Основные направления управления в современных условиях
Управление – сложный процесс, требующий знаний политэкономии, права, специальных наук, философии, педагогики и психологии и других наук.
Теория управления в нашей стране разрабатывается сравнительно недавно. Исследования в этой области часто затрагивают экономическую или техническую стороны, не анализируя психологические вопросы управления, хотя сегодня эти проблемы являются актуальными и значимыми [15].
В настоящее время теория управления разрабатывается как синтетическая наука, включающая следующие аспекты: экономический, правовой, кибернетический, психологический [12].
С точки зрения психологии, наибольший интерес представляет социальное управление– целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на объект с учетом изменений, происходящих в объекте.
Главными компонентами социального управления являются люди как представители различных организаций или подразделений одной организации. Спецификасоциального управления состоит в том, что объект управления одновременно является субъектом и в определенной ситуации может происходить смена мест и направления управляющих воздействий. Оно отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективного и субъективного.
Мы рассмотрим социально-психологические аспекты этих отношений.
Социально-психологические аспекты повышения уровня организации труда и управления включают в себя:
· создание и развитие трудового коллектива;
· руководство коллективом;
· ускорение процесса освоения и закрепления новых сотрудников;
· улучшение социально-психологического микроклимата в коллективе;
· усиление материального и морального стимулирования труда;
· ликвидацию причин, вызывающих текучесть и нерациональное движение кадров;
· вовлечение каждого члена коллектива в активную профессиональную деятельность.
Управленческий цикл состоит из следующих этапов:
1. сбор и анализ информации;
2. постановка целей и задач;
3. планирование;
4. подготовка и принятие решений;
5. доведение задач до исполнителей;
6. мобилизация и стимуляция исполнителей;
7. контроль;
8. оценка результатов.
Социально-психологический аспект управления включает в себя создание модели современного руководителя, в которую могут быть включеныследующие компоненты:
1. общая характеристика;
2. типы руководителей;
3. способности;
4. авторитет;
5. подготовленность;
6. моральные качества;
7. характерологические качества.
В настоящее время выделяют критерии, позволяющие охарактеризовать эффективность руководства:
· психологический климат в коллективе;
· текучесть кадров;
· авторитет руководителя;
· производительность труда, качество выпускаемой продукции, профессионализм работников;
· травматизм;
· научная организация труда.
Динамизм и гибкость в руководстве – основное условие успехов в деятельности коллектива.
Проблема способности к организаторской деятельности, несмотря на ее огромную техническую и практическую значимость, достаточно слабо разработана в отечественной литературе. В общей модели руководителя можно выделить [3]:
1). Формальные данные.
2). Подготовленность к руководству:
· общее и профессиональное образование;
· опыт работы по профессии;
· профессиональная компетентность (знания, умения, навыки).
3). Моральные качества:
· убежденность;
· принципиальность;
· чувство долга;
· трудолюбие;
· чуткость и внимательность к людям.
4) Характерологические качества:
· общительность;
· скромность;
· уравновешенность;
· решительность;
· твердость.
5) Деловые качества:
· организаторские способности;
· требовательность к себе и членам коллектива;
· творческое отношение к труду;
· дисциплинированность;
· стремление повышать свою деловую квалификацию.
6). Результативность деятельности:
· сплоченность коллектива;
· авторитет руководителя;
· текучесть кадров;
· травматизм, состояние охраны труда, условия труда;
· производительность труда.
Каждый руководитель должен заниматься самоанализом своей деятельности:
1. насколько я теоретически и практически соответствую своей должности;
2. уделяю ли достаточно времени организации своей работы;
3. умею ли поддерживать дисциплину среди подчиненных;
4. понимаю ли людей, знаю ли их жизненные нужды и производственные заботы, доброжелателен ли к ним;
5. обладаю ли энтузиазмом и оптимизмом, способен ли ими «заражать» подчиненных, создавать деловую обстановку в коллективе;
6. обладаю ли выдержкой, спокойствием, справедлив ли, не подавляю ли людей своим мнением;
7. достаточно ли доверяю общественному активу, есть ли в коллективе подчиненные, которые способны заменить меня, а также осуществлять руководство во время моего отсутствия;
8. сработался ли я со своими коллегами и с другими руководителями;
9. принимаю ли самостоятельные решения, насколько они оптимальны, каково мнение общественного актива, специалистов об этих решениях.