Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1. Вступление.

2. Проблемы, над которыми размышляет автор.

3. Комментарий.

4. Выявление позиции автора.

5. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

8. Вывод (заключение).

Советы:Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.

Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).

… – вот тема, к которой обращается автор текста.

Этот текст (статья) о …

Автор обращается к актуальной теме – теме…

Этот текст о …

Автор посвящает статью…

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.

Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Шаблоны: автором проблема может быть: поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, затронута, поднята, сформулирована, исследована, проанализирована.

Возможные проблемы:

-Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

-Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);

-Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);

-Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);

-Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);

-Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);

-Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

-Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);

-Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);

-Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);

-Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);

-Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);

-Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)

-Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);

-Проблеме коммерциализации культуры.

3. Комментируем проблему.

Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.

Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?

Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?

-Это позволяет увидеть, что интересует автора.

-Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора.

-Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.

В комментарии не должно быть:

-Пересказа исходного текста или его части.

-Рассуждений по поводу всех проблем текста.

-Комментариев о действиях героев текста.

-Избегать повторов слова «проблема»

-Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».

Важно!

1.Пишите комментарий по схеме: позиция автора («автор считает так…») – комментарий (« почему он так считает?»).

2.Комментарий легче писать, когда «скелет» первой части (проблема, позиция автора) будет готов.

3.Комментарий должен опираться на прочитанный текст!

4.Чтобы рецензия не производила впечатления пересказанного текста, используй при комментировании вводные слова «по мнению автора», «автор показывает», «по мысли автора» и др. обороты.

Различают два типа комментария:

Текстуальный(чтобы не нарушить логику текста, следуй принципу «вслед за автором»).

Комментируя текст, задавай себе следующие вопросы, чтобы не перейти на пересказ текста:

На каком материале автор раскрывает проблему? (Какие упоминает имена, факты?)

Какие эмоции выразил автор в тексте?

Концепционный:

Комментируя текст, задавай себе следующие вопросы, чтобы не перейти на пересказ текста:

К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и др.)

Актуальна ли эта проблема в наши дни? (В чем её значимость для общества?)

Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? (Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, круга занятий?)

Предполагаемый вариант:

Размышляя над причинами несчастий человека, автор убежден, что зачастую причины эти в нем самом: сожаления по поводу неудавшейся жизни, постоянные угрызения совести заставляют нас думать только о себе, не дают нам жить настоящим. Андре Моруа призывает читателей: « Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться».

Наши рекомендации