Система статистической отчетности в органах мвд, прокуратуре и судах
1. Не останавливаясь на других формах первичного учета, отметим, что на их основании составляется статистическая отчетность, являющаяся основным источником для изучения правонарушений, особенно преступности, для контроля за деятельностью государственных органов, ведущих борьбу сними.
Отчетность, с точки зрения статистической науки, характерна тремя специфическими особенностями. Во-первых, в отчетности как в системе взаимосвязанных показателей получает свое отчетливое выражение программа наблюдения. Во-вторых, отчетность представляет собой сводку и группировку документов первичного учета. Наконец, в-третьих, отчетность есть основная форма статистического наблюдения в условиях социалистического хозяйства. Практически все эти особенности представляют собой единство, которые, исходя лишь из методических соображений, обычно рассматриваются раздельно. Поскольку о сводке и группировке собранного материала речь пойдет в следующей главе, постольку мы будем здесь говорить о первой и третьей особенностях статистической отчетности.
Сущность отчетности как основной формы статистического наблюдения в России заключается в том, что каждое нижестоящее звено (завод, колхоз, народный суд и пр.) по единым утвержденным формам, в точно определенные сроки обязано в установленном законом порядке представлять вышестоящему органу соответствующие сведения. На громадное значение отчетности в нашем народном хозяйстве указывал В. И. Ленин:
«...безотчетность, бесконтрольность в деле производства и распределения продуктов есть гибель зачатков, социализма, есть казнокрадство...». «Постановка отчетности... есть вещь основная во всех ведомствах и учреждениях самых разнородных».
Отчетность, включающая целый ряд статистических показателей (программа наблюдения), является базой для постоянного контроля за выполнением плана, для повседневного оперативного руководства.
Всякая отчетность, должна быть утверждена Центральным статистическим управлением, что специально указывается на каждой форме. В целях решительной борьбы с неутверждённой, «дикой» отчетностью, подрывающей нормальную статистическую работу, а также с искажением в отчетности фактического положения вещей виновники должны привлекаться к строгой ответственности. «Приписки в государственной отчетности и представление других умышленно искаженных отчетных данных о выполнении планов, как противогосударственные действия, наносящие вред народному хозяйству России, - наказываются лишением свободы на срок до трех лет (ст. 152 УК РСФСР).
Чем больше период времени, за который составляется отчетность, тем больше показателей она содержит. Если, например, суточная отчетность в промышленности дается по одному показателю—выработка в натуре, то месячная охватывает уже такие показатели, как выполнение плана по валовой и товарной продукции, реализация, себестоимость продукции и др. Еще более широкий круг показателей содержит квартальная и особенно годовая отчетность, которые используются для детального анализа выполнения плана по количественным и качественным показателям, для выявления причин возможного отставания промышленного предприятия и выработки практических мероприятий по улучшению его работы.
Материалы этих отчетов служат также необходимой базой для составления плана на будущий период (пятилетка, год, квартал). Огромное значение имеет представление всей утвержденной отчётности в строго установленные сроки. Запоздание обесценивает ее оперативность и зачастую лишает возможности принять немедленные меры по быстрейшей ликвидации выявленных недочетов, о которых и сигнализирует отчетность.
Ко всякой отчетности прилагается подробная инструкция по ее заполнению. В настоящее время все промышленные предприятия, стройки, совхозы и колхозы представляют отчетность в органы ЦСУ, которые ее разрабатывают и обеспечивают необходимыми данными.
2. Из сказанного, очевидно, какое огромное значение для всех государственных организаций, в том числе и для органов советской юстиции, имеет хорошо поставленная отчетность. Без нее не может быть и речи о конкретном руководстве, о своевременном выявлении и устранении встречающихся дефектов, о контроле над судебно-следственной практикой. Поэтому без статистической отчетности органов МВД, прокуратуры, судов и исправительно-трудовых учреждений нельзя руководить их деятельностью, выявлять положительные и отрицательные стороны в их работе.
Научно-исследовательская работа, проводимая криминологией, уголовным и гражданским правом и процессом в области изучения и предупреждения преступности и других правонарушений, также должна базироваться на широком привлечении материалов, статистической отчетности; Конечно, для научно-исследовательских целей может быть проведено (помимо установленной отчетности) и специальное статистическое обследование. Но практически такое наблюдение в области уголовно-правовых и гражданско-правовых явлений осуществляется довольно редко, и поэтому показатели отчетности имеют здесь (или, вернее, должны иметь) преобладающее значение.
Отчетность органов МВД, прокуратуры и судов характеризует своими показателями всю их работу. Так, статистическая отчетность прокуратуры отражает следственную работу, работу по надзору за рассмотрением судами уголовных и гражданских дел, работу по общему надзору, по надзору за местами лишения свободы, по разрешению жалоб и др.
Статистическая отчетность судебных органов состоит из целого ряда форм, освещающих работу народных судов по рассмотрению уголовных и гражданских дел, работу судебных исполнителей, работу нотариальных контор и работу верховных, краевых, областных и окружных судов (как в качестве первой, так и кассационной и надзорной инстанций). Статистическая отчетность органов МВД, судов, прокуратуры, представляя собой систему взаимосвязанных, показателей, которые дают целостную картину деятельности этих органов, подробно освещает все стадий уголовного и гражданского процессов. Следовательно, изучение указанных стадий в целях всемерного улучшения социалистического правосудия требует наряду с другими материалами хорошо поставленной статистической отчетности.
Не ставя перед собой задачу, ознакомить студентов со всеми многочисленными формами отчетности судов, прокуратуры и органов МВД, что было бы слишком громоздко, приведем лишь некоторые из них.
В нашей стране установлена единая система учета и отчетности, охватывающая работу органов внутренних дел, прокуратуры и судов.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок и организацию единого учета преступлений, является Инструкция о едином учете преступлений № 59/11, утвержденная Генеральным прокурором. Ею установлены единые правила учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, которые обязательны как для органов прокуратуры, так и для органов внутренних дел.
Сбор полноценной, высококачественной информации о преступности невозможен без надлежащей постановки научно организованного первичного учета—основы единого учета преступлений.
Единый учет заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших. Прокуратурой Союза ССР и МВД СССР утверждены и с 1 января 1988 г. введены новые единые для всех органов прокуратуры и внутренних дел документы первичного учета:
— единая статистическая карточка на выявленное преступление по форме № 1;
— единая статистическая карточка о раскрытии преступления или других результатах расследования по форме № 1.1;
— единая статистическая карточка на лицо, совершившее преступление, по форме № 2;
— единый статистический талон о принятом решении по уголовному делу по форме № 3;
— единый журнал учета преступлений, уголовных дел (материалов, протоколов) и лиц, совершивших преступления.
При заполнении указанных документов первичного учета следует руководствоваться наряду с Инструкцией от 30 декабря 1985 г., совместным указанием Прокуратуры Союза ССР и МВД СССР от 20 ноября 1987 г. и Инструкцией МВД СССР от 11 ноября 1970 г. о порядке заполнения и представления документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, движения уголовных дел, материалов и протоколов о преступлениях, с изменениями и дополнениями последующих лет.
Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, действующая с 1961 г., основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела, а лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения и учитывает дальнейшую корректировку этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного разбирательства дела. При этом такая корректировка допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом.
Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности осуществляют органы внутренних дел путем записей данных упомянутых единых статистических карточек ii талона в журнале учета преступлений, уголовных дел (материалов, протоколов) и лиц, совершивших преступления. Единая форма этого журнала установлена Прокуратурой Союза ССР и МВД СССР.
Документы первичного учета после их регистрации в районных, городских, транспортных органах внутренних дел в указанных журналах немедленно пересылаются в информационные центры МВД—УВД. В ИЦ МВД—УВД ведутся контрольные журналы учета преступлений,
уголовных дел и лиц, совершивших преступления, по каждому району, городу в отдельности. Эти журналы и карточки служат целям контроля за своевременностью поступления первичной учетной документации, подбора отдельных сведений о преступности, результатах расследования по делу и иным справочным целям.
На основе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится первичное формирование статистической отчетности о преступности и мерах борьбы с ней.
В соответствии с нормативными актами преступление считается зарегистрированным тогда, когда оно поставлено на централизованный учет (так иногда называют единый учет преступлений) в учетно-регистрационных подразделениях УВД—УВДТ—МВД и включено в статистическую отчетность.
Учет преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователем или работником дознания единых статистических карточек (форма № 1) на каждое ставшее им известным в отчетном периоде преступление, независимо от того, когда это преступление совершено и установлено или не установлено лицо, его совершившее.
Преступления, дела о которых расследовались следователями Комитета государственной безопасности, учитываются КГБ СССР.
Воинские и другие преступления, совершенные военнослужащими, учитываются Главной военной прокуратурой. Если такие преступления ранее были зарегистрированы органами внутренних дел, то они снимаются с учета п. ставятся на учет в военной прокуратуре. Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке частного обвинения, учитываются только судами. Это происходит и в том случае, если прокурором или судом признано необходимым возбудить дело и провести предварительное расследование.
Единая статистическая карточка на выявленное преступление заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом, санкционированным прокурором в порядке ст. 415 УПК РСФСР, или вынесения постановления об освобождении виновного от уголовной ответственности с применением к нему мер общественного воздействия (ст. 10 УПК РСФСР).
Единая статистическая карточка формы № 1 составляется также и тогда, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не зарегистрированное. Это происходит в случаях:
— принятия к производству уголовного дела, возбужденного судом, а также поступившего из органов КГБ и военной прокуратуры;
— освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности вследствие акта амнистии без возбуждения уголовного дела;
— возобновления производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета;
— приобщения к расследуемому делу материалов о другом, ранее не зарегистрированном преступлении;
— выделении материалов уголовного дела о преступлении из другого дела;
— предъявления лицу обвинения в совершении дополнительно выявленного в процессе расследования и ранее не зарегистрированного преступления.
В соответствии с существующим порядком первичного учета преступлений единая статистическая карточка по форме № 1.1 является основанием:
— для учета раскрытого преступления, когда она представляется по законченному производством делу, материалу и протокольному производству одновременно с карточной по форме № 2 на лицо, совершившее преступление;
— для снятия преступления с учета, когда карточка представляется в случае прекращения дела за отсутствием события, состава преступления либо по другим основаниям, исключающим оценку деяния как преступного.
Учет лиц, совершивших преступления, ведется путем заполнения указанными должностными лицами единых статистических карточек формы .№ 2.
Учету подлежат:
— все совершившие преступления лица, в отношении которых по уголовному делу прокурором утверждено обвинительное заключение, либо санкционировано направление протокола и материала в суд в порядке ст. 415 УПК РСФСР;
— лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены:
за истечением срока давности (п. 3 ст. 5 УПК РСФСР); вследствие акта амнистии или помилования (п. 4 ст. 5 УПК рсфср}', в связи со смертью обвиняемого (п. 8 ст. 5 УПК РСФСР); вследствие изменения обстановки (ст. 6 УПК РСФСР); в связи с применением к виновному мер административного взыскания (ст. б УПК РСФСР); в связи с передачей дела в товарищеский суд, комиссию по делам несовершеннолетних или передачей виновного на поруки (ст.ст. 7—9 УПК РСФСР).
Порядок заполнения данной карточки такой же, как и карточки по форме № 1 за исключением одного обстоятельства: единая статистическая карточка по форме № 1 заполняется, как отмечалось, на каждое преступление, получившее самостоятельную уголовно-правовую оценку (квалификацию), а единая статистическая карточка по форме № 2 на каждого преступника одна, независимо от того, сколько преступлений ему инкриминируется (с указанием в соответствующих строках всех статей обвинения).
В едином статистическом талоне о принятом решении по уголовному делу (форма № 3) производится учет расследуемых уголовных дел. Он заполняется после принятия решения по уголовному делу о прекращении, соединении или выделений дел и материалов, приостановлении дела производством или его возобновлении, передаче дела по подследственности или прокурору для утверждения обвинительного заключения или направления в суд для применения принудительных мер медицинского характера и в других сферах.
Как видно, талон служит основанием для отражения в учетах и отчетности движения уголовного дела; в нем же фиксируются сведения об установленной сумме материального ущерба и обеспечении его возмещения.
Соответствующие документы первичного учета имеются и в других правоохранительных органах. В народных судах ведется картотечный учет подсудимых, уголовных и гражданских дел, а также исполнительных производств. Документами первичного статистического учета во всех судах первой инстанции являются статистическая карточка на подсудимого, учетно-статистическая карточка на уголовное и гражданское дело, на исполнительное производство, карточка по учету сумм ущерба, причиненного государственному или общественному имуществу, ряд учетных книг или журналов. Так, для учета материалов об административных правонарушениях в народных судах ведутся два журнала: один - для регистрации материалов о мелком хулиганстве, другой - для всех остальных материалов об административных правонарушениях.
В отдельных журналах регистрируются материалы о направлении алкоголиков и наркоманов в ЛТП для принудительного лечения и трудового воспитания, отражается профилактическая работа суда по пропаганде правовых знаний и правовому воспитанию граждан, проведение отчетных докладов судей перед избирателями и т. д.
В ИТУ документами первичного учета являются личное дело осужденного, учетная карточка на осужденного, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в ИТУ, и др.
Сведения для заполнения документов первичного учета берутся в основном из материалов уголовных дел и из судебных приговоров. Ведомственными нормативными актами установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, лицом, производящим дознание. народным судьей, судебным исполнителем и т. д.). Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учета являются исходным материалом для составления официальной высококачественной статистической отчетности, как первой и основной формы статистического наблюдения, используемой при криминологическом изучении преступности и результатов борьбы с ней.
Основными формами отчетности о преступности являются: форма № 1—отчет о зарегистрированных преступлениях; форма № 1—А—отчет о зарегистрированных и раскрытых преступлениях; форма № 1—Г—единый отчет о преступности; форма № 2— отчет о лицах, совершивших преступления.
Указанные формы статистической отчетности, как и некоторые другие, утверждены Госкомстатом СССР. Порядок и сроки их представления регулируются ведомственными нормативными актами и также согласованы с Госкомстатом СССР.
В формах № 1 и № 1—А данные о количестве зарегистрированных преступлений отражаются по линиям служб органов внутренних дел: уголовного розыска БХСС и другим. В них дан перечень наиболее опасных и распространенных преступлений и некоторая их криминологическая характеристика. Например, отражаются групповые преступления, преступления-несовершеннолетних, преступления, совершенные в городах, количество приготовлений и покушений па преступления. Эти отчеты состоят из двух разделов:
преступления отчетного периода и преступления прошлых лет.» Форма № 1—А характеризует работу органов внутренних дел по У раскрытию преступлений по линиям служб. По этим отчетам можно, но определить структуру преступности. Периодичность их представления: форма № 1 за полугодие нарастающим итогом; форма № 1—А—ежемесячно.
В едином отчете о преступности (форма № 1—Г) учитывается общее количество зарегистрированных преступлений и выявленных лиц, совершивших преступления. Из этого общего количества выделяются: тяжкие преступления; преступления, по которым предусмотрено наказание до 1 года лишения свободы; преступления, повлекшие смерть потерпевших; число лиц, погибших в результате совершенных преступлений; дела и материалы о несовершеннолетних.
Этот отчет представляется раз в год. Из отчета о лицах, совершивших преступления (форма № 2), можно получить информацию о количестве лиц, совершивших преступления, по некоторым социально-демографическим (пол, возраст, образование и др.), криминологическим и уголовно-правовым признакам (рецидив, соучастие и др.).
Этот отчет не содержит сведений о лицах, совершивших преступления, которые остались нераскрытыми, а также о лицах, переданных без судебного разбирательства на перевоспитание и исправление общественности. Представляется раз в год, а форма № 2— краткая, полугодовая.
В органах внутренних дел и прокуратуры установлены и другие виды отчетности, отражающие различные стороны их деятельности.
Надо отметить, что при проведении криминологических исследований предпочтительнее пользоваться документами первичного учета, так как количество информации, заложенной в них, значительно большее по сравнению с формами статистической отчетности. Например, из карточки формы № 1 (единая статистическая карточка на выявленное преступление) в формы отчетности в среднем переносится лишь половина общих признаков и около 30% частных, а из карточки формы № 2 (единая статистическая карточка на лицо, совершившее преступление) - одна треть общих и около 20% частных признаков. Вместе с тем информация, содержащаяся в соответствующих формах официальной статистической отчетности, является достаточной основой для оперативного руководства органами внутренних дел, а также для контроля за их деятельностью.
В отличие от форм статистической отчетности заложенная в документах первичного учета информация более динамична: признаки, характеризующие зафиксированные явления и факты, могут соотноситься и изучаться в любом сочетании. Этому способствует и то обстоятельство, что основные документы первичного учета карточной формы как носители информации приспособлены к обработке их с применением средств современной вычислительной техники, это значительно ускоряет процесс исследования, дает возможность получать большее число сопряжении изучаемых признаков, позволяет проводить их регулярно на одной и той же информационной основе для решения различных исследовательских задач.
Тема 8. Статистика дтп