Исследования подросткового возраста в отечественной психологии.
Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Все психические функции человека, по его мнению, на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.
Интересы, как отмечал И. Кант, есть только у человека, у животных их нет. Именно поэтому Л.С. Выготский считал, что возникновение интересов в большей степени составляет содержание социокультурного развития ребенка, чем его биологического формирования. По словам Л.С. Выготского, механизмы поведения подростка начинают действовать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, в этом возрасте происходит превращение влечения в интерес. «В высшей форме, становясь сознательным и свободным, интерес предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением к себе». Интересы не могут быть поняты вне процессов развития, - подчеркивал он.
В подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Так, «если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком».
Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые, вслед за А.Б. Залкиндом, он назвал доминантами, а именно:
· "эгоцентрическая доминанта" - интерес подростка к собственной личности, к собственному «Я»;
· "доминанта дали" - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;
· "доминанта усилия" - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета взрослых, протесте и других негативных проявлениях;
· "доминанта романтики" - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Большое внимание в отечественной психологии уделяется условиям воспитания моральной и интеллектуальной взрослости у подростков (О.В. Лишин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин). Во всех вариантах развития и формирования взрослости действует общее правило: «Формирование взрослости возможно только через отношение старших к подросткам как уже в какой-то степени взрослым, а не маленьким».
Помимо чувства взрослости и его видов, по мнению Д.Б. Эльконина, у подростков существует тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослым. Однако, стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Оказывается, что никакого места в системе отношений с взрослыми ребенок еще занять не может, но находит свое место в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития: подросток - ровесник. Идеальная форма, т.е. то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.
Д.Б. Эльконин выделил и описал своеобразный морально-этический кодекс, присущий этому возрасту. Он включает в себя уважение к личности, равенство в отношениях, помощь во всем, верность в дружбе. Все эти нормы соответствуют чувству взрослости, возникающему у подростков.
ТЕМА 22: « Психологическая характеристика подросткового возраста».
Тип урока: лекция (сообщение новых знаний).
Цель: познакомить студентов с общими психологическими особенностями подросткового возраста.
Задачи: 1. Раскрыть психологическую сущность подросткового возраста.
2. Совершенствовать умения конспектировать лекционный материал.
3. Воспитать интерес к познанию психики человека в разные периоды его жизни.
Оборудование: обсуждение данных психологических исследований.
Литература: О.О. Петрова, Т.В. Умнова. Возрастная психология. - Ростов-на-Дону, 2005.
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991.
Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М., 2003.
Структура урока:
I часть:вступительная беседа по пройденному материалу. Постановка цели и задач урока.
II часть:лекция по плану:
1. Социальная ситуация развития и новообразование подросткового возраста.
2. Кризис 13 - 14 лет.
3. Анатомо – физиологические особенности подросткового возраста.
4. Ведущий тип деятельности.
5. Познавательное развитие в подростком возрасте.
6. Особенности личности подростков.
III часть:обобщение материала, подведение итога урока, задание на дом.
Д./з. Домашнее задание. Дать описание типам акцентуаций характера по А.Е. Личко.
ТЕМА 22: « Психологическая характеристика подросткового возраста».
Вопросы:
1. Социальная ситуация развития и новообразование подросткового возраста.
2. Кризис 13 - 14 лет.
3. Анатомо – физиологические особенности подросткового возраста.
4. Ведущий тип деятельности.
5. Познавательное развитие в подростком возрасте.
6. Особенности личности подростков.
Лекция.