Из истории методики преподавания литературы в дооктябрьский период. Общая характеристика методической системы 1-2 методистов

Методика преподавания литературы прошла большой путь развития. В гимназиях начала 19в изучались в основном произведения древнерусской литературы, Жуковского, Карамзина. Школа тогда ставила только практические цели: научить литературно изъясняться и писать. Упражняясь в ораторской речи, в писании стихов и прозы, уроках риторики и красноречия, политики. В школе царил догматизм: заучивались правила и т.д. Ученики знакомились с биографией писателя, художественные произведения не изучались. В 19в появляются Буслаев, Водовозов, Стоюнин, Острогорский, которые способствовали становлению методики как науки. Например, Буслаев в своей работе «О преподавании отечественному языку» писал, что нужно читать литературные произведения писателей, беседа с учениками и наблюдение над текстом. Он требовал научного толкования произведений, говорил, что надо учитывать возрастные особенности учеников. Большое внимание он уделял воспитательному значению произведения. Но он занимался филологическим анализом без литературоведческого. На уровне литературы он рекомендовал читать «Историю государства Российского» Карамзина.

В 60-е гг большую известность получили методисты: Стоюнин и В. И. Водовозов. В 1864 Стоюнин выступил с книгой «О преподавании русской литературы»- в школе надо изучать не литературоведение, а саму литературу, не отрывки, а целое произведение. Большое внимание уделял анализу произведения, в том числе его нравственным проблемам, т.к. это способствует эстетическому воспитанию молодежи. Анализ должен быть в единстве формы и содержания. Он говорил об умственном и нравственном развитии учеников. Анализу произведения должно предшествовать самостоятельное наблюдение над произведением. Важно сопоставление одного произведения с другим. Надо в школе изучать и соврем литературу. Историю литературы надо изучать после того, как ученики научатся вдумчиво читать произведения. В школьную программу рекомендует включать произведения, характерные для данной эпохи. НО в программу Стоюнин не включает Некрасова и Щедрина. Он считал, что идейное содержание произведения надо давать в виде сентенции, т.к. эти сентенции приводили к морализированию. Методика Стоюнина и Водовозова носила демократический характер.

4. Изучение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в школе.

Работа определяется особенностями: 1. драматическое произведение; 2. необходим историко-бытовой комментарий; 3.пьеса с глубокой философской проблематикой.

Предварительное обсуждение – объяснение драматической и театральной терминологии, обрисовка группировки действующих лиц (герои, персонажи, действующие лица, внесценические образы)

Установка на восприятие пьесы. Не нужно в качестве первого знакомства просматривать телепостановку, лучше предложить создать собственную театральную интерпретацию.

Вечные вопросы. Любовная интрига сразу захватывает учеников, для акцентировки на общечеловеческих проблемах нужны некоторые установки. Проблема отцов и детей, смены поколений лежит на поверхности. Почему же «старики называют Чацкого «карбонарий, вольтерьянец, якобинец». Ученики должны понимать, что они имеют ввиду: опасный человек, не покорный властям. Т.о., обсуждение проблематики становится своеобразным планом дальнейшей работы.

Начало анализа. Для первонач. анализа можно предложить вопрос о жанре. Традиционно считается, что это комедия, но Грибоедов превратил ее в драму. Классицизм требовал деление персонажей на положительных и отрицательных. Он нарушает это требование. Вопрос: «всех ли героев можно отнести к той или иной категории?» – позволит ученикам определить основные сцены произведения. Они отнесут к отрицательным Фамусова, Молчалина, Скалозуба и т.д., а к положительным Чацкого, Софью, Лизу, Платона Михайловича. Но каждый из положительных может вызвать негативные оценки, кроме Лизаньки.

Элементы композиции: завязка - появление Чацкого в доме Фамусова, развязка – его отъезд, кульминация - открытое противостояние Чацкого обществу. Ученики понимают, что идеологическая и сюжетная линия переплетаются.

Актерский комментарий нужен, чтобы ученики привыкли обращать внимание на речь героев, в ней искать характеристики персонажей. Ученики могут проанализировать слова и поведение Фамусова в начале пьесы – это позволит увидеть двойственность персонажа: для него важно общественное мнение, а истину он прикрывает приличными словесами. Актерский комментарий может быть домашним заданием или минисочинением в классе. Это нацеливает школьников на проникновение в подтекст.

Индивидуальные задания. В самом начале необходимо поручить некоторым ученикам подготовку сообщения на темы, которые требуют большой предварительной работы: развитие сюжета в комедии; внесценические образы; речевые характеристики героев; крылатые фразы комедии.

Речевые характеристики персонажей. Для обогащения учеников терминологией можно предложить словарь (афористическая точность, коверкание иностранных слов, комический эффект серьезных размышлений). Можно предложить цитаты. К какому герою они принадлежат.

Образы героев. 1. Молчалин. Для начала – вопросы для внимательного читателя. Обратим внимание на говорящую фамилию. Предложим посмотреть на него глазами Чацкого и Софьи, разделив класс пополам.

2.Софья. Ее внутреннее противоречие в том, что она выбрала недостойного человека, хотя сама производит впечатление глубокой и сильной личности. Обратиться к речевой характеристике. В словах Софьи меткие народные выражения, но они часто сочетаются с неграмотно построенными фразами. Может быть Софья ошибается насчет Мочалина, но глубина ее чувств вызывает уважение. Любовь - ее высшая ценность.

3. Чацкий. С начала необходимо восстановить биографию героя из отдельных реплик. Речевая характеристика героя: в ней содержится социально-политическая проблематика. Предложим ученикам план ответа, а цитаты они найдут сами (Чацкий выступает против чинопочитания, против преклонения перед всем иностранным, за национальное возрождение России.) Сложнее с вопросами нравственного психологического характера. Привлекает открытость и истинность, бескорыстие Чацкого, его желание быть понятыми людьми. Можно предложить противопоставление актерских трактовок этого образа, что создаст пробную ситуацию, поможет увидеть двойственность этого характера. Речь Чацкого афористична. Чацкий сам себя считает влюбленным, но Софья не верит в его любовь. По отношению к Фамусову его поведение часто оскорбительно. Тайна характера Чацкого: во всем доходит до крайностей, не умея вовремя остановиться, увлекаясь и круша все подряд. Финал вызывает сочувствие.

Заключительное занятие проходит в форме семинара. Можно поставить вопрос об изменении первоначального названия (« Горе уму»). По теме предлагается сочинение с предварительной подготовкой в классе (подбираются цитаты, м. дать план).

Для слабых учеников – изложение.

5.Пути изучения романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в школе

Создавался больше семи лет, с 1823 по 1830 годы. Мы не можем сказать точно, какие годы описаны в «Евгении Онегине», на этот счет существует разные точки зрения. Но безусловно, эпоха 1820 годов отразилась в пушкинском романе.

При изучении «Евгения Онегина» мы считаем совершенно необходимым его комментированное чтение.

Не менее важно постоянно говорить и о другом герое романа–об авторе. В первой же главе Пушкин настойчиво разделяет в сознании читателей образы Автора и главного героя. Для Пушкина это очень важно. ОБРАЗЫ АВТОРА и ГЛАВНОГО ГЕРОЯ (комментированное чтение 1 главы)

«Евгений Онегин» роман в стихах.

Характеризуя образ Онегина, необходимо обратить внимание на значимые детали.

«Родился на берегах Невы»–что ученики помнят о Петербурге, символом каких идей, настроений стал этот город? Изучал иностранные языки. Вот мой Онегин на свободе– вступил в светлую жизнь и т.д.

РОЛЬ ЛИРИЧ-Х ОТСТУПЛЕНИЙ в романе.

Сокращение романа в хрестоматии осуществилось за счет лирических отступлений. Образ Автора в романе имеет очевидного прототипа – самого А. С. Пушкина. В романе отразились конкретные подробности его биографии.

Из рассказа о «садах лицея» ( 8 главы) мы узнаем, что автор «Читал охотно Апулея (а Цицерона не читал), т.е. предпочитал эротическую литературу философским трактатам.

Из лирических отступлений мы узнаем, как Автор относится к смерти, к Москве, к классицизму и романтизму, любит ли он весну и т.д.

Пушкину лирические отступления необходимы и для характеристики главных героев.

ОНЕГИН и ЛЕНСКИЙ во второй главе.

Сопоставляют Онегина и Ленского.

Видят ли ученики общее м/у Ленским и Онегиным?

1. Отношение к деревенскому обществу. Оба прячутся от соседей, шума.

2. Много общих интересов (необходимо перечитать в классе и прокомментировать строфу ХУ1.

И тем не менее они изображаются скорее по контрасту, чем по сходству. Пушкин использует открытую антитезу, говоря о них: «волна и камень, (стихи и проза, лед и пламень…)

Какова причина резкого различий героев? Ученики без труда найдут ее в тексте.

Образ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ в первых главах романа.

Анализируя первые главы романа, необходимо обратить внимание учеников на те детали, из которых складывается образ любимой пушкинской героини. Она названа именем, принятым в крестьянской среде. Этот факт приближает Татьяну к русскому народу. Во второй главе Пушкин характеризует ее как дикарку, сравнивает с лесной ланью. 3 глава – Пушкин противопоставляет Татьяну светским барышням. ОБРАЗ ПРИРОДЫ и ЭВОЛЮЦИЯ ОНЕГИНА. В деревне Онегин меняется в лучшую сторону. Природа принимает участие в авторском замысле. Движение в душе Онегина происходит по воле природы, сельских жителей: под воздействием искреннего чувства Татьяны, под «вдохновенный вздор» Ленского. Он стал меняться, но пока это прежний Онегин.

СОН и ИМЕНИНЫ ТАТЬЯНЫ (пятая глава). В хрестоматии нет строф, описывающих сон Татьяны, но учитель не может пропустить их. Переправа через реку устойчивый символ женитьбы в свадебной поэзии. Однако в сказках переход через реку является также символом смерти. Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество. Во второй функции медведь оказывается двойником лешего. Мы видим, что Т. мечтает об О. как о женихе и в то же время смертельно боится его.

ДУЭЛЬ ЛЕНСКОГО и ОНЕГИНА (6 глава) Очень важно, что секундантом Ленского стал Зарецкий. Стоит остановиться на его фигуре подробнее. Он бессердечен, весельчак, балагур, врун и т.д. КАК ВЕДУТ СЕБЯ ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ накануне дуэли?

Ленский метался между собственной спальней и домом Ольги, читал любимого Шиллера, писал прощальные элегии. Онегин вел себя спокойно.

ОНЕГИН в Петербурге– сопоставительный анализ первой и восьмой глав. Изменился город и сам герой прошло около десяти лет)

Финальное объяснение Онегина и Татьяны (анализ эпизода)В монологе Татьянывначале сложится обида: «Сегодня очередь моя». И, кажется, даже месть. Прошло три года, а героиня все с той же болью переживает и «суровость» Онегина, и его взгляд холодный. Она подозревает героя в том, что ему нужна лишь «соблазнительная честь» новой победы. Наверное, она не права, ведь Онегин от любви всю зиму провел взаперти, едва не сделался поэтом. Наверное, Татьяна твердо решила с Онегиным расстаться.

Герои романа в русской критике. 2. Достоевский защищает Татьяну

1. Белинский осуждает Татьяну Даются темы сочинений по роману.

Николай Иванович Кудряшев предлагал изучать произведение так.Должен быть возбужден интерес к произведению. Важно поощрять самостоятельный поиск учащихся, предлагать им ставить вопросы и искать на них ответы в тексте.

Вступительный урок. Задача эмоциональная зарядка и сообщение необходимых сведений для общей ориентировки в романе. Начальный урок - обмен мнениями о наиболее понравившихся строфах. Учащиеся читают наизусть несколько отрывков по своему выбору, объясняя, чем они привлекательны, то же делает и учитель. Вторая часть урока - сообщение о времени создания романа, об онегинской строфе и роли в композиции.

Уроки чтения романа.Цель - эстетическое развитие, углубление первоначально прочитанного текста. Необходимо комментирование текста с целью объяснения непонятных слов, историко-бытовой справки и введение учащихся в поэтический мир романа. В зависимости от степени подготовленности класса читается весь роман или его отдельные части. Следует обратить внимание на эмоциональный тон автора (ирония, насмешка, шутка). Читая первые строфы, учитель должен передать характер легкой беседы с читателем, свойственный первой гл. Лучше, если учитель читает наизусть или немного заглядывает в текст. Первую главу читает учитель, последующие – учитель и ученики, хотя бы одну – в чтении мастеров художественного слова. Нельзя поминутно прерывать чтение для комментирования, комментарий дается перед чтением. Необходимо помочь ученикам увидеть простоту и поэтичность описания природы, быта, жизни, переживания героев. Пейзаж связан с настроением автора или героя, функция пейзажа особая, для ее понимания можно поставить ряд вопросов для самостоятельного изучения или провести беседу. Задания: какие картины можно нарисовать, используя описания природы в окрестностях имений Онегина и Ленского, сравнить зиму в 5 и 7 главах, как рисуется наступление весны. Это учит внимательности при чтении. Учитель обращает внимание на широту охвата действительности и одновременно на его лаконизм. Особое внимание следует уделить на те детали, в которых отразилась психология, мораль, идеалы персонажей. Нужно показать картину духовной жизни провинциального дворянства. Психология Татьяны, Онегина и Ленского раскрывается через их восприятие природы (любовь к природе у Татьяны, равнодушие у Онегина) и окружающего их общества, через книги, которые они читают. Учитель объясняет, как разнообразен круг чтения Онегина. Пушкин раскрывает холодную игру светского человека - Онегина. Важно отметить сложность и противоречивость чувства Онегина к Ленскому и Татьяне. Как мог Онегин так жестоко подшутить над ним, а затем убить его на дуэли? Ответ учащиеся найдут в романе. Особое внимание следует обратить на отношение Онегина к Татьяне. Татьяна противопоставляется городским пустым красавицам. Важно обратить внимание на глубину переживаний Татьяны.

Так постепенно накапливаются наблюдения и развивается умение внимательно читать произведение. В зависимости от класса, от методики учителя чтение может сопровождаться краткими пояснениями, беседой, заданиями по тексту. Нужна углубленная самостоятельная работа по тексту, дающая школьникам добытые ими знания.

Урок углубленной работы над текстом. Важно сосредоточить внимание учащихся на анализе отдельных эпизодов. Некоторые задания: 1). Онегин и Ленский: что их сближает, о чем беседовали; 2). сон Татьяны; 3). именины Татьяны; 4). дуэль; 5). письма Татьяны и Онегина: сходства и различия; 6). Ольга и Татьяна; 7) быт деревенских помещиков; 8). Татьяна и петербургский свет. Можно предложить анализ пейзажа. Задания выполняются письменно; учитель помогает наводящими ?вопросами. После проверки ответы дополняются в классе. Заранее всему классу предлагаются следующие задания: в чем трагедия жизни Онегина? Почему он не был счастлив? Почему не понял Татьяну? В чем трагичность его любви? Почему Татьяна вышла за другого? Что привлекло их в характере Татьяны? Урок сообщения новых знаний и обобщений. Учащиеся уже обратили внимание на то, что герои даются в сопоставлении: Онегин-Ленский-Татьяна-Ольга; герой-среда, общество. Учащиеся уясняют время действия романа. Учитель сообщает учащимся план «Евгения Онегина». Каждая глава первой части знакомит с одним из трех главных героев, дана социально-бытовая и психологическая характеристика, намечается завязка. Композиция кольцевая - в первой главе - Петербург и в последней тоже. События 2-8 глав развиваются в обратной симметрии: встреча Онегина с Татьяной, письмо Татьяны, отповедь Онегина; встреча Онегина с Татьяной, письмо Онегина, отповедь Татьяны. Особо следует подчеркнуть реалистическую мотивировку средой героев.

Урок по теории литературы. Знакомясь с онегинской строфой, можно вспомнить, что такое строфа. В романе упоминается романтизм и классицизм. В ходе работы формируется понимание реализма. Учитель обращает внимание на то, как раскрывает автор обусловленность характера, его зависимость от среды. Заключительный этап работы - сочинение. Темы: 1). что ценит Пушкин в личности Татьяны? 2). «Но был ли счастлив мой Евгений?» 3). Онегин и Ленский. 4). Татьяна и Ольга.5). Мои любимые страницы романа. 6). Реализм романа.

6.А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» На холмах Грузии…»»Я вас любил»», «Мадонна», «Медный всадник»

Подборка учебника предлагает девятиклассникам четыре пушкинских стихотворения о любви. Вступительная статья содержит достаточные сведения и биографической основе этих произведений, и учителю, не стоит больше на ней останавливаться, однако первое из них прямо связано с жизненными этапами поэта.

«Я помню чудное мгновенье…». Ученики познакомившись со вступительной статьей дома, смогут ответить на вопрос о композиции стихотворения (вопрос 2 учебной хрестоматии). Оно делится на три равные части по две строфы в каждый.

Следующий вопрос – о характере каждой из частей. Первая проникнута нежным воспоминанием о давней встрече - самое начало настраивает на мотив памяти и обращает к прошлому. Вторая – рассказ о жизни без любви и мотив меняется. Слова о бурях вносят напряженность, а о жизни и мраке заточение–уныние и печаль. Третья часть – и снова смена интонации на бурный восторг возрожденного любовного чувства. Важно, чтобы ученики находили языковые выражения эмоций и называли лексику, определяющую характер каждой из частей.. Трехчастная композиция сохранена и в музыке М.Глинки, романс которого начинается лирично, продолжается сумбурным смятением, а заканчивается восторженно. Музыкальность, однако, присуща и самому стихотворению. Акцентируем на этот же внимание школьников. Фонетический строй стихотворения «Я помню чудное мгновенье» определяется сонорными, то есть напевными согласными и воздушным звуком «в» так, что слова мгновеньеи вдохновеньепронизывают все, стихотворение единым лейтмотивом, которое перебивается лишь однажды: тревожный «р» лишает в третьей строфе легкое течение стиха. Еще один лейтмотив– повторяющееся рифмы. Поразительно, но двадцать строк из двадцати четырех строено всего на трех рифмах.: на «енье», на «ты», и на «ежный». Строфы, переплетаются созвучием и, при всем разнообразии интонаций, объединяют три композиционные части в одно гармоничное целое.

Девятиклассники понимают, что в любовном стихотворении должно быть два героя. Предложим описать их о героине можно сказать очень немного «голос нежный» и «милые черты»–это скорее романтически возвышенные обобщенные определение, чем конкретные детали. Невозможно представить внешний облик возлюбленной, ее речь, тем более образ мыслей и отношение к лирическому героиню стихотворение от земли, уподобляя ее ангелу, эфирному, то есть воздушному созданию. Она «явилась», а не пришла. Встречая с ней «мимолетна»,как встреча с чудом, с идеалом, не достижимым в реальности. Ее черты «небесные», они не принадлежат земле. Герой же, напротив, представлен очень полно, в биографических подробностях «шумная суета» света, «прорыв» внезапных перемен, «глушь» и «заточенье» ссылки). Может быть, факты его жизни являются предметом изображение? Нет. Все они лишь повод для того, чтобы рассказать о чем-то гораздо более значительном дне поэта– о жизни души. Предложим ученикам о внутренней, а не внешней стороне человеческой личности. Их очень много «помню», « в томленые грусти безнадежной», «тревоги» снились», «мечты», «забыл», «душа», «сердце».

Наиболее концентрированно эта лексика содержится в двух повторяющихся строчках. Обратим на них внимание учеников. В первом случае предлог «без» нагнетает ощущение опустошенности. Понимают ли школьники глубину этого чувства? Здесь «божество» – смысл самого существования, высшая ценность бытия «Вдохновенье»–единственное высокое наслажденье для поэта и лишение голоса подобно духовной смерти. «Без слез»– без чувств, признак омертвения. Таким образом, слова без жизни, без любви становится естественным итогом перечисления, которое призвано внушить читателям мысль о любви как источнике жизни.

В литературоведении можно встретить противоположные трактовки финальной части этого стихотворения. Первая: вновь обретенная любовь вернула герою способность чувствовать и творить. Вторая: боль утраты со временем отступила, «душе настало пробужденье – и только тогда способность любить снова проснулась в герое. Может быть, в этом-то и кроется тайна– в неразделимом единстве любви и духовной жизни, в невозможности определить, что здесь первично, а что следует потом.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

Наиболее целесообразным является слово учителя (Эмоционально). Великолепный анализ этого стихотворения сделан Ю.М. Лотманом в книге «Анализ поэтического текста».

Всего восемь строк, нет ни ярких метафор, ни неожиданных сравнений. Как А.С. Пушкин этого добивается? Длинные строки чередуются с короткими (шестистопный ямб перемежается четырехстопным) –и каждые две строки объединяются в интонационно законченный период. О только первое двустишие завершается точкой, которая делит стих-е на две композиционные части: пейзажную и лирическую. Природа Грузии величественна. «Ночная мгла»–это не кромешная тьма, она пронизана лунным светом, который, не назван. Слова «лежит» и «ночная» вносят ощущение покоя и тишины. Связь неизбежна и состояние героя: фонетический уровень: «Грузии» и грустно» лежит и «легко», «ночная и печаль». Важнее чувство лирического героя. Третья строка содержит тавтологию6 печаль –«светла». Причина- в четвертой строке. Воспоминание о возлюбленной, любовь к ней освещают грустные мысли героя. Троекратный повтор слова «тобой»– сила и глубина чувства героя, многоточие–подчеркивает эту полноту. Переносы: предложение не совпадают со строкой. Финальные строки противоречивы. Читатель ждет ответа на вопросы. Тайна осталась тайной. Поэт мудро отказывается от ее разрешения «Я вас любил…»

В нем то же великодушие поэта и та же гениальная простота. Необходимо предложить кому-то из учеников его самостоятельный анализ. Также приемлемо выразительное чтение стихотворения «Мадонна».

Форма сонета – одна из самых интересных поэтических форм. Ее избрали для выражения любовного чувства. Петрарка и Шекспир. В целях расширения кругозора можно поручить учащиеся сообщение об этом жанре и о лирике кого-то из древних поэтов. Шестистопный ямб делает стих размеренным,. А строгое деление на строфы придает стройную завершенность. Репродукции картин итальянских мастеров – внешний облик Богородицы и младенца Христа у разных художников он разный. «Высокие» лексика «обитель»– жилище моканов «простой угон», «труды», « медленные» для души, «внимая О «знатоках» сказано с иронией, как и о посетителях. Намечается антитеза: «множество «картин» противопоставляется «одной»,но близкой толпа чужих людей – избраннице. Повтор– в строчке «чистейшей прелести чистейший образец»– преклонение героя перед любимой женщиной, уверенность ее совершенстве. Любовь в лирике Пушкина лишена неизменных черт. Любовное чувство– подарок судьбы. Возлюбленная всегда прекрасна. Ее принадлежность - небесная, ее путь к герою– с «облаков».

Содержание и структура школьного курса литературы. Характеристика школьной программы по литературе

Основная школа (5-9 классы)

Содержание программы средних классов определяется миром интересов учащихся подростков.

Значительно обогащен круг изучаемых произведений расширен состав фольклорных жанров (сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки, легенды, мифы, народные песни и др.) включены произведения, прочно вошедшие в круг детского и юношеского чтения, но ранее не изучавшиеся в школе. Включение новых и интересных для юного читателя произведений поможет более эмоционально и в то же время сознательно воспринимать родную русскую литературу в контексте мировой культуры и литературы.

Указание на возможный характер работы с текстом (Для чтения и изучения или Для чтения и обсуждения) помогут учителю творчески подходить к изучению художественных произведений, активно использовать реальную ситуацию подготовленности каждого класса.

Внеклассному чтению учащихся помогают списки литературы. Однако ученики могут читать и другие произведения: списки–рекомендательные, но не обязательные.

Подразделы, посвященные теории литературы, предлагают понятия, без которых читателю трудно ориентироваться и в мире книг, и в каждом конкретном произведении и без которых невозможен разговор о художественной произведении. Обращение к другим видам искусства зависит от реальных обстоятельств каждого конкретного урока и поможет обогатить представление ученика об искусстве.

Программа по литературе содержит пояснительную записку, в которой говорится о цели литературного образования, об изучении литературы как искусстве слова, в программе последовательно осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы. В средних классах предлагается три круга чтения художественных произведений: для чтения и изучения, для самостоятельного чтения и обсуждения в классе и для внеклассного чтения.

5 класс– 136 часов.

Введение. Мифы народов мира. Славянские мифы. Былины. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Русский народный театр. Малые жанры фольклора. Сказки, легенды, баллады русских и зарубежных писателей 19 века., Русская классическая литература 19 века. Родная земля в стихах и прозе русских писателей 19 века. Литература 20 века. Русская литература 20 века. Современная литература.

6 класс-102 часа.

Значение русской художественной литературы в жизни человека.

7 класс-102 часа.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема лит-ры, взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям.

8 класс-68 часов.

Образное отражение жизни в искусстве.

Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

9 класс-102 часа.

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности в общении с искусством. Виды устных и письменных работ–устный пересказ., развернутый ответ на вопрос, отзывы, подготовка сообщения, доклада, эссе, владение монологической и диалогической речью, использование словарей, письменный развернутый и точный ответ, создание письменного рассказа, создание письменного отзыва, создание письменного плана, создание письменного, оригинального произведения, свободное владение письменной речью.

10 класс-136 часов.

Россия в первой и второй половине 19 века. Становление реализма, русский реалистический роман, зарождение русской критики.

11 класс–136 часов. Писатель и эпоха, читатель и эпоха. Роль литературного образования в системе ценностей современного человека. Основные виды устных и письменных работ: устно–устный пересказ, подготовка характеристики героя или героев, рассказ, сообщение, рецензия, свободное владение монологической и диалогической речью, использование словарей, письменно: составление планов, создание сочинений, создание оригинальных произведений, создание письменного доклада, создание письменной рецензии.

На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10-12 стихотворений.

8.Изучение эпических произведений в школе. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.

Эпические произведения могут быть разных форм:

Малый жанр– басня, рассказ (сказка) новелла

Средний жанр–повесть.

Крупный эпический жанр– роман, роман поэмы (Пушкинский роман в стихах– «Евгений Онегин» определяют как лиро-эпический жанр).

Жанр произведения определяет конкретные пути, формы, приемы его изучения.

Обращаясь к новому произведению, учитель коснется истории его создания, поговорит о реальной истории его создания, поговорит о реальной основе произведения и о художественном вымысле. При изучении крупных этических произведений большое внимание уделяет домашнему чтению, очень важна ориентировочная беседа. Изучение небольших произведений в средних классах подготавливает к изучению крупных эпических произведений. Методика рекомендует пересказ с элементами анализа, наблюдение над языком произведения, нельзя увлекаться составлением характеристик. Чем старше, тем сложнее анализ произведения.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» 8 кл.

Учитель отбирает материал для мгновенного комментирования. Это военные термины (уступ). Слова обозначающее одежду Екатерин. Времени (тулупчик), устаревшие слова, речь простолюдинов и т.д.

Речь образованных героев (Гринев, Швабрин); речь Мироновых близка к речи простых людей. Необходимо тщательно продумать исторический материал (крестьянская война под управлением Пугачева). Кто такие казаки? Две эпохи:

1. эпоха создания 1832-1836 гг.

2.эпоха отраженная в этой повести.

Это последняя повесть Пушкина. При изучении повести учитывать художественный вымысел (о соотношении вымысла с реальной основой). Параллельно с повестью Пушкин написал научные исследования «История Пугачева». В повести 2 рассказчика– сам Пушкин и Петр Гринев. Термин и чтение отрывков из произведения, можно прослушать песню «Не шуми мати зеленая дубравушка».

1 урок. Лекция с беседой. Прочитать небольшие отрывки из п. ; провести небольшую заочную экскурсию по местам событий.

Контроль за домашним чтением (одна из форм контроля - выборочное чтение).

Наиболее сложные отрывки прочитать и прокомментировать в классе, читает учитель. После чтения провести беседу, прослушать пересказ. При пересказе содержания ученики могут обращаться к цитированию.

АНАЛИЗ беседа и монологические выступления учеников (готовятся заранее).

(можно и с лекцией учителя)

В процессе А. важно выяснить позицию Пушкина, Гринева.

–Как вы думаете П. приветствует восстание Пугачева (нет, но сочувствует).

Проблемные вопросы долга. Как Петруша Гринев выполнил наказ отца? (чтобы вырос четным солдатом).

Отношение Гринева к Савельичу с Мироновыми. Швабрин нечестен.

Стиль пушкинского описании я– простота, реальность. Изучение «Капитанской дочки» завершается (сначала подготовкой письменной работы. Сочинение потом). Почему повесть называется «Капитанская дочка»(любовная линия вставлена в военный сюжет, дочка несет положительную экспрессивную окраску несет ближе к разговорному).

Наши рекомендации