Образец программы социально-психологического тренинга
Программа тренинга самопознания и саморазвития «Познай себя»
Главное назначение тренинга самопознания и саморазвития состоит в создании необходимых условий для актуализации механизмов самопознания и саморазвития, обучающихся многоуровневого университетского комплекса в возрасте от 18-ти до 23-х лет.
Базовыми методами тренинга самопознания и саморазвития являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях. Общая цель тренинга самопознания и саморазвития конкретизируется в следующих задачах:
- активизировать процессы самопознания и самоанализа;
- способствовать формированию и развитию «Я-образа»;
- повысить самооценку, сформировать положительное отношение к себе;
- обучить технике позитивного мышления;
- развить навыки уверенного поведения;
- способствовать развитию убедительной речи;
- овладеть навыками саморегуляции эмоциональных состояний;
- способствовать развитию умений конкретизации своих желаний, достижению поставленных целей.
Программа тренинга самопознания и саморазвития «Познай себя» состоит из 10-ти занятий по 2-2,5 часа каждое и состоит из последовательно выстроенных модулей: командообразования; самопознания; формирования уверенности в себе; развития коммуникативных навыков; саморегуляции и целеполагания.
1. Модуль командообразования (2 занятия: «Мы команда», «Вместе мы сила»), направлен на знакомство и сплочение участников; формирование атмосферы доверия и взаимопонимания в группе.
2. Модуль самопознания (2 занятия: «Познаю себя», «Я глазами других людей»), предназначен для формирования и развития «Я-образа», актуализацию процессов самоанализа.
3. Модуль формирования уверенности в себе (2 занятия: «Моя самооценка», «Уверенность в себе»),проводится с целью повышения самооценки участников, развития навыков уверенного поведения.
4. Модуль развития коммуникативных навыков(1 занятие: «Коммуникативная компетентность»)направлен на формирование компетентности в общении.
5. Модуль саморегуляции и целеполагания (2 занятия: «Саморегуляция эмоциональных состояний», «Целеполагание»)предназначен для развития навыков саморегуляции эмоциональных состояний, способствование формированию навыков конкретизации своих желаний, достижения поставленных целей.
По завершении тренинговых модулей проводится итоговое занятие, позволяющее получить участникам и ведущим обратную связь от группы по результатам работы на тренинге, способствовать переносу достижений, полученных в процессе занятий в реальную жизнь.
Каждое тренинговое занятие состоит из 4-х этапов: организационный, целеполагающий, основной, обобщающий.
Этап 1. «Организационный» (1упражнение), основное назначение которого заключается в создании положительного эмоционального фона, атмосферы искренности и доверия на занятиях.
Этап 2. «Целеполагающий» (1 упражнение), способствует осознанию важности и значимости темы занятия для участников.
Этап 3. «Основной» (4 упражнения), включает комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие определенных качеств и навыков.
Этап 4. «Обобщающий», (1 упражнение), позволяет осуществить обратную связь констатировать те или иные выводы, полученные участниками в ходе занятия.
На первом этапе тренингового занятия акцент делается на создании атмосферы доверия и безопасности сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для дальнейшего осуществления работы.
Далее, идут упражнения, направленные на активизацию процессов самопознания и самоанализа участников.
Комплекс упражнений в основной (развивающей) части занятия направлен на формирование и развитие «Я-образа», повышение самооценки, развитие навыков уверенного поведения и компетентности в общении, саморегуляции эмоциональных состояний, конкретизации своих желаний, достижения поставленных целей.
Обобщающий этап занятия включает упражнения, направленные на получение обратной связи и обязательное подведение итогов.
Занятия в тренинге самопознания и саморазвития личности основываются на следующих принципах:
1. Принцип активности участников.В ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия - выполнение специальных устных и письменных упражнений, проигрывание различных ролей и ситуаций.
2. Принцип исследования позиции. В процессе работы тренинговой группы, создаются такие ситуации, для выхода из которых нет готовых рецептов, когда участникам самим приходится искать решение проблемы.
3.Принцип диалогизации взаимодействия,т.е. полноценного межличностного общения, основанного на доброжелательности, с учетом интересов всех участников, доверии, искренности, терпимости.
4. Принцип самодиагностики.В занятия включены вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы каждый из участников группы рассказал о себе, своих положительных и отрицательных сторонах, трудностях и проблемах.
К организации тренинговых занятий предъявляются следующие требования:
- комплектование группы только на основе добровольности;
- численность группы 8-10 человек;
- продолжительность одного занятия — от двух часов и более;
- помещение - светлая, теплая комната, время от времени проветриваемая;
- удобные стулья, расставленные по кругу;
- наличие в комнате свободного пространства, где могла бы поместиться вся группа во время психогимнастики.
ЗАНЯТИЕ 1. «МЫ КОМАНДА»
Задачи занятия: познакомить участников с тренером, друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, освоить групповой стиль общения, принять правила работы группы, способствовать процессам самораскрытия.
Этап 1. «Организационный»
Упражнение 1. «Звезда»
Цель упражнения:знакомство участников друг с другом
Инструкция.
Группа делится на пары. В течение 60 секунд «солирует» один участник, потом они меняются ролями. Задача «солиста»- рассказать о себе партнеру, сообщив максимум положительной информации, описав то, что самому в себе нравится. Это могут быть черты личности, особенности внешности, преодоленные трудности, совершенные добрые дела, достигнутая квалификация- все, что угодно, главное, чтобы оно вызывало у обладателя энтузиазм и гордость собой. Слушающий должен считать вслух перечисляемые особенности, демонстрируя заинтересованность и поддержку, стимулируя продолжать перечисление. Затем партнеры меняются ролями.
После того как пары обменялись информацией, они должны рассказать участникам группы друг о друге. Очевидно, что весь объем информации они воспроизвести не смогут – не позволят механизмы памяти и сжатые временные рамки. Следует оговорить этот момент подчеркнув, что задача участников - перечислить первые несколько сведений, о своем партнере, которые всплывут в памяти, не стараясь выбрать из них самые, по их мнению значимые («Мы не можем судить за самого человека, что для него значимо, а что не так важно»). Существует риск того, что для самих обладателей этих характеристик, наиболее значимыми окажутся совсем другие, и такая оценка вызовет у них негативные чувства и спровоцирует сопротивление тренингу.
Обсуждение строится вокруг вопросов: «Что чувствовал, когда тебя представляли?»; «Какие испытал трудности в процессе выполнения упражнения?»