Исследование познавательного контроля при восприятии. Протокол обследования
Протокол обследования
Задание (тема) _________________________________________________ Дата __________
Экспериментатор ______________________________________________________________
Испытуемый _________________________________________________________________
Измеряемая характеристика _____________________________________________________
Задания | Время выполнения задания | П |
Т1 (Чтение слов) | ||
Т2 (Название цвета) | ||
Т3 (Цвет чернил) | ||
Результатами данного исследования являются показатели времени выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.
Для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие нужно высчитать величину показателя интерференции по формуле:
П = Т3 – T2,
где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.
Словесный отчет испытуемого ___________________________________________________
__________________________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
Наблюдения экспериментатора __________________________________________________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
Вывод _______
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
Лабораторная работа № 5
Исследование состояния памяти, утомляемости, активности внимания
Методика 10 слов А.Р. Лурия
Опосредованного запоминания
Цель исследования: определить состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Материал и оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер. См. приложение .
Примечание: обязательным условием проведения данной методики является соблюдение и создание полной тишины. В случае нарушения данного условия проведение опыта нецелесообразно.
Процедура исследования
Перед началом исследования экспе5рементатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Рекомендуется иметь несколько наборов слов для проведения контрольного опыта.
Слова:
Исследование состоит из шести этапов и проводится с одним испытуемым.
Важно отметить что инструкция состоит из нескольких этапов. В данном опыте необходима очень большая точность и неизменность произнесения инструкции и соблюдение условий опыта.
Этап №1
Инструкция испытуемому: "Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомнили. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, чутко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своём протоколе ставит крестик под напротив этого слова (См. протокол). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Этап №2
Инструкция испытуемому: "Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор отмечает в бланке напротив слова и в нужном столбике те слова, которые были названы. Затем опыт снова повторяется. 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Ещё раз».
В случае если экспериментатор называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их в столбике нужной серии.
В случае если исследуемый пытается вставлять в процесс опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.
После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, то есть примерно спустя 50 – 60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).
Обработка результатов
В результате протокол опыта принимает примерно следующий вид.
Слова | Этапы | Контрольный этап | ||||
Этап 1 | Этап 2 | Этап 3 | Этап 4 | Этап 5 | ||
Лес | + | + | + | + | + | + |
Хлеб | + | + | + | + | + | + |
Стол | - | + | + | + | + | + |
Окно | - | - | - | + | + | - |
Вода | + | + | + | + | + | + |
Брат | + | + | + | + | + | + |
Конь | + | + | + | + | + | + |
Гриб | - | + | + | + | + | + |
Пальто | - | - | - | - | + | - |
Игла | + | + | + | + | + | + |
Неправильные слова | весна | ветер | - | |||
По данному протоколу строится график, называемый «кривой запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторений, а по вертикальной число правильно воспроизведённых слов.
Анализ результатов
Анализ графика. По форме кривой можно сделать некоторые выводы относителшьно особенностей памяти. У здоровых людей, как взрослых, так и детей школьн6ого возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 5, 7, 10 и т.д., то есть к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 – 10.
Кривая запоминания. «Кривая запоминания» может указывать на ослабление активного вн6имания и на выраженную утомляемость, астению, истощаемость внимания. Истощаемость внимания не всегда проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
Кривая имеющая форму плато с отсутствием нарастания удержания слов после их повторения, указывает на эмоциональную вялость, отсутствия интереса к исследованию. Очень низкое плато встречается при серьёзных нарушениях и паралитических синдромах. В норме кривая должна иметь тенденцию к возрастанию.
Лишние слова. В протоколах встречаются случаи, когда появляются слова, которые не назывались. Например, «огонь». Такие повторяющиеся лишние слова, по наблюдению некоторых психологов, встречаются у людей страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Много таких слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдрома расстройства сознания.
Число слов, удержанных в воспроизведённых исследуемым час спустя после повторения свидетельствуют о фиксации следов воспринятого материала в памяти.
Приложение 5