Исследование нарушений речи

Введение

Важнейшим результатом человека, который позволил ему использовать настоящий и прошлый опыт, стало речевое общение, развивавшееся на основе трудовой деятельности. Речь - это практика по теории.

Любой человек уже в раннем возрасте способен понимать и конструировать неограниченное количество речевых сигналов.

У человека крайне высокая способность к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память, были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалось свойство, служащее их продолжением и дополнением, - речь.

Актуальность темы обусловлена необходимостью освещения проблем речевой деятельности и ее функций. Без речи человек не имел бы возможности получать и передавать информацию. Таким образом, речь является основным средством человеческого общения.

Язык является, прежде всего, средством общения. Осуществляется общение посредством знаковых форм. Для того, чтобы мысль одного человека стала достоянием другого, она должна при помощи звуковых знаков облачиться в чувственно-воспринимаемую форму.

Выготский Л. С. выделил единицу, характеризующую словесно-логическое мышление - слово. Оно принадлежит как к мышлению. так и к речи. [1] Леонтьев А. А. - основы психолингвистики,[2] Лурия А. Р. - язык и сознание,[3] Жан Пиаже - речь и мышление ребенка.[4]

Целью работы является освещение речевых функций и проблем, связанных с нарушением речи.

В соответствии с целью исследования в работе ставятся задачи: 1) осветить функции речи в целом; 2) отметить виды речевой деятельности; 3) раскрыть значение теории развития речи; 4) выявить проблемы нарушения речи; 6) сделать соответствующие выводы исследуемого материала.

Теории развития и речи

Существует множество теорий, объясняющих развитие речи у человека. Можно было бы допустить, что ребенок учиться правильно строить предложения, подражая взрослым и получая от них за это эмоциональное подкрепление. Так считают сторонники теорий научения. Механизмы научения частично объясняют появление у человека определенных речевых оборотов и местного акцента.

Однако в речи детей встречаются и весьма необычные комбинации слов, отсутствующие в речи взрослых, и их невозможно усвоить методом подражания. Приходится допустить, что ребенок овладевает чем-то еще, что психологически эквивалентно системе грамматических правил. По мнению психолингвиста Н. Хомского, в мозге существуют структуры, определяющие врожденную способность каждого человека к усвоению речи. В частности, хорошо известно, что имеются общие для всего человечества ограничения на длину слова или предложения, связанные с объемом кратковременной памяти, а также обязательность трехчленного строения мысли (субъект, предикат и связка). Критический период для усвоения основ языка также во всех культурах одинаков и соответствует возрасту от полутора до трех лет. Данный возраст называется сенситивным для формирования речи.

Другие психологи (Э. Сепир, Б. Уорф) приходят к выводу об обусловленности структуры языка культуральными особенностями того или иного народа. Язык, характерный для каждой культуры, формируется в процессе адаптации к жизненным условиям.

Известный отечественный психолог Л. С. Выготский считает язык и речь человека социальным продуктом, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным "орудием" его мышления и "организатором" поведения в целом. Ж. Пиаже, напротив, полагает, что речевое развитие ребенка первоочередно зависит от мышления, а не наоборот. Первые высказывания детей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отображения, формируется при взаимодействии ребенка со средой.

Последняя точка зрения позволяет согласовывать основные положения всех других концепций и поэтому имеет много сторонников. Методы, которыми располагает наука в настоящее время для решения вопроса о реальных процессах, лежащих в основе передачи и понимания речевых сообщений, еще чрезвычайно ограничены.

Филогенез языка — это процесс возникновения и развития человеческого языка вообще. Интересно отметить, что "момент" филогенетического зарождения языка датируется гипотетически очень отдаленными временами, так что Парижское лингвистическое общество еще в 1865 году в своем уставе запретило рассмотрение любых гипотез о происхождении языка, как проблемы "бесполезной" и "непродуктивной". Однако интерес к непознанному оставался, и возникло множество гипотез речевого филогенеза.

Теория звукоподражания идет от древнегреческих философов-стоиков. Смысл ее состоит в том, что человек обрел свой язык, подражая звукам природы. В любом языке, например, есть звукоподражательные слова.

Трудовая теория происхождения языка возникла в XIX веке и наиболее полно оформилась в трудах Л. Нуаре и К. Бюхера. Сущность этой гипотезы в предположении о том, что язык возник из звуков, сопровождающих совместную трудовую деятельность. В этой теории подчеркивается, что язык возник в процессе социального взаимодействия людей и языковые знаки вторичны по отношению к невербальным способам коммуникации.

Жестовая теория происхождения языка была сформулирована в 19 веке В. Вундтом, а позднее развита Н. Я. Марром. На сегодняшний день она считается наиболее убедительной, так как имеет множество психолингвистических аргументов в свою пользу. В частности ее подтверждает анализ речевого развития ребенка.

Таким образом, большинство теорий развития речи строилось умозрительным путём: представляли себе гипотетически человека, еще не обладающего речью, и на основе аналогии строили гипотезы о том, как могла возникнуть речь.

Виды речевой деятельности

Понятие видов речевой деятельности пришло в методику преподавания родного языка из методики преподавания иностранного языка. Оно принадлежит известному лингвисту и педагогу академику Льву Владимировичу Щербе. В сущности, это - понятие как методическое, так и психологическое. Виды речевой деятельности - это и есть различные виды речевых навыков и речевых умений. Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. К основным видам речевой деятельности относятся: говорение, слушание, письмо, чтение. Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Элементами этой модели являются: отправитель информации или адресант – говорящий или пишущий человек; получатель информации или адресат – читающий или слушающий человек.

Рассмотрим каждый из видов речевой деятельности отдельно.

Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию. Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи. Для того, чтобы быть готовым поддерживать разговор на различные темы в публичном и частном общении, человеку необходимо постоянно заниматься самообразованием в широком смысле слова.

Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность. Прежде чем приступить к работе над текстом, рекомендуется определить, с какой целью данный текст может быть использован. Аутентичный текст рассматривается как основа личностно-ориентированного общения. Это означает, что с помощью взаимосвязанных упражнений обеспечивается постепенный переход от опосредованного общения к непосредственному.[5] К числу умений, которые необходимо сформировать на завершающей ступени обучения, относятся: рецептивные умения - составление схем, комментариев, извлечение нужной информации; репродуктивные умения - воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы; репродуктивно-продуктивные умения - раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст, составлять план выступления, передавать содержание текста; продуктивные умения - использовать новые языковые и речевые средства, заключенные в ситуациях общения. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большое количество информации и экономить время. На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют: фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного; движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой; поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

Нередко человек, начиная читать, не ставит перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. В зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углублённое чтение. Мысли формируются в языковых формах, выраженных вслух или письменно.

Письмо. Письменная речь - вербальное общение при помощи письменных текстов. Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Учитывая практическую значимость письменного речевого общения, письмо как вид речевой деятельности развивается на основе только аутентичного учебного материала. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует, в конечном итоге, выработке и применению более сложных синтаксических конструкций. Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

Слушание - это восприятие звуковых сигналов и их понимание. Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: 1) этап первичного анализа звукового сигнала и его обработки; 2) этап смысловой интерпретации. Полезным является процесс получения информации. Это главная цель слушания в профессиональной деятельности, однако полезную для себя информацию можно почерпнуть не только из лекций и речей на производственных совещаниях, но и из бытовых разговоров. Факторами эффективного слушания является отношение слушателей. Для успеха общения необходимо объективное, непредубеждённое, кооперативное отношение слушателей.

Функции речи

Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга.

Общаясь друг с другом, люди употребляют слова, пользу­ются грамматическими правилами определенного языка. Язык, в свою очередь, — система словесных знаков. Речь — процесс ис­пользования языка в целях общения людей. Язык и речь нераз­рывно связаны друг с другом и представляют собой единство. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем.

Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека совершается путем усвоения знаний, вырабо­танных человечеством в процессе общественно-исторического раз­вития. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обуче­ния усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически [6].

Таким образом, речь выполняет функции:

- воздействия;

- сообщения;

- выражения;

- обозначения.

Функция воздействия заключается в способности человека с помощью речи побуждать людей к определенным действиям. Эта функция воздействия - одна из первичных. Человек говорит для того, чтобы воздействовать на мысль, чувства, сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она - средство общения, и эту функцию выполняет в первую очередь, поскольку служит средством воздействия. Функция воздействия в речи человека специфична. Необходимая для общения эта функция сформировалась в общении, точнее, в совместной общественной деятельности людей, включающей их реальное, практическое и совершающееся посредством речи идеальное общение, в единстве и взаимопроникновении одного и другого.[7]

Функция сообщения состоит в обмене информацией между людьми посредством слов, фраз. Включает в себя функции как средства выражения и как средства воздействия.

Функция выражения сама по себе не определяет речи: речь не равна любой выразительной реакции. Речь есть только там, где есть значение, имеющее материальный носитель в виде звука, жеста, зрительного образа и т.д. У человека самые выразительные моменты переходят в значение. Любая речь говорит о чем-то, т.е. имеет какой-то предмет. Живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она собственно обозначает. Благодаря заключенным в ней выразительным моментам, она выходит за пределы абстрактной системы значений. При этом конкретный смысл речи раскрывается по большей мере через выразительные моменты. Подлинное понимание речи достигается через истолкование, интерпретацию этих выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывается в нее говорящим. Выразительная функция, включаясь в человеческую речь, перестраивается, входя в ее семантическое содержание. В таком виде эмоциональность играет в речи человека значительную роль.

Функция обозначения (сигнификативная) состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.[8]

Также можно выделить еще одну функцию речи- функцию обобщения, которая связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Итак, в речи человека можно психологическим анализом выделить различные функции. Так, речь выполняет свою функцию сообщения на основе ее смысловой, семантической, обозначающей функции.. Понимание является одним из конституирующих моментов речи. Возникновение речи вне общества невозможно.

Существует две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

Нарушения речи

Нарушения речи могут возникать как вследствие врожденного недоразвития всех или отдельных звеньев речевой системы, так и при различных заболеваниях, особенно при поражении речевых зон коры головного мозга.

При ряде психических заболеваний у заболевшего исчезает инициатива в вербальном общении — больной ведет себя пассивно, отвечает кратко, незаинтересованно, что порой ошибочно трактуется как нарушения памяти и интеллекта. Угасание потребности в общении является одним из главных проявлений аутизма. Реже встречается противоположное состояние — многоречивость, но также с отсутствием заинтересованности в собеседнике. Главный признак здесь — монологичность речи. Такое обезличенное общение часто называют "аутизмом наоборот, наизнанку".

Собственно патопсихолингвистические речевые нарушения связаны с патологией высших психических функций, сознания и личности, которые имеют место при психических заболеваниях.[9]

Рассмотрим основные заболевания при нарушениях речи.

Прогрессивный паралич (вариант сифилитического психоза) — наблюдается невнятность произношения из-за нарушений артикуляции, позднее появляется интонационная немодулированность речи, неспособность понимания переносных значений пословиц, слов.

Корсаковский психоз — резкое расстройство памяти отражается и в речи, особенно в форме парафазии, т.е. подстановки неадекватного слова на место необходимого.

Болезнь Пика и болезнь Альцгеймера (атрофические процессы мозга) — заметна стереотипность речи, высказывания больных состоят из одних и тех же слов и словосочетаний, которые произносятся с одинаковой интонацией.

Эпилепсия — речь неясная, замедленная, "вязкая", с тенденцией к персеверации (повтору), характерна стереотипность и витиеватость речи с обилием уменьшительных форм слов.

Маниакально-депрессивный психоз — при повышенном настроении речь громкая, торопливая, неумолкающая ни на минуту, "телеграфный стиль", скачки идей, отвлекаемость. Возникновение большого числа ассоциаций по созвучию, отсюда изобилие рифмующихся слов.

Шизофрения — речевые симптомы очень разнообразны, что отражает многообразие форм болезни. В целом речь больных характеризуется нарушением механизмов опоры ее на прошлый речевой опыт, распадом закономерностей выбора слов, нарушением закономерной связи вербального и предметного значений понятий. Характерны преднамеренные искажения слов и "словотворчество", замена конкретных понятий абстрактными и наоборот. Речь часто обстоятельная и резонерская, встречается семантическая разорванность или бессмысленность того или иного предложения при грамматической его целостности. Речь однотонная или больные иногда усиливают интонацию на второстепенной, вспомогательной части высказывания в ущерб основной смысловой части.

Нарушения речи при локальных поражениях мозга изучаются нейролингвистикой, а нарушения и коррекция речи при задержке ее развития - предмет исследования логопедии.

В становлении нейролингвистики как науки большое значение имеют работы отечественного психолога А. Р. Лурия, который во время Великой Отечественной войны занимался восстановлением деятельности воинов, получивших травму головного мозга. Он и его ученики собрали и обобщили огромный материал, подробно исследовали языковые функции левого полушария.

История изучения нарушений различных форм речевой деятельности при локальных поражениях мозга начинает свой отсчет в 1861 г., когда французский анатом П. Брока показал, что поражение задней трети первой лобной извилины левого полушария приводит к своеобразной патологии, когда больной теряет возможность говорить, хотя и понимает обращенную к нему речь. Спустя тринадцать лет, в 1874 г., немецкий психиатр К. Вернике описал второй факт не меньшего значения. Он показал, что больные с поражением трети первой височной извилины левого полушария сохраняют возможность говорить, однако лишаются способности понимать обращенную к ним речь. Обе речевые зоны соседствуют с более общими зонами деятельности: центр Брока соседствует с двигательным, а центр Вернике — со слуховым. Эти открытия положили начало клиническому изучению мозговой организации речевой деятельности человека.

Исследования последних двух десятилетий изменили и устоявшееся представление о роли правого полушария в речевой деятельности человека. Ответ на этот вопрос был получен при лечении некоторых психических заболеваний с использованием унилатерального электросудорожного шока. Процедура лечения заключается в том, что электроды подключаются только к одной половине головы. При этом происходит подавление активности только одного полушария, второе продолжает работать нормально. Отечественными нейролингвистами Л.Я. Балоновым, В.Д. Деглиным и др. проведена серия экспериментов по изучению речи в условиях "выключения" одного из полушарий. Результаты показали, что прямое значение слов воспринимается главным образом левым полушарием, а переносное — правым. Левое полушарие отвечает за тонкий механизм словесной передачи объектно-объектных отношений и полноту вербальной реализации текста, а правое опирается на более общие и обобщенные принципы построения предложений, ориентировано на целостный смысл при пересказе текста. Эти факты дали возможность Л. В. Сахарному говорить о существовании как бы двух грамматик — левополушарной и правополушарной. Левое полушарие отвечает за абстрактно-логический анализ информации. Правое полушарие обрабатывает информацию с опорой на подсознание, его деятельность связана с конкретным, но и глобальным освоением ситуации. Правополушарная грамматика оперирует готовыми клишированными предложениями, целостными текстами.

В логопедии для обозначения нарушений речи часто используются термины недоразвитие речи и нарушение речи.

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности речевой функции или речевой системы в целом. Оно может иметь различные причины: задержка развития только компонентов речевой системы или сочетание ее с общей задержкой психического развития, олигофренией.

Нарушения речи представляют собой отклонения от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Они подразделяются на нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Расстройства устной речи могут быть обусловлены нарушениями произносительной стороны речи и структурно-семантического оформления высказывания.

Исследование нарушений речи

Наибольший риск развития речевых нарушений имеют дети, родившиеся с родовыми травмами, или если во время беременности матери действовали различные патогенные факторы, которые могли обусловить нарушения онтогенеза мозга. Более высокий риск речевых нарушений у детей в семьях с наследственной отягощенностью патологией речи, леворукостью. Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей должна начинаться как можно раньше.

Оценка экспрессивной речи производится на основании выполнения испытуемым специальных заданий исследования спонтанной, диалоговой, монологической, автоматизированной и отраженной речи.

При оценке спонтанной и диалоговой речи предъявляют ряд вопросов, предусматривающих как короткие, односложные ответы, так и развернутые. Отмечается характер жестов и мимики при ответах, особенности произносительной стороны речи, наличие эхолалий.

При исследовании автоматизированной речи просят перечислить цифры (от 1 до 6, от 7 до 12, от 15 до 20), перечислить месяцы в году. Учитывается возможность плавного перечисления автоматизированных рядов, пропуски элементов, персеверации, парафазии.

Монологическая речь исследуется с помощью пересказа коротких рассказов после прочтения их экспериментатором или путем предложения описать показанную сюжетную картинку. При анализе обращают внимание на отражение в рассказе основных элементов текста, их последовательность, понимание смысла рассказа. Отмечаются плавность или отрывистость речи, затруднения в подборе слов, аграмматизмы, преобладание глаголов, существительных или вводных слов.

Значимым при оценке речи является исследование обращенной к пациенту речи, понимание ее, выполнение простых команд (показать язык, поднять руку), флексивных отношений (ключ — ручкой, ручку — ключом, ручкой — ключ, ключом — ручку), а также понимание отношений между предметами (один предлог и указание места — положите ручку под книгу, над книгой, справа от книги; двумя предлогами — положите тетрадь в книгу, но под ручку), конструкций родительного падежа (отец брата и брат отца, сын сестры и сестра сына), интравертированных конструкций (Я позавтракал после того, как прочитал газеты. Что я сделал раньше?), проб Хеда (Покажите указательным пальцем правой руки левое ухо).

Письменная речь исследуется путем списывания коротких фраз, букв, слогов, слов под диктовку, запись автоматизированных энграмм.

Нарушения чтения исследуются путем чтения букв, слов, предложений и коротких рассказов. Предлагаются также буквы, выполненные разными шрифтами и "затемненные" крапом. При вербальной алексии больной не понимает смысла фраз и отдельных слов, а при литеральной алексии нарушение чтения связано с нарушением узнавания отдельных букв и цифр.

В ряде случаев необходимым является и изучение нарушений счета, которые встречаются при поражении теменной и затылочных долей доминантного полушария головного мозга. Для оценки нарушений счета испытуемому предлагают прочесть, назвать и написать числа, произвести автоматизированные счетные операции (таблица умножения), решить устно и письменно ряд задач на сложение и вычитание.

Заключение

Таким образом, необходимо отметить значение речи. Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на образ мыслей и действий человека.

Язык и речь - это очень сложные явления. Они часто используются как синонимы. Язык - это иерархически упорядоченная система особых знаков, а речь - это использование языка людьми, то есть деятельность, которая выражается либо в устной, либо в письменной форме, конкретным продуктом речевой деятельности является текст.

Итак, язык - это специфическая знаковая система, которую человек использует для общения с другими людьми. Благодаря языку человек имеет универсальное средство накопления и передачи информации, а без этого не было бы возможно развитие человеческого общества. Речь - это использование средств языка в общении. Исходным моментом речевых действий является речевая ситуация, когда у человека возникает потребность или необходимость совершить, то или иное речевое действие. При этом речевое общение происходит в каких-либо конкретных условиях: в том или ином месте, с теми или иными участниками коммуникативного акта. В каждой речевой ситуации реализуется та или иная функция языка для того, чтобы была достигнута цель, ради которой совершается коммуникативный акт.

В данной работе были рассмотрены вопросы, связанные с речью и речевыми функциями. Приведены различные теории развития речи. Подробно рассказано о видах речевой деятельности. Освещена тема функций речи. Даны примеры, подтверждающие изучение проблем нарушений речи психологами и психолингвистами.

По своему значению речь имеет полифункциональный характер. Для человека она является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М.: Лабиринт, 1996.- 416 с.

2. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности психологов. - М.: Астрель, 2007. - 315 с.

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.

4. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. –– М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.

5. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2002. - 248 с.

6. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 508 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 720 с.

8. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с.

9. Столяренко. Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 510 с .

10. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

[1] Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М.: Лабиринт, 1996.- 416 с.

[2] Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.

[3] Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской.–– М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

[4] Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

[5] Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2002. - С. 135-142

[6] Столяренко. Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 81

[7] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - С. 513-514

[8] Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. С. 63-72.

[9] Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.

Наши рекомендации