Классификация социально-психологических явлений
1.7. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Комментарии
Взаимодействие — процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.
Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, участвующих в них.
Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и имеющее целью достижение изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.
Психология этнических общностей — это социально-психологические явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей различных этносов (наций), а также их национально-психологические особенности.
Психология класса — это социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений представителей различных классов, а также социально-психологические особенности последних.
Психология политики — это социально-психологические явления и процессы, характеризующие деятель-
ность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных политических организаций.
Психология религии — это социально-психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих в Бога людей.
Психология малой группы — социально-психологические явления и процессы, возникающие и развивающиеся в малой группе.
Психология семейных отношений — социально-психологические явления и процессы, возникающие в процессе взаимодействия, общения и взаимоотношений членов семьи как представителей определенной группы.
Психология межличностных отношений — социально-психологические явления, возникающие и функционирующие в процессе взаимодействия и общения конкретных личностей.
Социальная психология личности — социально-психологические особенности человека как личности.
Массовидные социально-психологические явления — это явления, возникающие в стихийно образующихся общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические особенности массовой коммуникации, поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слухов.
Психология массовой коммуникации — социально-психологические явления и процессы, характеризующие особенности движения и распространения информации в обществе.
Психология социального воздействия — социально-психологические явления, характеризующие влияние людей друг на друга в обществе.
1.8. СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ
Комментарии
Взаимодействие, социальная перцепция, взаимоотношения, общение, взаимопонимание, взаимовлияние — это те феномены, на основе которых образуются и функционируют все другие социально-психологические явления и процессы. Вот почему они носят название базовых.
Объединяйтесь, люди! Смотрите: ноль— это ничто, но два ноля уже кое-что значат.
Станислав Лец
Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) в малой, группе — это субъективные связи,возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития
контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Взаимопонимание — социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: 1) согласовании индивидуального осмысления предмета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.
Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным, и близким людям!
М.Горький
Влияние людей друг на друга —
сознательное или бессознательное воздействие людей друг на друга, ведущее к определенным изменениям в: их сознании ипсихике; характере взаимодействия, взаимоотношений и общения между ними; социально-ролевых отношениях; совместных условиях жизни и деятельности в целом.
1.9. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Комментарии
Большие группы— это общности людей, существующие в масштабах общества (страны) и в отличие от малых групп основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов между людьми.
В больших группах, как правило, вырабатываются социальные нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и формируются массовые настроения. К большим группам относятся: классы, социальные слои, этносы (нация, народность), религиозные конфессии, партии и общественные организации, возрастные группы и т.п.
Средние группы — это предприятия, организации, воинские соединения и части, территориальные общности (жители одного района, города).
Малые группы — небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого. К малым группам относятся: семья, небольшое воинское подразделение, соседская общность, компания друзей и т.д. (см. подробнее главу четвертую).
Микрогруппы — неформальные группы внутри малой группы.
Организованные группы— группы, отличающиеся четкой структурой. Неорганизованные группы — группы, возникающие спонтанно и не имеющие внутри себя строгих власт-
ных и коммуникационных отношений.
Формальные (официальные) группы— группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
Неформальные (неофициальные) группы — группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
Слаборазвитые группы— группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
Высокоразвитые группы — группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т.д. Обычно к высокоразвитым группам относят коллективы.
Референтная группа— группа, цели, мнения и ценности которой разделяет данный человек.
Нереферентные группы— группы членства.
Реальные группы— группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
Условные группы— группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.
Первичные группы— группы, в которых осуществляется первичное взаимодействие и непосредственное общение между людьми в обществе.
Вторичные группы— группы, в которых нет непосредственных контактов между всеми их членами, а общее взаимодействие между ними поддерживают в основном руководители. Например, коллектив школы является вторичной группой по отношению к коллективам конкретных классов.
1.10. ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Комментарии
Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, определили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.
Этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей.
Психология религии изучает психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.
Политическая психология исследует различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.
Психология управления уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
Психология социального воздействия, пока слабо развитая отрасль
социальной психологии, занимается изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.
Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.
Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами начальной ячейки человеческого общества.
Психология конфликтных отношений (конфликтология), бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацелена на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление путей наиболее эффективного их разрешения.
Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.
Д. Дидро
1.11. СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Комментарии
Взаимосвязисоциальной психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.
С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.
Общая психология позволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.
Исторические науки показывают социальной психологии, как осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.
Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в условиях политической деятельности или под ее влиянием.
Экономические науки раскрывают социальным психологам сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают им, как они влияют на общественные отношения и на проявление в них социальной психики и общественного сознания людей.
Культурология, этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.
Педагогические науки предоставляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.
С другой стороны, социальная психология,изучая условия и специфику формирования, развития и функционирования общественной психики и сознания людей, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным сознанием объективной действительности, экономических и социальных отношений.
Исследуя закономерности формирования и развития социально-психологических явлений и процессов в своеобразных общественно-исторических условиях, социальная психология оказывает определенную помощь и историческим, экономическим и политическим наукам.
Особое значение имеет социальная психология для педагогических наук, так как знание закономерностей функционирования социально-психологических особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов их обучения и воспитания.
1.12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Комментарии
1-й этап. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются китайские и греческие ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Суньцзы, Уцзы, Конфуций и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.
2-й этап. В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н.Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Толквиль, Н.Я. Данилевский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов — общения и взаимодействия представителей различных общностей.
3-й этап. В середине XIX века за рубежом появились три социально-психологические теории — «психологии народов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Ле-бон), «инстинктов социального поведения» (В. Макдаугалл), — которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических ос-
нов социальной психологии. На это перенацеливаются усилия представителей основных школ психологической науки на Западе: сначала бихевиоризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когнитивизма и инте-ракционизма. Выходят в свет первые учебники и пособия.
Огромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал XX век и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических явлений и процессов (страха, паники, снижения сплоченности населения и военнослужащих в группах, социальной дезорганизации и дезинтеграции, социальных конфликтов и т.д.), затрагивающих все стороны жизни и деятельности людей.
4-й этап. В 20-40-е годы XX века социальная психология постепенно начинает превращаться в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей.
Внутри социальной психологии начинают зарождаться и в 60-90-е годы наиболее продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др. К сожалению, в СССР социальная психология в 30-50-е годы по политическим причинам практически не развивалась.
1.13. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Комментарии
Изучение состояния проблемы и ее формулирование, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования.Этот этап предполагает, во-первых, выявление и использование социальным психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме.
Во-вторых, составляется программа исследования, которая обычно включает: 1) формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения; 2) определение цели и задач; 3) объяснение и анализ основных задач; 4) предварительный системный анализ объекта исследования; 5) выдвижение рабочих гипотез; 6) составление принципиального (стратегического) плана изучения; 7) составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных; 8) подбор методик математической и статистической обработки и интерпретации результатов социально-психологического исследования.
Сбор фактических данных.На этом этапе психолог-исследователь спомощью выбранных методов и методик изучает конкретное социально-психологическое явление, для того чтобы правильно понять его сущность и своеобразие проявления в изучаемых условиях.
Качественная и количественная обработка данных.Качественная обработка предполагает предвари-
тельное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых социально-психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.
Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем.На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое социально-психологическое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), может быть осуществлена выработка практических рекомендаций для других исследователей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И наконец, может составляться прогноз развития изучаемого социально-психологического явления в будущем или в тех или иных условиях.
1.14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Комментарии
Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX века, основателем которого был 3. Фрейд.
Поначалу Фрейд скептически отзывался о социальной психологии, однако изменил свое отношение к ней под воздействием работ Г. Лебона. Он пришел к выводу, что, изучая с позиций психоанализа общественную жизнь и политическую деятельность, необходимо воспринимать личность более реалистично, как целостный организм, многие действия, поступки, поведение которого обусловлены социальными причинами, зная которые можно составить ее социально-психологический (психоаналитический) портрет. Впоследствии полученные им наработки (Ими применены для анализа социаль-но-психологической атмосферы многих Политических эпох, осмысления роли значения различных факторов в фор-мировании социально-психологических характеристик личности многих выда-ющихся политических лидеров.
Бихевиоризм— направление в западной психологии, ориентировав
шее исследователей на изучение не собственно общественного сознания людей, а различных форм их поведения, понимаемых как совокупность реакций организма человека на стимулы внешней среды.
В 30-е годы XX века ему на смену пришла необихевиористская теория-(«смягченный» бихевиоризм), связанная в первую очередь с именами аме- риканских психологов Э. Толмена и К. Халла, которые включили в формулу «S-R» так называемые промежуточные переменные (навык, потенци-
ал возбуждения и торможения — К. Халл; намерение, ожидание, знание — Э. Толмен). Предпринятая затем Б. Скиннером, а позднее Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой попытка применить новую концепцию «оперантного обусловливания» для объяснения и формирования социального поведения привела к созданию теории социального бихевиоризма.
Гештальтпсихологияи когнити-визмв противовес бихевиоризму старались объяснить социальное поведение, описывая процесс познания мира человеком. В ходе этого познания его впечатления трансформируются в. систему образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге его действия и поступки. Представители этих направлений С. Аш, К. Левин, Т. Ньюком, Ф. Хайдер, Л. Фестингер и другие внесли серьезный вклад в социальную психологию.
Интеракционизм— одно из новейших направлений западной социальной психологии — сводит социально-психологические явления к межличностному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов. Становление же личности он объясняет ситуациями общения и взаимодействия людей друг с другом. Общение и взаимодействие должны пониматься как системы взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. Состояние общества, взаимоотношения и личность, по мнению идеологов интеракционизма (Э. Гофмана, Р. Линтона, Т.Ньюкома, М. Шерифа и др.), являются не чем иным,как продуктами коммуникации между людьми, результатами их приспособления друг к другу.
1.15. УЧЕНЫЕ, ВНЕСШИЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Комментарии
Г.В. Плеханов (1856—1918) —русский общественный деятель и мыслитель, впервые с позиций исторического материализма давший определение понятия «общественная психология»; рассмотревший ее как конкретно-историческое и классовое явление; показавший ее место и роль в социальной жизни общества.
Н.К. Михайловский (1842—1904) —известный русский социолог, главная заслуга которого состоит в том, что он впервые в нашей стране обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике.
В.М.Бехтерев (1857—1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог, основатель первой в России экспериментальной психологической лаборатории (1885) и Психоневрологического института (1908).
Своими работами («Коллективная рефлексология», «Гипноз. Внушение. Телепатия» и др.) внес большой вклад в развитие социальной психологии в нашей стране. Распространил на социальную психологию свои естественнонаучные взгляды, создав в результате новую науку — «коллективную рефлексологию», суть которой сводил к наследуемым «сочетательным рефлексам», характерным для коллективов, групп, масс людей, а также толпы и появляющимся в ответ на воздействие биосоциальных раздражителей.
П.П.Блонский(1884—1941) — выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал социальную психологию как науку о сознательном по-
ведении людей, выступал за комплексный подход к изучению личности в конкретных условиях социальных отношений, сделал многое для развития правильных представлений о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических основах.
Л.С. Выготский (1896—1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы психологической российской науки, оказавшие влияние на развитие социальной психологии в нашей стране.
Е.С. Кузьмин (1922—1994) — научный организатор социальной психологии в нашей стране, создавший в ЛГУ первую в стране лабораторию социальной психологии (1962), кафедру социальной психологии (1968).
А.Г.Ковалев (1913—1997) — известный отечественный социальный психолог, в 50-е годы выступивший инициатором разработки проблем социальной психологии в нашей стране.
А.В. Петровский (р. 1924) — выдающийся организатор российской науки, автор фундаментальных психологических концепций и учебников, основатель и глава научной школы, объединяющей широкий круг отечественных психологов в области социальной психологии.
Е.В. Шорохова (р. 1922) — известный отечественный социальный психолог, основатель и первый руководитель социально-психологической лаборатории в Институте психологии РАН. Внесла большой вклад в разработку проблем общественно-исторической детерминации психики.
Г.М.Андреева (р. 1929)— известный отечественный специалист по социальной психологии, первый руководитель кафедры социальной психологии в МГУ.
А.А. Бодалев (р. 1928) — известный отечественный психолог, разрабатывающий общие, возрастные, индивидуальные, профессиональные и дру-
гие особенности межличностного вос-приятия и познания, изучающий его роль в общении.
А.И. Донцов (р. 1949) — заведую- щий кафедрой социальной психологии, декан психологического факультета МГУ, разрабатывающий проблемы социальной психологии групп, социального познания.
Глава вторая