Основные этапы развития психологии и представлений о ее предмете
Психология одновременно и очень старая, и очень молодая наука. Ее развитие началось еще с давних времен.
Зачатки психологической науки оформились еще в древних цивилизациях. Например, Аристотель считал психологию наукой о душе. Движениями атомов души объяснялись многие из современных, изучаемой в психологии явлений память, внимание, восприятие и т.д.
Примерно в это же время зародилось альтернативное материалистическому – идеологическое объяснение душевных явлений в трудах Платона и его последователей. Он пытался выделить структуру психики, представив ее в виде некой колесницы.
Гиппократ пытался классифицировать людей по преобладанию жидкости в организме. Эта классификация легла в основу будущей классификации типов темперамента.
После этого было много открытий в психологии, но все они совершались в рамках теологического мировоззрения.
Новая эпоха в психологии начинается с XVII века с развитием естествознания. Два фундаментальных понятия в психологию ввел Декарт – «сознание» и «рефлекс».
Примерно в это же время публикуются работы Лейбница, содержались первые идеи о бессознательном и его связи с сознанием.
Родоначальником эмпирической психологии является Д.Локк. Он ввел в психологию теорию о том, что у человека отсутствуют врожденные способности, а, следовательно, и возможность их прижизненного развития.
Представитель ассоциационизма Гартли соединил понятие рефлекса с понятием ассоциации: внешнее воздействие, порождающее рефлекторный ответ, остаются в виде следов в памяти ассоциаций.
С XVIII века учение о психике связывается с мозгом (до этого психические явления размещались и в сердце, и в печени и т.п.).
И.М. Сеченов впервые трактует психические процессы и явления с позиции рефлекса.
В середине XIX века появляется теория эволюции Дарвина, которая анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства.
Гальтон ввел в психологию метод близнецов для выяснения соотношений между наследственностью и средой в детерминации индивидуальных психологических различий.
Кеттел ввел серию тестов, направленных на изучение личности.
Гештальтпсихологии заявили о себе утверждением о существовании собственных законов формирования сложных, целостных психических явлений, не сводимым к элементарным законам сочетания элементов. Идеи данного направления внесли серьезный вклад в развитие психологических знаний о процессах внимания, памяти, восприятия, а также о личности и межличностных отношений.
Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятии, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания.
А.Н. Леонтьев разработал психологическую теорию деятельности.
Запорожец и Эльконин заложили основы детской психологии.
Гальперин создал теорию планомерного формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей.
Соколов создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметом, нейрофизиологическую теорию памяти, изучал многие механизмы, объясняющие на нейронном уровне процессы восприятия и памяти.
В 50-70-е годы ХХ века психология как наука характеризуется сильной политизацией.
После 80-х годов психология начинает избавляться от политического гнета, началась ее интеграция в мировое психологическое знание.
В итоге мы можем сказать, что в процессе филогенеза психологическое знание претерпевает значительные изменения, что нашло свое отражение в историческом изменении определения предмета психологии. То есть по мере развития и накопления психологических знаний происходило преобразование определений предмета психологии, которое нагляднее представить в таблице:
Период в развитии психологии | Характеристика периода | Определение предмета психологии | |
Начало нашего тысячелетия | Анимизм. В рамках данного периода основой психологического знания было предположение о том, что у всего, что существует на свете есть элементы души. | Душа | |
IV-VII века | Натурфилософское истолкование души. Материалистическое объяснение психического основывалось на картине мира, которая включала в себя 3 основных начала: воду, воздух и огонь. | Душа, носителем которой является огненное начало | |
Чуть позднее | Атомистическое толкование души. Все в мире состоит из атомов. Наиболее мелкие из них составляют душу. Их особым движением объясняются все процессы и явления психики. Душа воспринимается как материальный орган, оживотворяющий тело, управляемый таким же материальным началом – духом. | Душа, которая управляется духом. | |
Это же время | Идеалистическое объяснение душевных явлений, их классификация. Первые зачатки психологии индивидуальных различий: преобладание какого-либо типа душевных явлений с их строго определенной локализацией говорит об индивидуальности человека и его социальном происхождении | Душевные явления, их особенности, локализация, и связанные с этим личностные и социальные характеристики человека | |
Средневековье | Теологическое восприятие психического. Доминирующим мнение является то, что говорит, что душа – божественное, сверхъестественное начало. Переход исследования души в границы церкви. Запрет на естественнонаучное ее исследование. | Душа, как божественное, сверхъестественное начало, и душевные явления. | |
XIV-XVI века | Проблема дуализма в психологии – проблема соотношения души и тела. Введен метод – интроспекция. Вводится термин «Психология». | Душа, как высшее разумное начало, способное к саморефлексии, способное приобретать знания, отличные от получаемых от органов чувств. | |
Возрождение | Расцвет механики. Введение в научный обиход термина «рефлекс». В органических потребностях человека естество испытатели увидели аналог энергетического источника для машины | ||
XVII в. | Тело человека рассматривается как сложно устроенная машина, которая управляется не органическими потребностями, а душой. Также вводится принцип детерминизма. Лейбниц публикует работы о бессознательном и его связи с сознанием | Душа, управляющая телом. Бессознательное и его связь с сознанием | |
XVIII в. | Появление дуализма – учения о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, и сенсуализма – учения о доминировании чувственного познания над рациональным. Отрицание каких-либо врожденных идей. | Психические процессы, явления, состояния, рефлекторная и ассоциативная природа некоторых элементов психического. | |
Вторая половина XIX века | Психиатры отметили определенную зависимость между нарушениями физиологической работы мозга и телесными изменениями, между болезнями тела и души. Обнаружено наличие эмоций не только у человека, но и человекообразных обезьян. | Психические процессы, явления, состояния, рефлекторная и ассоциативная природа некоторых элементов психического, эмоции, природа психического. | |
Начало-середина ХХ века | Разложение психологии как науки на 3 направления в исследованиях и интерпретации психического | Психические процессы, явления, состояния, рефлекторная и ассоциативная природа некоторых элементов психического, эмоции, природа психического, бессознательное и его связь с сознанием. | |
Середина – конец ХХ века | Сначала политизация, затем отход от политизации и всплеск интереса к психологии, как науке, сопровождающийся постоянным ростом ее отраслей. | Психика в закономерностях ее развития, психические процессы, свойства и состояния, поведение в их тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. | |