Социальная психология и психология межличностных отношений

Социальная психология — отрасль психологической науки, изу­чающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, которые выступают ре­зультатом взаимодействия людей (и их групп) как представите­лей различных общностей. Социальная психология возникла на стыке двух наук: психологии и социологии. Любое общественное явление имеет психологический аспект, так как общественные действия проявляются через деятельность людей. Люди, включа­ясь в социальные группы, общаются и взаимодействуют друг с другом. При этом естественны вопросы: по каким законам скла­дываются эти процессы, какое место они занимают в сложной структуре человеческих отношений? Социальная психология изу­чает закономерности поведения и деятельности людей, обуслов­ленные включением их в социальные группы, а также психологи­ческие характеристики этих групп.

В связи с этим ее интересуют общение и взаимодействие лю­дей, какое место они занимают в системе человеческих взаимо­отношений. Главная задача социальной психологии — раскрытие механизма «вплетения» индивидуального в социальную реаль­ность.

Социальная психология рассматривает личность в общей сис­теме общественных отношений, в которые вступают каждый ин­дивид и социальные группы. Можно сказать, что человек оказы­вается субъектом многочисленных и разнообразных отношений, среди которых выделяются два основных вида: общественные отношения и психологические (или межличностные) отношения личности.

Отношения, на которые социальные нормы и правила оказы­вают невыраженное, косвенное влияние, можно охарактеризо­вать как непосредственные, контактные, а тип общения, их со­здающий, — межличностный тип общения.

«Оба ряда отношений человека — и общественные, и межлич­ностные раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятель­ности индивида. Общение же и есть реализация всей системы от­ношений человека»1.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но са­мые совершенные формы оно приобретает у человека. Межлично­стные отношения бывают рациональные, когда на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие, а также эмоциональные — оцен­ки субъективные, основанные на личном, индивидуальном вос­приятии человека человеком. Они сопровождаются положитель­ными или отрицательными эмоциями и не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке. Социаль­ному работнику нужно помнить об этом при взаимодействии с клиентами.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффек­тивно-оценочного характера. Общение включено в практическое взаимодействие людей: совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.

Оно удовлетворяет особую потребность человека в контактах с другими людьми. Часто именно стремление к общению объединя­ет людей для совместной деятельности, при этом они обменива­ются информацией, ресурсами, эмоциями. Например, пожилые люди с большим удовольствием посещают общественные органи­зации, ЦСО, участвуют в совместных мероприятиях.

Общаясь, люди помогают друг другу развиваться (личностно и духовно), преодолевать многие негативные ситуации. Например, страх, в первую очередь у пожилых людей. Человек подвержен страхам. К самым распространенным относятся страх одиночества и страх потерять близкого человека.

В подростковом возрасте общение особенно интенсивно разви­вается, приобретая новое содержание и новые формы существо­вания. Общение подростков происходит во время многоплановой общественно полезной деятельности (трудовые, учебные, спортив­ные, художественные и другие ее виды). Оно способствует дости­жению качественно нового уровня развития, влияет на всю организацию духовного мира подростков. Это необходимо учитывать при работе с подростками, имеющими инвалидность и часто стра­дающими от социального одиночества. Включение молодых лю­дей в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми бу­дет способствовать их более эффективной социальной адаптации и интеграции.

Таким образом, взаимоотношения социального работника и клиента должны быть полезны подопечному и способствовать его личностному росту.

Группа 1. Ведущее направление — развитие системы педагоги­ческого всеобуча для родителей: специализированные занятия в школе, где учатся дети, или в учреждениях культуры или соци­ального обслуживания по месту жительства.

Группа 2. Меры, применяемые к таким семьям, должны соче­тать воспитательный, разъяснительный и принудительный аспект. В комплексе таких мер обязательно должно быть предупрежде­ние, в том числе и в судебном порядке, о возможности лишения родительских прав.

Необходимо также оказывать социальную помощь, включая медицинскую и трудовую реабилитацию. Следует учитывать, что жилищная, семейная неустроенность, материальная нужда могут стать изначальными обстоятельствами, с которыми связано се­мейное неблагополучие. Здесь должен срабатывать принцип «По­моги и требуй» исполнения родительского долга.

Группа 3. Родители этой группы не могут объективно выпол­нять полноценно обязанности по воспитанию и содержанию де­тей (инвалиды, престарелые) — им нужна разноплановая помощь. Престарелым и инвалидам желательна помощь родительского со­вета школы, комитетов социальной защиты (материальная по­мощь, помощь в получении всех причитающихся этой категории родителей льгот и пособий, надбавки к пенсии). Им необходим социальный и психолого-педагогический патронаж.

В случаях, когда престарелые родители и инвалиды страдают соматическими заболеваниями, больны алкоголизмом, наркома­нией, следует подключать медицинские учреждения (поликлини­ку, наркологическую службу). Использовав весь комплекс мер воспитательного, разъяснительного характера, следует сразу же применять меры правового воздействия. Этих родителей необхо­димо пролечить, убедив их в необходимости лечения. В крайнем случае ребенка можно на время определить в воспитательно-об­разовательное учреждение, в патронатную семью.

Наши рекомендации