Классификация социально-психологических явлений

1.7. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Комментарии

Взаимодействие — процесс вза­имного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отноше­ния и связи.

Социальная перцепция — это про­цесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумевают­ся люди и социальные группы.

Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоцио­нальными переживаниями индивидов, участвующих в них.

Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и име­ющее целью достижение изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенчес­кой сферах участвующих в общении людей.

Психология этнических общнос­тей — это социально-психологические явления, характеризующие взаимодей­ствие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей раз­личных этносов (наций), а также их национально-психологические особен­ности.

Психология класса — это соци­ально-психологические явления, воз­никающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимо­отношений представителей различных классов, а также социально-психоло­гические особенности последних.

Психология политики — это со­циально-психологические явления и процессы, характеризующие деятель-

ность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных поли­тических организаций.

Психология религии — это соци­ально-психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, об­щения и взаимоотношений верующих в Бога людей.

Психология малой группы — со­циально-психологические явления и процессы, возникающие и развиваю­щиеся в малой группе.

Психология семейных отноше­ний — социально-психологические явления и процессы, возникающие в процессе взаимодействия, общения и взаимоотношений членов семьи как представителей определенной группы.

Психология межличностных от­ношений — социально-психологичес­кие явления, возникающие и функцио­нирующие в процессе взаимодействия и общения конкретных личностей.

Социальная психология личнос­ти — социально-психологические осо­бенности человека как личности.

Массовидные социально-психо­логические явления — это явления, возникающие в стихийно образующих­ся общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические осо­бенности массовой коммуникации, по­ведение людей в толпе, психологию рек­ламы и распространения слухов.

Психология массовой коммуни­кации — социально-психологические явления и процессы, характеризующие особенности движения и распростра­нения информации в обществе.

Психология социального воздей­ствия — социально-психологические явления, характеризующие влияние людей друг на друга в обществе.

1.8. СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

Комментарии

Взаимодействие, социальная пер­цепция, взаимоотношения, общение, взаимопонимание, взаимовлияние — это те феномены, на основе которых образуются и функционируют все дру­гие социально-психологические явле­ния и процессы. Вот почему они носят название базовых.

Объединяйтесь, люди! Смотрите: ноль— это ничто, но два ноля уже кое-что значат.

Станислав Лец

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованно­го воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождаю­щий их взаимную обусловленность и связь.

Социальная перцепция — это про­цесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумевают­ся люди и социальные группы.

Взаимоотношения (синоним: меж­личностные отношения) в малой, груп­пе — это субъективные связи,возника­ющие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями инди­видов, в них участвующих.

Общение — сложный многоплано­вый процесс установления и развития

контактов и связей между людьми, по­рождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку еди­ной стратегии взаимодействия.

Взаимопонимание — социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: 1) согласова­нии индивидуального осмысления пред­мета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии це­лей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых на­блюдается близость или схожесть (пол­ная или частичная) когнитивного, эмо­ционального и поведенческого реагиро­вания на приемлемые для них способы достижения результатов совместной де­ятельности.

Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным, и близким людям!

М.Горький

Влияние людей друг на друга —

сознательное или бессознательное воз­действие людей друг на друга, ведущее к определенным изменениям в: их со­знании ипсихике; характере взаимо­действия, взаимоотношений и обще­ния между ними; социально-ролевых отношениях; совместных условиях жизни и деятельности в целом.

1.9. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Комментарии

Большие группы— это общности людей, существующие в масштабах об­щества (страны) и в отличие от малых групп основанные на разного типа со­циальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов меж­ду людьми.

В больших группах, как правило, вырабатываются социальные нормы по­ведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и формируются массовые на­строения. К большим группам относят­ся: классы, социальные слои, этносы (нация, народность), религиозные кон­фессии, партии и общественные орга­низации, возрастные группы и т.п.

Средние группы — это предприя­тия, организации, воинские соедине­ния и части, территориальные общнос­ти (жители одного района, города).

Малые группы — небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей дея­тельности и находятся в непосред­ственном личном контакте (общении), что является основой для возникнове­ния группы как целого. К малым груп­пам относятся: семья, небольшое во­инское подразделение, соседская общ­ность, компания друзей и т.д. (см. подробнее главу четвертую).

Микрогруппы — неформальные группы внутри малой группы.

Организованные группы— груп­пы, отличающиеся четкой структурой. Неорганизованные группы — группы, возникающие спонтанно и не имеющие внутри себя строгих власт-

ных и коммуникационных отношений.

Формальные (официальные) группы— группы, которые имеют офи­циально заданную извне структуру.

Неформальные (неофициальные) группы — группы, которые образуют­ся на основе личностных предпочте­ний.

Слаборазвитые группы— груп­пы, находящиеся на начальном этапе своего существования.

Высокоразвитые группы — груп­пы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих ин­тересов, высокоразвитой системы от­ношений, сплоченности и т.д. Обычно к высокоразвитым группам относят коллективы.

Референтная группа— группа, цели, мнения и ценности которой раз­деляет данный человек.

Нереферентные группы— груп­пы членства.

Реальные группы— группы, в ко­торых люди постоянно находятся в по­вседневной жизни и деятельности.

Условные группы— группы, объе­диненные по какому-то общему призна­ку, например по возрасту, полу и т.д.

Первичные группы— группы, в которых осуществляется первичное взаимодействие и непосредственное общение между людьми в обществе.

Вторичные группы— группы, в которых нет непосредственных контак­тов между всеми их членами, а общее взаимодействие между ними поддер­живают в основном руководители. На­пример, коллектив школы является вторичной группой по отношению к коллективам конкретных классов.

1.10. ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Комментарии

Задачи, решаемые социальной пси­хологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, определили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этни­ческих общностей.

Психология религии изучает пси­хологию людей, вовлеченных в раз­личные религиозные общности, а так­же их религиозную деятельность.

Политическая психология иссле­дует различные стороны психологичес­ких явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, со­хранения качественной специфики, со­вершенствования и развития.

Психология социального воздей­ствия, пока слабо развитая отрасль

социальной психологии, занимается изучением особенностей, закономер­ностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жиз­ни и деятельности.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных от­ношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики от­ношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Психология конфликтных отно­шений (конфликтология), бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацелена на доскональное исследование психологических особен­ностей различных конфликтов и выяв­ление путей наиболее эффективного их разрешения.

Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умно­го; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опыт­ного; знание того, как их изменить к лучшему, характеризует человека ге­ниального.

Д. Дидро

1.11. СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Комментарии

Взаимосвязисоциальной психоло­гии с другими отраслями научных зна­ний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, со­циология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методоло­гически точно и теоретически пра­вильно подходить к пониманию сущ­ности социально-психологических явлений и процессов и специфики об­щественного сознания, их происхож­дения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.

Общая психология позволяет со­циальной психологии более точно по­нять и методологически правильно ос­мыслить психологические особеннос­ти личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Исторические науки показывают социальной психологии, как осуществ­ляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политические науки помогают со­циальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная пси­хика людей в условиях политической деятельности или под ее влиянием.

Экономические науки раскрыва­ют социальным психологам сущность и своеобразие функционирования эко­номических процессов в обществе, по­казывают им, как они влияют на обще­ственные отношения и на проявление в них социальной психики и обществен­ного сознания людей.

Культурология, этнология, ис­следуя особенности культурного и этнического развития различных этни­ческих общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлеж­ности на специфику проявления соци­ально-психологических феноменов.

Педагогические науки предостав­ляют социальной психологии инфор­мацию об основных направлениях обу­чения и воспитания людей, позволяю­щую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обес­печению этих процессов.

С другой стороны, социальная психология,изучая условия и специ­фику формирования, развития и функ­ционирования общественной психики и сознания людей, позволяет есте­ственным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным сознанием объективной действи­тельности, экономических и соци­альных отношений.

Исследуя закономерности формиро­вания и развития социально-психоло­гических явлений и процессов в свое­образных общественно-исторических условиях, социальная психология ока­зывает определенную помощь и исто­рическим, экономическим и полити­ческим наукам.

Особое значение имеет социальная психология для педагогических наук, так как знание закономерностей функ­ционирования социально-психологи­ческих особенностей людей служит те­оретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов их обучения и воспитания.

1.12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Комментарии

1-й этап. Родоначальниками накоп­ления социально-психологических зна­ний считаются китайские и греческие ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппок­рат, Демокрит, Платон, Суньцзы, Уцзы, Конфуций и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанав­ливали определенные психологические закономерности социального поведе­ния индивидов, выявляли мотивы объе­динения их в группы и т.д.

2-й этап. В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н.Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Толквиль, Н.Я. Дани­левский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоот­ношениями и традициями, накаплива­ли и обобщали результаты немногочис­ленных исследований закономерностей уже известных социально-психологи­ческих явлений и процессов — обще­ния и взаимодействия представителей различных общностей.

3-й этап. В середине XIX века за рубежом появились три социально-пси­хологические теории — «психологии народов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психоло­гии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Ле-бон), «инстинктов социального по­ведения» (В. Макдаугалл), — которые послужили предпосылкой для превра­щения социальной психологии в само­стоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических ос-

нов социальной психологии. На это перенацеливаются усилия представи­телей основных школ психологичес­кой науки на Западе: сначала бихевио­ризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когнитивизма и инте-ракционизма. Выходят в свет первые учебники и пособия.

Огромный импульс развитию соци­ально-психологических исследований и применению их результатов на прак­тике придавали войны и военные кон­фликты, которыми изобиловал XX век и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с пред­отвращением и профилактикой отри­цательных социально-психологических явлений и процессов (страха, паники, снижения сплоченности населения и военнослужащих в группах, социаль­ной дезорганизации и дезинтеграции, социальных конфликтов и т.д.), затра­гивающих все стороны жизни и дея­тельности людей.

4-й этап. В 20-40-е годы XX века социальная психология постепенно на­чинает превращаться в сугубо экспе­риментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и раз­рабатывающую специфические мето­дики изучения социально-психологи­ческих феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и дея­тельности людей.

Внутри социальной психологии начи­нают зарождаться и в 60-90-е годы наи­более продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, по­литическая психология, психология уп­равления, конфликтология и др. К сожа­лению, в СССР социальная психология в 30-50-е годы по политическим причи­нам практически не развивалась.

1.13. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Комментарии

Изучение состояния проблемы и ее формулирование, разработка программы исследования, форму­лировка гипотез, выбор методов исследования.Этот этап предпола­гает, во-первых, выявление и исполь­зование социальным психологом ре­зультатов исследований, ранее прово­дившихся по этой теме.

Во-вторых, составляется программа исследования, которая обычно включа­ет: 1) формулировку проблемы, опреде­ление объекта и предмета изучения; 2) определение цели и задач; 3) объяс­нение и анализ основных задач; 4) пред­варительный системный анализ объекта исследования; 5) выдвижение рабочих гипотез; 6) составление принципиаль­ного (стратегического) плана изучения; 7) составление наброска основных про­цедур сбора и анализа первичных дан­ных; 8) подбор методик математической и статистической обработки и интер­претации результатов социально-психо­логического исследования.

Сбор фактических данных.На этом этапе психолог-исследователь спомощью выбранных методов и мето­дик изучает конкретное социально-пси­хологическое явление, для того чтобы правильно понять его сущность и свое­образие проявления в изучаемых усло­виях.

Качественная и количественная обработка данных.Качественная обработка предполагает предвари-

тельное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых социально-психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впос­ледствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов ис­следования. Однако одной качествен­ной обработки недостаточно. Требует­ся еще и количественная обработка данных. Обычно она включает приме­нение методов альтернативного, кор­реляционного, дисперсионного и фак­торного анализов.

Интерпретация данных, форму­лирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогно­за развития явлений в будущем.На этом этапе на основе качественной и количественной обработки получен­ных данных исследователь описывает изучаемое социально-психологическое явление, констатирует наличие его оп­ределенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения от­носительно закономерностей его функ­ционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), мо­жет быть осуществлена выработка практических рекомендаций для дру­гих исследователей, которые в буду­щем будут заниматься изучением это­го или схожего психологического фе­номена. И наконец, может составляться прогноз развития изучаемого социаль­но-психологического явления в буду­щем или в тех или иных условиях.

1.14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Комментарии

Психоанализ — одно из наибо­лее известных направлений психо­логии за рубежом, возникшее в нача­ле XX века, основателем которого был 3. Фрейд.

Поначалу Фрейд скептически отзы­вался о социальной психологии, одна­ко изменил свое отношение к ней под воздействием работ Г. Лебона. Он при­шел к выводу, что, изучая с позиций психоанализа общественную жизнь и политическую деятельность, необходи­мо воспринимать личность более реа­листично, как целостный организм, многие действия, поступки, поведение которого обусловлены социальными причинами, зная которые можно со­ставить ее социально-психологический (психоаналитический) портрет. Впос­ледствии полученные им наработки (Ими применены для анализа социаль-но-психологической атмосферы многих Политических эпох, осмысления роли значения различных факторов в фор-мировании социально-психологических характеристик личности многих выда-ющихся политических лидеров.

Бихевиоризм— направление в западной психологии, ориентировав

шее исследователей на изучение не собственно общественного сознания людей, а различных форм их поведе­ния, понимаемых как совокупность реакций организма человека на сти­мулы внешней среды.

В 30-е годы XX века ему на смену пришла необихевиористская теория-(«смягченный» бихевиоризм), связан­ная в первую очередь с именами аме- риканских психологов Э. Толмена и К. Халла, которые включили в формулу «S-R» так называемые промежу­точные переменные (навык, потенци-

ал возбуждения и торможения — К. Халл; намерение, ожидание, зна­ние — Э. Толмен). Предпринятая за­тем Б. Скиннером, а позднее Н. Мил­лером, Д. Доллардом и А. Бандурой попытка применить новую концепцию «оперантного обусловливания» для объяснения и формирования социаль­ного поведения привела к созданию теории социального бихевиоризма.

Гештальтпсихологияи когнити-визмв противовес бихевиоризму ста­рались объяснить социальное поведе­ние, описывая процесс познания мира человеком. В ходе этого познания его впечатления трансформируются в. сис­тему образов, на основе которых скла­дываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге его действия и поступ­ки. Представители этих направлений С. Аш, К. Левин, Т. Ньюком, Ф. Хайдер, Л. Фестингер и другие внесли серьез­ный вклад в социальную психологию.

Интеракционизм— одно из но­вейших направлений западной социаль­ной психологии — сводит социально-психологические явления к межлично­стному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих фено­менов. Становление же личности он объясняет ситуациями общения и взаи­модействия людей друг с другом. Об­щение и взаимодействие должны пони­маться как системы взаимно ориенти­рованных акций и реакций, развернутых во времени. Состояние общества, взаи­моотношения и личность, по мнению идеологов интеракционизма (Э. Гофма­на, Р. Линтона, Т.Ньюкома, М. Шери­фа и др.), являются не чем иным,как продуктами коммуникации между людь­ми, результатами их приспособления друг к другу.

1.15. УЧЕНЫЕ, ВНЕСШИЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Комментарии

Г.В. Плеханов (1856—1918) —рус­ский общественный деятель и мысли­тель, впервые с позиций историческо­го материализма давший определение понятия «общественная психология»; рассмотревший ее как конкретно-ис­торическое и классовое явление; пока­завший ее место и роль в социальной жизни общества.

Н.К. Михайловский (1842—1904) —известный русский социолог, главная заслуга которого состоит в том, что он впервые в нашей стране обобщил опыт наблюдения и анализа массовой пси­хологии, накопившийся в русской со­циологии, художественной литерату­ре и публицистике.

В.М.Бехтерев (1857—1927) — выдающийся русский физиолог, пси­хиатр и психолог, основатель первой в России экспериментальной психологи­ческой лаборатории (1885) и Психо­неврологического института (1908).

Своими работами («Коллективная рефлексология», «Гипноз. Внушение. Телепатия» и др.) внес большой вклад в развитие социальной психологии в нашей стране. Распространил на соци­альную психологию свои естественно­научные взгляды, создав в результате новую науку — «коллективную реф­лексологию», суть которой сводил к наследуемым «сочетательным рефлек­сам», характерным для коллективов, групп, масс людей, а также толпы и появляющимся в ответ на воздействие биосоциальных раздражителей.

П.П.Блонский(1884—1941) — выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал социальную пси­хологию как науку о сознательном по-

ведении людей, выступал за комплекс­ный подход к изучению личности в конкретных условиях социальных от­ношений, сделал многое для развития правильных представлений о предмете социальной психологии, ее теоретичес­ких и методологических основах.

Л.С. Выготский (1896—1934) — выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психи­ческих функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, мно­гие методологические принципы пси­хологической российской науки, ока­завшие влияние на развитие социаль­ной психологии в нашей стране.

Е.С. Кузьмин (1922—1994) — на­учный организатор социальной психо­логии в нашей стране, создавший в ЛГУ первую в стране лабораторию со­циальной психологии (1962), кафедру социальной психологии (1968).

А.Г.Ковалев (1913—1997) — из­вестный отечественный социальный психолог, в 50-е годы выступивший инициатором разработки проблем со­циальной психологии в нашей стране.

А.В. Петровский (р. 1924) — вы­дающийся организатор российской на­уки, автор фундаментальных психоло­гических концепций и учебников, ос­нователь и глава научной школы, объединяющей широкий круг отече­ственных психологов в области соци­альной психологии.

Е.В. Шорохова (р. 1922) — извест­ный отечественный социальный пси­холог, основатель и первый руководи­тель социально-психологической лабо­ратории в Институте психологии РАН. Внесла большой вклад в разработку проблем общественно-исторической детерминации психики.

Г.М.Андреева (р. 1929)— извест­ный отечественный специалист по со­циальной психологии, первый руково­дитель кафедры социальной психоло­гии в МГУ.

А.А. Бодалев (р. 1928) — извест­ный отечественный психолог, разраба­тывающий общие, возрастные, инди­видуальные, профессиональные и дру-

гие особенности межличностного вос-приятия и познания, изучающий его роль в общении.

А.И. Донцов (р. 1949) — заведую- щий кафедрой социальной психологии, декан психологического факультета МГУ, разрабатывающий проблемы со­циальной психологии групп, социаль­ного познания.

Глава вторая

Наши рекомендации