Примеры педагогических задач
Задание 1. Выполните конструктивные задачи.
Выделите опорные знания, необходимые для усвоения нового материала. Опорные знания – та научная база, на основе которой преподаватель формирует новые знания, осуществляет преемственность между различными разделами программного материала: например для изучения новой темы по физике «Колебательный, контур», необходимы опорные знания у учащихся:
а) основные характеристики колебательных процессов;
б) понятие конденсатора, заряда и энергии конденсатора;
в) понятие энергии магнитного поля катушки.
За 10-15 минут составьте подобные таблицы опорных знаний по 2-3 учебным темам какой-либо изучаемой учебной дисциплины.
Задание 2. Учебный материал полезно систематизировать в виде структурно-логических схем.
На основе изучения материала по какой-либо теме (например, тема: «Самооценка, уровень притязаний, фрустрации» в учебнике Л.Д. Столяренко «Основы психологии») составьте структурно-логическую схему, отражающую логические связи и существенные характеристики основных понятий и закономерностей по этой учебной теме (сравните составленную Вами схему по теме «Самооценка, фрустрации» со структурно-логической схемой по данной теме, приведенной в учебнике «Педагогика и психология высшей школы», Ростов-на-Дону, 1998, с. 360).
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «образование», раскройте его основные аспекты.
2. Раскройте смысл основных функций современного образования.
3. Что является предметом изучения дидактики?
4. Назовите принципы обучения.
5. Какие вам известны формы организации образовательного процесса?
6. Дайте характеристику основных методов обучения.
7. В чем суть проблемного, развивающего, программированного обучения?
8. Что понимают под методами обучения? Назовите известные вам методы. От чего зависит выбор методов обучения?
Тематика рефератов
1. Роль образования в современном обществе.
2.Основные социальные функции образования.
3. Характеристика основных видов обучения.
4. Структура учебной деятельности.
5. Соотношение научения и психического развития учащихся.
6. Психологические основы развивающего обучения.
7. Теория планомерного (поэтапного) формирования знаний. умений и умственных действий.
8. Дидактические аспекты компьютерного обучения.
9. Известные воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.
10. Основные тенденции развития системы образования в мире.
Сущность и содержание процесса воспитания личности
Общее представление о воспитании. Цель, общие закономерности и принципы воспитания. Важнейшие задачи и функции воспитания. Сущность методов воспитания и их классификация. Содержание воспитания. Составные элементы воспитательных технологий. Условия эффективного применения воспитательных технологий. Воспитание как феномен национальной культурыОсновные направления идеологической и идейно-воспитательной работы в коллективе.Особенности самовоспитания и перевоспитания личности в производственном коллективе.