Тематика контрольных работ. 1. Понятие, основные и дополнительные признаки государства
1. Понятие, основные и дополнительные признаки государства.
2. Сущность государства: общесоциальный и классовый аспекты.
3. Правовое государство: отличительные признаки и проблемы формирования.
4. Механизм (аппарат) государства: цели, назначение, структура.
5. Орган государства: понятие и классификация.
6. Форма государства и элементы ее образующие.
7. Внешние и внутренние функции современного Российского
8. государства.
9. Государство и право: соотношение и взаимосвязь.
10. Сущность и социальная ценность права как нормативного
регулятора.
11. Право и мораль: общее и особенное.
12. Формы (источники) права: понятие и основные разновидности.
13. Судебный прецедент как источник права.
14. Нормативно-правовой акт как источник права: регулятивная ценность и признаки.
15. Закон как особая разновидность нормативно-правового акта: понятие и виды.
16. Система законодательства в Российской Федерации.
17. Система права и ее основные элементы.
18. Основные отрасли российского права и критерии их выделения.
19. Конституция Российской Федерации: Функции, структура и место в правовой системе.
20. Права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация.
Требования к контрольной работе
Учебным планом специальности «Менеджмент организации» предусмотрено написание студентами контрольной работы.
Контрольная работа должна быть выполнена в форме реферата общим объемом – в пределах 15-20 страниц, отпечатанных через полтора интервала (размер шрифта 14). На титульном листе указываются: название учебного заведения, факультета, кафедры, тема работы, фамилия и инициалы студента, преподавателя, год и место написания работы.
По своей структуре работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Предваряет работу план.
Во введении обосновывается актуальность темы и ее теоретическая (практическая) значимость.
В основной части производится анализ рассматриваемого вопроса, раскрывается его содержание. Исследование должно вестись в корректных рамках научной дискуссии с привлечением различных мнений и суждений. Свое отношение к раскрываемой проблеме необходимо подтверждать ссылками на мнение и идеи специалистов-правоведов и существующие научные данные.
В заключительной части подводятся итоги, излагаются выводы. Суждения студента должны быть обоснованными и аргументированными, находиться в общем русле исследований по данной теме.
Список использованной литературы должен быть максимально полным и включать не менее 5 примененных в работе источников по теме. Недопустимым является механическое и некритическое переписывание текстов учебников и другой подобной литературы, в том числе взятой из Интернета. Использование источников из Интернета необходимо оформлять так же, как и обычные письменные публикации.
Контрольная работа должна носить самостоятельный характер и показать наличие у студента навыков работы с источниками и специальной юридической литературой, умение подбирать, анализировать и систематизировать материал, грамотно его оформлять, а также лаконично и аргументировано излагать полученные знания в ходе собеседования по теме.
Рекомендуемая литература
I. Нормативные источники
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Библиотечка «Российской газеты». № 22-23.
Конституция Российской Федерации. М., 2005.
2. Учебная литература
Арбузкин А.М. Обществознание. М., 2006..
Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2005.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1995.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2007.
Конституционное право России: Учебно-методическое пособие / Под ред А.В.Малько. М., 2001.
Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А.Кряжков. М., 2002.
Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М., 2004.
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998.
Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Правоведение: Учебное пособие. СПб., 2004.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2005.
Марченко М.Н. Основы права. М., 2008.
Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. М., 2004.
Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2003.
Мухаев Р.Т. Правоведение. М., 2008.
Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. М., 1999.
Основы государства и права / Под ред. О.Е.Кутафина. М., 2008.
Основы права / Под ред. В.В.Лазарева. М., 2001.
Правоведение / Под ред. С.А.Комарова. М., 2003.
Правоведение / Под ред. Е.С.Кувшинова, Н.И.Хлюпина. М., 2003.
Правоведение / Отв. ред. О.Е.Кутафин. М., 2003.
Правоведение / Под ред. А.В. Малько. М., 2008.
Правоведение / Под общей ред. С.А.Мальцева. М., 2003.
Правоведение / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 2004.
Правоведение / Под ред. Б.С. Пугинского. М., 2008.
Правоведение / Под ред.М.Б.Смоленского. М., 2008.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2005.
Факультет юридический
Кафедра теории и истории государства и права
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Направление подготовки 030200.62 Политология
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Уфа, 2011г.
Составитель: Хажипов Р.Х., к.ф.н, доцент кафедры теории и истории
государства и права
Рецензент:
Рабочая программа курса«Правоведение» предназначена для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению бакалавриата 030200.62 «Политология». Дисциплина «Правоведение» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1).
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900 «Правоведение» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от .
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.
Заведующий кафедрой ________________ __________________
Одобрено Учебно-методическим советом ГОУ ВПО «БАГСУ»,
протокол № ____ от «____» __________ 2011 г.
1 Цели и задачи освоения дисциплины.
Современная концепция высшего образования в Российской Федерации исходит из того, что выпускник высшего учебного заведения должен быть всесторонне подготовленным для корректного решения различных экономических, юридических и иных вопросов и задач, возникающих в ходе своей будущей профессиональной деятельности. В условиях реформирования отечественной правовой системы от него требуется не только усвоение базовых знаний по основным разделам российского законодательства. Готовность к пересмотру старых юридических стереотипов и к усвоению новых нормативных актов и экономических свобод – в условиях проводимых ныне в России коренных социальных и политических реформ - предполагает наличие у современного дипломированного специалиста широкой правовой культуры.
Курс «Правоведение» принадлежит к таким учебным дисциплинам, которые нацелены на формирование действенной правовой культуры у студентов, обучающихся в вузах по социо-гуманитарным специальностям.
Основные цели данного курса:
- усвоение основных юридических категорий и понятий, а также важнейших принципов и норм права, сложившихся в отечественном правосознании и сформулированных (закрепленных) в современном российском законодательстве;
- знание основных юридических источников;
- понимание структурных особенностей, основных проблем и тенденций развития правовой системы России на нынешнем историческом этапе;
- выработка представлений об основных формах и методах правового регулирования экономических, финансовых и смежных с ними отношений, а также - о механизмах правовой защиты прав, свобод и законных интересов их участников;
- развитие у студентов способности к самостоятельному анализу и обоснованным оценкам различных правовых явлений и коллизий (противоречий), возникающих в области экономики, финансов, труда и т.д.
В ходе изучения данного курса студент должен:
а) уяснить определение и особенности права как специфического регулятора общественных отношений;
б) познакомиться с основными источниками права;
в) выработать представление об основных формах и методах реализации права, а также о правомерных способах защиты субъективных прав и свобод;
г) уметь ориентироваться в различных областях и отраслях современного российского права;
д) усвоить важнейшие принципы и понятия конституционного права России;
ж) предсказывать определенные законом виды юридической ответственности за те или иные правонарушения;
з) правильно оценивать роль (функции) государства, его ветвей и органов в правовом регулировании современной экономики, финансов, труда и т.д.
Полноценное изучение содержания курса и успешная сдача по нему экзамена (зачета) предполагают наличие у студентов необходимых (на уровне вузовской программы) знаний по общей и отечественной истории, а также определенного минимума знаний по философии, истории. логике.
Изучение курса «Правоведение» осуществляется в соответствии с настоящей учебной программой с использованием учебников и учебных пособий.
Вниманию студентов предлагается лекционный материал. Закрепление материала осуществляется на практических занятиях и организуемой студентами самостоятельной работе.
В процессе изучения курса студентам необходимо вести конспект, в который записываются основные понятия, определения, в ходе подготовки к семинарским занятиям следует использовать рекомендуемую в программе учебную литературу, а также привлекать нормативно-правовые акты.
2 Место дисциплины (модуля) в структуре ООП направления подготовки
Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)
Код дисциплины (модуля) | Название дисциплины (модуля) | Дидактический минимум содержания дисциплины (модуля) | Содержательно-логические связи | Коды формируемых компетенций | |
Коды и наименования учебных дисциплин (модулей), практик | |||||
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля) | для которых содержание данной учебной дисциплины (модуля) выступает основой | ||||
В.1.4 | Правоведение | 3.Понятие, сущность и признаки государства. Аппарат и функции государства. 4. Понятие и признаки права. Основные разновидности источников права. | Б.1.1 История Б.1.2 Философия | В.В. 1.1 Конституционные основы Российского государства. Правовые основы местного самоуправления в России. В.В.1.2 Правовой статус государственных и муниципальных служащих. Защита прав человека | ОК-1, 3, 7, 8 ПК-2, 4 |
Выписка из учебного плана.
для студентов, обучающихся на базе
высшего образования
Семестр | Трудоемкость | Лекции час. | Практич. Занятия час. | Семинар час. | Лаб.работа час. | СРС час. | Форма промежуточной аттестации зач./экз. | |
ЗЕТ | час | |||||||
- | - | зачет |
Для студентов, обучающихся на базе
среднего (полного) общего образования
Семестр | Трудоемкость | Лекции час. | Практич. занятия час. | Семинар час. | Лаб.работа час. | СРС час. | Форма итоговой аттестации зач./экз. | |
ЗЕТ | час | |||||||
- | - | зачет |
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных компетенций:
ОК-1 – студент осознает социальную значимость своей профессии, обладает достаточным уровнем правосознания;
ОК-3 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-7 - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК-8 - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
Дисциплина «Правоведение» формирует профессиональные компетенции:
ПК-2 - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (использует опыт развития системы права в различные исторические периоды);
ПК-4 - владеть навыками по принятию решений и совершению юридических действий в точном соответствии с законом.
В результате изучения курса «Правоведение» студент должен:
- знать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- уметь осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- владеть навыками по принятию решений и совершению юридических действий в точном соответствии с законом (ПК-4).
4. Структура и содержание дисциплины
Для студентов очного отделения, обучающихся на базе
высшего образования
№ п/п | Семестр | Недели семестра | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах) | Коды формируемых компетенций | Форма текущего контроля успеваемости, СРС (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Лекция | Практ. занятие | Лаб.занятие | Семинар | СРС | ||||||||
1-5 | Тема 1. Понятие, сущность и признаки государства. Аппарат и функции государства. | - | - | ОК-1, 3, 7 ПК-2, 4 | Устный опрос | |||||||
2. | Тема 2.. Понятие и признаки права. Основные разновидности источников права | - | - | ОК-1, 2, 8 ПК-2, 4 | Устный опрос | |||||||
3. | ||||||||||||
Зачет | ||||||||||||
Для студентов очного отделения, обучающихся на базе
среднего (полного) образования
№ п/п | Семестр | Недели семестра | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах) | Коды формируемых компетенций | Форма текущего контроля успеваемости, СРС (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Лекция | Практ. занятие | Лаб.занятие | Семинар | СРС | ||||||||
1-5 | Тема 1. Понятие, сущность и признаки государства. Аппарат и функции государства. | - | - | ОК-1, 3, 7 ПК-2, 4 | Устный опрос | |||||||
2. | Тема 2.. Понятие и признаки права. Основные разновидности источников права | - | - | ОК-1, 2, 8 ПК-2, 4 | Устный опрос | |||||||
2, 4 | ||||||||||||
Зачет | ||||||||||||
5. Содержание дисциплины
5.1. Лекции.
Тема 1. Понятие, сущность и форма государства.
Государство и общество: соотношение и взаимосвязь.. Понятие государства и его признаки. Основные и дополнительные признаки государства. Сущность государства как института управления общественными процессами и факторы ее определяющие. Классовое и общесоциальное в природе государства. Эволюция государственности от классовости к общесоциальности. Современное Российское государство.
Форма государства как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Аппарат государства и его функции. Функции современного Российского государства.