Основные направления организации социальной работы за рубежом.

В каждом государстве характер под­держки, оказываемой «сирым и убогим», несет на себе отпечаток национальной культуры, сложившихся тради­ций, уровня экономического развития и многих других факторов.

Появляются люди, которые не от случая к случаю, а по­стоянно занимаются благотворительностью. И причем бескорыстно. На этой основе возникают всевозможные благотворительные общества, которые и поныне прони­зывают всю систему социальной защиты западного мира. XX в. стал веком разрушения традиционных каналов социальной помощи: общины, семьи. Связи внутри общины рвутся под напором происходящих процессов индустриализации, урбанизации и индивидуализации общественной жизни. Семья переживает период нуклеаризации (распа­да), что ограничивает возможности взаимопомощи. Нарастание социального неравенства и отсутствие го­сударственных механизмов социальной защиты способствовало социальным взрывам, потрясшим мир в первые десятилетия XX в. Революционные движения на Западе, три российские революции, мировая война, «Великая деп­рессия» в Америке заставили власти западных государств искать адекватные меры по социальной защите населения, проводить активную социальную политику. В XIX в. начался поиск теоретических решений нарас­тающих социальных проблем, появляются первые социальные теории, социальные доктрины, которые и поныне определяют социальную политику государств. В результате этих теоретических изысканий выработалось три подхода к решению социальных проблем. Первый — революционно-преобразовательный. Такой подход нашел свое воплощение в СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии Латинской Америки в XX в. Второй — реформистский. По этому пути пошло социальное развитие большинства стран с капиталистической системой хозяйствования Особенно преуспели в этом скандинавские страны. Третий — антропологический. Клиент выступал в роли своеобразно­го больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы. Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических ус­ловий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организа­ционном оформлении. Эти различия особенно заметны при сравнении евро­пейской и американской моделей. Социальное законодательство европейских стран отли­чается от американского более высокой степенью учас­тия государства в определении направлений, планирова­нии, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. Европейская модель социальной защиты в послевоен­ные годы и вплоть до наших дней базируется на теории государства всеобщего благосостояния. В ее основе лежит концепция «естественных прав» человека. В конце XX в. модель «государства всеобщего благо­денствия» подвергается коренной реконструкции на базе теории неоконсерватизма. В странах Европы, как правило, применя­ются смешанные модели, ориентированные на собствен­ные национальные особенности, уровень экономического развития, политическую ориентацию, культуру, традиции. Но все же в каждом случае социальная практика осно­вывается на одной из трех названных моделей. Представляет интерес и система социальной защиты в ведущей капиталистической стране — США. Как и в западноевропейских странах, система соци­альной защиты в США реформируется, приспосабливаясь к современным условиям, но опираясь на прочные мате­риальные ресурсы и сложившуюся систему ценностей.

Американская система социальной защиты имеет чет­ко выраженные два направления: систему социального страхования и систему социальной помощи. Необходимо отметить, что как социальное страхова­ние, так и социальная помощь в США не носят абстракт­ного характера, а имеют ряд основных и вспомогатель­ных программ. В отличие от социального страхования программы со­циальной помощи неимущим не пользуются авторитетом я поддержкой в американском обществе, ибо бедняки не платят социальных налогов и представляют значитель­но меньшую часть населения. В заключение несколько общих замечаний о системе социального обеспечения в США. Во-первых, американ­ская система социальной поддержки имеет множество вариантов, связанных с особенностями и воз­можностями штатов. Во-вторых, наряду с деятельностью государства зна­чительную роль в системе социального обеспечения игра­ет общественная и частная благотворительность. В-третьих, в последние годы в связи ростом матери­ального благополучия граждан США наблюдается тенден­ция к коммерсализации социальных действий: социальные услуги становятся платными. В-четвертых, американская система социального обес­печения направлена, в первую очередь, на помощь в са­мообеспечении, самореализации, достижении личного успеха, а не на развитие иждивенчества и расчет на по­мощь государства. Итак, перспективная модель социальной политики должна отвечать следующим условиям: во-первых, иметь в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации; во-вторых, в нее должны быть заложены соответствующие «механиз­мы обратной связи», чутко реагирующие, улавливающие такие изменения; в-третьих, она должна предусматривать эффективно и четко работающий административный ап­парат, способный принимать «сигналы» и преобразовать их в соответствующие решения и программы.



Наши рекомендации