Невербальная коммуникация в системе речевого общения: психофизиологические и психоакустические основы
Введение
Краткая характеристика проблемы
Невербальная коммуникация —важнейшее наряду с вербальной речью средство общения и взаимопонимания людей. Б.Ф. Ломов назвал проблему общения «базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики», указав на ее недостаточную разработанность в психологии, в том числе и в плане невербальных средств общения [Ломов, 1981, 1984]. В процессе общения реализуются такие специфические человеческие свойства и субъективные особенности людей, как мышление и речь [Бруш-линский, Поликарпов, 1990; Брушлин-ский, 1996], формирование, актуализация и диагностика способностей [Дружинин, 1996].
Традиционно принято отождествлять речь со словом, т. е. с вербальной знаково-символической (собственно лингвистической) функцией речи. Между тем звуковая речь как средство общения несет слушателю независимо от семантики слова, т. е. как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, предмету разговора, самому себе и т. п. Таким образом, невербальная коммуникация (НК) осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения.
Вместе с тем понятие «невербальная коммуникация» выходит далеко за рамки речевого общения, поскольку имеет самостоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и каналах передачи информации, например, в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром (с участием
разных органов чувств: зрения, слуха виброрецепции, хеморецепции, кожно-тактиль-ной рецепции и др.), в разного рода неречевых биотехнологических информационных системах сигнализации и связи, в различных видах сценического и изобразительного искусства и др. В области зоопсихологии можно говорить о невербальной коммуникации как средстве информационного взаимодействия животных, тем самым подчеркивается эволюционная древность невербальной коммуникации по отношению к вербальной [Горелов, 1985], на что указывал еще Ч. Дарвин.
Как самостоятельное научное направление невербальная коммуникация (известная в зарубежной литературе под термином nonverbal communication) сформировалась сравнительно недавно, в 50-х гг. XX в. [Birdwhistell, 1970; Jandt, 1976; Key, 1982; Poyatos, 1983; Akert, Panter, 1988], хотя основы этой науки можно найти и в более ранних работах. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике [Sebeok, 1976], теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый терминами паралинг-вистическая [Колшанский, 1974] кип экстралингвистическая коммуникация [Trager, 1964; Горелов, 1985; и др.].
Специалисты вкладывают различный смысл в термин «паралингвистическая» и «экстралингвистическая» коммуникация. Нет единого взгляда и на модальность информационного экстралингвистического канала (согласно Дж. Трайгеру, это информация, передаваемая только голосом, а по Т. Себеоку — голос плюс кине-сика). Ряд работ по невербальной коммуникации посвящен информационно-коммуникационным свойствам кинесики, т. е. выразительных движений: мимики, жестов, пантомимики [Лабунская, 1986; Фейнберг, Асмолов, 1988; LaFrance, Mayo, 1978; Nierenberg, Calero, 1971]. Таким образом, понятие «невербальная коммуникация» можно определить как систему неязыковых (несловесных) форм и средств передачи информации.Настоящая глава посвящена в основном описанию звуковой модальности невербальной коммуникации в системе речевого общения.
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
Значение исследований невербальной коммуникации
Значение исследований невербальной коммуникации для таких областей психологической науки, как теория общения [Ломов, 1981, 1984; Брушлинский, Поликарпов, 1990], теория субъекта [Брушлинский, 1996], восприятие и понимание человека человеком [Бодалев, 1982, 1996], психология личности, психология речи [Рубинштейн, 1976; Леонтьев, 1997; Ушакова, 1992; Павлова, 1995; Никонов, 1974; Цуканова, 1985], психология индивидуальности [Голубева, 1993; Русалов, 1979], представляется очевидным. Примером важнейшей психологической ролиневербальной коммуникации в процессе речевого общения служит тот факт, что невербальная информация может как значительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе «Я рад Вас видеть», произнесенной раздраженным или насмешливым тоном). Ввиду эволюционной древности, значительной степени непроизвольности и подсознательности восприятия невербальной информации ее реципиент (слушатель) склонен (и это также в значительной степени неосознанно, подсознательно) более верить не столько вербальному, сколько невербальному смыслу сообщения.
В теоретическом плане соотношения мышления и речиутвердилось представление о речи как механизме мышления. В настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о важной роли невербальных и подсознательных механизмов психики в процессах мышления [Рамишвили, 1978; Симонов, 1988; Горелов, 1985], связанных в значительной мере с деятельностью «немого» правого полушария головного мозга. В этом смысле оправдываются, по-видимому, высказывания Л. Фейербаха, писавшего: «Мыслить — значит связно читать евангелие чувств» (Избр. философ, произв. 1955. Т. I. С. 238).
Проблема невербальной коммуникации имеет большое значение не только в системе общения «человек-человек», но и в системах «человек—машина» (т. е. в об-
ласти инженерной психологии),в частности в решении сложнейших научно-технических вопросов автоматического распознавания речи [Ли, 1983; Морозов, 1991], идентификации и верификации личности говорящего [Рамишвили, 1981; Пашина, Морозов, 1990], психологического контроля эмоциональных состояний человека-оператора, работающего в стрессовых условиях [Речь и эмоции, 1974; Речь, эмоции, личность, 1978].
Наконец, особым, весьма важным и в то же время далеко не разработанным аспектом является изучение невербальной коммуникации как основы художественного творчества[Эйзенштейн, 1980; Михалкович, 1986], в частности, в области музыкального искусства [Морозов, 1977, 1988, 1994; и др.]. Если слово адресуется к сознанию человека, его рационально-логической сфере, то невербальная информация, доминирующая в большинстве видов искусства, — к эмоционально-образной сфере человека и его подсознанию. На этой важной психофизиологической закономерности основана огромная убеждающая сила искусства, которое как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, эффективной агитации любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений автора и исполнителей.
Таким образом, невербальная коммуникация является междисциплинарной комплексной проблемой, охватывающей многие области теоретических и прикладных наук.
Классификация видов невербальной
коммуникации -...,* , !
Существуют разные подходы к классификации видов НК. На рис. 3.37 представлена наиболее полная классификация, построенная по принципу максимального приближения к природной сущности НК,
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
ОБЩАЯ СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ |
СЛУХОВАЯ | ЗРИТЕЛЬНАЯ | КОЖНО-ТАКТИЛЬНАЯ | ХЕМОРЕЦЕПЦИЯ: ОБОНЯНИЕ, ВКУС | ТЕПЛОРЕЦЕПЦИЯ: ЧУВСТВО ТЕПЛА, ХОЛОДА | ||||
k | ||||||||
ЖЕСТ, МИМИКА, ПОЗА, ДВИЖЕНИЕ И ДР. | ||||||||
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ |
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ |
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ |
БИОФИЗИЧЕСКАЯ |
-> пол, возраст, рост, вес |
> национальность(акцент) |
СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ |
ранг — иерархия |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ |
»•[ воля, характер, темперамент, самооценка и др. |
У | <Г^ | расстояние | ^ | удаление |
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ | азимут | приближение | ||
^-~— ^ | движение | движение вокруг и др. |
общее медицинское состояние
МЕДИЦИНСКАЯ |
логопедическая — заикание, дизартрии
фониатрическая — дисфонии, афонии
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОМЕХИ |
физические нарушения артикуляции — напряжение, давление, ускорение
акустические помехи — реверберация
электроакустические искажения в тракте
Рис. 3.37.Классификация основных видов невербальной информации и примеры их разновидностей
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
т. е. учитывающая ее полисенсорную природу (разные сенсорные субканалы), основные, наиболее значимые виды невербальной информации (эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личностную, биофизическую, социально-типологическую, пространственную, психологическую, медицинскую, о физических помехах), их разновидности и общую иерархическую структуру НК в системе речевого общения.