Общая характеристика социально-психологических явлений

Труднейшая задача в наши дни заклю­чается не в том, чтобы познать и ис­пользовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного и общественного поведе­ния и научиться им управлять.

Ф. Бич

Как многогранна общественная жизнь людей, так многообразны и социально-психологические явления. Однако все они — результат взаимодействия людей.

С точки зрения философии, взаимодействие— это объективная и универ­сальная форма движения, развития, определяющая существование и структур­ную организацию любой материальной системы. Взаимодействие как материаль­ный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и' в определенном пространстве—времени.

В свою очередь психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отноше­ния, общение, совместные действия и переживания. Взаимодействие, таким образом, должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии.

Между тем социально-психологические явления и процессы очень многооб­разны. Понять и всесторонне осмыслить их можно только в том случае, если правильно построены основания для их классификации, закономерно выделены в них общее и особенное и на этой основе найдены дополнительные возможности для сравнения и сопоставления.

Во всем многообразии общественной жиз­ни нет и не может быть ни одного собы­тия или человека, к которым было бы по­зволительно относиться легкомысленно и беспечно.

Д.И. Писарев

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

Взаимодействие— это процесс непосредственного или опосредован­ного воздействия социальных объек­тов (субъектов) друг на друга, по­рождающий их взаимную обуслов­ленность и связь

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаи­модействия, когда каждая из взаимо­действующих сторон выступает как причина другой и как следствие одно­временного обратного влияния проти­воположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно пони­мается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная орга­низация их совместных действий, по­зволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность

Взаимодействие всегда присутству­ет в виде двух компонентов содержа­ния и стиля

Содержание взаимодействия опре­деляет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимо­действие

Стиль взаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия Продуктивный стиль представляет со­бой плодотворный способ контакта парт­неров, способствующий установлению и проявлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенци­алов и достижению эффективных ре­зультатов в совместной деятельности

Непродуктивный стиль взаимодей­ствия — неплодотворный способ кон­такта партнеров, блокирующий реали­зацию личностных потенциалов и дос­тижение оптимальных результатов совместной деятельности

Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия

1 Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле — «рядом с партнером», в непродуктив­ном — «над партнером»)

2 Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле партнеры со­вместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели, в непродуктив­ном — доминирующий партнер выдви­гает только близкие цели, не обсуждая их с партнером)

3 Характер ответственности (в про­дуктивном стиле за результаты дея­тельности ответственны все участни­ки взаимодействия, в непродуктив­ном — вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру)

4 Характер отношений, возникаю­щих между партнерами (в продуктив­ном стиле — доброжелательность и доверие, в непродуктивном — агрес­сия, обида, раздражение)

5 Характер функционирования ме­ханизма идентификации—обособления между партнерами

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

Во взаимодействии реализуется от­ношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир Взаимодействие че­ловека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних ми­ров обмен мыслями, идеями, образа­ми, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого инди­вида, его эмоциональное состояние

Взаимодействие, кроме того, можно представить как систематическое, по стоянное осуществление действий, име­ющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей Со­вместная жизнь и деятельность в отли­чие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности—пассивности индивидов Это вынуждает людей стро­ить и согласовывать образы «Я—Он», «Мы—Они», координировать усилия между ними В ходе реального взаимо­действия формируются также адекват­ные представления человека о себе, дру­гих людях, их группах Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе

Межличностное взаимодей­ствие — это случайные или предна­меренные, частные или публичные, дли­тельные или кратковременные, вербаль­ные или невербальные контакты и связи

имные изменения их поведении, дея­тельности, отношении и установок

Основными признаками такого вза­имодействия выступают

— наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой пред­полагает взаимные усилия,

— эксплицированность (доступ­ность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми,

— рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от усло­вий осуществления и оценок его участ­ников

Межгрупповое взаимодействие —это процесс непосредственного или опосредованного воздействия множе­ственных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный ха­рактер отношений Обычно оно имеет место между целыми группами (а так­же их частями) и выступает как интег­рирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества

Взаимодействие имеет три уровня развития — низший, средний и выс­ший, — каждый из которых имеет свои отличительные характеристики (см 2 3)

Считай несчастным тот день и час, в которые не усвоил ничего нового

Ян Амос Каменский

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

На своем начальном (низшем) уровневзаимодействие представляет собой простейшие первичные контак­ты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упро­щенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и обще­ния. Такое взаимодействие в силу кон­кретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.

Главное, от чего зависит успех пер­вичных контактов, заключается в при­нятии или непринятии друг друга парт­нерами по взаимодействию. При этом они не составляют простой суммы ин­дивидов, а являются некоторым со­вершенно новым и специфическим об­разованием связей и отношений, ко­торое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) раз­личием—сходством, подобием—кон­трастом людей, включенных в совмес­тную деятельность(практическую или умственную) Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особен­ностей деятельности и поведения дру­гих людей.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эф­фект конгруэнции. Конгруэнция — под­тверждение взаимных ролевых ожида­ний, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность пере­живаний участников контакта. Она предполагает минимум рассогласова­ний в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, воз­никновение доверия и симпатии на под­сознательном уровне

На среднем уровнеразвития про­цесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной де­ятельности. Здесь развивающееся по­степенно активное сотрудничество между ними находит все большее вы­ражение в эффективном решении про­блемы соединения взаимных усилий партнеров.

В это время происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отноше­ний партнеров по совместной жизне­деятельности. Оно облекается в раз­личные формы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимовлияний являются механизмы внушения, кон­формности и убеждения, когда под дей­ствием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отноше­ния другого.

Высшим уровнемвзаимодействия всегда выступает исключительно эф­фективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопо­ниманием. Взаимопонимание людей — это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а так­же взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельнос­ти, нужно взаимосодействие. Оно ис­ключает свой антипод — взаимопро­тиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

По результатам направленности обычно выделяют несколько типов взаимодействия

Наиболее распространенным является дихотомическое деление кооперация и конкуренция (согласие и кон­фликт, приспособление и оппозиция)

Кооперация — это такое взаимо­действие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о пре следуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы

Конкуренция — это взаимодей­ствие, характеризующееся достижени­ем индивидуальных или групповых це­лей и интересов в условиях противо­борства между людьми

В обоих случаях как тип взаимо­действия (сотрудничество или сопер­ничество), так и степень выраженное ти этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличност­ных отношений между людьми

В процессе осуществления этих ти­пов взаимодействия, как правило, про­являются следующие ведущие страте­гии поведения

1 Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции)

2 Противодействие, предполагаю­щее ориентацию на свои цели без уче­та целей партнеров по общению (инди­видуализм)

3 Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партеров ради условного равенства

4 Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм)

5 Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого

В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения Тог да выделяют три типа взаимодействий дополнительное, пересекающееся и скрытное

Дополнительным называется та­кое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают пози- цию друг друга

Пересекающееся — это такое взаимодействие, в процессе которого партнер, с одной стороны, демонстрирует неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодей­ствия, а с другой — ярко проявляет свои собственные намерения и дей­ствия

Скрытое взаимодействие включает в себя одновременно два уровня явный, выраженный словесно, и скры­тый, подразумеваемый Оно предпола­гает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к не­вербальным средствам общения — тону голоса, интонации, мимике и жес­там, поскольку именно они передают скрытое содержание

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

В любом акте взаимодействия лю­дей всегда присутствует их отношение друг к другу.

Понятие «отношение» выступает базовой категорией психологической науки Оно находит конкретное воп­лощение в любых контактах, взаимо­действиях человека с человеком, ма­териальными и идеальными вещами и явлениями Отношение как бы эмоцио­нально окрашивает любые связи ин­дивида с внешним миром Даже без­различие к кому-либо, чему-либо яв­ляется отношением Иначе говоря, отношение — атрибут любой связи человека непосредственной и опосре­дованной, физической и идеальной

Через отношение определяется си­стема потребностей, мотивов, влече­ний человека В этом случае отноше­ние выступает индикатором и сред­ством выражения, объективизации всех действий человека

Отношение, таким образом, — это социализированная связь внутрен­него и внешнего содержания психи­ки человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием

Категория отношения может рас­сматриваться и как готовность к опре­деленному взаимодействию, и как ре­ально действующая связь в рамках «субъект—объект», «субъект—субъект»

Отношения в рамках «субъект— объект» и «субъект—субъект» не яв­ляются идентичными Так, общими для одной и другой связи выступают активность (или выраженность) отношения , модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т. д. Вместе с тем суще­ственно различаются в рамках субъект-объектной и субъект-субъектной свя­зи однонаправленность и взаимность отношений. Только при условии нали­чия взаимности отношений возможно образование «совокупного фонда» об­щего и нового межсубъектного образо­вания (мыслей, чувств, действий), ког­да трудно сказать, где свое, а где чу­жое, и то и другое становится нашим.

Субъект-субъектные отношения ха­рактеризуются как постоянной взаим­ностью, так и изменчивостью, что обус­ловливается активностью не только одной из сторон, как это имеет место при субъект-объектных отношениях, где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта

Субъект-субъектные отношения, кроме того, включают в себя не только отношения человека с другим челове­ком, но и отношение к самому себе, т е самоотношение. В свою очередь, субъект-объектные отношения — это все отношения личности к действи­тельности, исключая отношения меж­ду людьми и самоотношение.

Отношения можно разделить на си­туативные и устойчивые. Последний вид отношений близок к такому пси­хологическому феномену, как привя­занность, которая выступает устойчи­вым отношением, характеризующимся зависимостью от чего-либо и кого-либо

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

В процессе производства и потреб­ления материальных благ люди всту­пают в различного рода отношения, в основе которых, как уже говорилось, лежит их взаимодействие друг с дру­гом. В ходе такого взаимодействия возникают общественные отношения. Характер и содержание последних во многом обусловлены спецификой и об­стоятельствами самого взаимодей­ствия, целями, преследуемыми конк­ретными людьми, а также местом и ролью, которые они занимают в обще­стве.

Общественные отношения можно классифицировать на основе разных критериев: 1) по форме проявления общественные отношения делятся на экономические (производствен­ные), правовые, идеологические, политические, моральные, религи­озные, эстетическиеи т.д.; 2) с точ­ки зрения принадлежности к различ­ным субъектам различают отношения национальные (межнациональные), классовые, конфессиональные и т.д.; 3) исходя из анализа функционирова­ния связей между людьми в обществе можно говорить об отношениях по вертикали и горизонтали, 4) по ха­рактеру регламентированности обще­ственные отношения бывают офици­альными и неофициальными.

Все виды общественных отношений пронизаны в свою очередь психологи­ческими отношениями людей (сино­ним: взаимоотношения), т.е. субъек­тивными связями, которые возникают в результате их фактического взаимодействия и сопровождаются уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и анти­патиями) индивидов, в них участвую­щих. Психологические отношения — живая человеческая ткань любых об­щественных отношений.

Разница между общественными и психологическими отношениями со­стоит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «материальны», являются следствием определенного имущественного, соци­ального и другого распределения ро­лей в обществе и в большинстве случа­ев воспринимаются как должное, но­сят в известном смысле обезличенный характер. В общественных отношени­ях вскрываются прежде всего суще­ственные особенности социальных свя­зей между сферами жизнедеятельнос­ти людей, видами труда и общностей.

Психологические же отношения — результат непосредственных контактов между конкретными людьми, наделен­ных определенными особенностями, способных выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чув­ствами, т.е. переживанием и выраже­нием индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с други­ми конкретными людьми и группами.

Психологические отношения полно­стью персонифицированы, так как но­сят сугубо личностный характер. Их содержание и специфика зависят от конкретных людей, между которыми они возникают.

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

Общим критерием разделения меж­личностных отношений на виды выс­тупает привлекательность

К составным элементам взаимной привлекательности—непривлекатель­ности относятся симпатия—антипа­тия и притяжение—отталкивание

Симпатия—антипатия пред­ставляет собой переживаемое удов­летворение—неудовлетворение от ре­ального или мысленного контакта с другим человеком

Притяжение—отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний

Притяжение—отталкивание в основ­ном связано с потребностью человека быть вместе, рядом Притяжение—от­талкивание часто, но не всегда, связано с переживанием симпатий—антипатий (эмоциональным компонентом межлич­ностных отношений) Такое противоре­чие возникает часто при однонаправ­ленных отношениях популярности ка­кой-либо личности «К ней почему-то тянет, без видимого удовлетворения по­требности быть вместе и рядом»

Можно говорить о следующих ви­дах межличностных отношений от­ношениях знакомства, приятель­ских, товарищеских, дружеских, любовных, супружеских, родствен­ных, деструктивных.Данная клас­сификация основана на нескольких критериях 1) глубине отношений, 2) избирательности в выборе партне­ров, 3) функции отношений

Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения. Разные виды межличностных взаи­моотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней харак­теристик личности Наибольшее вклю­чение личности, вплоть до индивидуаль­ных характеристик, происходит в дружеских и супружеских отношениях Отношения знакомства и приятельства ограничиваются включением во взаимо­действие преимущественно видовых и со­циокультурных особенностей личности

Второй критерий — степень изби­рательности при выборе партнеров для взаимоотношений Избирательность можно определить как число призна­ков, значимых для установления и вос­производства отношения Наибольшую избирательность обнаруживают отно­шения дружбы, супружества, любви, наименьшую — отношения знакомства

Третий критерий — различие функций отношений Под функциями понимается круг задач, вопросов, кото­рые решаются в межличностных отно­шениях Функции отношений проявля­ются в различии их содержания, психо­логического смысла для партнеров

Кроме того, каждое межличностное отношение характеризуется определен­ной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише Общая закономерность такова по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в срав­нении со знакомством) сокращается ди­станция, увеличивается частота контак­тов, устраняются ролевые клише

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

Взаимопонимание— социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в 1) согласо­вании индивидуального осмысления предмета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в хо­де которых наблюдается близость или схожесть (полная или частич­ная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы дости­жения результатов совместной де­ятельности

Причинами недопонимания мо­гут быть

1) отсутствие или искажение вос­приятия людьми друг друга,

2) различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов,

3) дефицит времени для умствен­ной переработки получаемых и выда­ваемых сведений,

4) умышленное или случайное ис­кажение передаваемой информации,

5) отсутствие возможности испра­вить ошибку или уточнить данные,

6) отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и

поведения,

7) нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкрет­ной задачи,

8) потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.

Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать спе циальные условия.

Важнейшими усло­виями взаимопонимания являются:

1) понимание речи взаимодейству­ющей личности,

2) осознание проявляющихся ка честв взаимодействующей личности,

3) выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером,

4) выработка соглашения и практи­ческое его выполнение по установлен­ным правилам

Соблюдение условий взаимопонима­ния на практике, в жизни является кри­терием достигнутого взаимопонимания

Оно будет тем выше, чем более при­емлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия

Они не должны сковывать партне­ров Для этого их необходимо периоди­чески исправлять, т е согласовывать совместные усилия людей и обстоя­тельства их реализации

Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

Человек понимает только то, что находит отклик в его памяти, — для понимания всегда нужны некоторые знания о понимаемом.

Для достижения взаимопонимания люди должны исходить из одних и тех же постулатов общения и взаимодей­ствия и соотносить предмет обсужде­ния с одинаковыми социальными об­разцами, нормами поведения.

Нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отноше­ния, не проявив эмпатию по отноше­нию к нему.

Но в первую очередь человек обыч­но понимает то, что соответствует его прогнозам, гипотезам, целям:

— антиципация возможных си­туацийпозволяет осмыслить те об­стоятельства, которые будут препят­ствовать взаимопониманию;

— выбор своего угла зрения на объект обеспечивает возможность от­стаивать свои собственные позиции в общении и взаимоотношениях;

— гипотезы о точках зрения партнеров позволяют избежать кон­фликтов во взаимопонимании;

--- согласование общих точек зрения полностью предотвращает возможное взаимное недопонимание.

Можно прогнозировать взаимопо­нимание на основе отношения людей к психологическим и ценностно-смысло­вым позициям партнеров.

В этом случае критериями, помога­ющими строить предположения о воз­можном взаимопонимании, выступают:

— предположения каждого участ­ника о знании предмета деятельности партнерами, их компетентности;

— прогноз отношения партнеров к предмету общей деятельности, его зна­чимости для обеих сторон;

— рефлексия: осмысление субъек­том того, как партнер (партнеры) вос­принимают его;

— оценка психологических качеств партнеров по общению и взаимодей­ствию.

Умей понять психологические качества других людей, и тогда ты поймешь, что представляет собой их внутрен­ний мир.

Лопе де Вега

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

Общение—сложный многопла­новый процесс установления и раз­вития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности и вклю­чающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаи­модействия.

Общение обычно включено в прак­тическое взаимодействие людей (со­вместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирова­ние, осуществление и контролирова­ние их деятельности.

Если отношения определяются че­рез понятия «связи», то общение пони­мают как процесс взаимодействия че­ловека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и нерече­вого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познаватель­ной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

В ходе общения его участники обме­ниваются не только своими физически­ми действиями или продуктами, резуль­татами труда, но и мыслями, намерени­ями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учит­ся общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения

По этой причине необходимо совер­шенствовать знание его закономернос­тей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располага­ет своими средствами воздействия, ко­торые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологи­ческое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобрази­тельном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литера­туре, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы обще­ния обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории че­ловечества они всегда служили сред­ствами воспитания, включения чело­века через общение в духовную атмос­феру жизни.

Проблема человека находится в цен­тре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной сто­роной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке об­щения как информационно-коммуника­тивной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении об­щения на составляющие элементы важ­но не терять в них человека как духов­ную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию — сложнейшая психологическая деятель­ность партнеров.

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

Общение обычно проявляется в един­стве пяти его сторон межличностной, когнитивной, коммуникативно-инфор­мационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона обще­ния отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением с дру­гими людьми и теми общностями, с ко­торыми он связан своей жизнью

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие дру­гие, связанные с личностью партнера

Коммуникативно-информацион­ная сторонапредставляет собой обмен между людьми различными представле­ниями, идеями, интересами, настроени­ями, чувствами, установками и т. п.

Эмотивная сторона общения свя­зана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контак­тах партнеров

Конативная (поведенческая) сто­рона общения служит целям согласо­вания внутренних и внешних противо­речий в позициях партнеров

Общение выполняет определенные функции.

Их шесть:

1 Прагматическая функцияоб­щения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью

2 Функция формирования и раз­вития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людь­ми, человек усваивает общечелове­ческий опыт, исторически сложившие­ся социальные нормы, ценности, зна­ния и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявля­ются в течение всей жизни психичес­кие процессы, состояния и поведение человека

3 Функция подтвержденияобес­печивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя

4 Функция объединения—разъе­динения людей,с одной стороны, по­средством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настра­ивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем са­мым в единое целое, а с другой сторо­ны, она может быть причиной диффе­ренциации и изоляции личностей в ре­зультате общения

5 Функция организации и под­держания отношенийслужит инте­ресам налаживания и сохранения дос­таточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совмест­ной деятельности

6 Внутриличностная функцияобщения реализуется в общении чело­века с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога)

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

Общение чрезвычайно многогран­но Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам

Различают межличностное и массо­вое общение

Межличностное обще­ниесвязано с непосредственными кон­тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников

Массовое общение— это множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также комму­никация, опосредованная различными видами средств массовой информации

Выделяют также межперсональ­ное общениеи ролевое.В первом случае участниками общения являют­ся конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совмест­ных действий

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители оп­ределенных ролей (покупатель—про­давец, учитель—ученик, начальник— подчиненный)

В ролевом общении человек лишает­ся определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью

В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции

Общение может быть также дове­рительными конфликтнымПер­вое отличается тем, что в его ходе пе­редается особо значимая информация

Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы

Конфликтное общениехаракте­ризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия

Общение может быть личным и де­ловым Личное общение— это об­мен неофициальной информацией

Деловое общение— процесс вза­имодействия людей, выполняющих совместные обязанности или вклю­ченных в одну и ту же деятельность

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное Прямое(непосред­ственное) общениеявляется исто­рически первой формой общения лю­дей друг с другом На его основе в более поздние периоды развития циви­лизации возникают различные виды опосредованного общения

Опосредованное общение— это взаимодействие при помощи допол­нительных средств (письма, аудио-и видеотехники)*

' Некоторые виды общения имеющиеся на схеме, не комментируются, так как их значение понятно без разъяснения.

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

Общение возможно лишь при помо­щи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда используется речь) и невербальные сред­ства общения, когда применяются неречевые средства общения.

В вербальном общении* обычно ьприменяются два варианта речи уст­ная и письменная Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, являет­ся не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между парт­нерами, обогащать значения, переда­ваемые словами, направлять истолко­вание словесного текста, выражать эмоции и отражать истолкование си­туации

Они делятся на:

1 Визуальные средства общения — это:

— кинесика — движения рук, ног, головы, туловища,

— направление взгляда и визуаль­ный контакт,

— выражение глаз,

— выражение лица,

--- поза ( в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);

— кожные реакции (покраснение, появление пота),

— дистанция (расстояние до собе­седника, угол поворота к нему, персо­нальное пространство),

— вспомогательные средства обще­ния, в том числе особенности телосло­жения (половые, возрастные) и сред­ства их преобразования (одежда, кос­метика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т п )

2 Акустические (звуковые) сред­ства общения — это:

— паралингвистические, т е свя­занные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, рече­вые паузы и их локализация в тексте),

— экстралингвистические, те не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье но­сом и т. п )

3 Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) сред­ства общения — это:

— физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др ),

— такесика (пожатие руки, хло­панье по плечу)

4 Ольфакторные средства обще­ния — это:

— приятные и неприятные запахи окружающей среды,

— естественный и искусственный запахи человека и др

--------------

* Характеристики вербального общения не содержатся в комментарии, так как они хоро­шо изучаются в общей психологии

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

Коммуникация— это связь, в ходе которой осуществляется об­мен информацией между системами в живой и неживой природе.

Коммуникации между людьми име­ют ряд специфических особенностей:

1. Наличные отношения двух инди­видов, каждый из которых является ак­тивным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает на­лаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значи­мости.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей систе­мы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направля­ющего информацию) и реципиента (че­ловека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом слу­чае четко выступает связь, существую­щая между общением и отношением.

Средства распространения. Рас­пространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия—недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информа­ция может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Кроме того, су­ществуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. При-

мером фасцинации может быть музы­кальное, пространственное или цвето­вое сопровождение речи.

Содержание и тип информации. В процессе коммуникации перед учас­тниками общения стоит задача не толь­ко обменяться информацией, но и до­биться ее адекватного понимания парт­нерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к ре­ципиенту. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Коммуникатив­ный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной пере­дачи информации между партерами по общению.

Модель коммуникативного процес­са обычно включает пять элементов: коммуникатор — сообщение (текст) — канал — аудитория (реципиент) — об­ратная связь.

Основная цель информационного обмена в общении — выработка обще­го смысла, единой точки зрения и со­гласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен ме­ханизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации про­цесс обмена информацией как бы уд­ваивается и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содер­жит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора.

общая характеристика социально-психологических явлений - student2.ru

Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно под­разумеваются люди и социальные группы

Особенностями социальной пер­цепции являются

1 Активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т д ) не пассивен и не безразличен по отношению к вос­принимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных пред­метов И объект и субъект социально­го восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприят­ную сторону

2 Целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порожде­ния образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смыс­ловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия

3 Мотивированность субъекта социальной перцепции, которая сви­детельствует, что восприятие соци­альных объектов характеризуется боль­шой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентиро­ванности воспринимающего.

Социальная перцепция обычно про­является как:

Наши рекомендации