Тема 22. направленность и мотивы деятельности личности

Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятия мотива. Проблема мотивации деятельности человека. Понятие потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах древних философов. Иррационализм. Теория автомата. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина для развития проблемы мотивации поведения человека. Теории инстинктов З. Фрейда и У Макдауголла. Теория биологических потребностей человека. Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Классификация иерархии человеческих потребностей А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины ХХ века. Теория деятельностного происхождения А.Н. Леонтьева.

Основные закономерности развития мотивационной сферы индивида.Механизмы развития мотивов по А.Н. Леонтьеву. Основные этапы формирования мотивационной сферы у детей. Особенности первых интересов детей. Особенности формирования мотивационной сферы в дошкольном и школьном возрасте. Роль игры в формировании мотивационной сферы.

Мотивационное поведение как характеристика личности.Мотивация достижения и избегания. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффелиации и власти. Мотив отвергания. Просоциальное поведение. Агрессия и мотив агрессивности. Типы агрессивных действий по А. Бандура. Тенденции к агрессии и тенденции к подавлению агрессии.

ТЕМА 23. СПОСОБНОСТИ.

Общая характеристика способностей человека. Понятие способности. Определение способностей по Б.М. Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей: природные и специфически человеческие способности. Общие и специальные способности. Характеристика общих способностей. Теоретические и практические способности. Учебные и творческие способности.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия людей.Основная классификация уровней развития способностей: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность.

Природа человеческих способностей.Первые теории способностей. Френология. Концепции способностей Ф. Галлея. И Ф. Гальтона. Близнецовый метод в исследовании способностей. Роль особенностей воспитания для развития способностей. Концепция способностей К.А. Гельвеция. Биосоциальная природа способностей человека.

Развитие способностей. Основные этапы развития способностей. Роль игры в формировании способностей. Особенности семейного воспитания и развитие способностей. Условия макросреды и развитие способностей. Проблема профориентации. Классификация профессиональной пригодности и классификация профессий по Е.А. Климову.

ТЕМА 24. ТЕМПЕРАМЕНТ

Понятие о темпераменте. Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б.М. Теплову. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Соотношение темперамента и способностей.

Краткий обзор учений о темпераменте. Учение о темпераменте Гиппократа: четыре “сока организма”. Типология Э. Кречмера: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону: эндоморфный (висцеротония), мезоморфный (соматотония), эктоморфный (церебротония). Исследования проблемы темперамента в трудах И.П. Павлова. Исследования темперамента Б.М. Тепловым. Основные свойства темперамента и их проявления по Б.М. Теплову: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений, активность волевой целенаправленной деятельности, пластичность – ригидность, резистентность, субъективация. Концепция темперамента В.М. Русалова.

Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темперамента. Учение И.П. Павлова, Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Типы нервной системы по И.П. Павлову. Исследования свойств нервной системы Б.М. Тепловым и В.Д. Небылициным.

Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Принципы составления психологических характеристик типов темперамента. Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека.

ТЕМА 25. ХАРАКТЕР.

Понятие о характере. Определения характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, через интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Типология характера, как центральная проблема экспериментальных исследований и теоретических поисков. Первые попытки прогнозирования поведения человека на основе учета его основных черт (гороскопы). Физиогномика. Физиогномистическое учение И.К. Лафатера. Концепция “глаз” Дж. Глайва и Э. Клери. Концепция взаимосвязи положения тела и характера. Хиромантия и дерматоглифика. Концепция акцентуаций характера по А.Е. Личко. Концепция акцентуаций характера по К. Леонгарду. Классификация характера по Э. Фромму. Взаимосвязь характера и темперамента. Характер и типология К. Юнга. Графология.

Формирование характера.Особенности формирования характера в детском возрасте. Сензитивный характер. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера.

Наши рекомендации