Тема 22. Основные направления и методы социальной работы за рубежом
Исторические аспекты возникновения профессиональной социальной работы за рубежом. Теоретические и практические основы социальной работы в ряде зарубежных стран.
Особенности социальной работы в США (социальные программы, подготовка кадров социальных работников). Технологии и методы социальной работы в Китае, Японии. Социальные службы и кадровое обеспечение социальной работы в Швеции, Швейцарии, Голландии. Технологии и методы социальной работы в Германии, Австрии.
Сопоставительный анализ технологических особенностей социальной работы за рубежом и в Республике Беларусь.
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Методы и технологии социальной работы» подготовлена в соответствии с образовательным стандартом ОС РБ 1-86 01 01-2013 Социальная работа (по направлениям) и типовой учебной программой по учебной дисциплине для специальности 1-86 01 01 Социальная работа (по направлениям) (регистрационный № ТД – 14.014/тип.).
Цель курса – усвоение будущими специалистами теоретических положений в области технологизации процессов общественной жизни, приобретение навыков использования наиболее приемлемых методов и технологий социальной работы.
Задачи курса:
– овладение теоретическими основами и практикой применения технологий социальной работы с различными группами населения, в различных отраслях и сферах жизнедеятельности людей;
– развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать нестандартные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем
– формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях;
– обучение будущих специалистов интерактивными методами и технологиями решения широкого спектра социальных проблем, как в общем, так и на индивидуальном, частном уровне, способствовать формированию не только их профессиональных, но и нравственных качеств;
– формирование профессиональных компетенций в области современных технологий организации социальной поддержки и помощи социально незащищенным слоям населения и лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности, ведущие к социальной недостаточности.
Требования к компетентности:
В результате изучения курса «Методы и технологии социальной работы» студент должен:
знать:
– теоретические основы и содержание технологий социальной работы, принципы и технологические этапы разрешения социальных проблем;
– требования к результатам, касающимся использования конкретных методов и технологий социальной работы, способы проверки их эффективности, планирования и отчетности;
– классификацию методов и технологий социальной работы, особенности их применения в различных сферах жизнедеятельности общества, в работе с социально-уязвимыми и иными категориями населения;
уметь:
– выявлять объект социальной работы по признакам социального неблагополучия, устанавливать контакты и собирать необходимую для работы информацию;
– варьировать использование методов и технологий в зависимости от нестандартности жизненных ситуаций, искать оптимальные пути решения социальных проблем клиентов, определять инновационные подходы;
– описывать социальный статус и формулировать социальный диагноз лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности и социальную недостаточность;
– определять характер, объем и технологическую последовательность необходимой социальной помощи и услуг;
– выступать посредником и взаимодействовать с различными государственными, общественными, благотворительными, милосердными, религиозными и другими организациями и учреждениями по оказанию помощи людям и социальным группам;
владеть:
– арсеналом методов и технологий, характер которых соответствует существующей законодательной и нормативной базе в области социальной защиты и социального обслуживания населения страны;
– практическими навыками социальной работы с клиентом, семьей, трудовым коллективом;
– умением обобщать результаты, готовить предложения по совершенствованию использования и обновлению методов и технологий;
– умением подбора наиболее оптимальных методов и технологий;
– методами решения социальных проблем на межведомственном уровне, технологиями взаимодействия с социально-воспитательными институтами, общественными организациями.
В соответствии с учебным планом по специальностям 1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность) и 1-86 01 01-02 Социальная работа (социально-психологическая деятельность) на изучение учебной дисциплины «Методы и технологии социальной работы» отводится 224 часа, из них 102 часа аудиторных, в том числе 40 часов отводится на лекционные занятия, 62 часа – на практические занятия.
Итоговые формы контроля знаний и умений: зачет (6 семестр), экзамен (7 семестр).
Содержание учебного материала
Тема 1. Технологизация социальной работы
Тема 2. Технологический процесс в социальной работе
Тема 3. Методы и методики социальной работы
Тема 4. Целеполагание и его место в технологии
Тема 5. Методы и технологии социальной диагностики
Тема 6. Адаптивные процессы и адаптивные технологии в социальной работе
Тема 7. Методы и технологии социальной экспертизы
Тема 8. Технологии социальной терапии
Тема 9. Социально-профилактические технологии
Тема 10. Социальное консультирование и посредничество
Тема 11. Технология социальной опеки и попечительства, социального страхования
Тема 12 Технологии организации связей с общественностью в социальной работе
Тема 13. Технология социальной работы в микросоциальной среде и по месту жительства (сельской и городской местности)
Тема 14. Сущность и технологии социальной работы в здравоохранении
Тема 15. Ведомственная специфика социальной работы в разных сферах (производстве, вооруженных силах, пенитенциарных учреждениях)
Тема 16. Современная семья и технологии социальной работы с семьей
Тема 17. Технологии социальной работы с женщинами
Тема 18. Система и технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками. Технология социальной работы с молодежью
Тема 19. Методы и технологии социальной работы с пожилыми людьми
Тема 20. Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности и их семьями
Тема 21. Методы и технологии социальной работы с людьми без определенного места жительства, мигрантами и этническими особенностями
Тема 22. Основные направления и методы cоциальной работы за рубежом