Пространственный масштаб в его формально-композиционном выражении
Пространственный масштаб - три работы, выполненные в смешанной технике и выражающие специфику художественно-образного восприятия неограниченного, ограниченного и замкнутого пространства;
По своему художественно-композиционному содержанию понятие "пространственный масштаб" рассматривается и практически прорабатывается также на трех уровнях и определяется как неограниченное, ограниченное и замкнутое пространство. Здесь ведущую роль играют понятия направленности и активности силовых полей, которые обеспечивают различное восприятие глубинности и "развернутости" пространства, различной степени выражения самой иллюзорной пространствен-ности, ее наполненности композиционным содержанием. Неограниченноепространство в его формально-композиционном выражении должно свободно растекаться во всех трех направлениях, не задерживая, не привлекая и не останавливая взгляд никакими элементами композиции. Это та беспредельность, которая требует для своего обеспечения всех средств формальной композиции и поэтому в данной работе их применение ничем не ограничивается. Кроме того, проработка пространственного масштаба во всех трех вариантах ведется на листах произвольного формата и должна в итоге завершиться созданием композиционного произведения, отвечающего понятию "эмоционального стимула" в формальной композиции. Композиции, выполненные по данной теме, должны обладать целостностью и ориентироваться на разные типы психологии зрительного восприятия, определяя диапазон свободного движения взгляда в поле композиционного произведения.
Ограниченное пространство, как разновидность композиционного выражения пространственного масштаба, должно сдерживать проникновение взгляда, устанавливать предел его глубинному продвижению и таким образом создавать ощущение некоторого энергетического экрана, который не позволяет взгляду проникнуть за его пределы и "заставляет" его "блуждать" в незримых границах влияния силовых полей композиционных элементов. Если придерживаться более точных выражений, то в данном случае понятие "элемент композиции" весьма условно, поскольку здесь больше подходит понятие пространственной среды, которая благодаря композиционной целостности организации изобразительного материала (согласно понятию эмоционального стимула) является визуально нерасчленимой на отдельные составляющие или, точнее, не стимулирует ее элементно-структурного восприятия.
Масштаб замкнутого пространства определяется концентрацией силового композиционного поля в весьма узкой зоне, в которую стягиваются все силовые линии, создавая ощущение предельной уплотненности, непроницаемости пространства, которое оказывается целиком заполненным энергией внутренних связей и напряжений, создаваемых изобразительным материалом. Взгляд "вязнет" в этом силовом поле, лишается свободы движения, находясь "в плену" до предела уплотненных композиционно-пространственных связей.