Тема 8. стратегическое управление в организации
Вопросы для обсуждения
1. Понятие стратегического менеджмента.
2. Составляющие стратегического менеджмента.
3. Сущность и виды стратегий организации.
4. Особенности стратегического управления.
5. Миссия организации: понятие, элементы, примеры.
Ситуация для анализа
Стратегия компании The Schenker Group
Группа The Schenker Group была создана в Германии более чем 125 лет назад и с тех пор работает на международном рынке. Потребителей из 1000 точек обслуживают 28 000 ее сотрудников. В настоящее время Schenker предоставляет широкий ассортимент логистических услуг, включая международные воздушные и морские перевозки, управление логистикой и наземный транспорт.
Компания обеспечивает бесперебойное перемещение потребительской продукции и передачу информации по глобальным цепям поставок, используя для этого последние технологии и разрабатывая самые современные системы для ведения электронной коммерции. При этом стратегический фокус ее деятельности — обслуживание потребителей. Schenker начала свою деятельность в США в 1947 г. и в настоящее время имеет 46 офисов в крупных городах этой страны. Все они имеют сертификат безопасности ISO 9002, что отражает стратегию компании, направленную на обеспечение полного удовлетворения своих заказчиков.
Эту стратегию легко понять, познакомившись с утверждением компании: «Наше будущее — наши заказчики. Не будет их, не будет и нашего будущего» Чтобы поддержать такой подход, компания предоставляет ряд гарантий, начинающихся так: «Наши заказчики будут всегда центром нашего внимания. Мы хотим каждый день добиваться, чтобы наши заказчики доверяли нам, и мы никогда не будем относиться к их бизнесу, как к чему-то давно нам известному. Наши заказчики — это наши партнеры по бизнесу. Их потребности — это наши потребности».
Schenker также описывает способы, позволяющие компании добиваться удовлетворения своих заказчиков, например: «Мы будем обслуживать наших заказчиков, пользуясь для этого активными инновационными методами. Мы всегда будем знать, как наше обслуживание влияет на их бизнес».
Такая четко выраженная стратегия, направленная на удовлетворение потребителей, задает общую основу для всех остальных логистических видов деятельности. Когда эта компания работала, скажем, с корпорацией Copeland Corporation из Алабамы, ее основной целью оставалось удовлетворение потребителей, но для достижения этого потребовалось выполнить цели второго уровня — сократить циклы работы с запасами, добиться более быстрой доставки, меньшего объема запасов и более низких затрат.
Задание:
1.Определите основные направления стратегии деятельности компании The Schenker Group.
2. Сформулируйте миссию компании The Schenker Group.
Задание для самостоятельной работы
“Формулировка стратегии организации”
Планирование стратегии или стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей. В общем случае процесс разработки стратегии предприятия должен включать, как минимум пять основных видов деятельности:
· постановку общих целей;
· проведение анализа внешней среды;
· анализ ресурсов;
· выработку и оценку альтернативных стратегий и выбор одной из них;
· внедрение выработанной стратегии и экспертный статистический контроль.
При оценке конъюнктуры рынка необходимо учитывать следующие факторы: наличие и активность конкурентов, спрос на услуги, возможность привлечения долгосрочных займов (кредитов), государственных источников финансирования, льготного финансирования, привлечения иностранных инвесторов и т.д.
Для выполнения задания группа студентов делится на подгруппы по 4 человека. Студентам предлагается дать оценку потенциальных возможностей предпринимательской деятельности одной из приведенных ниже организаций и сформулировать стратегию деятельности:
1. организация, занимающейся международными перевозками грузов (с учетом особенностей рынка Республики Беларусь);
2. организация, занимающейся оказанием складских услуг (с учетом особенностей рынка Республики Беларусь);
3. логистический центр (с учетом особенностей рынка Республики Беларусь);
Темы докладов:
1. Виды стратегий, применяемых белорусскими организациями.
2. Особенности стратегического планирования известных зарубежных компаний.
3. Примеры миссий организаций.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9