работы представителей органов внутренних дел, здравоохранения, службы занятости, органов социальной защиты?
5. Какие мероприятия способствуют профилактике явления бездомности?
6. Какова социальная сущность миграции?
7. Кто является беженцем, мигрантом, вынужденным переселенцем?
8. Чем вынужденные переселенцы отличаются от добровольных мигрантов?
9. Каковы основные проблемы внешней миграции и пути их решения?
10. Назовите основные задачи и направления деятельности миграционных служб.
11. В каких направлениях проводится практическая социальная работа с мигрантами?
Планы практических занятий