Система статистической отчетности

ФСБ и органы военной прокуратуры формируют статистиче­скую отчетность по делам, расследуемым следователями и орга­нами дознания ФСБ, Министерства обороны РФ и военной про­куратуры.

Не ставя перед собой задачу ознакомить студентов со всеми мно­гочисленными формами отчетности правоохранительных орга­нов и судов в целом, приведем только некоторые из них. При этом необходимо исходить из того, что в связи с введением УК РФ уго­ловно-правовая отчетность правоохранительных органов нахо­дится в состоянии адаптации к новому законодательству. Так, приказом министра внутренних дел РФ от 18 декабря 1996 г. «Об утверждении форм статистической отчетности» введены следую­щие отчеты:

— оперативная статистическая информация о состоянии пре­ступности и результатах расследования преступлений (форма 1-А);

— отчет о состоянии преступности в республиканских, краевых и областных центрах (форма 1-ГОР);

— отчет о численности осужденных, содержащихся в местах ли­шения свободы (форма 1-УИС);

— отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в ме­стах лишения свободы (форма 2-УИС);

— отчет о нанесенном материальном ущербе и изъятии мате­риальных ценностей (по оконченным уголовным делам и материалам) (форма 5-2).

Самой содержательной по объему сведений является «Оператив­ная статистическая информация о состоянии преступности и резуль­татах расследования преступлений» (форма 1-А). Этот отчет теле­графный месячный, его представляют МВД, ГУВД, УВДТ в ГИЦ МВД России к 4—5-му числу месяца после отчетного периода.

Отчет о состоянии преступности в республиканских, краевых и областных центрах по форме 1-ГОР (данные о количестве заре­гистрированных преступлений) состоит только из одного разде­ла, в нем отражается общее количество преступлений, уголовные дела о которых находились в производстве на начало года или за­регистрированы в отчетном периоде. Отдельными строками вы­деляются тяжкие и особо тяжкие преступления, наиболее опас­ные преступления против личности: убийство (с покушением) — ст. 105, 106, 107, умышленное причинение тяжкого вреда здоро­вью — ст. 111, похищение человека — ст. 126, изнасилование (с по­кушением) — ст. 131, преступления против собственности — 196 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

ст. 158—163; изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг — ст. 186; захват заложников — ст. 20; бандитизм — ст. 209 и некоторые другие преступления.

Значительный интерес представляет отчет о нанесенном ма­териальном ущербе и изъятии материальных ценностей (по окон­ченным уголовным делам и материалам) — форма 5-2. Его пред­ставляют те же инстанции телеграфно ежемесячно. Отчет состо­ит из трех разделов. В первом отражаются сведения о нанесенном материальном ущербе и его возмещении по отдельным имущест­венным преступлениям; во втором — сведения о сумме сокрыто­го дохода и неуплаченного налога ив третьем — об изъятии ма­териальных ценностей — общая сумма изъятых материальных ценностей, в том числе имущества, денег наличных, иностран­ной валюты, драгоценных металлов, драгоценных камней, нар­котических средств и психотропных веществ и др.

Ряд отчетов сохранил прежнее наименование. Так, отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (форма 2-Е) отражает не только общее число заявлений и сообщений о пре­ступлениях, но и виды преступлений применительно к главам УК РФ. По отчету можно установить, какие меры по заявлениям о преступлениях были приняты, а также в какие сроки.

Отчет состоит из двух разделов. В первом разделе отражается работа прокуратуры по рассмотрению заявлений о преступлени­ях, во втором — аналогичная работа органов внутренних дел. Подписывают отчет прокурор и начальник органа внутренних

дел.

Отчет о следственной работе (форма 1-Е) характеризует рабо­ту следователей органов внутренних дел и прокуратуры, дознава­телей (милиции, ИУ, госпожнадзора), в том числе и протоколь­ные производства. Сводный отчет по форме 1-Е включает более 800 взаимосвязанных показателей, имеющих важное научно-прак­тическое значение в деле совершенствования работы следствен­ных аппаратов.

Из него можно узнать, какое число уголовных дел окончено расследованием и направлено прокурорами в суд, сколько дел пре­кращено, приостановлено расследованием, возвращено на досле­дование, каковы сроки расследования дел и т.д. Важный показа­тель — число арестованных по неоконченным делам с последую­щим распределением их по срокам содержания под стражей в со­ответствии со ст. 97 УПК РСФСР; отдельной строкой учитывает-

§ 5. Система статистической отчетности

ся число дел, по которым внесены представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

При анализе деятельности судов по рассмотрению уголовных дел необходимо знать показатели отчета о следственной работе, поскольку судебные отчеты по форме № 1 и форме № 4, по су­ществу, отражают продолжение работы по делам, количественная характеристика которых дана в следственном отчете. Необходимо сопоставлять показатели этих отчетов, с тем чтобы своевремен­но исключить возможные ошибки при составлении статистичес­ких отчетов.

Все статистические данные, указываются за период, в течение которого приняты решения по делу или материалу.

В полном объеме всеми органами прокуратуры и внутренних дел, начиная с районного звена, отчет представляется два раза в год: за первое полугодие и за год.

В связи с трудоемкостью ручной обработки на всех этапах фор­мирования отчета по форме 1-Е частыми случаями нарушения кон­трольных равенств и других искажений при ее заполнении, задерж­ками в связи с пересылками отчетов по почте и с целью созда­ния возможностей для более глубокого анализа оперативной об­становки в 1993—1995 гг. МВД России и Прокуратура РФ в ряде областей (Калужской, Смоленской и Воронежской) провели экс­перимент по автоматизации в правоохранительных органах Рос­сийской Федерации учета и статистической отчетности «О след­ственной работе», итоги которого позволили усовершенствовать статистическую отчетность в этом направлении.

Отчет о работе прокурора (форма П). Система его показате­лей построена на основе Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Фе­дерации «О прокуратуре Российской Федерации». В отчете отра­жается деятельность прокурора по надзору: 1) за исполнением за­конов федеральными министерствами и ведомствами, представи­тельными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ­ления, органами военного управления, органами контроля, их долж­ностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) за соблюдением прав и свобод человека; 3) за исполнением законов органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след­ствие; 4) за рассмотрением уголовных и гражданских дел в судах; 198 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

5) за исполнением законов администрациями органов и учреж­дений, исполняющих наказание, и назначением судом мер при­нудительного характера администрациями мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

В соответствии с указанным законом (ст. 51) на Генераль­ную прокуратуру РФ возложена разработка совместно с заинте­ресованными министерствами и ведомствами системы и мето­дики единого учета и статистической отчетности о состоянии пре­ступности, раскрываемости преступлений, о следственной рабо­те и прокурорском надзоре, а также установление единого по­рядка формирования и представления отчетности в органах про­куратуры.

В отчете прокурора в отдельный раздел выделена работа по рас­смотрению и разрешению жалоб граждан.

Отчеты и главные показатели составляются на основании ус­тановленных в органах прокуратуры и внутренних дел докумен­тов первичного учета работы прокуроров, следователей, дознава­телей.

Учетные данные, подлежащие включению в отчеты, проверя­ются с точки зрения их полноты и достоверности по документам первичного учета, журнальным записям, наблюдательным произ­водствам, сверяются с наличием уголовных дел в производстве, а также прекращенных или приостановленных.

В органах внутренних дел и прокуратуры установлены и дру­гие формы отчетности, отражающие различные стороны их дея­тельности.

Кратко остановимся на статистической отчетности судебных органов, освещающей деятельность судов по рассмотрению уголов­ных и гражданских дел.

Основным звеном судебной системы является районный суд, с которого и начинается формирование судебной статистической отчетности. Именно по этой причине отчетность районного суда — самая подробная по сравнению с отчетностью кассационной и надзорной инстанций.

Районные суды представляют статистические отчеты в отделы юстиции исполнительных органов власти области (республики, края, области) по следующим основным формам:

— форма № 1 — отчет о работе судов первой инстанции по рас-смртрению уголовных дел;

Наши рекомендации