Функции и природа социально-психологического барьера
Основная функция барьера. Основная функция социально-психологического барьера состоит в защите личности от угрозы разрушительного воздействия [16]—[21].
Впервые термин "защита" был введен 3. Фрейдом (1894), позднее (1896) им же было описано и функциональное назначение психологической защиты как средства или механизма ослабления внутрипсихического конфликта, вызванного столкновением инстинктивных импульсов индивида с интериоризированными требованиями социальной среды. Однако заслуга попытки создания целостной теоретической системы защитных механизмов принадлежит А. Фрейд, которая определяла их как "деятельность "Я", которая начинается, когда "Я" подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Существенно при этом, что эти механизмы функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием" [22, с. 9—11].
Такие психологические механизмы, как отрицание, подавление, вытеснение, рационализация, проекция, сублимация, идентификация, замещение, сновидение и другие, открытые и описанные в свое время 3. Фрейдом, а позднее систематизированные А. Фрейд, нацелены на ослабление внутренних и внешних конфликтов личности и повышение уровня ее способности и к адаптации, уравновешиванию со средой и саморегуляции.
Однако, обеспечивая психологическую защищенность личности от стрессогенных факторов, способных ее вывести из состояния внутренней уравновешенности, эти механизмы, в свою очередь, оказываются психологическими барьерами на пути адекватного восприятия и понимания личностью природы последних.
Так, вытесняя и подавляя сигналы тревоги и угрозы для личности, поступающие извне, и поддерживая тем самым ощущение внутреннего психологического комфорта у индивида, эти механизмы выступают в качестве психологического барьера или, что то же самое, помехи на пути формирования у личности адекватной оценки как этих сигналов, так и той ситуации, которая стоит за ними и требует перестройки психического состояния и поведения индивида.
Психологи рассматривают эти барьеры как средство контроля за степенью соответствия или не соответствия побуждений индивида социальным нормам, равно как и за уровнем стабильности его мировосприятия. Так, в работах Р. М. Грановской и Ю. С. Крижанской психологические барьеры квалифицируются в качестве "системы защиты от травмирующей информации и контроля за социально неодобряемыми побуждениями [23], [21, с. 19]. В свою очередь, сама система психологической защиты трактуется как механизм поддержания целостности и неизменности модели мира, который блокирует информацию, не соответствующую представлениям человека о мире, а иногда и мешает порождению новых решений, если они могут как-то противоречить существующим на данный момент представлениям [23, с. 5].
В какой-то мере социально-психологический барьер можно уподобить панцирю черепахи, которой он нужен потому, что у нее очень нежное и беззащитное тело. С этой точки зрения психологический барьер тем нужнее, чем чувствительнее, впечатлительнее нервная система человека.
Психологический барьер, подобно холодильнику, защищает духовный мир человека от резких перепадов внутренних состояний и внешних условий его жизни, от стрессовых перегревов и разрушительного воздействия опасных соблазнов.
Однако, защищая от внутренних конфликтов и внешних влияний, барьер одновременно и тормозит, сдерживает, замораживает и консервирует эмоциональную реактивность и впечатлительность, интеллектуальную активность и подвижность личности.
Иными словами, психологический барьер ограничивает или даже прерывает эпизодически связь индивида с его социальным окружением.
Зачем человеку нужна такая защита? Оправдана ли она? Чего в ней больше — приобретений или потерь?
Природа социально-психологического барьера. Необходимость психологической защиты личности от разрушительных последствий как внутреннего конфликта, так и внешнего влияния, порождающая барьер, вытекает из многих факторов и условий человеческой жизнедеятельности. Она может быть продуктом:
— угрозы манипуляции сознанием и психическим состоянием индивида;
— результатом потребности человека в обособлении от интенсивного общения с окружающими в целях внутреннего сосредоточения;
— следствием опасности стрессовой ситуации;
— финалом полной идентификации с какой-либо общностью в противовес другим;
— порождением трудностей межличностного или ролевого общения и т. д.
Социально-психологический барьер как средство компенсации индивидом своей неготовности к деятельности. Иными словами, психологический или социально-психологический барьер личности по своей природе — результат компенсации индивидом психологической неготовности к эффективной деятельности в условиях ее экстремальности.
Такая неготовность заставляет включить тормоза — психологические барьеры, которые осуществляют функции как психологической защиты, так одновременно и консервации резервов психологического потенциала индивида.
Смысл такого торможения — выключение личностного потенциала из опасной зоны экстремальной ситуации до того времени, пока не изменится сама ситуация или не будет сформирована необходимая для нее психологическая готовность к эффективному действию. Естественно, что платой за такую защиту может стать торможение не только тех или иных качеств личности, но и в целом всего процесса ее жизнедеятельности и развития.
Опосредованность — механизм образования социально-психологического барьера. Но если по своей природе психологический барьер является специфической установкой или психическим настроем индивида, то истоки того и другого, в свою очередь, связаны с механизмом опосредованности.
Иными словами, опосредованность психической деятельности человека выступает в конечном итоге основным источником всех психологических барьеров.
Это означает, что возможность возникновения психологических барьеров заложена уже в самой предметности психической деятельности человека, которая может выступать в качестве фильтра, опосредующего, преломляющего, а нередко и деформирующего всю поступающую извне информацию.
Однако опосредованность психической деятельности сама по себе еще не тождественна психологическому барьеру. Первоначальное назначение опосредованности — функция усиления психических качеств, свойств, возможностей и интеллектуального потенциала человека.
Например, опосредованность инстинктивных, эмоциональных реакций человека на опасность вооружением предметом, орудием с последующим развитием интереса к этому предмету как таковому стимулирует в дальнейшем его творческие способности в данной предметной деятельности.
Естественно, что это становится возможным лишь по мере замещения биологических, инстинктивных, непосредственных эмоциональных реакций на опосредованные. С этим связан процесс социализации человека и дальнейшего развертывания его интеллектуального потенциала.
Следовательно, уже в самом факте актуализации предметной деятельности можно видеть не только функцию усиления специфически социальной интеллектуальной и творческой активности индивида, но одновременно и подавления непосредственных, биологических реакций. Последняя же выступает по отношению к этим реакциям и в качестве психологического барьера.
Аналогичным образом обстоит дело и при переходе от непосредственного (основанного лишь на зрительном образе) к опосредованному озвучиванием слова восприятию при обучении ребенка языку. Научение навыкам громкого, произносимого по слогам, проговаривания слова "ма-ма", "па-па" и т. д. носит опосредованный голосом характер. Это значительно усиливает эффект запоминания.
Однако при этом в дальнейшем образуется и психологический барьер на пути к стремлению повысить скорость чтения. Скорость звукового произношения намного ниже скорости зрительного восприятия. И секрет достижения скорочтения заключается в отказе от звукового, голосового (хотя бы даже и мысленного) опосредованного восприятия текста и в возврате к непосредственному чисто зрительному восприятию. Таким образом, как непосредственность, так и опосредованность могут поочередно выступать в качестве механизма как возникновения, так и преодоления социально-психологических барьеров личности.
В конечном итоге, как уже отмечалось ранее, колоссальный разрыв между огромными возможностями психической самореализации человека как личности и его же реальными более скромными достижениями обусловлен целой системой психологических барьеров.
Степень опасности перерастания отдельных барьеров в систему, с эффектом полной психологической блокировки развития личности, определяется мерой развернутости последних в тех или иных сферах человеческой жизнедеятельности. Последнее связано с представлением о диапазоне и различных видах психологических барьеров.