Пошаговый алгоритм написания сочинения 15.1
1. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его
2. Определите основную мысль высказывания.
3. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
· о богатстве, выразительности, точности русской речи;
· о средствах выражения мыслей;
· о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов в русском языке;
· о взаимосвязи лексики и грамматики;
· о роли синтаксиса в человеческом общении;
· о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания;
· о роли фразеологизмов в речи и т.д.
4. Оформите вступление (2-3 предложения)
Во вступлении необходимо:
1. сформулировать позицию автора высказывания;
2. выразить своё отношение к ней.
3. Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
Автор
· анализирует…
· характеризует …
· рассуждает…
· отмечает …
· доказывает…
· сравнивает…
· называет…
· описывает …
· разбирает…
· останавливается на ...
· раскрывает содержание…
· отмечает важность…
· формулирует…
· касается…
· утверждает…
· считает, что ...
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие:
· на самом деле…
· не могу не согласиться с автором высказывания…
· я полностью согласен с ...
· вынужден согласиться с ...
· я разделяю точку зрения автора высказывания…
· я поддерживаю мнение автора …
· бесспорно мнение автора о том, что ...
Варианты вступлений:
· Л.В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
· Приведу примеры из рассказа А. Алексина…
· Я согласна с высказыванием Л.Н. Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это: – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но, даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики.
· Докажу это на примере текста А. Алексина. К.Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".
· Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражаю сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей.
· Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
· Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово.
· Я разделяю точку зрения русского писателя.
· В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
· Высказывание К.В. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово.
· Я разделяю точку зрения русского писателя.
5. Напишите основную часть
· Основную часть можно начать следующими фразами:
· Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)…
· Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
· Докажем эту мысль на примерах из текста...
· Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах…
Аргументация:
Аргумент 1 Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Аргумент 2 Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. Аргумент 1. Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр.2), помогают представить лошадь, которая несет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор? Аргумент 2. Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зеленую гриву. P.S при оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых".
6. Напишите заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами:
· Таким образом, ...
· Итак, ...
· Следовательно, ...
· В итоге можно прийти к такому выводу: ...
· В заключение можно сказать, что ...
· Мы убеждаемся в том, что …
· Обобщая сказанное, .....
· Из этого следует, что ...
Примеры заключений:
· Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
· Следовательно, умелое использование возможностей лексики и грамматики позволило В. Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.
· Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике.