Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка

ЛЕТ

1. ПОИГРАЙ (набор сюжетных игрушек).

Задание направлено на выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно – игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.

Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для; куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машинка, мячик.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Ее ли ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покормить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.

Обучение: если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затеи сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В дальнейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е взрослый включает ребенка в совместную игру.

Оценка действий ребенка: проявление интереса к игрушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними — адекватные или неадекватные, специфические или неспецифические манипуляции, предметно игровые действия, процессуальная или сюжетная игра выполнение игровых действий по подражанию. (Всего и игру отводится 10—15 мин.)

КОРОБКА ФОРМ.

Задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, т. е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач.

Оборудование: деревянная (или пластмассовая) коробов с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямо угольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигура ми, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Проведение обследования: психолог берет одну из фигур бросает ее в соответствующую прорезь. Затем пред­лагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а пытается силой заталкивать фигуру» то следует провести обучение.

Обучение: психолог берет одну из форм и медленно по­казывает действия, прикладывая фигуру к разным отвер­стиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку дру­гую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения — хаотичные действия или целенаправленные пробы; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ (четырехсоставную).

Задание направлено на проверку уровня развития ориен­тировки на величину.

Оборудование: четырехсоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку матрешку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать ее. После рассмотрения всех матрешек ребенка просят собрать их все в одну: «Собери все матрешки, что­бы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: психолог показывает ребенку, как складыва­ется сначала двусоставная, а затем трехсоставная и четы­рехсоставная матрешки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

4. ГРУППИРОВКА ИГРУШЕК (адаптированный вариант методики Л. А. Венгера).

Задание направлено на выявле­ние уровня развития восприятия формы, умения исполь­зовать геометрические эталоны (образцы) при определе­нии общей формы конкретных предметов, т. е. выполнения группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, раз­мер каждой стенки 20x20 см) одного цвета с изображенными, на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображен квадрат, на вто­рой треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, елочка, формочка и др.) и 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)

Набор предметов:

Похожие на квадрат   Похожие на треугольник Похожие на круг  
Кубик Коробок Пуговица Ластик Мыло Записная книжка Флакон (бутылочка) Батарейка   Конус Елочка Формочка Крышка Ракета Призма Флакон (бутылочка) Камушек Монета Медаль Полусфера Цыпленок Пуговица Кольцо Божья коровка Коробка (пудреница)

Проведение обследования: коробки расставляются на столе перед ребенком. Психолог обращает внимание ре­бенка на эталон-образец: «Смотри, здесь нарисована вот такая фигура (круг), а здесь вот такая (квадрат)». Затем вынимает из мешочка первый предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ круга), на эту (показ квадрата) или на эту (показ треугольника)?» После того как ребенок указывает на один из эталонов, взрос­лый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вы­нимает следующий предмет (другой формы), и вся проце­дура повторяется.

В дальнейшем дают возможность разложить игрушки самому ребенку, его просят: «А те­перь разложи все игрушки в свою коробку, смотри вни­мательно».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди дает игрушки и просит ребенка опустить игрушку в ко­робку. Если же ребенок опускает ее, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения — умение работать по образ­цу; целенаправленность действий; обучаемость, отношение к результату; результат.

5. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из трех частей).

Задание направлено на выявление уровня развития целост­ного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картин­ки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 13—16.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку три части разрезной картинки и просит: «Сделай це­лую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же, и после этого ребенок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую. После чего предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; спосо­бы выполнения; обучаемость; отношение к результату; ре­зультат.

6. ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ (со стержнем; адаптированный вариант методики С. Л. Новоселовой). Задание направле­но на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование: тележка со стержнем, три палочки: с колечком, с рабочим концом типа вилки, с веревочкой.

Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола стоит тележка так, чтобы он не мог достать ее рукой. Недалеко сбоку от ребенка лежат палочки. Ре­бенка просят достать тележку и поиграть с ней. Если ре­бенок тянется к ней рукой, то ему говорят: «Подумай, как достать». В тех случаях, когда он начинает брать па­лочки и доставать тележку, ему дают возможность вы­полнять задание методом проб. Если ребенок пытается встать, его просят посидеть на стуле и подумать, как до­стать тележку.

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения — хаотичные действия; ме­тод проб; метод зрительного соотнесения; отношение к ре­зультату результат.

7. НАЙДИ ПАРУ (сравнение картинок).

Задание направ­лено на выявление умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

Оборудование: три парные карточки, на каждой из ко­торых изображены в разной последовательности геометри­ческие фигуры — круг, квадрат, треугольник.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 17—22.

Проведение обследования: взрослый берет три карточки с разным расположением геометрических фигур и раскла­дывает их перед ребенком, аналогичные находятся у взрос­лого в руке. Он показывает ребенку одну из карточек и просит найти такую же, т. е. карточку, на которой точ­но так же расположены геометрические фигуры. После успешного выполнения ребенком задания ему предлага­ют две другие карточки. В случае затруднений проводит­ся обучение.

Обучение: предполагается первый вид помощи, при ко­тором убирается одна карточка и ребенок должен сделать выбор из двух карточек. Если и после этого ребенок за­дание не выполняет, то предлагается второй вид помощи. Взрослый начинает соотносить формы на одинаковых кар­точках, поочередно показывая указательным жестом, чем они похожи: «Здесь первый треугольник и здесь такой же; здесь круг и на этой карточке такая же форма; здесь квадрат и здесь. Эти карточки одинаковые». После де­тального рассмотрения одной пары карточек ребенку пред­лагают выбрать другую карточку.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; умение анализировать и сравнивать изображения на картинке; обучаемость; результат.

ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ.

Задание направлено на вы­явление умения работать по показу, подражанию, дейст­вовать целенаправленно.

Оборудование: два одинаковых комплекта строительно­го материала — бруски, треугольные призмы, полусферы (все одного цвета).

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребен­ка строит сооружение из трех деталей. Затем предлагает ребенку построить такое же. Если ребенок справился с первым заданием, ему предлагают построить еще одно со­оружение, при этом положение кубиков относительно друг друга меняется.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по показу, то ему предлагают выполнить его по подража­нию. Взрослый ставит на стол около себя брусок, дает та­кой же брусок ребенку и просит его поставить так же. Затем психолог берет треугольную призму, ставит ее на брусок и просит ребенка сделать так же. Далее ставит по­лусферу и дает такую же ребенку, обращая его внимание на то, куда надо ее поставить. После обучения ребенку предлагают выполнить другую постройку по образцу. -

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; выполнение задания по подражанию, показу после обучения; отношение к результату своей деятельности.

НАРИСУЙ.

Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка.

Оборудование: два цветных фломастера, лист бумаги.

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребен­ка рисует на листе бумаги воздушный шарик и говорит: «Вот я рисую шарик. К нему я рисую веревочку. Вот еще один шарик, а ты нарисуй к нему веревочку». Ребенку дают фломастер другого цвета и указательным жестом по­казывают, где рисовать. Если у ребенка получается вере­вочка, то его просят нарисовать еще один шарик с вере­вочкой. В случае, если у ребенка не получается, то ему дают другой лист бумаги и просят на нем нарисовать та­кие же шарики.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень сформированности интереса к рисованию; предпосылки к рисованию — умение держать фломастер; наличие предметного рисунка; отношение к результату.

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ.

Задание направлено на вы­явление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи.

Оборудование: картинки с изображением ситуации, близкой к жизненному опыту детей (девочка кормит куклу, мальчик умывается, мальчик катает мишку на шине).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 23—25.

Проведение обследования: психолог последовательно по одной картинке показывает ребенку и предлагает их рассмотреть, а затем рассказать, что делает девочка (мальчик). Если ребенок отвечает однословно, но адекватно ситуации, изображенной на картинке, то психолог, задав уточняющие вопросы: «Кого кормит девочка? Что делает? мальчик? Кого катает мальчик? Чем мальчик будет вытирать руки?» Если ребенок не отвечает словом, фразой, то проводится обучение.

Обучение: перед ребенком одновременно кладут две кар­тинки и просят показать, где мальчик умывается, где мальчик катает мишку. Затем спрашивают: «Что делает мальчик?», указывая при этом на картинку, где мальчик умывается. Если ребенок молчит, то его просят ответить отраженно: «Умывается».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; уровень развития связной речи (отсутствие актив­ной речи; наличие или отсутствие фразовой речи, понят­ной или малопонятной для окружающих; речь, состоящая из отдельных слов или отраженная).

В тех случаях, когда у ребенка речь малопонятная или в речи отмечаются только отдельные слова, необходимо провести полное педагогическое обследование слуха и ди­агностику речевого развития.


Наши рекомендации