Критерии качественной оценки роли креативной рекламы
Основными критериями качественной оценки роли креативной рекламы служат следующие: /
(1) творческая идея рекламного обращения;
(2) творческая стратегия проекта;
(3) рекламная концепция социальной коммуникации.
Качественная оценка рекламной продукции всегда осуществляется методом экспертных оценок, поэтому точно сформулировать необходимые и достаточные условия для выделения более креативной рекламы среди менее креативной невозможно.
Между указанными оценками существует иерархическая взаимосвязь: Творческая идея — Гениальная идея — Рекламная идея — Творческая стратегия — Рекламная концепция.
Итак, рассмотрим каждый из данных элементов более подробно.
Творческая идея -— это привлекающее внимание точное представление сути социального проекта. При этом изложение идеи должно быть достаточно детальным, чтобы быть проверенным и реализованным, и удобным для нескольких вариантов исполнения.
Только творческая идея, построенная на четкой формулировке целей и задач конкретного социального проекта, может считаться эффективной. Остальное — лишь случайное более или менее удачное попадание в мишень.
Как показывает практика, самое сложное в работе креатора — эффектно «представить позицию проекта» и при этом не изменить стратегию позиционирования.
Профессионалы рекламного дела выделяют понятие «гениальная творческая идея» (Big Idea).
Гениальная творческая идея — нестандартная, но вместе с тем простая творческая идея, обеспечивающая вовлечение максимально широкой аудитории. Таково строгое определение. Вместе с тем можно выделить несколько характеристик, отличающих большую идею от посредственной:
(1) служит креативным источником для множества рекламных идей;
(2) позволяет создавать рекламные коммуникации, протяженные во времени (долговечность);
(3) обладает уникальными отличительными свойствами, причем на всех уровнях — от главного послания до стилистики материалов (уникальность);
(4) предлагает не проблему, а жизненные ценности, связанные с реализацией какого-либо проекта;
(5) зачастую апеллирует к актуальным общественным тенденциям;
(6) непосредственно связана с основным информационным сообщением рекламы (отсутствие «эффекта вампира»).
Рекламная идея — это метафора, формирующая убеждения в нужном направлейии, близкая по ключевым ценностям целевой аудитории, сформулированная словесно и зрительно на языке, принятом в целевой аудитории, близкая по убеждениям к основным общественно значимым ценностям.
Рекламная концепция социальной коммуникации — система определений ключевых формально-содержательных параметров коммуникации социальной рекламы с целевой аудиторией. Рекламная концепция включает следующие составляющие:
(1) цель /цели рекламных коммуникаций;
(2) имидж проекта;
(3) целевая аудитория;
(4) творческая стратегия проекта (или социально значимый миф о реальности) — вид психической реальности и способ ее интерпретации относительно конкретного социального проекта. Другими словами, это своего рода сказка о ценностях и идеалах, главным положительным героем которой является отдельный социальный проект;
(5) средства распространения рекламы;
(6) образцы рекламных обращений.
Если идея или творческая стратегия на начальном этапе составления технического задания (т.е. брифа) плохо поддается конкретизации замысла, то разработка рекламной концепции предполагает подписание обеими сторонами (заказчиком и исполнителем) соответствующего брифа (табл. 4.1).
Таблица 4.1 Образец брифа на разработку проекта социальной кампании
Дата написания брифа | ||
Дата презентации | ||
Бюджет, включая НДС | ||
Что необходимо| | ||
Пожелание клиента Необходимость рекомендации | ||
Требуемые документы (концепция, story boards, эскизы и т.п.) | ||
Описание кампании | ||
Миссия / общественная польза | ||
Видение будущего / к чему стремимся | ||
Описание социального проекта(существующая ситуация) | | ||
Уникальность проекта | ||
Качественные показатели | ||
Краткое описание | ||
Целевая аудитория \ | ||
Пол, возраст, доход, семейное положение, социальное положение, образ и стиль жизни | ||
Причина участия (события в жизни) | ||
Мотивация участия (требования и пожелания к проекту) | ||
Коммуникационные требования| | ||
1 Какой основной барьер в восприятии целевой аудитории необходимо преодолеть | ||
1 Какую самую важную информацию / идею необходимо донести до целевой аудитории | ||
1 Почему можно этому поверить и как этому можно посодействовать | ||
1 Коммуникационное позиционирование проекта | ||
Ключевое послание | ||
Дополнительные комментарии | ||
1 В результате рекламной кампании адресат должен | ||
1 Думать | ||
1 Чувствовать | ||
1 Делать | ||
1 Комментарии и дополнения | ||
Основные уровни творческой деятельности в рекламе. Общая структура рекламного креатива аналогична научно-техническому творчеству. Поэтому систематизацию уровней сложности рекламного мышления следует производить на основе опыта Г.С. Альтшуллера [1]. Итак, выделим основные уровни творческой деятельности в рекламе:
(1) низший: решение частных задач проектирования рекламного обращения. Здесь, как правило, используются средства копирайтинга и графического дизайна;
(2) общий: решение краткосрочных задач формирования идеологического наполнения рекламной кампании. Обычно проектируется на базе одной социокультурной платформы (менталитет, вероисповедание и др.). Здесь необходимо изобретение новых нестандартных для исходных условий методов продвижения, т.е. выработка творческой стратегии;
(3) высший: решение долгосрочных задач формирования коммуникационного поля определенной социальной проблемы. Возможно как в рамках одной нации, так и в формате мультинационального рынка. Помимо создания комплекса новейшей эффективной системы продвижения социального проекта, часто требуется смысловая адаптация креативной идеи применительно к каждому новому состоянию культурной среды без изменения сущности базового рекламного послания. Фундаментом продуктивной социально направленной коммуникации служит рекламная концепция проекта.
Взаимосвязь указанных уровней очевидна и носит восходящий характер, т.е. каждый следующий уровень подчиняет себе предыдущий, вбирая его в свою структуру. Постановка же задачи более низкого уровня не предполагает участия следующего. Тем не менее базовые показатели продуктивности рекламного творчества оказываются едиными для всех его уровней.
Указанные показатели предопределяют основные критерии, позволяющие выстроить качественную иерархию рекламного творчества в итоговом продукте (рекламном обращении или системе рекламных коммуникаций). Развивая классификацию Г.С. Альтшуллера об уровнях изобретательских задач [1], сформулируем качественную иерархию продуктов рекламного креатива.
Первый уровень {шаблонный) —■ низший класс задач разработки отдельного рекламного продукта на основе комплекта известных данных о социальном проекте (поставленные цели и
задачи, устойчивый имидж, фирменный стиль, заголовок, информационное содержание). Носит репродуктивный характер композиционного расположения элементов рекламы в формате заданного носителя. Проектирование носителя рекламного обращения использует известные, часто используемые приемы графического дизайна для стилистического решения композиции выбранного рекламного средства. Мельчайшие идеи данного уровня предполагают выбор наиболее рекламоспособного взаимного расположения необходимых компонентов обращения.
Под рекламоспособностью здесь понимается оригинальность и запоминаемость итогового рекламного продукта, позволяющие однозначно идентифицироваться в сознании потребителей с рекламируемым проектом и основным обращением.
Элементы рекламного сообщения (все физические характеристики, кроме ее творческого содержания) — продолжительность (для вещательных) или размер (для печатных средств информации) объявления — могут влиять на уровень привлекаемого им внимания потребителей независимо от его творческого содержания. Вместе с тем творческая работа по проектированию рекламной композиции направлена именно на то, чтобы определить и реализовать принцип привлечения внимания выбранной аудитории к смысловому содержанию рекламного сообщения.
Второй уровень {тактический) — разработка отдельного нетипового для данной социальной темы рекламного обращения на основе комплекта имиджевых данных. Эффективные социальные проекты обычно обладают специальной системой предписаний, устанавливающих рамки для творческого поиска рекламных конструкций при решении поставленных задач.
Данный этап предполагает поиск наиболее рекламоспособ-ной и нестандартной идеи, соответствующей стратегии и основным принципам продвижения проекта. Базовые критерии рек-ламоспособности (оригинальность и запоминаемость) здесь предполагают соответствие требованиям однозначной идентификации в сознании целевых потребителей с определенным социальным проектом, а также удобство использования идеи в различных рекламных материалах.
Кроме того, здесь к базовым критериям рекламоспособности мы добавим требование потребительского вовлечения. Потребительское вовлечение основано на достижении эффектов вспоминания и узнавания социального проекта. Ответная реакция целевой аудитории может быть выражена в возникновении и
реализации потребности в получении более распространенной информации о рекламируемом продукте (консультации у авторитетных лиц), возникновении намеренмя или плана-прогноза об участии, формировании отношения к проекту, возникновении потребности в активной общественной деятельности и борьбе с существующими культурно-психологическими и экономическими барьерами, препятствующими участию. Такие реакции носят преходящий характер и могут быстро утрачиваться из области сознания, но при повторных контактах индивида и рекламного обращения формируют убеждение об обоснованной необходимости активизации социально значимого поведения. Таким образом, зачастую экономическая эффективность социальной рекламы растягивается во времени на значительные (с точки зрения маркетингового планирования) периоды.
Свойство рекламоспособности во многом определяется творческим содержанием рекламного продукта. Такая идея и определяет качественную разницу между типовым и продуктивным образцами рекламы. Но общепринятой системы оценки рекламоспособности в мировой практике не принято. В рамках конкурсной оценки продукты рекламного творчества оцениваются экспертно лицами, заслужившими право пользоваться авторитетом в профессиональной среде рекламодателей и рекламопроиз-
водителей.
Творческая идея, нашедшая свое воплощение в конечном рекламном продукте (значит, запечатленная в формате конкретного материального носителя), переходит в новую эволюционную стадию своего существования — рекламную идею.
Третий уровень (продуктивный) - решение предусматривает модификацию или замену одного из имеющихся комплектов имиджевых данных социального проекта (слоган, элемент визуального обеспечения фирменного стиля и т.п.). Изменение одного из элементов типовой схемы социальной рекламы влечет за собой изменение других элементов сферы марочных коммуникаций.
Такие творческие задачи происходят из противоречия между коммуникативным наполнением проекта и внешней социокультурной средой.
Для обозначения рекламных идей, расширяющих коммуникативную сущность отдельного проекта, профессионалы рекламного дела и выделяют понятие «Big Idea» (или гениальная творческая идея).
Четвертый уровень {стратегический) -— предполагает синтез качественно новой коммуникативной системы социальной темы на основе прототипа (предыдущей системы), возникает при необходимости адаптации комплекса имиджевых атрибутов системы социальных коммуникаций относительно изменившихся условий социокультурной среды.
Устранение выраженных противоречий зачастую пролегает
через междисциплинарное изучение фоновых! факторов жизне
обеспечения соцпроектов. Ключ к устранению противоречий
опосредуется изобретением эффективной творческой страте
гии, которая в свою очередь стимулирует выявление противо
речий и поиск решений творческих задач* второго-третьего
уровней. J
Пятый уровень {концептуальный) — крупнейшие «изобретения» общего коммуникационного поля системы социальных проектов, посвященных решению одной проблемы. Как правило, опосредованы возникновением нового крупного национального проекта. Высший класс рекламного творчества предполагает синтез качественно нового подхода к решению коммуникационного оформления и представления проекта. Безусловно, распространение такой рекламной информации стимулирует череду менее крупных новаторских решений рекламных коммуникаций аналогичных и смежных продуктов и товарных категорий. Характерно, что средства решения подобных задач на современном этапе развития рекламных технологий представляют собой междисциплинарный синтез различных техник и приемов научно-технического и художественного творчества.
Противоречия данного уровня предполагают необходимость системообразования множества новейших принципов рекламы и продвижения. Как правило, критерий продуктивности такой системы на этапе, предваряющем распространение рекламной продукции, определить практически невозможно, поскольку сегодня в практике рекламного бизнеса нет специальных механизмов, позволяющих отслеживать силу художественного образа и развитие эмоциональной вовлеченности адресатов.
Определение коммуникационного поля бренда мы связываем с формированием «рекламной концепции» как системы определений ключевых формально-содержательных параметров коммуникации с адресной аудиторией. Такое определение позволяет отождествлять рекламную концепцию с высшим уровнем качества творческого замысла рекламы.