Тема 6: Психология общения

Учебная цель: определить понятие и функции общения; углубить знания студентов о сущности процесса межличностного общения; рассмотреть стороны общения; выяснить способы общения

Основные понятия: общение, коммуникация, интеракция, перцепция, вербальное и невербальное общение, язык, коммуникатор, реципиент, совместная деятельность, идентификация, рефлексия, эмпатия, психологическое воздействие, заражение, внушение, суггестия, убеждение, барьеры общения, каузальная атрибуция, стереотип, эффект „ореола”, эффект „первичности”, стереотип, обратная связь,

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Общение как категория психологии.

2. Стороны общения.

3. Способы общения

Тренинг – Барьеры общения

Дополнительные вопросы:

  1. Что такое общение?
  2. Как связаны категории «общение» и «деятельность»?
  3. Какие функции выполняет общение?
  4. Какова структура общения? Опишите основные компоненты общения.

Методические рекомендации:

Учитывая, что профессиональная деятельность специалистов предполагает обязательное взаимодействие и общение с гражданами, готовиться к этому семинарскому занятию следует особенно тщательно. Развитые коммуникативные навыки, рефлексия, способность грамотно разрешать конфликтные ситуации, предотвращать барьеры в общении, умение высказывать свои мысли, психологически воздействовать на личность, “читать” ее невербальное поведение являются профессионально важными качествами.

Готовясь к вопросу №1, студенты определяют понятие „общение” - это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимые изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров; процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемых их потребностями в совместной деятельности; взаимодействие двух или более людей, которое заключается в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Функции общения:

1. Коммуникативная - связь человека с миром во всех формах деятельности.

2. Информационная - осуществляется благодаря основным познавательным процессам. В ходе общения обеспечивается получения, сохранения и передачи информации.

3. Когнитивная - заключается в осознании воспринятых значений (благодаря мышлению, воображению, фантазии). Эта функция связана с субъективными характеристиками партнеров, с особенностями их стремление к взаимопознанию, раскрытие психологических качеств личности.

4. Эмотивная - заключается в переживании человеком своих отношений с окружающим миром. В процессе общения эти переживания повторно отображаются в виде отношений: симпатии- антипатии, любви - ненависти и так далее. Данные отношения определяют социально-психологический фон взаимодействия.

5. Креативная - связана с творческим преобразованием действительности.

Виды общения:

1. В зависимости от контингента участников: межличностное, личностно-групповое, межгрупповое

• Межличностное общение определяется содержанием и целями деятельности, которые реализуются членами определенной группы.

• Личностно-групповое общение характерно для ситуаций, когда одну из сторон представляет личность, а другую - группа (оратор - аудитория).

• Межгрупповое общение предполагает участие в этом процессе двух или более групп, каждая из которых, например, отстаивает собственную позицию, стремится к достижению собственных целей, или же все группы сотрудничают в решении определенных вопросов.

2. По содержанию:

• материальное (обмен предметами);

• когнитивное (обмен знаниями);

• кондиционное (обмен психическим или физиологическим состоянием);

• мотивационное (обмен побуждениями);

• деятельностное (обмен действиями, операциями).

3. По целям:

• биологическое (для поддержания жизнедеятельности организма);

• социальное (расширение межличностных контактов, развитие личности индивида).

4. По средствам:

• непосредственное (руки, голосовые связки);

• опосредованное (природные: палка, камень; культурные: телефон, печать, радио, знаковые системы);

• прямое (личные контакты);

• косвенное (через посредников).

5. По продолжительности: кратковременное и длительное.

• Кратковременным является общение, возникающее в результате ситуационных потребностей деятельности и ограничивается решением конкретных задач (консультация, обмен впечатлениями).

• Долговременное общение - это более-менее устоявшееся взаимодействие в пределах одной или нескольких тем, обмен развернутой информацией о предмете общения.

Готовясь к вопросу №2, студенты определяют, что в процессе общения можно выделить определенные стороны:

• коммуникативную,

• интерактивную,

• перцептивну.

Коммуникативная сторона - к ней относятся вербальные и невербальные способы общения, и заключается она в обмене информацией и ее понимании, чтобы избежать недоразумений. Во время общения участники должны использовать одну и ту же знаковую систему. Особенность передачи информации между людьми заключается в том, что она формируется, уточняется и развивается. В сознании партнера по общению попадает не вся передаваемая информация. В результате исследований установлено: если всю задуманную человеком информацию принять за 100%, то вербализуется ее около 90%, а вслух произносится только 80% . Одновременно другой человек слышит только 70%, а понимает - 60%. В памяти же остается примерно 24% задуманной и высказанной информации.

Интерактивная сторона - характеризуется взаимодействием партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. При этом имеют значение мотивы и цели общения каждой стороны. Советы, инструкции, требования, приказы, выраженные в словесной форме и адресованные другому лицу, являются побуждением к действию и регуляторами поведения.

Различают следующие виды взаимодействия:

кооперацию - действия, повышающие эффективность совместной деятельности и конкуренцию - действия, снижающие ее эффективность.

В рамках вышеназванных видов выделяют:

• сотрудничество - идеальный пример взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку;

• паритет - равные союзнические отношения, основанные на взаимной выгоде;

• соревнование - желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве;

• конкуренцию - стремление доминировать над другими, подавлять их;

• антагонизм - резкие противоречия между партнерами по общению, когда общение по своему характеру является вынужденным.

Перцептивная сторона - восприятие одного партнера по общению другим. Включает формирование образа другого человека.

Общение как восприятие (перцепция) включает восприятие не только физических особенностей (внешности), но и внутренних характеристик человека, его намерений, способностей, эмоций, установок. На этом основании поступки другого человека объясняются и оцениваются определенным образом, то есть общение как восприятие предполагает понимание другого человека как личности. В процессе понимания другого человека выделяют 2 уровня. На первом происходит осознание целей, мотивов, установок другого человека. Второй уровень характеризуется способностью принять цели, мотивы, установки другого человека как свои собственные. Не все люди способны понять другого человека, на втором уровне через эгоцентризм (от лат. ego - я, centrum - центр) - сосредоточенность индивида на собственных интересах и переживаниях, и, как следствие, неспособности понять другого как отличного, имеющего свою точку зрения, свои особенности.

Способы понимания другого человека:

• идентификация (от лат. identificare - отождествлять) - уподобление себя другому человеку, умение поставить себя на его место;

• рефлексия (от лат. reflexsio - обращение назад, отражение) - анализ собственного психического состояния, осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Происходит психологический анализ, по поводу которого Л.С. Выготский писал, что личность становится для себя тем, что она представляет из себя для других;

• эмпатия (от грецького. empatheia - сопереживание) - способность к постижению эмоционального состояния другого человека, сопереживание его чувствам, как своим собственным. Различают три составляющие эмпатии: эмоциональную, основанную на механизме повторения моторных и аффективных реакций другого человека; когнитивную, базирующуюся на интеллектуальных процессах; прогностическую, которая определяется, как способность человека предсказывать аффектные реакции другого в конкретных ситуациях.

Готовясь к вопросу №3, необходимо определить, что по данным американского психолога Альберта Меграбиана, только 7% содержания информации передается значением слов, 38% определяется тем, как эти слова произносятся, и 55% - мимикой и жестами.

В вербальном общении как знаковая система выступает речь, основной единицей которой выступает слово, обозначающее предметы и явления в виде обобщенных характеристик - понятий.

Речь выполняет прежде всего, коммуникативные функции:

• референтную - она направлена на предмет сообщения и заключается в передаче сообщения о нем. Задача автора - средствами речи наиболее адекватно сформулировать смысл своего сообщения;

• экспрессивную - речь связана с отражением в сообщении личности автора. Чувства автора по отношению к предмету речи могут быть выражены прямо («мне нравится») или косвенно, с помощью изобразительных средств языка - эпитетов, метафор и др. («звезда печальная», «невыразимое смятение»);

• импрессивную - направлена на адресат сообщения, на создание эмоционального впечатления, определенного настроения, ощущения, побуждения к каким-либо действиям.

Общение людей с помощью языка функционирует на основе второй сигнальной системы. Речь бывает внешняя и внутренняя (мышление). Внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная речь - монолог и диалог. В языке происходит кодирование информации теми, кто говорит, с последующим декодированием информации теми, кто слушает. Очень важно, чтобы собеседники говорили на „одном языке”, вкладывая один и тот же смысл в слова.

Успешный коммуникатор знает, каким образом участник общения сообщает о том, как он перерабатывает информацию. В частности, через аудиальные характеристики языка - вокальные ключи (громкость речи, ритм, высоту голоса) посылается информация о настроении, отношении к сказанному, процессе мышления участников общения.

По характеру устной речи можно сделать выводы о состоянии и характере собеседника.

Скорость речи соответствует господствующему типу темперамента человека, скорость трудно изменить.

• Заметное колебание в голосе типично для легко возбудимых, неуверенных в себе или неуравновешенных людей;

• выразительная артикуляция - свойственна дисциплинированным людям с ясной жизненной позицией;

• нечеткое, расплывчатое произношение у людей, которые недостаточно самокритичны, инертны;

• чопорное произношение, с подчеркнутым ударением на первый слог фазных слов интерпретируется, как неосознанное желание продемонстрировать свою уверенность, силу, решительность и власть;

• тенденция к усилению нечеткости речи характерна для скрытых людей, стремящихся к укреплению своего социального положения, избегающих однозначной позиции.

Голос тоже может многое „рассказать” о человеке:

• «металлическое» звучание связано с энергией, твердостью характера;

• если высота голоса изменяется в широких пределах, это говорит об открытости, большой восприимчивости, многообразии интересов, внутренней свободе;

• падение высоты тона к концу предложения или фразы символизирует слабую волю, мягкость, склонность к депрессии;

• ритмические колебания тона характерны для оживленных, внутренне уравновешенных людей, способных к творчеству.

Следует также знать особенности речи людей с психическими отклонениями:

• логоррея - непрерывная речь - человек, не дожидаясь вопроса или реплики того, кто слушает, перескакивает на другие темы, вводит в повествование новых персонажей без объяснения, спорит беспредметно;

• персеверация речи - „застревание” в сознании человека какой-нибудь мысли или одного несложного представления с неоднократным и монотонным повторением информации, когда говорящий никак не может отойти от рассказанного им сюжета;

• бессвязность речи - речь кажется грамматически правильной, но понять ее невозможно: она лишена смыслового содержания;

• вязкость речи - чрезмерно подробное, всестороннее описание несложных событий или явлений, языковая навязчивость.

Интересной характеристикой человека является его смех.

Ф.М. Достоевский заметил: «Смех может сказать о человеческом характере больше, чем скучное психологическое обследование».

Манера смеяться имеет определенное смысловое значение:

• касание мизинцем губ при смехе - человек имеет собственное представление о «хорошем тоне», ему нравится быть в центре внимания;

• прикрытие рукой рта при смехе - свидетельствует о чрезмерной робости, смущении, самокритике;

• запрокидывание головы при смехе, говорит о доверчивости и легковерности, поступки осуществляются на основании чувств, а не разума;

• касание рукой лица или головы при смехе - данный человек является мечтателем, фантазером;

• если человек при смехе морщит нос - это говорит о его эмоциональности, капризности, быстрой смене взглядов и ощущений, что создает сложности для тех, кто его окружает;

• громкий смех с раскрытым ртом - свидетельствует об экспрессивности, несдержанности, неумении слушать;

• наклон головы, прежде чем тихо рассмеяться, говорит о самоконтроле, добросердечности, добросовестности, умении приспособиться к ситуации и к людям;

• держание за подбородок при смехе значит, что поступки совершаются часто опрометчиво;

• прищур век при смехе, свидетельствует об уравновешенности, уверенности в себе, незаурядности, чрезмерной деятельности.

Вербальное общение существует в тесной связи с невербальным.

Невербальное общение является бессознательным проявлением эмоций человека, а потому дает более точную информацию о внутреннем состоянии собеседника.

Невербальное общение включает следующие компоненты:

• оптико-кинетическую знаковую систему (жесты - движение рук, мимика - движение мышц лица, пантомимику - позу, походку);

• паралингвистическую (от лат. рага - возле, около языка), выражающую чувства и состояние человека с помощью качеств голоса, его диапазона, тональности;

• экстралингвистическую (от лат. еxstra - вне языке), вне речи, предполагающую включение в речь пауз, смеха, покашливания, плача и др.;

• пространственно-временную (размещение партнеров, временное ограничение, особую ситуацию общения - эффект „вагонного попутчика”);

• «визуальный контакт» - контакт глаз.

Большое значение в общении играет дистанция между общающимся. Исследование дистанции получило название проксемика (от англ. proximity - близость). Автор концепции - американский антрополог Э. Холл в 1969 году издал книгу „Молчаливая речь”, в которой указал, что каждый человек воспринимает пространство вокруг своего тела, как какую-то личную территорию. Он пришел к выводу, что человек обладает своей воздушной оболочкой, а ее размеры зависят от плотности населения в месте ее проживания.

Выделяют 4 четкие пространственные зоны:

1. Интимная зона (от 0 до 46 см). Из всех зон эта - самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет как свою собственность. В эту зону разрешается проникать только лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте. Это супруги, дети, родители, близкие друзья.

2. Личная зона (от 46 см до 1,2 метра). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах, дружеских вечеринках.

3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метра). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, слесаря-сантехника, электрика, нового сотрудника на работе и людей, которых мы не очень хорошо знаем.

4. Публичная зона (более 3,6 метра). Когда мы обращаемся к большой группе людей, то удобно находиться именно на таком расстоянии от аудитории.

Наши рекомендации