Закономерности агрессивного поведения и взаимодействия

Нередко люди выдвигают вполне конкретные обоснования в пользу агрессивного поведения. Так, например, одна мамаша, желая наказать строптивую дочь за мелкое неповиновение, бегала за ней по комнате, периодически повторяя: «Дай побью, тогда успокоюсь».

Вспомним рассказ А. П. Чехова «Не в духе». Проигравший в карты 8 рублей старший пристав Семен Ильич Прачкин мрачно ходит по комнате в расстроенных чувствах и слушает, как в соседней комнате его сын Ваня учит стихотворение А. С. Пушкина, без конца повторяя «Зима! Крестьянин, торжествуя...». Сначала отец передразнивает сына, а затем, будучи не в силах справиться с раздражением, зовет к себе, чтобы выпороть за давний проступок (Чехов, 1960, с. 350).

Реакция вымещения послужила темой для множества карикатур известного художника Бидструпа.

Хотя фрейдисты поставили в прямую зависимость агрессию и катарсис, эксперименты показали, что облегчение наступает далеко не всегда, особенно если агрессия сопровождается чувством вины, стыда.

Могут ли воображаемые агрессивные действия выполнить функцию облегчения? В жизни мы очень часто видим, как мать срывает свое недовольство на ребенке, хозяин на собаке, ребенок, отшлепанный ремнем, мучает кошку. А если человек получает возможность отреагировать мысленно, фантазируя или используя безобидный объект (куклу, игрушку), приобретает ли его общение более цивилизованные черты, возвращается ли в рамки воспитанного поведения?

На этот вопрос отвечает эксперимент С. Фешбаха (1955; по: Аронсон, 1998). В рамках эксперимента преподаватель обижал, высмеивал группу студентов, после чего половине студентов предоставлялась возможность отреагировать письменно, а у второй половины группы не было бумаги. В результате обе части группы оказывались «зараженными» агрессией, однако те, кто смог высказаться на бумаге, становились менее агрессивными.

Другие эксперименты показывают, что прямая агрессия в большей степени снимает напряжение. Продолжающаяся вербальная агрессия (оскорбления, прозвища) не уменьшает, а увеличивает враждебность (то есть налицо эффект суммации агрессии). Возникает привычка реагировать агрессивно.

Вербальная агрессия также может выступать как средство, облегчающее последующие агрессивные действия вплоть до физического воздействия.

Представьте, что вы бежали к отходящему междугороднему автобусу. Водитель видел вас, но отъехал. Один человек на остановке ругает водителя и предлагает вам писать жалобу, а другой жалеет вас и утешает. В каком случае вы будете больше злиться (пусть молча), то есть агрессивность будет нарастать?

Правильный ответ: если человек находится в ситуации фрустрации, то попытки провокации агрессии приводят к уменьшению агрессии, а жалость и симпатия - к увеличению агрессивности.

Как оказалось, объяснение причин поступков снижает агрессию. Победы формируют агрессию, а поражения снижают ее. Когда мы ожидаем снисхождения и помощи от человека, одержавшего победу, то нередко бываем неприятно удивлены его раздраженностью, враждебностью.

Известно также, что люди, которые действуют анонимно, склонны поступать более агрессивно, так как снижается беспокойство по поводу социальной оценки, снимаются внутренние ограничители. Поэтому, оказавшись в группе, подростки иногда совершают более жестокие действия по отношению к своим сверстникам, чем если бы они действовали в одиночку. Вспомните прекрасный фильм Р. Быкова «Чучело». Если ребенка сурово наказывать, это приведет к формированию у него агрессивности, которая сначала будет проявляться в отсутствие того, кто наказывал, а с возрастом еще усилится.

Опыты по наказанию «агрессивных моделей», воспитанию через «наказание другого» показывают, что наблюдение за наказанным агрессором не усиливает агрессивного поведения ребенка. Значительно сдерживает агрессию присутствие неагрессивных людей.

Закономерности агрессивного поведения и взаимодействия - student2.ru

Рис. 21.3. П. Трогер. Невинность наказывает Амура. XVIII в.

Агрессивное поведение заразительно. Нередко, если в очереди за чем-либо, в толпе появляется раздраженный, взвинченный, громко негодующий человек, у остальных людей также повышается тон, в голосе появляются угрожающие нотки. Даже если этого не наблюдается в данный момент, можно не сомневаться, что разрядка накопившегося напряжения и раздражения может произойти в другой ситуации. Такой же результат дает просмотр агрессивных фильмов.

Многие страны отказались от военных игрушек и ввели цензуру на сцены с применением огнестрельного оружия в кино и на телевидении (в 1974 г. – Ямайка, в 1980 г. -Швеция).

В сопротивлении формирующейся агрессии велика роль эмпатии: чем эмпатия выше, тем реже человек будет проявлять агрессию.

Агрессивность – неосознанная (в виде предубеждений, предрассудков) и осознанная (в форме цинизма и открыто деструктивного поведения) – формируется у ребенка в условиях жестко авторитарного воспитания, не признающего поощрения (к тому же авторитарный человек не умеет поощрять других, даже если бы захотел), и использования чрезмерных наказаний. Взрослый авторитарный человек не умеет и не желает использовать формы конструктивного убеждающего, а не диктующего общения.

Таким образом, агрессивное поведение, агрессивность как черта личности привносят в общение черты деструктивности, разобщают людей и держат их в напряжении, оставляя после себя длинный шлейф досады, огорчения, дискомфорта.

Криминогенное общение

Специфической формой деструктивного общения является криминогенное общение, которое распространено не только среди осужденных, но и в той «питательной» среде, из которой вербуются криминальные элементы.

Криминогенное общение характеризуется повышенной стрессогенностью и конфликтностью. Общение здесь часто выполняет особые функции – такие как обмен преступным опытом, создание предпосылок, приготовление и маскировка преступлений, умышленное их совершение. Оно также используется для снятия эмоционального напряжения путем интер- и аутоагрессии.

Основные признаки криминогенного общения следующие:

  • антиобщественная направленность;
  • психологическая стрессогенность и конфликтность; в результате общения не только не возникает релаксация и успокоение, но, наоборот, человек испытывает еще больший стресс;
  • иррациональность конфликтов, возникающих на пустой почве и по ничтожному поводу;
  • жестко заданный ролевой характер, условность и необычная конспиративность, специфика средств связи и сферы действий;
  • специфика причин возникновения контактов и своеобразие механизма психического воздействия.

УМЕСТНАЯ ЦИТАТА

Э. Фромм многие страницы своей книги «Бегство от свободы» посвятил садомазохистским наклонностям человека. Вот что он пишет:

«Можно назвать три типа садистских тенденций, более или менее тесно связанных друг с другом.

Первый тип – это стремление поставить других людей в зависимость от себя и приобрести полную и неограниченную власть над ними, превратить их в свои орудия, „лепить как глину".

Второй тип – стремление не только иметь абсолютную власть над другими, но и эксплуатировать их, использовать и обкрадывать, так сказать, заглатывать все, что в них есть съедобного. Эта жажда может относиться не только к материальному достоянию, но и к моральным или интеллектуальным качествам, которыми обладает другой человек.

Третий тип садистских тенденций состоит в стремлении причинять другим людям страдания или видеть, как они страдают. Страдание может быть и физическим, но чаще это душевное страдание. Целью такого стремления может быть как активное причинение страдания – унизить, запугать другого, – так и пассивное созерцание чьей-то униженности и запуганности... Часто эти наклонности полностью скрыты наслоениями сверхдоброты и сверхзаботы о других. Вот несколько наиболее частых рационализации:

„Я управляю вами потому, что я лучше вас знаю, что для вас лучше; в ваших собственных интересах повиноваться мне беспрекословно";

„Я сделал для вас так много, что теперь вправе брать от вас все, что захочу".

Наиболее агрессивные садистские импульсы чаще всего рационализируются в формулах: „Другие меня обидели, так что мое желание обидеть других – это всего лишь законное стремление отомстить"».

И далее, касаясь причин формирования этих тенденций, Э. Фромм замечает: казалось бы, желание зависеть от других и страдать противоположно желанию властвовать или причинять страдания другим. «Однако психологически обе тенденции происходят от одной и той же основной причины – неспособности вынести изоляцию и слабость собственной личности» (с. 137).

(См.: Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1999. – С. 126)

Криминогенное общение

взаимодействие, для которого характерны антиобщественная направленность, психологическая стрессогенность и конфликтность, жестко заданный ролевой характер и специфика средств связи и сферы воздействий.

Механизмы психического воздействия характеризуются особой ухищренностью, применением угроз, оскорблений, слухов; среди них важное место занимает симуляция как особый манипулятивный обман.

Коммуникативное воздействие носит умышленный характер, превращаясь в интенсивное психическое и психологическое информационное насилие в целях совершения преступления без физических действий.

Примером общения, приближающегося к криминогенному типу, могут служить разнообразные формы «дедовщины» в армии. К исследованию причин и профилактики такого рода взаимодействия обратились отечественные психологи.

Итак, мы рассмотрели дефицитное, дефектное и деструктивное общение, обнаружив как сходные черты, так и отличие. Наибольшее отличие можно обнаружить в мотивах общения, способах и выбираемых средствах, а также в содержании и конечных результатах взаимодействия.

Выводы

1. Любая форма деструктивного общения затрагивает обе стороны, вовлекая в него также и других людей и оказывая на них негативное влияние.

2. Распространенными формами деструктивного общения являются ложь, обман, манипулирование и другие формы воздействия, направляемые корыстными мотивами.

3. Обман – более широкая категория, чем неправда и ложь. В отличие от лжи обман – это сознательное стремление создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения. В результате психологических исследований последних лет обнаружено, что чаще лгут экстерналы, невротики, тревожные люди, психопатические личности и те, кто плохо переносит стресс.

4. Агрессивно-конфликтное и криминогенное общение – достаточно распространенные формы деструктивного общения.

5. Основными чертами агрессивной личности являются напористость и деструктивность.

6. Агрессивное поведение сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, такими как гнев, злорадство, досада

7. Агрессивность может принимать самые разнообразные формы: мстительность, враждебность, попреки и угрозы, обиды, ссоры, критика, зависть, хамство, садомазохизм.

8. Жестко авторитарное воспитание формирует у ребенка агрессивность, как неосознанную (в виде предубеждений, предрассудков), так и осознанную (в форме цинизма и открыто деструктивного поведения). Развитие эмпатии ослабляет действие агрессивных импульсов.

Основные понятия

Ложь

Обман

Агрессивное поведение

Инструментальная (операциональная) агрессия

Преднамеренная (интенционалъная) агрессия

Криминогенное общение

Вопросы для самопроверки

1. Каковы дефекты общения тревожной личности?

2. Может ли нарциссическая личность быть не агрессивной?

3. Назовите черты дефектного и деструктивного общения, присущие людям, которых вы хорошо знаете (герои фильмов, художественной литературы, просто знакомые).

4. В чем отличие лжи и обмана? Неправда – это ложь или обман?

5. Какими чертами личности обладают прирожденные лжецы?

6. Какие черты деструктивности имеет общение эгоистичного человека?

7. Наблюдение агрессии и насилия по телевидению (подчеркните правильные ответы):

  • вызывает катарсис;
  • усиливает агрессию;
  • вызывает апатию;
  • учит агрессии;
  • искажает представления о реальности;
  • увеличивает восприимчивость к агрессии;
  • учит сопротивлению и борьбе;
  • снимает напряжение.

8. Деструктивность манипулятивного воздействия проявляется в:

  • разрушительном влиянии только на личность «жертвы»;
  • разрушительном влиянии на личность манипулятора;
  • оба страдают от манипулятивного общения.

9. Приведите примеры деструктивной мотивации в общении, опираясь на раннюю лирику В. В. Маяковского.

Учебное задание

Тест «Вы – хитрец?»

Существуют люди, для которых безвыходных положений не существует. Хитрец знает тысячу способов, чтобы добиться своего.

А вы? Для того, чтобы понять это, ответьте на 14 вопросов этого теста.

1. Когда вам хочется сказать что-то неприятное, задумываетесь ли вы над тем, что можете обидеть собеседника?

2. Когда вы опаздываете в школу или на работу, стараетесь ли Вы войти тихо, чтобы вас не заметили?

3. Считают ли вас друзья наивным человеком?

4. Просите ли вы товарища сделать за вас то, что вы боитесь сделать сами?

5. В хоккее, в футболе, в каратах, настольных играх – считаете ли вы, что лучше честно проиграть, чем нечестно выиграть?

6. Случалось ли вам хвалить то, что на самом деле похвалы не стоит?

7. Когда вы пытаетесь над кем-либо подшутить, сразу ли человек понимает, чьих это рук дело?

8. Можете ли вы сказать заведомую неправду, чтобы спровоцировать человека на откровенность?

9. Бывает ли, что вы не можете сразу распознать, что вас обманывают?

10. Умели ли вы в школе списывать у соседа так, чтобы он ничего не заметил?

11. Вас часто разыгрывают друзья?

12. Всегда ли вы находите способ получить то, чего вам очень хочется?

13. Вы доверчивый человек?

14. Случалось ли вам обманывать, чтобы достичь своей цели?

Ключ к тесту

Ответ «да» на нечетные вопросы и ответ «нет» на четные вопросы оцениваются в один балл.

Если вы получили более 9 очков, то вы не просто хитрец, вы – исключительный хитрец. Нет ничего такого, чего вы не могли бы добиться. Но в этом деле есть один минус. Хитрость часто ведет к неискренности в общении и отношениях.

От 5 до 8 очков: вы безусловно умны, вас никто не может обмануть. Но в то же время вы не любите говорить неправду. Это хорошо. Откровенность сближает людей и вызывает доверие.

Если у вас меньше 5 очков, вы, к сожалению, весьма наивны. Вас очень легко ввести в заблуждение. Наверное, вы часто бываете рассеянны и этим даете повод для шуток знакомым.

Дополнительная литература

Знаков В. В. Психология понимания правды. – СПб., 1999.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997.

Левитов Н. Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. – 1990. – № 5 (к 100-летию со дня рождения).

Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб., 1996.

Фромм Э. Душа человека. – М, Прогресс, 1990.

Наши рекомендации