Сравнительный анализ типов личностей преступников
Тип личности преступника | Особен-ности мотивации | Характеристика психических процессов | Личностная характеристика | Социальная характеристика |
Корыстный | ||||
Насильственный | ||||
Неосторожный |
Практическое задание № 8
Цель задания: закрепление умений применять полученные знания при проведении и анализе различных следственных действий.
Содержание задания:
1)Определите для каждого из приведенных случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка.
2)Попытайтесь подобрать название психологического приема, используемого допрашивающим в каждом случае.
Ознакомьтесь с примерами ловушек при допросах.
А) Начало допроса.
Следователь:
- Вы знали убитого Корытова?
У допрашиваемого затряслись руки:
- Я не знаю никакого Корытова! Не убивал я милиционера!
- Чем вы докажете свое алиби? Где вы были в ночь убийства? Допрашиваемый стал нервно ломать свои пальцы.
- Сейчас я вспомню. Сейчас... Ну да, конечно, в ту ночь я был у знакомой...
- В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов? Б) - Именно там, у Курского вокзала, Прохор и дал тебе пистолет?
- Какой пистолет?
-Отвечай!
-Не знаю...
-Да или нет?
-Нет...
- Ложь: на рукоятке есть следы пальцев Прохора!
- Этого не может быть!
- Вот это другой разговор, - улыбнулся следователь, - а то «какой», «нет». В) Задержанный отрицал участие в преступлении других лиц, но следователь предполагал, что участвовали еще двое.
- Кто был с вами третьим?
- А второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе. Г) Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым.
- Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года?
Свидетель задумался.
- Нет, ничего такого у меня с ним не было.
- Вспомните получше... Лето, точнее, май.
Опять свидетель думает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха. Задания:
Практическое задание № 9
Содержание задания: Внимательно проанализируйте представленные выводы по результатам психологических исследований.
С учетом этих выводов попытайтесь сформулировать меры психолого-педагогического характера по совершенствованию воспитания подростков в семье и школе.
В юридической психологии накопилось достаточно много информации об особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей и специфики их общения. Рассмотрим некоторые выводы по материалам экспериментальных исследований.
а) Возможно так представить в сокращенном виде путь развития личности в неблагополучной семье от ребенка до несовершеннолетнего правонарушителя с устойчивой антиобщественной направленностью.
Под влиянием неблагоприятных условий развития и воспитания в семье и в школе у ребенка формируется низкая самооценка. Если многочисленные попытки повысить самооценку социально приемлемыми способами не приносят желаемых результатов, то он обращается к асоциальным образцам поведения и к контрнормативным ценностям - и тогда уровень самооценки повышается (Валицкис Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б., 1988).
б) Общие выводы относительно особенностей интерперсональных взаимоотношений трудных подростков: у большинства из них нет привязанности к родителям и другим членам семьи, что объясняется заброшенностью, невниманием к ним со стороны родителей; им присуще в целом негативное отношение к учителям как следствие деформации взаимоотношений в школе; большинству подростков не свойственны крепкие дружеские связи со сверстниками, что подтверждается высокими показателями по шкале отгороженности (Устименко С.Ф., 1984).
Практическое задание № 10
Содержание задания: Сформулируйте свое мнение о необходимости привлечения экстрасенсов к раскрытию преступлений и обоснуйте его. Если ваше мнение положительное, то постарайтесь перечислить конкретные виды преступлений, при раскрытии которых, по вашему мнению, в первую очередь целесообразно использовать экстрасенсов.
1. Один из ведущих сотрудников ГУУР МВД РФ, обращаясь к теме использования в раскрытии преступления экстраординарных психофизиологических способностей человека, рассказывал о запросах во все УВД России. Далее он подчеркнул, что пришли ответы из 73 регионов. В 26 - уголовный розыск к экстрасенсам не обращался, в 47 - просили помощи по просьбе потерпевших, в 6 регионах были получены положительные результаты. В Ставрополе так раскрыто два убийства, кража из кассы, а в Смоленске найдены неопознанные трупы. При крупной краже шуб экстрасенс дал не только необходимую информацию, но и указал источник утечки из фирмы сведений коммерческого характера. В другом случае экстрасенс указал на преступника из круга подозреваемых.
В заключение сотрудник ГУУР отметил, что у него нет сомнений в том, что экстрасенсы могут помочь в раскрытии преступлений.
За рубежом способности экстрасенсов активно используются. Например, сообщается, что ясновидящая Д. Элис помогла полиции США в раскрытии 16 убийств.
2. Специальные исследования, проведенные в одном из научно-исследовательских учреждений, относящихся к системе органов правопорядка, привели проводивших их сотрудников к ряду выводов. Во-первых, они отмечали, что реально существуют люди с экстрасенсорными способностями, позволяющими воссоздать картину места происшествия, обеспечить более эффективный поиск преступников, и т. д. Во-вторых, по мнению исследователей, ни дальность свершившегося события, ни давность на результаты работы экстрасенса не влияют. Порой результаты бывают очень удачными. В Иркутске экстрасенсы нашли сейф и оборудование для изготовления фальшивых денег. В одном из вузов была совершена кража. Экстрасенсы назвали преступницу-клептоманку и даже пояснили, как можно заставить ее вернуть похищенное. Достоверность информации, получаемой от экстрасенсов, по мнению исследователей, составляет от 60 до 90%.
Практическое задание № 11
Содержание задания: группа разделяется на подгруппы по 2-3 человека,
Каждой группе раздаются карточки, где приводится описание судебного
приговора. Задание:
1) Определить тип преступника, мотив преступного поведения.
2) Составить психологический портрет преступника.
Ход упражнения. После обсуждения задания в группе, один из группы знакомит всех с версией ответа. Затем проводится обсуждение в группе и оценка правильности ответа.
Вопросы:
1. С какими ошибочными представлениями о себе и своей работе может столкнуться практический психолог в правоохранительных органах?
2. Как бы вы отреагировали на реплики сотрудников, как объяснили бы причины их ошибочных мнений?
Практическое задание № 12
Содержание задания: Зачитывается ситуация, проводится дискуссия.
На оперативном совещании в одном из РОВД до офицерского состава была доведена информация, что в подразделении вводится должность психолога. Реакция сотрудников была разной. Один сказал: «Что мы, психи?», второй: «Лучше бы добавили опера», третий: «Давайте пригласим на эту должность Кашпировского», четвертый: «Теперь у нас самоубийств больше не будет».
Практическое задание № 13
Содержание задания: Зачитывается ситуация, проводится дискуссия.
1. Как бы вы поступили на месте старшего психолога в этой ситуации?
2. Что значит гиперстенический тип личности (профиль), какой тип поведения от него можно ожидать при службе в правоохранительных органах? Можно ли отнести данный тип личности к так называемой группе риска?
3. Если бы вы приняли решение поддержать ходатайство о принятии кандидата на службу в органы внутренних дел, то какой бы следовало наметить план мероприятий по управлению процессом его адаптации?
Выпускник юридического факультета обратился в УВД одного из округов города Москвы с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел, в уголовный розыск. При первичном знакомстве с кандидатом на службу психолог обнаружил у него выраженную повышенную агрессивность, в связи с чем возникли сомнения в профессиональной пригодности кандидата.
По результатам психологического тестирования кандидата в Центре психодиагностики при ГУВД г. Москвы у него был диагностирован гиперстенический профиль личности и вынесено заключение: «Рекомендуется условно».
Однако к практическому психологу УВД зашел заместитель начальника отдела уголовного розыска и стал просить принять «парня на работу». Он сказал, что это его сосед, что он знает его с детства, что у него порядочные родители, которые работают в правоохранительных органах, что он лично готов оформить поручительство за кандидата и выступить в роли его наставника.
Практическое задание № 14
Содержание задания: Зачитывается ситуация, проводится дискуссия.
1. Правильно ли была поставлена задача психологу? Если нет, то как надо было ее сформулировать?
2. Какие профессионально-этические правила надо соблюдать, чтобы у психолога не возникали конфликты с сотрудниками и руководством?
Начальник поручил практическому психологу обследовать двух достаточно опытных сотрудников и дать им психологическую характеристику. О целях психологического тестирования начальник не сообщил.
После того как психолог обследовал сотрудников и представил характеристики начальнику, выяснилось, что решается вопрос о назначении одного из них на вакантную руководящую должность. Ознакомившись с характеристикой, начальник упрекнул психолога, что он не указал уровень развития организаторских способностей, способность к руководству людьми. Психологическое обследование пришлось повторить.
Впоследствии один из сотрудников, тот, которого не назначили на новую должность, перестал здороваться с психологом, полагая, что по его вине он не получил продвижение по службе.
Практическое задание № 15
Содержание задания: При психологическом обследовании кандидата на службу в районную прокуратуру на должность помощника прокурора по методике 16-PF Р.Кеттелла были получены следующие результаты:
А-7; В-8; С-4; Е-9; G-;, H-8; I-3; L-8; M-5; N-6; О – 8; Q 1-4; Q 2 – 4; Q3 - 7; Q 4 - ; Время работы испытуемого с методикой составляло 1 час 12 минут.
1. Интерпретируйте полученные данные с точки зрения требований, указанных в психограмме профессионально успешного прокурорского работника. Какие показатели свидетельствуют о высокой профессиональной пригодности кандидата, а какие - о низкой?
2. Если бы вы проводили обследование данного лица, то к какой группе профессиональной пригодности причислили бы его? Почему? Обоснуйте свое решение.
Анализ фильма.
А. В процессе выполнения задания студент должен на примере ситуации из кинофильма продемонстрировать владениеметодами анализа и выявления специфики функционирования и развития психики, позволяющими учитывать влияние психологических факторов на поведение различных участников правоотношений.
Б. Критерии и шкала оценивания.
Критерии оценивания
Примерные критерии оценивания:
– содержание выделенных категорий сравнения (степень соответствия категорий теме, полнота выделенных категорий, обоснованность и т.д.);
– использование научных терминов и понятий;
– обоснованность выводов (сделанные выводы подтверждаются цитатами из фильма, ссылками на научные теории и подходы)
Выполнение анализа фильма оценивается по системе «зачтено/незачтено».
Отметка «незачтено» ставится если:
– выделенные категории сравнения формальны, поверхностны, не раскрывают всего содержания,
– описание результатов делается «бытовым» языком без использования научной терминологии;
– сделанные выводы не обоснованы
Анализ кинофильма №1
Фильм «Мадуев». Анализ кинофильма является вариантом творческого задания. Цель анализа: выявление психологических особенностей преступника насильственного типа, анализ психологических причин преступного поведения.
Ход работы. Студенты самостоятельно во внеаудиторное время просматривают фильм «Мадуев». По ходу просмотра необходимо записывать все поведенческие проявления, характеризующие особенности преступника. Категории сравнения выделяются студентами самостоятельно. При подготовке ответов рекомендуется приводить цитаты из фильма.
Вопросы для обсуждения в группе фильма «Мадуев»:
1. Можно ли назвать С.Мадуева преступником с точки зрения уголовного права и юридической психологии?
2. Заслуживает ли он смертной казни? Почему Вы так считаете?
3. Преступником какого психологического типа он является?
4. Какими чертами, свойственными личности преступника, обладает С.Мадуев? Обоснуйте свой ответ.
5. Какие люди в большей степени (с точки зрения авторов фильма) повлияли на жизнь и формирование личности С.Мадуева?
6. Какие отношения сложились у С.Мадуева со значимыми для него людьми?
7. Какие отношения у героев фильма сложились к С.Мадуеву? Почему?
8. Какие черты личности Мадуева являются ведущими?
9. Верите ли Вы его обещанию исправиться? Почему?
10. Считает ли С.Мадуев себя виновным в совершении перечисленных преступлений? Почему Вы так решили?
Анализ фильма №2
Перед просмотром видеосюжета из кинофильма «Русская рулетка» формулируется задание для всей группы:
1) Охарактеризовать показанный в фильме процесс опознания с психологической точки зрения.
2) Назвать ошибки, допущенные следователем в процессе опознания.
3) Рассказать, как следовало бы в данном случае организовать процесс опознания, предотвращая конфликт.
Продолжительность видеосюжет:3 минуты. После просмотра студенты обсуждают задания в группах.
По второму вопросу студенты должны отметить как минимум три ошибки:
1)на опознании обязательно присутствие понятых;
2) преступник не должен слишком выделяться среди статистов;
3) следователь обязан вести себя корректно по отношению к объектам и субъектам опознания.
После групповой работы преподаватель организует дискуссию по видеосюжету. При этом одну из групп он спрашивает по 1-му заданию, другую – по 2-му, третью по 3-му.
Группы, которые не отвечали по данному вопросу, но дополняли, имеют право джополнить ответ, исправить его и получить дополнительный балл.
6.2.4.Кейс №1 (конфликтные эмоциональные состояния)
Кемеровский государственный университет Социально-психологический факультет Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий Кейс-задача по дисциплине Юридическая психология Описание ситуации: Вечером 11 сентября Е. с женой находился в гостях у знакомых. После употребления спиртных напитков жена почувствовала себя плохо и осталась ночевать, а Е. с ребенком ушли домой. В пятом часу утра 12 сентября Е. возвращалась домой одна. На улице ее неожиданно настиг незнакомый мужчина, сбил с ног и изнасиловал. Придя домой, Е. рассказала об этом мужу. Е. ушел на работу, где с целью мести насильнику отточил круглый напильник. Около 17 часов он вернулся с работы и принес с собой напильник. В разговоре с женой он заявил, что насильник не имеет права жить и что он убьет его. В 18 часов Е. во дворе своего дома увидел трех парней, которые кого-то искали. Внешность незнакомцев вызвала у него подозрение. Е. забежал в свою квартиру, взял напильник, попросил жену, чтобы она вышла с ним и посмотрела, нет ли среди них насильника. Е. в одном из них узнала мужчину, напавшего на нее (это был, как установление при расследовании, О). С целью убийства Е. обогнал этих мужчин, двинулся им навстречу и ударил обидчика жены. О. пытался убежать, однако Е. догнал его и стал наносить удары напильником. От полученных ранений О. умер. Е. утверждал, что убил О. в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения вызванного сообщением о насилии, совершенном над его женой. Задание: Назовите конфликтные эмоциональные состояния. Охарактеризуйте физиологический аффект. Дайте сопоставительный анализ признаков физиологического и патологического аффектов; назовите отличия аффекта от стресса. Укажите, какую группу поводов возникновения сильного душевного волнения закон выделяет в качестве квалифицирующего признака состава преступления. Выступает ли в предложенной для разбора ситуации физиологический аффект как юридическая категория? (Ответ обосновать, проводя анализ приведенной ситуации). |
Кейс №2 (конфликтные эмоциональные состояния)
Кемеровский государственный университет Социально-психологический факультет Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий Кейс-задача по дисциплине Юридическая психология Описание ситуации: С-ва проживала с семьей в городе 3. Ее муж систематически пьянствовал, устраивал скандалы, бил малолетнюю дочь, нарушал супружескую верность, неоднократно уходил из семьи. 26 марта С-в вернулся домой поздно ночью в нетрезвом состоянии, избив жену, оскорбил ее, дочь, тещу. Утром 27 марта С-в на работу не пошел, днем пьянствовал. Вернувшись домой около 24 часов,, стал бить жену ногами, подносил к ее лицу зажженные (спички, отвертку, угрожал расправой, пригрозил выбросить в окно дочь и тещу. Предложил жене выйти в коридор, продолжая угрожать убийством. С-ва схватил на кухне чугунный пест и нанесла им мужу удар по голове. Когда потерпевший упал и лежа ударил ногой жену, последняя еще несколько раз ударила его по голове и убила. В судебном заседании С-ва виновной себя признала и показала, что убила мужа в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного его издевательствами над ней, дочерью и матерью в момент происшедшего. Задание: Назовите конфликтные эмоциональные состояния. Охарактеризуйте физиологический аффект. Дайте сопоставительный анализ признаков физиологического и патологического аффекта, назовите отличие аффекта от стресса. Укажите, какую группу поводов возникновения сильного душевного волнения закон выделяет в качестве квалифицирующего признака состава преступления. Выступает ли в предложенной ситуации физиологический аффект как юридическая категория? (Ответ обосновать, проведя анализ приведенной ситуации). |
Критерии оценивания:
- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если в плане работы с субъектами ситуации предложены действия и мероприятия соответствующие поставленной задаче, при описании планов работы использованы знания из курса юридическая психология, использована научная терминология.
- оценка «не зачтено» описание последующих действий дается «бытовым» языком, планируемые действия и мероприятия фрагментарны и не соответствуют поставленной задаче, студент не может обосновать признаки явления.
Кейс №3 (конфликтные эмоциональные состояния)
Кемеровский государственный университет Социально-психологический факультет Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий Кейс-задача по дисциплине Юридическая психология Описание ситуации: При обыске в спальне спекулянтки С. было обнаружено много ценностей. С. сильно нервничала, но при обыске в столовой заметно успокоилась. Разбираясь в причинах перемены настроения С., члены оперативной группы решили повторить обыск в(спальне. Вторичный осмотр вначале не дал результатов. Но когда еще раз была обследованна внутренность платяного шкафа, внимание следователя привлекла массивная задняя стенка. Несмотря на возражения С., обшивка шкафа была снята и под ней оказалась полость, где хранились изделия из драгоценнх металлов и камней. Во время оформления протокола один из участников обыска вспомнил, что при завершении обыска спальне С. часто поглядывала в угол комнаты и даже всплакнула. Было замечено, что С. старалась постоянно находиться около тех мест, где впоследствии обнаружили наиболее ценные вещи; Поэтому было решено повторно обследовать и этот угол. В стене оказалась незначительная неровность. После удаления нескольких кирпичей обнаружили узелок с большим количеством золотых изделий и монет. Задание: В чем выразились непроизвольные реакции обыскиваемой? Каково их значение в тактике расследования? Какие существуют приемы, вызывающие непроизвольные реакции у обыскиваемого? Сформулируйте правила наблюдения за обыскиваемым. |
Критерии оценивания:
- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если в плане работы с субъектами ситуации предложены действия и мероприятия соответствующие поставленной задаче, при описании планов работы использованы знания из курса юридическая психология, использована научная терминология.
- оценка «не зачтено» описание последующих действий дается «бытовым» языком, планируемые действия и мероприятия фрагментарны и не соответствуют поставленной задаче, студент не может обосновать признаки явления.
Кейс №4 (конфликтные эмоциональные состояния)
Кемеровский государственный университет Социально-психологический факультет Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий Кейс-задача по дисциплине Юридическая психология Описание ситуации: А. Виктор Г.. 3-й класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно; но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с равнодушным лицом, руки не поднимает, но на вопрос учителя всегда отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отделывается односложным ответом: «Да так...». Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится безразлично. Незлоблив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Усваивает материал не сразу. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив. Б. Борис Р., 3-й класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. Крайне подвижен. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» куда угодно. Руки не находят покоя. Быстро и часто крутит головой во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но из-за торопливости дает сбивчивые ответы. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Обожает военные'игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее-, и на дурное (на последнее реже, так как с ним ведется педагоги4е-ская работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Может сбегать по любому поручению, но по дороге часто его забывает, так как от нетерпения и желания скорее его выполнить не успевает дослушать до конца. Задание: На основании приведенных далее характеристик определите тип темперамента школьника. Определите тактические особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (соответственно по пп. А, Б)? Как учитываются особенности темперамента и характера при допросе взрослых и несовершеннолетних? |
Кейс №5 (конфликтные эмоциональные состояния)
Кемеровский государственный университет Социально-психологический факультет Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий Кейс-задача по дисциплине Юридическая психология Описание ситуации: В. Саша Д., 2-й класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебник. Крайне обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев справится с ним не хуже других. Г. Лена В., 2-й класс. Очень подвижна, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение — веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» обычно с улыбкой отвечает: «Очень хорошо!», хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки не блестящи. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так... случайно...» Иногда огорчается, даже плачет, но не надолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет отличную работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива. Задание: На основании приведенных далее характеристик определите тип темперамента школьника. Определите тактические особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (соответственно по пп. В,Г)? Как учитываются особенности темперамента и характера при допросе взрослых и несовершеннолетних? |
Ролевая игра №1.
Криминальное расследование
Целью ролевой игры является оценка сформированности навыков психологической диагностики различных типов личности преступников. Игра строится по принципу создания ситуации вынужденного сотрудничества, когда для достижения цели необходимо установление контакта. Количество участников (16-20человек).
Ход игры. Перед началом игры группа методом жеребьевки делится на подгруппы, каждая группа имеет сове название (оперативные работники, криминалисты, следователи, психологи и педагоги), функции и исполняет свою роль. Перед группами ставится единая комплексная задача, состоящая из нескольких частей-минизадач. Преподаватель зачитывает общую вводную для всех групп, при этом каждая группа имеет в наличии лист с общей вводной.
Общая вводная по расследуемому делу.
За истекшие 2009-2010 гг. в г. Н-ске в весенний, летний и осенний периоды с примерной периодичностью один раз в три месяца было совершено пять убийств молодых девушек в возрасте 16-17 лет. Трупы потерпевших, как правило, находили слегка замаскированным сухим и свежесрубленным кустарником на берегу реки или озера. Смерть четырех из пяти жертв наступила от нанесения удара тупым предметом в область затылка и рубящим орудием в область лица(не менее 5-6 ранений). При этом лица жертв были прикрыты завернутым вверх платьем или блузкой. Экспертиза подтвердила, что эти четверо не были изнасилованы. Интересно и то, что четверо из пяти девушек имели внешние сходства по росту, телосложению, возрасту и цвету волос. В четырех случаях из пяти на месте преступления обнаружены следы костра. Пустые бутылки из- под шампанского или коньяка без отпечатков пальцев. Третье по хронологии убийство несколько отличалось. Труп 20-летней девушки был обнаружен в отдаленном жилом массиве города Н-ска возле стены магазина. Смерть девушки наступила от асфиксии путем перекрытия дыхательных путей: носа и рта ладонью руки, о чем свидетельствует в этой области лица следы пальцев рук. Осмотром места происшествия было установлено, что нападение на девушку и ее изнасилование преступник совершил на прилежащей к магазину улице примерно в 70м от указанного магазина. Здесь были зафиксированы следы борьбы на земле, в первые часы с момента установления преступления было установлено, что это убийство совершено около часа ночи.
На втором этапе каждая группа получает задание в зависимости от своего профессионального назначения. Причем выступления на следующем этапе осуществляются в той же логической последовательности, в которой группам предлагаются задания.
1. Задание для оперативников.
Проанализировать и выбрать информацию из общей вводной, касающуюся фактического материала, выдвинуть версии преступления, предположить общую картину.
2. Задание для группы криминалистов.
Выбрать информацию из общей вводной, касающуюся исследования места происшествия, способа совершения преступления, орудия преступления, характеристики трупов (причина наступления смерти, наличие телесных повреждений, их локализации).
3.Задание для группы следователей.
Проанализировать и выбрать информацию из общей вводной о типологии преступника, дать соответствующую его характеристику, выдвинуть версию о мотивах и целях совершения преступления. Указать, какой фактический материал на месте происшествия содержит информацию о мотивах преступлений.
4. Задание для группы психологов .
Определить вид психической аномалии преступника, дать характеристику личности в соответствии с данным видом аномалии, предположить условия, приведшие личность к преступному поведению.
5. Задание для группы педагогов.
Описать детство преступника с учетом особенностей, предопределяющих преступное поведение с детства. Составить портрет личностных качеств преступника.
На следующем этапе с групповой работой происходит решение отдельных задач внутри малых групп. Затем каждая подгруппа высказывает свое решение. Завязывается дискуссия. Заключительная работа предусмотрена для вывода по проблеме.
Общее задание для всех групп.
1. Составить общую картину совершенных преступлений.
2. Охарактеризовать личность преступника: индивидуальные особенности, автобиографические данные (происхождение, воспитание в семье, образование и т.д.).
3. Условия, приведшие личность к формированию преступного поведения.
4. Мотивы совершенных преступлений.
Критерии и шкала оценивания.
Работа групп оценивается достаточно просто: 100-процентное совпадение с ответом – оценка «отлично», 75-процентное совпадение – оценка «хорошо», 50-процентное совпадение – оценка «удовлетворительно».
Те участники, которые, по мнению группы, внесли наибольший вклад в достижение результата, получают отметку «отлично», остальные – «зачтено». Работа наблюдателей оценивается преподавателем на основе участия в обсуждении, сделанных выводов, замечаний.
Отметка «не зачтено» ставится в случае, если студент не принимал участие в игре (отсутствовал или сознательно отказывался от участия). В таком случае пропуск ролевой игры «отрабатывается» в установленном порядке.
Ролевая игра №2.
Составление психологического портрета преступника.
Целью ролевой игры является закрепление навыков психологической диагностики личностных особенностей различных типов личности преступников. Ход игры. Перед началом игры группа разделяется на две подгруппы. Первая подгруппа выступает в роли условных «криминальных» личностей, из второй группы поочередно выделяется по одному студенту, который составляет психологический портрет личности «преступника». Остальные члены второй подгруппы, выступая в роли экспертов, оценивают качество и точность составленного их сокурсником психологического портрета.
Для более точного составления портрета преступника целесообразно использовать схему психологического анализа личности, который предлагается учитывать студентам при выполнении задания.
Рекомендации по разработке психологического портрета преступника.
Разработка психологического портрета преступника представляет собой психолого-криминалистический метод, ориентированный на выявление комплекса сведений об индивидуальных признаках и особенностях личности неизвестного субъекта преступления, проявившихся в совокупности обстоятельств преступления и следов преступной деятельности. Наиболее часто метод составления психологического портрета используется при раскрытии: убийств на сексуальной почве с признаками садистского истязания жертвы (эвисцерации или потрошения, посмертных колотых и резаных ран, манипуляций преступника с телом жертвы, причинения увечий жертве и т.п.), в том числе серийных убийств; безмотивных поджогов и взрывов; изнасилований; ритуальных убийств и других тяжких преступлений.
Рекомендации ВНИИ МВД РФ, согласованные с Генеральной прокуратурой РФ, предлагают в зависимости от характера информации, содержащейся в уголовных и оперативно-поисковых делах, в психологический портрет преступника включать следующие характеристики: а) общее описание особенностей личности и доминирующей мотивации преступления; б) индивидуальные особые признаки личности (привычки, склонности, навыки, стереотипы и т.п.); в) возраст; г) район места жительства; д) район места работы, службы, учебы; е) описание иных мест вероятного обитания; ж) уровень образования и профессиональной квалификации; з) род занятий; и) особенности происхождения, родительской семьи и личной истории жизни; к) семейное положение; л) наличие детей; м) отношение к различным видам деятельности (труду, службе в армии, спорту, медицине, работе с людьми и т.п.); н) наличие прошлой судимости и вид прежде совершенных преступлений; о) наличие психической или физической патологии, уродства; п) антропологические и функциональные особенности преступника (внешность, телосложение, мимика, пантомимика, особенности речи и т.п.). Помимо указанных, могут быть сформулированы и иные характеристики подозреваемого лица.
Конкретизируя индивидуально-психологические признаки разыскиваемого преступника, можно говорить о следующих параметрах его личности:
- направленности (потребности, мотивы, жизненные планы и сценарии, ценностные ориентации, склонности, желания, вкусы, хобби);
- операциональных характеристиках (знания, умения, навыки, привычки, жизненный опыт, профессиональные стереотипы поведения);
- психохарактерологических качествах (характер, акцентуации характера, психопатии);
- психических свойствах и процессах (особенности процессов и свойств познавательной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности);
- социально-психологических особенностях поведения (социальный и межличностный статусы, жизненные роли, стиль жизни, культура поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности);
- биопсихических свойствах (темперамент, половые и возрастные особенности, патологические свойства, состояние здоровья);
- особенностях сексуальной сферы и сексуальных влечений, наличии сексуальных перверсий.
Для составления обоснованного психологического портрета неизвестного преступника необходимо собрать информацию о: 1) дате совершения преступления, времени и дне недели; 2) дате обнаружения трупа жертвы; 3) месте обнаружения трупа с подробным его описанием, а также подробным описанием и фотографированием всей обстановки места происшествия; 4) погодных условиях на момент совершения преступления;
5) потерпевших (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст, адрес места жительства, адрес места работы или учебы, род занятий, чем занимался потерпевший непосредственно перед нападением, рост, вес, телосложение, выраженность вторичных половых признаков, семейное положение, наличие судимости, особенности ношения одежды и т.п.); 6) содержании судебно-психологической экспертизы (причина и время смерти, число и характер нанесенных телесных повреждений, прижизненность или посмертность нанесения повреждений, использованное орудие для нанесения повреждений и др.); 7) характере действий предполагаемого преступника в отношении жертвы (наличие признаков использования в преступлении автомототранспорта, наличие признаков того, что жертва была доставлена к месту обнаружения на автомобиле, мотоцикле или велосипеде, тип и марка предполагаемого автотранспортного средства; наличие признаков того, что жертва была доставлена к месту обнаружения трупа живой; наличие признаков того, что жертва была выброшена из автомобиля; наличие признаков паркования автомобиля и следования преступника вместе с жертвой до места обнаружения трупа пешком; наличие следов волочения трупа, использование связывания жертвы; наличие орудия преступления на месте происшествия; совершение с жертвой сексуальных актов, совершение с жертвой прижизненно жестоких сексуальных актов, совершение различных по форме сексуальных актов - в естественной позе, оральный или анальный половые акты, придание телу жертвы определенного положения, совершение сексуальных действий после смерти жертвы, совершение с телом каких-либо посмертных действий, введение в анус или другие естественные отверстия тела каких-либо предметов, наличие признаков вампиризма, отсечение частей лица и головы, гениталий, грудных желез, ягодиц, рук, ног, пальцев, головы; обнажение тела - прижизненное, посмертное, частичное, верхней части тела, нижней части тела, наличие признаков полного обезличивания трупа жертвы, наличие разрезания или разрывания одежды, изъятие преступником каких-либо предметов или деталей одежды жертвы; наличие признаков удушения жертвы; способ удушения жертвы; расстояние от места обнаружения трупа до места жительства и работы, расстояние до ближайшего населенного пункта и транспортной магистрали; характерные предметы, метки, надписи, оставленные преступником на месте преступления и теле жертвы).
Исследование нескольких десятков убийств позволило установить следующие зависимости:
а) чем старше преступник, тем реже, но длительнее серия преступлений и, наоборот, чем он моложе, тем выше частота криминальных эпизодов (эта зависимость позволяет ориентировочно судить о возрасте преступника);
б) имеет место тенденция к прямой связи между возрастом виновного и возрастом выбираемых жертв;
в) время наступления насильственной смерти определенно связано с датой рождения потерпевшего (эта зависимость позволяет уточнять время наступления смерти в случае, если установлена личность погибшего, а судебно-медицинская экспертиза своими методами по какой-то причине время установления смерти определить не может).
В психологии имеются попытки составления обобщенного условного портрета маньяка, совершающего серийные убийства на сексуальной почве. Один из таких подходов (профессор А. Бухановский) заключается в утверждении, что “это мужчина, либо родившийся в местности с плохой экологией, либо получивший родовую травму, патологическую наследственность. Он - интроверт, своим миром живет больше, чем внешним. Не отличается буйным темпераментом и гибкостью мышления. Он родился в неполной семье, либо отец присутствовал формально. Зато мать - жесткая, деспотичная женщина. Ребенок раздражал ее, она не могла в этом признаться, и воспитание вышло скорее ханжеским, внимание уделялось лишь внешним приличиям. А поскольку сын видел от нее одну только жестокость, агрессия по отношению к слабому полу стала его способом существования”.
Алгоритм метода составления психологического портрета включает в себя четыре последовательных этапа анализа преступления, отражающих возможности реконструкции субъективного поведения по следам и совокупности обстоятельств криминальной ситуации.
1) Составление криминалистической информационной модели события преступления. На этом этапе для получения объективной информации используются все сведения о способе преступления (орудиях и средствах преступления), объекте преступления и жертве как носителях возможных виктимных качеств, о механизме преступления, способах взаимодействия лиц в процессе преступления, об обстановке преступления (пространственно-временных характеристиках), о лицах, косвенно связанных с событием преступления, о результатах криминалистических и служебно-медицинских экспертиз и т.д.
2) Ситуационное психологическое моделирование. Этот этап представляет собой мысленное моделирование психологической структуры преступной деятельности, поведения личности жертвы и преступника, их взаимодействия и взаимоотношений. Данный этап, по существу, имеет своей целью реконструкцию поведенческих и личностных характеристик участников преступного события.
3) Интерпретация и объяснение поведения преступника посредством анализа особенностей его личностных черт и свойств.
4) Оформление итоговой информации о свойствах личности преступника в виде завершенного психологического портрета.
Ролевая игра №3.
Обучаемые разбиваются на группы по 5-6 человек, составляющих Совет профилактики учебного заведения (отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних ОВД, Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации района и т.п.).
Пользуясь существующими нормативными документами каждая группа разрабатывает «Положение о Совете профилактики учебного заведения» («Положение о подростковом правоохранительном отряде» («Отряде юных друзей милиции (ГАИ)», «зеленом патруле» или другом каком-либо правоохранительном формировании).
После обсуждения, дискуссий и утверждения разработанного «Положения» каждая группа разрабатывает «План работы» своего формирования на месяц и организует его выполнение задействованными силами. После обсуждения и подведения итогов группы переходят на другой участок работы по принципу «вертушки».
Для разработки соответствующих документов и планов их реализации преподаватель занятий использует типичные жизненные ситуации криминального содержания.
I. Криминогенная группа подростков микрорайона (часть из них учится в данной школе) занимается вымогательством денег у учащихся. Непокорных избивают.
2.Группа учащихся школы поставила подростка К. «на счетчик», требуя для погашения долга ограбить коммерческую палатку.
3. Двое старшеклассников отбирают в столовой пищу у младших учащихся. Эти поборы повторяются регулярно. Пострадавшие не заявляют, боясь мести.
4. Учащийся 3. постоянно приходит в школу весь в синяках.
В доверительной беседе он рассказал классному руководителю, что его постоянно встречают и избивают в подъезде дома «чужие ребята», чтобы он не встречался с девушкой из «их микрорайона».
5. В школу переведен подросток из другого учебного заведения в связи с переездом в данный микрорайон его родителей на постоянное место жительства. Группа педагогически запущенных подростков решила «прописать» Ш., запросив за «прописку» 100 тыс. рублей, иначе его «опустят».
6.Марина К., 16 лет стала жертвой группового изнасилования. Опасаясь беременности, заражения венерической болезнью,
испытывая страх перед родителями, она обратилась к школьному психологу за консультацией, прося его оказать ей также юридическую помошь, чтобы привлечь к уголовной ответственности насильников
6. Трое подростков Василий Ескин, Андрей Луканов и Алексей Васильев (фамилии изменены) проникли в школу. Вызванная оперативно-следственная группа бывшим учеником этой школы, заметившим ночью посторонних в здании, бродивших с факелами, осмотревшая помещения была поражена увиденным. В школе был учинен дикий погром. Не осталось ни одной целой двери, класса, стола, стула, школьного прибора... За месяц до этого случая они, выпив две бутылки водки, проникали в школу; «сожгли классные журналы», «разгромили медицинский кабинет, выбросили и растоптали лекарства и препараты». А в заключение вскрыли школьный гараж, завели два грузовика, поехали куролесить по городу, сбив фонарный столб, изуродовав частный «Москвич», врезались в дерево и скрылись
7. Школа находится в микрорайоне, примыкающем к проходящей железной дороге. Начиная с марта месяца на откосе железной дорош постоянно «тусуется» группа подростков учебною заведения.
Главное занятие этой группы: соревнование в вы-
бивании стекол в мимо проходящих поездах. Возглавляет группу подросток, недавно вернувшийся из исправительного учреждения, проживающий с одной матерью, которая ведет аморальный образ жизни, постоянно пьянствует. За месяц группа выбила свыше 155 стекол, при этом одна пассажирка была ранена, а брошенный в лобовое стекло костыль чуть не убил машиниста. На первой же станции о случившемся было сообщено милиции, которая через час задержала эту группу вандалов из 5 человек (9.10,11,12 и 15 летнего возраста).
8. В школе возникла мода па нанесение татуировок. Это случилось после возращения из исправительного учреждения учащегося М. В туалете учебного заведения группа подростков пыталась насильно сделать «нахалку» (татуировку-клеймо) учащемуся 3. в отместку за то, что он участвует в работе актива школы. Одновременно в школе постоянно срываются занятия из-за телефонного терроризма.
9. В школе проводилась осенняя дискотека, посвященная осенним каникулам. Заместителю директора школы стало известно, что несколько учащихся принесли с собой алкогольные напитки для того, чтобы «поднять себе настроение».
Одновременно стало известно, что к учебному заведению пришла группа местных не учащихся и не работающих подростков и юношей, чтобы «проучить очкариков».
Примечание: При решении конкретных жизненных ситуаций и организации системы профилактики в учебном заведении обучаемые должны учитывать экономическую сторону проблемы.
После того, как все ситуации разыграны, группам дается время на обдумывание замечаний, после чего преподаватель проводит обсуждение увиденного. Группы высказывают свое мнение относительно правильности тех или иных действий.
Оценка работы. Те участники, которые, по мнению группы, внесли наибольший вклад в достижение результата, получают отметку «отлично», остальные – «зачтено». Отметка «не зачтено» ставится в случае, если студент не принимал участие в игре (отсутствовал или сознательно отказывался от участия). В таком случае пропуск ролевой игры «отрабатывается» в установленном порядке.
Ролевая игра №4 .
Опознание предмета
Целью игры является выработка навыков для осуществления процесса опознания, как одного из следственных действий. Каждая группа получает практическое задание, которое оформляется на карточке, и выполняет его в течение отведенного преподавателем времени.
1-я группа должна придумать и разыграть короткую сцену (1-2 минуты) на тему «Похищение шапки».
2-я группа должна смоделировать «допрос потерпевшего» и играть его после сцены «похищения». Группа выбирает «следователя», «оперативного сотрудника», предполагает, каким образом следователь поведет разговор и какие вопросы ему нужно задать потерпевшему. При выполнении этого задания необходимо напомнить студентам о требованиях криминалистики по данному следственному действию. Прежде всего: вопросы должны быть краткими, точными, спрашивать нужно самое главное, не отвлекаясь по ненужным деталям. Например, 1)Сможете ли Вы опознать свою шапку? 2)По каким признакам Вы сможете опознать свою шапку?
3-я группа обыгрывает проведение непосредственно опознание шапки потерпевшим. При выполнении этого задания группа выбирает следователя, оперативного сотрудника, предусматривает, кого из студентов пригласят в понятые, четко оговариваются действия каждого участника инсценировки, в соответствии с установленными принципами и правилами. Студентам необходимо помнить основные положения опознания: 1) потерпевшего необходимо психологически настроить на процедуру опознания; 2) объекты опознания подбираются похожие по внешним признакам; 3) корректное поведение следователя.
После того, как все сцены разыграны, группам дается время на обдумывание замечаний, после чего преподаватель проводит обсуждение увиденного. Группы высказывают свое мнение относительно правильности тех или иных действий.
Оценка работы. Те участники, которые, по мнению группы, внесли наибольший вклад в достижение результата, получают отметку «отлично», остальные – «зачтено». Работа наблюдателей оценивается преподавателем на основе участия в обсуждении, сделанных выводов, замечаний.
Отметка «не зачтено» ставится в случае, если студент не принимал участие в игре (отсутствовал или сознательно отказывался от участия). В таком случае пропуск ролевой игры «отрабатывается» в установленном порядке.
6.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности,
характеризующие этапы формирования компетенций
Все задания, используемые для контроля компетенций условно можно разделить на две группы:
задания, которые в силу своих особенностей могут быть реализованы только в процессе обучения (анализ фильма, доклад, ролевая игра) изадания, которые дополняют теоретические вопросы зачета (практические задания, кейс).
Выполнение заданий первого типа является необходимым для формирования и контроля ряда умений и навыком. Поэтому, в случае невыполнения заданий в процессе обучения, их необходимо «отработать» до зачета. Вид заданий, которые необходимо выполнить для ликвидации «задолжности» определяется в индивидуальном порядке, с учетом причин невыполнения. Так для отработки пропуска ролевой игры могут быть использованы следующие задания:
1) разработать ролевую игру, направленную на отработку навыков межэтнического общения;
2) подобрать материалы, примеры из жизни, иллюстрирующие психологические особенности участников правоотношений и проанализировать их.
В случае невыполнения доклада, студенту необходимо принести письменный текст сообщения на зачет. В таком случае в ходе зачета ему могут быть заданы вопросы по теме доклада.
Отсутствие анализа фильма может быть заменено дополнительным задание на зачете (кейс №1), позволяющим оценить степень сформированности навыков владенияметодами анализа и выявления специфики и развития психики у различных категорий участников правоотношенийю.
Процедура зачета и оценивания. Зачет проводится по билетам. Каждый билет содержит один теоретический вопрос. Оценка «зачтено» выставляется, если студент демонстрирует сформированность знаний, умений м навыков по выбранному вопросу. Оценка «не зачтено» выставляется, если студент не обладает умениями применять основные категории психологической науки при анализе проблем юридической направленности.