Психология общения и межличностных отношений
Оглавление
· Предисловие
· ВВЕДЕНИЕ Краткая история изучения психологами проблемы общения
· РАЗДЕЛ I Психология общения
· ГЛАВА 1 Характеристика общения
· 1.1. Понятие «общение»
· 1.2. С кем мы общаемся, или В каком случае следует говорить об общении?
· 1.3. Потребность в общении
· 1.4. Общение как ценность
· 1.5. Функции и цели общения
· 1.6. Виды общения
· 1.7. Способы общения
· 1.8. Выбор партнера по общению
· ГЛАВА 2 Средства общения
· 2.1. Речь, или вербальные средства общения
· 2.2. Невербальные средства общения
· Жесты
· Мимика
· Поза
· Походка
· Другие невербальные средства общения
· ГЛАВА 3 Факторы, обусловливающие эффективность общения
· 3.1. Внешние факторы общения
· 3.2. Умение слушать, что говорят другие
· 3.3. Манеры (стили) общения
· ГЛАВА 4 Свойства личности, влияющие на эффективность общения
· 4.1. Экстравертированность – интровертированность
· 4.2. Эмпатийность
· 4.3. Властность
· 4.4. Конфликтность и агрессивность
· 4.5. Толерантность
· 4.6. Застенчивость
· 4.7. Робость (социальная трусость)
· 4.8. Ригидность – мобильность
· 4.9. Психологический портрет субъекта затрудненного общения
· ГЛАВА 5 Формы воздействия (влияния) на партнеров общения
· 5.1. Неимперативные прямые формы воздействия
· 5.2. Внешнее внушение
· 5.3. Императивные прямые формы воздействий
· 5.4. Дисциплинарные меры воздействия
· 5.5. Угрозы (запугивание)
· 5.6. Самовосхваление и самоназидательность
· 5.7. Критика
· 5.8. Слухи и сплетни
· 5.9. Способы защиты от воздействий
· ГЛАВА 6 Манипуляция
· 6.1. Характеристика манипулятивного общения
· 6.2. Демонстрация слабости, беспомощности
· 6.3. Заискивание, лесть, подхалимаж
· 6.4. Обман, ложь, вранье
· 6.5. Распознавание лжи
· 6.6. Манипулятивный (макиавеллический) тип личности
· ГЛАВА 7 Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий
· 7.1. Коммуникативная культура
· 7.2. Авторитет источника информации
· 7.3. Конформность реципиента
· 7.4. Внушаемость и негативизм реципиента
· 7.5. Доверие – недоверие к источнику информации
· ГЛАВА 8 Коммуникативные эмоциональные состояния
· 8.1. Веселье
· 8.2. Смятение
· 8.3. Смущение
· 8.4. Стыд
· 8.5. Вина
· 8.6. Презрение
· 8.7. Обида
· 8.8. Гнев
· 8.9. Печаль
· 8.10. Горе
· 8.11. Страх
· ГЛАВА 9 Возрастные особенности общения
· 9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития
· 9.2. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности
· ГЛАВА 10 Особенности общения, связанные с полом
· 10.1. Значимость общения для мужчин и женщин
· 10.2. Половые особенности социальной перцепции
· 10.3. Половые особенности выбора партнера по общению детьми
· 10.4. Круг общения у женщин и мужчин
· 10.5. Теснота общения и пол
· 10.6. Половые различия в использовании вербальных средств общения
· 10.7. Половые различия в использовании невербальных средств общения
· 10.8. Мужской и женский стили общения
· 10.9. Особенности общения через Интернет
· РАЗДЕЛ II Межличностные отношения и взаимопонимание
· ГЛАВА 11 Потребность людей во взаимоотношениях
· 11.1. Межличностные отношения и их классификация
· 11.2. Аффилиация
· 11.3. Остракизм
· 11.4. Одиночество
· ГЛАВА 12 Установление взаимопонимания между общающимися
· 12.1. Сущность взаимопонимания и этапы его установления
· 12.2. Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем
· 12.3. Самопрезентация
· 12.4. Изучение и понимание партнера по общению
· 12.5. Обеспечение понимания себя другим
· 12.6. Сближение позиций и поддержание взаимопонимания
· ГЛАВА 13 Психология конфликтов
· 13.1. Конфликтные ситуации и конфликты
· 13.2. Фазы развития конфликта
· 13.3. Исходы конфликтных ситуаций
· 13.4. Агрессивное поведение как проявление конфронтации
· ГЛАВА 14 Межличностные отношения
· 14.1. Отношения знакомства
· 14.2. Приятельские отношения. Симпатия и антипатия
· 14.3. Привязанность и дружба
· 14.4. Любовь
· 14.5. Вражда
· 14.6. Зависть
· 14.7. Ревность
· 14.8. Признательность (чувство благодарности)
· 14.9. Уважение
· 14.10. Альтруизм (заботливость)
· 14.11. Эгоизм
· РАЗДЕЛ III Практические аспекты общения
· ГЛАВА 15 Публичное выступление
· 15.1. Принципы информирования
· 15.2. Методы информирования
· 15.3. Оценка аудитории
· 15.4. Учет обстановки выступления
· 15.5. Вербальная и визуальная адаптация
· 15.6. Как сделать свою речь убедительной
· 15.7. Преодоление оратором нервозности
· ГЛАВА 16 Деловое общение
· 16.1. Деловая беседа (переговоры, прием посетителей)
· 16.2. Деловые споры
· 16.3. Деловое общение по телефону
· 16.4. Производственные конфликты
· 16.5. Проведение деловых собраний и совещаний
· 16.6. Стили руководства
· 16.7. Общительность руководителя и эффективность деятельности коллектива
· ГЛАВА 17 Педагогическое общение
· 17.1. Характеристики педагогического общения
· 17.2. Умения учителя, влияющие на эффективность общения
· 17.3. Педагогический такт
· 17.4. Культура речи учителя
· 17.5. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися
· 17.6. Виды воздействий учителя на учащихся
· 17.7. Психологическая характеристика различных форм воздействия учителя на учащихся
· 17.8. Стили педагогического общения
· 17.9. Взаимоотношения учителей с учащимися
· 17.10. Общение учителей с родителями учащихся
· 17.11. Поведение учителя в конфликтных ситуациях
· ГЛАВА 18 Общение и межличностные отношения между медицинскими работниками и больными
· 18.1. Создание положительных взаимоотношений между врачом и больным
· 18.2. Взаимоотношения медицинской сестры и больного
· 18.3. Влияние профессиональной деформации медицинского персонала на общение с больными и с коллегами
· 18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение
· 18.5. Ятрогении как результат неправильного общения и взаимодействия медицинских работников с людьми
· ГЛАВА 19 Межличностные отношения и общение в семье
· 19.1. Выбор партнера по браку
· 19.2. Коммуникативные потребности и цели, реализуемые в браке
· 19.3. Совместимость супругов
· 19.4. Отношения между супругами: кто в семье главный
· 19.5. Типы жен и особенности их общения
· 19.6. Привязанность детей к родителям
· 19.7. Стили общения и взаимодействия с детьми отцов и матерей
· 19.8. Воспитание детей родителями в процессе семейного общения
· 19.9. Отношение детей к матери и отцу
· 19.10. Удовлетворенность супругов браком
· 19.11. Кризисы в семейных отношениях
· 19.12. Общение и взаимоотношения пожилых родителей с родственниками
· ПРИЛОЖЕНИЯ
· Методика «Потребность в общении»[2]
· Методика «Мотивация аффилиации»
· Диагностика состояний и намерений людей по позе и жестам в процессе общения
· Позитивные жестовые выражения
· Заинтересованность, желание взаимодействовать, кооперироваться
· Задумчивость, размышление
· Готовность к действию
· Негативные жестовые выражения
· Фрустрация, психическая напряженность, агрессия
· Жесты, выражающие превосходство, доминирование
· Методика «Поведенческие признаки коммуникативной толерантности»[3]
· Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов[4]
· Тест оценки коммуникативных умений собеседника[5]
· Методика «Склонность к одиночеству»[6]
· Тест-опросник Г. Айзенка для диaгнocтики экстраверсии—интроверсии и нейротизма (EPQ, форма А)
· Oпросник Г. Дйзенка (пoдpocткoвый) для выявления выраженности экстраверсии—интроверсии и нейротизма
· Опросник В. Ф. Ряховского для определения уровня общительности[7]
· Методика «Конфликтная личность»[8]
· Оценка способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас)[9]
· Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению»
· Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»[10]
· Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности»
· Опросник для выявления выраженности макиавеллизма (склонности к манипулированию другими людьми)[11]
· Методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect (TOSCA) Дж. П. Тангней (1989))
· «Опросник вины» (Guilt Inventory)[12]
· Тест «Ревнивы ли вы?»[13]
· Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова
· Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»
· Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)
· Методика изучения застенчивости[14]
· Стенфордский опросник застенчивости[15]
· Методика «Робость, стеснительность»
· Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»
· Тест «Умеете ли вы слушать?» (1)[16]
· Тест «Умеете ли вы слушать?» (2)
· Анкета «Учитель – ученик»[17]
· Тест «Трансактный анализ общения»[18]
· Методика «Самооценка стиля управления»[19]
· Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства»
· Тест «Стиль управления»[20]
· Методика Е. П. Ильина «Склонность к определенному стилю руководства»
· Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам[21]
· Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения на деловом совещании»[22]
· Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер)[23]
· Шкала оценки психологического климата в коллективе[24]
· Тест «Восприятие индивидом группы»[25]
· Тест «Любят ли вас люди?»[26]
· Программа изучения профессионально-педагогической общительности[27]
· Опросник «Взаимоотношения со своими детьми»[29]
· Тест «Хороший ли отец ваш супруг?»[30]
· Тест «PARI» – «Родительско-детские отношения»
· Тест «Родители глазами ребенка»[31]
· Стимульный материал к методике Рене Жиля
· Тест «Подростки о родителях»[32]
· СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ