Вопрос 1 Направления и уровни, формы и методы социальной работы.

Основ напрвл деят-ти связывают как правило с группами населения (дети, пожил, инвалиды, женщины), со сферами жизнедеятельности (образов, произво-во, здравоохранение, армия), по решаемым проблемам (безраюотица, девиантное поведение, малообеспеченность).
Уровни:
1. Федеральный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.
2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы.
3. Муниципальный уровень отражает прежде всего специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела народного образования в решении проблем опеки и попечительства).
4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.
В зависимости от конкретных объектов выделяют следующие уровни: с индивидом, семьей, группой, населенным пунктом.
Формы социальной работы:
1) Социальная деятельность, направленная на
гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам и общностям, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации или реформирования отдельных элементов социальной системы.
2) Теория, изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества.
3)Учебная дисциплина многоуровневого характера. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего специалиста на основе теоретических знаний реализуемых в технологиях социальной работы.

Методы социальной работы — это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы.. . По степени общности можно выделить следующие группы методов:
1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).
2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование).
3. Частные, специальные методы — специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод «социальной биографии», семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.
В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и другие группы методов. Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.
. Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.
К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежит натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.
Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.
• Регламентирование — способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).
• Нормирование — установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).
• Инструктирование — наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).
Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример). Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе, существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.
Метод индивидуальной социальной работы предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Элементы, составляющие метод: 1. Установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт). 2. Изучение и анализ проблемной ситуации. 3. Определение целей и задач совместной работы. 4. Видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой. 5. Оценка прогресса и результат совместной работы.
Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:
• малая группа способствует выходу из роли «только слушателя»;
• в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
• в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;
• малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.
Цель метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.
Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи, Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.
В настоящее время появляются новые формы группового метода, такие как метод семейной терапий.





2 вопрос Технологии социальной коррекции в социальной работе с семьей и детьми.

Социальная коррекция – это технология направленная на разрушения негативных утсановок,представлений,мотивов,ценностей,поведения и формирования новых позитивных мотивов,с целью адаптации человека в обществе.

Виды коррекции:

1. Психолог коррекция – направлена на изменение негативных психологических аспектов личности.

2. Педагог коррекция - направлена на корректирующие действия в образовательном процессе

3. Коррекция соц среды

4. Самокоррекция – ориентирована на самосовершенствование личности(самоизменение).

Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях.

Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта (семьи как целостной системы), которые преобладали до появления отклонения, дисфункции(кризиса семьи, переживания экстремальной ситуации, миграции, изменение социального статуса т.д.) Компенсирование заключается в усилении тех свойств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений (после тяжелой утраты члена семьи, появления больного или нового члена семьи, развода и т.п.). Стимулирование направлено на активизацию благоприятного психологического климата в семье, формирование определенных ценностных ориентации, установок членов семьи, создание положительного психологического климата, отношений эмоциональной близости в семье (в случае если диагностируется материнская депривация, попустительство в воспитании из-за большой занятости, конфликтность). Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств отдельных членов семьи на положительные (девиации членов семьи).

Виды социально-психологической коррекции семьи

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

· симптоматическую;

· каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии семьи (острый супружеский конфликт, конфликт детско-родительских отношений, психологическая травматизация членов семьи и др.) которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

.Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию в работе с семьей:

· поведенческих аспектов членов семьи;

· межличностных отношений: супружеских, коллективных; детско-родительских отношений; межпоколенных.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию: - индивидуальную с отдельными членами семьи; - групповую:

- в закрытой естественной группе - конкретная семья

- в открытой группе для семей-клиентов со сходными проблемами;

- смешанную форму (индивидуально--групповую).

. 5. По продолжительности:

· короткую(тренинг семьи)

· длительную (сопровождение семьи);

· сверхдлительную (психотерапия семьи).

7. По масштабу решаемых задач различают коррекцию:

· общую;

· частную;

· специальную.

Под общей коррекциейподразумеваются мероприятия общекоррекдионного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями членов семьи,Под частной коррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для различного возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе с членами семьи, а также специально разработанные системы коррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции. Целенаправленное воздействие на семью-клиента осуществляется через коррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

5. 3. Основные структурные характеристики семьи - элементы диагностики и коррекции семейных отношений

Характеризуя семью, можно выделить следующие элементы:

6. Структура семьи:

7. - супружеская подсистема (отношения между супругами);

8. - родительская подсистема (связана с функцией ухода за детьми);

9. - детская подсистема (её образуют братья и сестры).

10. Правила и нормы семьи.

11. Положение каждого члена в семье. Кому принадлежит главенствующая роль в семье? Гласные и негласные правила в семье.

12. Роли членов семьи.

13. Внешние границы семьи, степень открытости семьи.

14. Динамика, история развития семьи. Семейные истории и традиции.

15. Общий культурный уровень, идеология семьи, семейные ценности, мифы.

16. Важнейшие функции семьи в обществе:

17. функция общения (она возникает еще до образования семьи);

18. функция организации быта и ведения хозяйства;

19. функция поддержания физических и духовных сил, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи;

20. функция создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;

21. функция создания условий для профессиональной деятельности, творческой работоспособности субъектов индивидуально-трудовой деятельности;

22. функция организации досуга;

23. функция создания гармонии интимных отношений супругов;

24. функция продолжения рода (в биологическом и духовно-нравственном смысле): рождение и воспитание детей.

8 билет

1 вопрос Система социального обеспечения в РФ

Социальное обеспечение - означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.

. Основой системы социального обеспечения является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:

а)пенсионное страхование: б)медицинское страхование: в)страхование несчастных случаев на производстве: г) страхование по безработице.

Социальная помощь подразделяется следующим образом: а)охрана жизни: б)медицинская помощь: в)поддержка военным инвалидам. г)спасение от стихийных бедствий.

Можно выделить основные три варианта системы социального обеспечения:

Первым является принцип У. Бевериджа, который включает з себя шесть основных принципов:

во-первых, это принцип равной ставки средств к существованию;

во-вторых, это принцип равной ставки вклада;

в-третьих, это принцип объединения административных руководителей ответственности(это должен быть единый орган);

в-четвертых, это принцип достаточности выплат;

в-пятых, это принцип охватываемости объекта и события;

в-шестых, это принцип классификации вступивших объектов (по категориям объектов).

Самой важной функцией системы социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого уровня жизни населения. Структура такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального страхования, нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка социальным обслуживанием.

Второй важнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение доходов". Еще одним структурным направлением, которое выполняет функцию "вертикального перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального распределения" выполняет социальное страхование.

Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации.

. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

В Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.[7]

Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):

- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах):

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

- протезно-ортопедическую помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

- льготы и преимущества инвалидам.[8]

Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу.Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;

г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

- принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:

- принципа опоры на общественное участие:

- принципа территориальности:

- принципа информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.[9] В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

Можно выделить три аспекта в области социальной работы: а) оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; б) актуализацию потенциала самопомощи лиц; в) целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях.[10]

В настоящее время активно развиваются два уровня социальной работы. Первый уровень представляет собой социально-бытовое обслуживание: гуманитарная и благотворительная помощь особо нуждающимся. Второй уровень включает в себя такие аспекты социальной работы как психолого-социальный, медико-социальный, социально-педогогический, социально-правовой и социально-реабилитационный.[11]

Социальная деятельность осуществляется в рамках определенного социального пространства, которое представляет собой форму общественного бытия и предстает в виде "поля", где осуществляются многообразные социальные связи и отношения между различными общественными субъектами.[12] В этом "поле" осуществляются так же все экономические связи, социально-экономические функции организаций и учреждений социального обеспечения, социального страхования, занятости, попечительства, образования, здравоохранения, охраны общественного порядка и т.д.

Одним из важных факторов, влияющих на эффективность социального обеспечения, является такой социальный норматив как бюджет прожиточного минимума. К сожалению, этот принцип в настоящее время существует больше теоретически, нежели практически, так как ухудшающееся социально экономическое положение не позволяет окончательно определить эту константу. Считается также, что минимум пенсии должен соответствовать минимуму заработной платы, но, однако уровень минимальной зарплаты оказался величиной непостоянной, да и практика показала, что финансово-экономическое положение страны не позволяет прогрессивно увеличивать эти важнейшие социальные показатели.

Государство уделяет значительное внимание вопросам охраны материнства и детства. Специальные пособия, связанные с этими вопросами, а также пособия по временной нетрудоспособные и некоторые другие выплачиваются за счет фонда социального страхования, Пенсионного Фонда и других внебюджетных фондов. Современная система социального обеспечения предусматривает новый вид социальной помощи населению - пособие по безработице. В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает новые виды дополняющие систему пособий, такие как компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы пока еще узкому кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Необходимым элементом федеральной системы социального обеспечения наряду с пенсионной системой и системой обеспечения граждан пособиями является система социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми. В комплекс социальных услуг входят услуги, оказываемые в медико-социальных учреждениях, содержание детей в детских учреждениях бесплатно либо со скидкой, профессиональное обучение и трудоустройство лечения как вид профилактическую, реабилитационную, инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами и средствами передвижения, а также протезно-ортопедическая помощь.

Система медицинской помощи и социальной помощи включает: диагностическую, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами, включая выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Гарантии осуществления медико-социальной помощи закреплены законодательством. Также в условиях переходного периода большое значение приобретает такой самостоятельный вид социального обеспечения как бесплатная лекарственная помощь, либо со скидкой, и обеспечение нуждающихся в подобном виде услуг путевками для санаторно-курортного лечения либо бесплатно, либо со скидкой.

Система льгот по системе социального обеспечения предоставляемых государством адресована ветеранам, военнослужащим и их семьям, работникам МВД и их семьям и другим некоторым категориям граждан. Эти льготы включают скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте, скидку на установленную плату за пользование телефоном.

2 вопрос Социальное консультирование и посредничество в социальной работе с семьей и детьми.

Социальное консультирование — одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту понять суть его трудной жизненной ситуации и предлагает различные варианты ее решения. Суть концепции консультирования состоит в том, что специалист, пользуясь своими профессиональными, научными знаниями, создает для другого человека условия, позволяющие ему открывать в себе новые возможности для решения возникшей проблемы.

В процессе консультирования решаются следующие задачи:

- оказание профессиональной помощи в связи с заявленной клиентом проблемой;

- информирование клиента о неиспользованных им возможностях;

- мобилизацияскрытых ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;

- выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

Консультирование проводится тогда, когда клиент сам пришел к специалисту со своей проблемой, т.е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь.

Консультирование представляет собой взаимодействие клиента и специалиста как минимум на двух уровнях: содержательном и психологическом.

На содержательном уровне клиент обращается с просьбой помочь ему в решении трудной жизненной ситуации, а специалист изучает суть возникшей проблемы и предлагает варианты возможного выхода из нее.

На психологическом уровне устанавливаются доверительные отношения между специалистом и клиентом, специалист формирует у клиента ус­тановку на самостоятельное решение возникших жизненных трудностей.

Виды консультативной помощи:

- Контактное консультирование проводится в ходе непосредственного общения специалиста с клиентом.

- Конкретное консультирование осуществляется в тех случаях, когда речь идет о какой-либо проблеме человека, группы, семьи и т.д.

- Программное консультирование — это двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, повысить качество оказываемых социальных услуг.

- Дистантное (заочное) консультирование предполагает общение с клиентом по телефону или посредством переписки.

Социальное консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах.

Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов:

- Целесообразность. Каждая консультация имеет конкретную цель, решает определенную задачу.

- Добровольность и ненавязчивость. Клиент самостоятельно и добровольно обращается за помощью к консультанту, без его согласия процесс не может быть начат. Он также вправе в любое время отказаться от помощи консультанта.

- Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. В процессе консультирования клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться помочь каждому, кто обращается за помощью.

- Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, что специалист во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.

- Запрет давать советы. Клиентам нельзя давать советы.

- Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и

- Разграничение личных и профессиональных отношений. Консультант должен понимать, что установление личных отношений между ним и клиентом может привести к тому, что консультант утратит объективность в оценке проблемы клиента.

- Включенность клиента в процесс консультирования. Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен занимать в беседе активную позицию, сам предлагать темы для обсуждения, максимально подробно расспрашивать консультанта об интересующих его вопросах.

Социальное консультирование имеет ряд особенностей:

1. Чаще всего за помощью обращаются люди с низким социальным статусом, имеющие не одну, а целый комплекс проблем. Пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы специалист обеспечил им быстрое решение проблемы, дал совет, но главное — подтвердил их собственное восприятие ситуации.

2. Консультант должен не только профессионально владеть технологией проведения консультации, но и быть компетентным в широком круге вопросов, с которыми к нему могут обратиться потенциальные клиенты.

3. В процессе консультирования специалист знакомится с личной жизнью клиента.

Консультирование не является одномоментной акцией, это — процесс. Оно имеет протяженность во времени, поэтому в этом процессе можно выделить несколько этапов.

Основные из них:

— выявление причин, побудивших клиента к обращению за консультацией;

— анализ, оценка и диагностика проблемы;

— формулировка проблемы и определение целей консультации;

— установление стратегии и плана действий;

— осуществление соответствующих действий;

— оценка результатов консультации и выводы.

Хороший консультант должен обладать семью качествами:

1.эмпатией, или способностью видеть мир глазами другого человека;

2. уважением к клиенту, способностью реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать ему уверенность в том, что он может справиться с ней;

3. конкретностью, четкостью;

4. знанием самого себя и умением оказывать другим помощь в самопознании;

5. искренностью, умением вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом;

6. соответствием, то есть умением вести себя так, чтобы используемые слова соответствовали жестам, «языку телодвижений»;

7. сиюминутностью, то есть умением иметь дело с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Технология консультирования очень близка технологии посреднической деятельности социального работника. Помочь сторонам устранить морально-психологические препятствия, достичь взаимных уступок и договоренности, объединить участников конфликта или спора для решения жизненно важных проблем — задача посреднической деятельности.

Посредничество — одна из функций социальной работы. Существуют определенные организационные, методические, психологические и нравственные условия, при которых возможно посредничество и обеспечение результативности совместных действий.

Социальный работник в силу характера своей деятельности объективно выступает в роли посредника между государством или общественными организациями, представителем которых он чаще всего является и клиентом, которому необходима социальная помощь в решении той или иной проблемы.

Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям, как:

- посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом;

- между организациями и учреждениями;

- между специалистами разной ведомственной подчиненности;

- между клиентами социальных групп и институтов

- межличностное посредничество.

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов:

1. Выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом.

2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться.

4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте.

5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

9 билет

1 вопрос Формы и виды социального обслуживания граждан.

В понятие «формы и виды социального обслуживания граждан» входит целый ряд услуг, оказываемых населению РФ. Этот перечень регламентирован российским законодательством и конкретизирован для каждого отдельного федеративного субъекта. За соблюдение оказания всех видов соц-услуг гражданам несут ответственность организации, занимающиеся надзорной деятельностью.

В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (далее — Закон) получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляется целый ряд виды социальных услуг.

Наши рекомендации