БЛОК 3.Нормативно-правовые и организационно-методические основы деятельности практического психолога образования

1. Специалисты службы практической психологии образования в своей работе руководствуются, прежде всего: 1) Уставом образовательного учреждения; 2) Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ; 3) Конвенцией о правах ребенка. 4) Законом об образовании; 5) Трудовым кодексом РФ. 2. Обязательные документы, которые ведет педагог-психолог: 1) план работы педагога-психолога образовательного учреждения; 2) заключение по результатам проведенного психодиагностическо­го исследования; 3) аналитический отчет о работе педагога-психолога за год; 4) все выше перечисленное; 5) нет верного ответа. 3. Каковы организационно-правовые аспекты работы педагога-психолога в образовательном учреждении? 1) практический психолог образования является специалистом с высшим образованием психологическим или педагогическим с дополнительной специализацией «Психология»; 2) педагог-психолог уравнен в отношении пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений; 3) педагог-психолог уравнен в отношении оплаты, присвоения категории, продолжительности отпуска с педагогическим персоналом образовательных учреждений; 4) все выше перечисленное; 5) нет верного ответа. 4. При составлении плана педагогу-психологу необходимо учитывать: 1) цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения; 2) приоритет прав и интересов директора образовательного учреждения как основного заказчика; 3) пожелания родителей; 4) собственные желания; 5) нет верного ответа.  
5. В структуру социально-психологической службы образовательного учреждения входят: 1) педагоги, психологи, логопеды; 2) логопеды, дефектологи, врачи; 3) педагоги-психологи, учителя; 4) педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды; 5) нет верного ответа. 6. Кому подчиняется педагог-психолог? 1) директору; 2) заместителю директора по учебно-методической работе; 3) учителю; 4) заместителю директора по организационной работе; 5) заместителю директора по воспитательной работе. 7. Основной нормативный документ, определяющий организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии: 1) Конституция РФ; 2) Закон об образовании РФ; 3) Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ; 4) Конвенция о правах ребенка; 5) Трудовой кодекс РФ. 8. Перечислите документы учета деятельности педагога-психолога: 1) программа работы педагога-психолога с группой; 2) аналитический отчет о работе педагога-психолога за год; 3) заключение по результатам диагностики; 4) план проведения мероприятия; 5) психолого-медико-педагогическая характеристика. 9. Формами работы педагога-психолога образования являются: 1) психолого-медико-педагогическая комиссия; 2) психолого-медико-педагогический консилиум; 3) социально-психологический тренинг; 4) индивидуальная и групповая консультация; 5) все выше перечисленное. 10. Основными должностными обязанностями педагога-психолога являются: 1) сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения; 2) психотерапия семьи учащихся; 3) Экспертиза образовательных программ; 4) содействие охране прав личности; 5) все выше перечисленное. 11. Трудовой отпуск педагога-психолога общеобразовательного учреждения составляет: 1) 56 календарных дней; 2) 36 календарных дней; 3) 42 календарных дня; 4) 56 рабочих дней; 5) 24 рабочих дня. 12. Трудовой отпуск педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения составляет: 1) 56 календарных дней; 2) 36 календарных дней; 3) 42 календарных дня; 4) 56 рабочих дней; 5) 24 рабочих дня. 13. Трудовой отпуск педагога-психолога учреждения дополнительного образования составляет: 1) 56 календарных дней; 2) 36 календарных дней; 3) 42 календарных дня; 4) 56 рабочих дней; 5) 24 рабочих дня. 14. Психологическое просвещение — это: 1) разработка конкретных рекомендаций педагогическим работ­никам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; 2) формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; 3) своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; 4) все ответы верны; 5) нет верных ответов. 15. Психологическая диагностика — это: 1) углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения; 2) предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях; 3) определение индивидуальных особенностей и склонностей лич­ности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении; 4) все ответы верны; 5) нет верных ответов. 16. Структура и основы содержания заключение по результатам психодиагностического исследования включает в себя: 1) причину исследования (в изложении обратившегося); 2) результаты исследования; 3) рекомендации по результатам исследования; 4) все перечисленное выше; 5) перечисленное выше не является верным ответом. 17. Нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет: 1) 24 часа в неделю; 2) 18 часов в неделю; 3) 40 часов в неделю; 4) 36 часов в неделю; 5) 20 часов в неделю. 18. Психолого-педагогический анализ урока содержит: 1) психологическую оценку структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами; 2) проявление познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею; 3) организацию учителем обратной связи; 4) все перечисленное выше; 5) нет верных ответов. 6) перечисленное выше не является верным ответом. 19. Какие графы включает в себя журнал консультаций психолога? 1) Ф.И.О. (код) консультируемого; 2) повод обращения; 3) результаты выполнения диагностического задания; 4) все перечисленное выше; 5) перечисленное выше не является верным ответом. 20. Целью работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения является: 1) определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья; 2) оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам, социальным работникам, другим заинтересованным лицам и организациям по проблемам воспитания и обучения детей и подростков с проблемами в развитии; 3) комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика трудностей адаптации учащихся к образовательному учреждению и отклоняющегося поведения детей и подростков; 4) все перечисленное; 5) нет верных ответов. 21. Какие аспекты личности должна отражать психолого-педагогическая характеристика? 1) общие сведения о ребенке; 2) индивидуально-типологические особенности личности; 3) особенности межличностных отношений; 4) все перечисленное выше; 5) нет верных ответов. 6) перечисленное выше не является верным ответом. 22. Что может включать в себя психолого-педагогический анализ урока? 1) акт о внедрении преподаваемой программы; 2) культура речи учеников; 3) степень конкретности, четкости и лаконичности цели занятия; 4) все ответы верны; 5) нечего из выше перечисленного. 23. Какие структурные элементы включает в себя программа коррекционно-развивающих занятий? 1) актуальность, цель программы, задачи; 2) поурочное планирование; 3) список литературы; 4) все перечисленное выше; 5) перечисленное выше не является верным ответом. 24. Какие структурные элементы включает в себя заключение по результатам психодиагностического исследования? 1) анамнестические данные; 2) причина исследования (в изложении обратившегося); 3) выводы и рекомендации; 4) все перечисленное выше; 5) перечисленное выше не является верным ответом. 25. Целью психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения является: 1) определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями ребенка; 2) ПМПк составляет диагностико-коррекционные программы с учетом индивидуальных возможностей ребенка; 3) выявление "зоны актуального развития" и "зоны ближайшего развития" ребенка, имеющего затруднения в учебе; 4) все перечисленное выше; 5) перечисленное выше не является верным ответом. 26. Задачами психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения является: 1) выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей; 2) разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания сопровождения; 3) решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка; 4) все перечисленное выше; 5) перечисленное выше не является верным ответом. 27. В психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения ведется следующая документация: 1) карта развития ребенка; 2) договор о сотрудничестве городской ПМПК и школьного ПМПк; 3) выписки из протоколов городской ПМПК; 4) все перечисленное выше; 5) перечисленное выше не является верным ответом. 28. Порядок подготовки и проведения психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения следующий: 1) плановые консилиумы проводятся один раз в четверть; 2) для повышения эффективности коррекционноговоздействия на ребенка назначается ведущий специалист; 3) внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов; 4) все перечисленное выше; 5) перечисленное выше не является верным ответом. 29. Структура психологической службы не включает в себя: 1) научно-методический центр по практической психологии при Министерстве образования; 2) центры медицинской помощи; 3) центры психологической помощи при региональном управлении образования; 4) муниципальные центры психологической службы образования; 5) социально-психологические службы образовательных учреждений. 30. Практический психолог образования должен являться специалистом: 1) с высшим образованием; 2) с высшим психологическим или педагогическим образованием, с дополнительной специализацией «Психология»; 3) со средним специальным педагогическим или психологическим образованием; 4) с высшим педагогическим образованием; 5) все ответы верны. 31. Практический психолог образования должен являться специалистом с высшим психологическим или педагогическим образованием с дополнительной специализацией: 1) «Педология»; 2) «Философия»; 3) «Психология»; 4) «Педагогика»; 5) «Обществознание». 32. Педагоги-психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и по … линиям. 1) научной; 2) профессиональной; 3) педагогической; 4) социальной; 5) психологической. 33. … помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения. Подберите первое пропущенное слово: 1) специализированная; 2) первичная; 3) эффективная; 4) научно-методическая; 5) педагогическая. 34. ... помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании. Подберите первое пропущенное слово: 1) специализированная; 2) первичная; 3) эффективная; 4) научно-методическая; 5) педагогическая. 35. … обеспечение деятельности службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования. Подберите первое пропущенное слово: 1) специализированное; 2) первичное; 3) эффективное; 4) научно-методическое; 5) педагогическое. 36. Что не входит в функции педагога-психолога образования: 1) осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях; 2) способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации; 3) проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения; 4) формирует научно обоснованную концепцию психологической службы в системе образования, выявляет реальные функции и позиции педагога-психолога в системе отношений в учебном учреждении, обосновывает и разрабатывает технологии работы и инструментарии практического психолога образования; 5) нет верных ответов; 37. Педагог-психолог должен знать все кроме отмеченного в пункте: 1) Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; 2) Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; 3) методологию ведения уроков, основы формирования научно обоснованной концепции психологической службы в системе образования; 4) правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; 5) нет верных ответов. 38. Административное управление психологической службы образования осуществляется: 1) отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений; 2) через сеть психолого-педагогических и медико-социальных центров разного уровня; 3) верен ответ п.1; 4) верен ответ п. 2; 5) верен ответ п.1-2. 39. Профессиональное управление психологической службы образования осуществляется: 1) отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений; 2) через сеть психолого-педагогических и медико-социальных центров разного уровня; 3) верен ответ п.1; 4) верен ответ п. 2. 5) верен ответ п.1-2. 40. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется: 1) правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; 2) приказом директора образовательного учреждения; 3) распоряжением начальника управления образованием; 4) самим педагогом-психологом образовательного учреждения; 5) верен ответ п.1, 3. 41. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется с учетом: 1) выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; 2) подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации; 3) верно определенное в п. 1; 4) верно определенное в п. 2; 5) верно определенное в п. 1 и 2. 42. Особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – это: 1) психологическая помощь; 2) психолого-педагогическое сопровождение; 3) психологическая поддержка; 4) психолого-педагогическая диагностика; 5) психолого-педагогическое консультирование. 43. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является: 1) обеспечение нормального развития (в соответствии с нормами развития в соответствующем возрасте); 2) обеспечение профессионального психолого-педагогического консультирования; 3) организация учебно-воспитательного процесса; 4) развитие гармоничной личности; 5) нет верных ответов. 44. Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению (по М.Р. Битяновой): 1) скрининг; 2) формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; 3) экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений; 4) все выше перечисленное; 5) верных ответов нет. 45. Специалист по психолого-педагогическому сопровождению: 1) владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции; 2) обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности; 3) верно перечисленное в п.1; 4) верно перечисленное в п.2; 5) верно перечисленное в п.1 и 2. 46. В направления психолого-педагогического сопровождения в условиях модернизации образования не входит: 1) обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания; 2) сохранение и укрепление здоровья детей; 3) активное применение методов семейной терапии; 4) психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обучение в старшей школе; 5) нет верных ответов. 47. Выявление и поддержка одаренных детей – важная цель психолого-педагогического сопровождения. В ее задачи не входит: 1) разработка индивидуальных образовательных маршрутов; 2) формирование адекватной самооценки; 3) профилактика неврозов; 4) развитие познавательной сферы одаренных детей; 5) ответы п.1-3. 48. Вся документация педагога-психолога делится на: 1) рабочую и отчетную; 2) аналитическую и констатирующую; 3) внешнюю и внутреннюю; 4) профессиональную и личную; 5) открытую и закрытую. 49. Рабочая документация педагога-психолога служит задаче: 1) непосредственного отражения содержания деятельности педагога-психолога; 2) непосредственной регистрации деятельности психолога; 3) верно указанное в п.2. 4) верно указанное в п.1. 5) верно указанное в п. 1-2. 50. Отчетная документация педагога-психолога служит задаче: 1) непосредственного отражения содержания деятельности педагога-психолога; 2) непосредственной регистрации деятельности психолога; 3) верно указанное в п.2. 4) верно указанное в п.1; 5) верно указанное в п. 1-2 51. По отчетной документации администрация судит: 1) о профессионализме педагога-психолога, эффективности его работы; 2) о работе педагога-психолога в целом, по ней определяется выполняемый объем работы, соответствие его с рабочей нагрузкой; 3) верны высказывания п.1; 4) верны высказывания п.2; 5) верно указанное в п. 1-2 52. Имеет смысл вести два вида отчетной документации: 1) текущую (за принятый отчетный период) и итоговую (за учебный год); 2) отчетную и аналитическую; 3) план работы и заключения по результатам диагностики; 4) психолого-педагогическую характеристику и психологический анализ урока; 5) верно указанное в п. 2-4. 53. В каких случаях предусматривается своеобразная кодировка в документации педагога-психолога: 1) когда нет шкафа с замком или сейфа; 2) когда необходимо соблюдать анонимность обследования; 3) в первом и во втором случае; 4) никогда нет необходимости, кодировка только путает педагога-психолога; 5) верно указанное в п. 1, 3. 54. … следует рассматривать как исключительно «внутренний», который является абсолютно конфиденциальным документом педагога-психолога. Укажите пропущенное слово: 1) заключения по результатам обследования; 2) аналитические отчеты; 3) протоколы обследования; 4) психолого-педагогические характеристики; 5) справка о выполнении работы за неделю. 55. Какая из форм документации является обязательной для ведения педагогом-психологом образовательного учреждения любого типа и вида? 1) коррекционно-развивающая программа; 2) план работы; 3) авторская программа; 4) карта психолого-медико-социальной помощи ребенку; 5) план тренинговых занятий. 56. Принципы, не имеющие непосредственное отношение к организации методического оснащения практического психолога образования: 1) арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки и т.д.; 2) должны быть методики для разных возрастных групп; 3) должны быть представлены методики для индивидуального и для группового исследования; 4) педагог-психолог должен соблюдать принципы профессиональной кооперации, «не навреди», квалифицированной пропаганды психологии и др.; 5) верно указанное в п. 1-2. 57. В основу работы педагога-психолога в системе образования положена определенная система принципов. Основной принцип – это: 1) принцип коллективного подхода; 2) принцип индивидуального подхода; 3) принцип конфиденциального подхода; 4) принцип единовременного подхода; 5) принцип консолидации усилий. 58. В основу работы педагога-психолога в системе образования положена определенная фундаментальная система принципов – это: 1) принцип индивидуального подхода, принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями, принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами; 2) принцип профессиональной кооперации, принцип «не навреди», принцип квалифицированной пропаганды психологии, принцип конфиденциальности; 3) перечисленное в п.1; 4) перечисленное в п.2. 5) верно указанное в п. 1-2. 59. К организационным принципам работы педагога-психолога не относится: 1) принцип многообразия форм и методов работы; 2) принцип «не навреди»; 3) принципа нравственности; 4) принцип конфиденциальности; 5) принцип преемственности. 60. Какие документы определяют нормативно-правовое и организационное обеспечение службы практической психологии в образовании? 1) Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон РФ «Об образовании», Трудовой кодекс РФ, Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации и др.; 2) Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», приказ «О перечне видов медицинской деятельности подлежащих лицензированию», Приказ «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия» и др. 3) перечисленное в п.1; 4) перечисленное в п.2; 5) верно указанное в п. 1-2. БЛОК 4. Практический психолог как профессионал и как личность   1. Конфиденциальность в работе психолога важна потому, что: 1) дает возможность клиенту чувствовать уверенность в своей безопасности; 2) большинство клиентов опасается, что если на работе станет известно об их посещении психолога, это может отрицательно сказаться на карьере; 3) вовсе не важна; 4) необходимо поддерживать сложившиеся профессиональные традиции; 5) перечисленное в п.2,4. 2. Основными должностными обязанностями педагога-психолога являются: 1) апробирование новейших достижений практической психологии; 2) определение факторов, препятствующих развитию семейных отношений личности; 3) создание условий для развития личности в образовательном учреждении; 4) научно-методическая деятельность; 5) перечисленное в п.2,4. 3. Основными требованиями к личности педагога-психолога являются (по Овчаровой Р.В.): 1) высокие умственные способности; 2) ответственность; 3) эмоциональная устойчивость; 4) все выше перечисленное; 5) перечисленное в п.2,4. 4. Организационное обеспечение работы кабинета педагога-психолога предполагает наличие: 1) необходимой документации; 2) материально-технического оснащения; 3) соблюдение температурного режима; 4) все перечисленное выше; 5) нет верных ответов.

5. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что информация, получаемая психологом, не подлежит разглашению:

1) принцип конфиденциальности;

2) принцип компетентности;

3) принцип ответственности;

4) принцип этической и юридической правомочности;

5) принцип квалифицированной пропаганды знаний.

6. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности:

1) принцип конфиденциальности;

2) принцип компетентности;

3) принцип ответственности;

4) принцип этической и юридической правомочности;

5) принцип квалифицированной пропаганды знаний.

7. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность; проводя исследование, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей:

1) принцип конфиденциальности;

2) принцип компетентности;

3) принцип ответственности;

4) принцип этической и юридической правомочности;

5) принцип квалифицированной пропаганды знаний.

8. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что психолог в любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы:

1) принцип конфиденциальности;

2) принцип профессиональной кооперации;

3) принцип компетентности;

4) принцип квалифицированной пропаганды психологических знаний;

5) принцип благополучия клиента.

9. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности:

1) принцип конфиденциальности;

2) принцип профессиональной кооперации;

3) принцип компетентности;

4) принцип квалифицированной пропаганды психологических знаний;

5) принцип благополучия клиента.

10. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе и т. д.

1) принцип компетентности;

2) принцип ответственности;

3) принцип квалифицированной пропаганды психологии;

4) принцип профессиональной кооперации;

5) принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

11. Какой этический принцип деятельности педагога-психолога предполагает, что работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений?

1) принцип компетентности;

2) принцип ответственности;

3) принцип квалифицированной пропаганды психологии;

4) принцип профессиональной кооперации;

5) принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

12. Какое из перечисленных требований к личности психолога не входит в ряд основных доминант:

1) социальность

2) практичность

3) энергичность

4) эмоциональная стабильность;

5) коммуникабельность.

13. Какое из перечисленных личностных качеств нельзя отнести к разряду несовместимых с работой психолога:

1) низкий интеллект;

2) наличие эмпатии;

3) плохое сопротивление стрессу;

4) незрелость личности;

5) низкий уровень коммуникативных функций.

14. Условно выделяются два типа психологов, какие это типы:

1) эгоцентричный и эмпатичный;

2) интеллектуальный и социабельный;

3) невротичный и социально направленный;

4) критичный и независимый;

5) коммуникативный и перцептивный.

15. В работе Ю.М. Укке «Диагностика сознательного выбора профессии японских школьников» дан перечень качеств, необходимых при выборе профессии психолога, какая из представленных последовательностей не входит в этот перечень:

1) логичность и независимость мышления;

2) развитие интуиции и предугадывания;

3) межличностное общение, групповая работа;

4) точность, внимательное отношение к людям;

5) коммуникабельность и эмпатия.

16. Для чего в первую очередь психологу нужна примерная модель знаний, умений и профессионально важных качеств:

1) для расширения кругозора;

2) для профессионального самосовершенствования;

3) для формирования положительной мотивации;

4) для формирования организованности личности;

5) вовсе не нужна.

17. К этому типу относятся рассудительные, аналитичные, независимые люди с преобладанием теоретических ценностей. О каком типе психолога идет речь:

1) интеллектуальном;

2) эмпатичном;

3) социабельном;

4) невротичном;

5) коммуникабельном.

18. Люди, стремящиеся поучать и воспитывать, психологически настроенные на человека, умеющие общаться и нуждающиеся в контактах, относятся к:

1) интеллектуальному типу;

2) эмпатичному типу;

3) социабельному типу;

4) невротичному типу;

5) коммуникабельному типу.

19. Какие виды психологического консультирования выделяют:

1) интимно-личностное;

2) консультирование семейного характера;

3) психолого-педагогическое консультирование;

4) деловое;

5) верны ответы п.1-4.

20. В этом виде консультирования важны деликатность, тактичность а также соответствующий жизненный опыт, возраст консультанта должен превышать возраст клиента (не более 20 лет). Речь идет о:

1) деловом консультировании;

2) психолого-педагогическом;

3) консультирование общего характера;

4) интимно-личностном;

5) консультирование семейного характера.

21. Данный тип психологического консультирования включает такую особенность: консультант должен иметь опыт воспитания собственных детей и желательно разного возраста. Это:

1) интимно-личностное консультирование;

2) деловое;

3) психолого-педагогическое;

4) семейное;

5) консультирование общего характера.

22. В этом виде психологического консультирования есть следующие требования: знание дела, по поводу которого консультируется клиент, консультант презентирует себя как человека делового, консультирование в идеале проводится на работе клиента. Это:

1) психолого-педагогическое консультирование;

2) интимно-личностное;

3) семейное;

4) общее;

5) деловое.

23. В рамках этого вида консультирования предъявляются такие требования: консультант должен быть старше возрастом, чем клиент, женат или имевший в прошлом семью, должны быть в наличии дети, или совместно проживающие родственники. Речь о:

1) интимно личностном консультировании;

2) деловом;

3) психолого-педагогическом;

4) семейном;

5) общем.

24. Для чего консультанту необходимо прохождение психологического консультирования в роли клиента:

1) для решения собственных проблем, и более глубокого понимания чувств своих клиентов

2) для прохождения процедуры повышения квалификации

3) верно только 1;

4) верно только 2;

5) верно 1 и 2.

25. Психолог-консультант повышает уровень своего мастерства посредством:

1) подготовки и защиты диссертации

2) сдачи квалификационных экзаменов

3) освоения новых методов психотерапии и психокоррекции

4) все ответы верны;

5) нет верных ответов.

26. Для чего психологу-консультанту необходимо получение новейших научных и практических знаний в областях современной психологии:

1) для развития умения решать множество профессиональных задач, для личностного роста;

2) для удовлетворения стремления соответствовать своим коллегам;

3) верен только ответ 2;

4) верны ответы 1 и 2;

5) верен только ответ 1.

27. Кто или что, по мнению большинства исследователей, является главным инструментом в работе психолога-практика:

1) клиенты;

2) сам психолог, его личность;

3) методологический аппарат;

4) воображение клиента;

5) эмпатия.

28. В рамках какой парадигмы разработаны теории психологической помощи:

1) экспериментальной;

2) коммуникативной;

3) естественно-научной;

4) верны все ответы;

5) нет верных ответов.

29. Если психолог предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию и одобрению, любит идти в ногу с событиями, то он:

1) асоциабелен;

2) социабелен;

3) альтруистичен;

4) гуманистичен;

5) коммуникативен.

30. Если психолог выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, то он:

1) эмоционально дезадаптирован;

2) эмоционально холоден;

3) эмоционально устойчив;

4) верны все ответы;

5) нет верных ответов.

31. Если психолог проницателен, свободомыслящ, скурпулезен и склонен к экспериментам, то это говорит о:

1) умении хорошо презентировать себя;

2) хорошем умении взаимодействовать с людьми;

3) высоких умственных способностях;

4) умении производить впечатление на окружающих;

5) умении понимать язык жестов.

32. Какие черты часто заявляются людьми как несоответствующие для личности психолога:

1) незрелость личности;

2) невротичность;

3) отсутствие эмпатии;

4) верны все ответы;

5) нет верных ответов.

33. Представители интеллектуального типа психологов это чаще всего:

1) работники дошкольных учреждений;

2) выпускники университетов, идущие в науку;

3) педагоги;

4) педагоги-психологи;

5) все ответы верны.

34. Представители социабельного типа психологов, это в основном:

1) люди, идущие в область науки;

2) педагоги;

3) работники дошкольных учреждений;

4) работники кадровых организаций;

5) педагоги интернатных учреждений.

35. Общение психолога с клиентом требует вклада эмпатии, доброжелательности, внимательности, терпения, настойчивости. Все эти качества должны неизменно сочетаться с:

1) педагогической интуицией;

2) оптимизмом и неформальным стилем общения;

3) педагогической интуицией и оптимизмом;

4) хорошим настроением консультанта;

5) экстрасенсорными способностями.

36. Для того чтобы помочь человеку, прежде всего, необходимо:

1) указать ему на его проблемы;

2) необходим момент психологического кризиса;

3) он должен сам захотеть что-то изменить в себе;

4) необходимо влияние на клиента близких людей;

5) необходимо чтобы у него случилось горе.

37. Когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека, принятие в собственном сознании роли другого человека, скрытый коммуникативный процесс, это есть:

1) симпатия;

2) эмпатия;

3) эмоциональность;

4) коммуникабельность;

5) ответственность.

38. Устойчивая система мировоззренческих, психологических и общественного развития, это определение понятия:

1) индивид;

2) сознание;

3) личность;

4) индивидуальность;

5) взрослый.

39. К способам получения новых научных и практических знаний в области психологии относятся:

1) посещение семинаров;

2) прохождение курсов повышения квалификации;

3) самостоятельная работа с новой научной литературой;

4) все ответы верны;

5) нет верных ответов.

40. Требование в отсутствии следующих качеств в личности психолога, таких как: незрелость личности, низкий интеллект, отсутствие эмпатии, недостаточная независимость мысли, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, высокая тревожность, является:

1) нормированным;

2) абсолютизированным;

3) формально существующим;

4) не формально существующим;

5) непреложно соблюдаемым.

41. Какие из перечисленных ниже профессиональных умений важны в работе психолога:

1) организационные, коммуникативные, психодиагностические;

2) прогнозирования вариантов развития;

3) психопрофилактика и психокоррекция;

4) все утверждения верны;

5) нет верных утверждений.

42. С какими этическими проблемами и «соблазнами» не сталкивается практический психолог?

1) соблазн власти;

2) соблазн самокрасования;

3) соблазн следования «методическим модам»;

4) соблазн чрезмерного экспериментирования;

5) соблазн контроля.

43. Этические принципы не призваны обеспечивать:

1) решение профессиональных задач;

2) решение проблем клиента;

3) защиту законных прав клиента;

4) сохранение доверия между психологом и клиентом;

5) защиту психолога.

44. К основным этическим принципам не относится:

1) принцип целеполагания;

2) принцип компетентности;

3) принцип конфеденциальности;

4) принцип ответственности;

5) принцип «не навреди».

45. Следующее утверждение не верно:

1) психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения клиентов;

2) психологи не должны осуществлять дискриминацию по полу;

3) психологи могут использовать превосходство по отношению к клиенту;

4) психологи должны быть беспристрастны;

5) психологи должны быть прямолинейны и безапелляционны.

46. При каких обстоятельствах соблюдается конфеденциальность?

1) если существует риск для жизни клиента;

2) при необходимости госпитализации клиента;

3) при участии клиента в распространении наркотиков;

4) если психолог в одиночку не в состоянии разрешить проблему клиента;

5) если существует риск для жизни человека.

47. Для психолога нецелесообразно:

1) консультирование родственников, друзей, сотрудников;

2) сексуальные отношения с клиентом;

3) личностные отношения с клиентом;

4) все ответы верны;

5) нет верного ответа.

48. В работе психолог осуществляет следующие принципы:

1) принцип «не навреди»;

2) принцип отстранённости;

3) принцип добровольности клиента;

4) верны ответы 1, 3;

5) верны ответы 2, 3.

49. Деятельность психолога направлена на:

1) достижение негуманных целей;

2) достижение личных целей;

3) достижение социальных целей;

4) достижение возвышенных целей;

5) достижение профессиональных целей.

50. В чём заключается проблема ответственности психолога?

1) психолог должен брать всю ответственность на себя;

2) психолог не должен возлагать всю ответственность на клиента;

3) психолог берёт ответственность за принятие решений;

4) психолог формирует у клиента чувство ответственности;

5) психолог должен возлагать всю ответственность на клиента.

51. В чём заключается проблема «сапожника без сапог»?

1) психолог должен на время отодвинуть в сторону свои проблемы;

2) психолог должен быть вооружён готовыми рецептами поведения;

3) психолог не должен уметь самостоятельно находить ответы на вопросы;

4) все ответы верны;

5) нет верных ответов.

52. Этический кодекс должен служить психологу:

1) ориентиром при планировании и построении работы с клиентом;

2) ориентиромпри разрешении внутриличностных конфликтов;

3) ориентиром при решении проблем клиента;

4) все ответы верны;

5) нет верных ответов.

53. Верно следующее утверждение:

1) психолог не несёт профессиональной ответственности за высказывания на психологические темы, сделанные в СМИ;

2) психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством;

3) психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур;

4) психолог не несёт ответственности за последствия при принятии решения об оказании помощи недееспособным лицам;

5) психолог должен «идти вслед» за клиентом.

54. В чём заключается принцип этической и юридической правомочности?

1) психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством;

2) психолог сотрудничает с юристами;

3) нормы Кодекса не распространяются на профессиональные; отношения психолога с клиентом;

4) все ответы верны;

5) нет верных ответов.

55. В принцип благополучия клиента входит:

1) подбадривание клиента;

2) руководство принципом «не навреди»;

3) ограничение свобод личности;

4) все ответы верны;

5) нет правильного ответа.

56. В чём суть принципа профессиональной кооперации?

1) работа психолога основана на уважении других специалистов и их методов;

2) психолог не может вынести проблему на обсуждение методического объединения;

3) психолог не воздерживается от публичных оценок и замечаний;

4) все ответы верны;

5) нет правильного ответа.

57. Верно следующее утверждение:

1) психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы;

2) не всегда соблюдается добровольность клиента;

3) психолог должен использовать профессиональную терминологию

4) все ответы верны;

5) нет правильного ответа.

58. К этическим стандартам психолога не относят утверждение:

1) деятельность психолога направлена к достижению благополучия клиента;

2) нежелательны обмен и сотрудничество с представителями других профессий;

3) психология управляется принципами общими для всех профессиональных этик;

4) все ответы верны;

5) нет верного ответа.

59. Что из перечисленного входит в число барьеров консультанта, мешающих выслушиванию клиента:

1) усталость, трудности сосредоточения;

2) установки и потребности клиента;

3) знание, как следует поступать клиенту;

4) владение множеством техник консультирования;

5) готовность решать проблемы клиента.

60. Для профессионального самосовершенствования психологу необходима примерная модель, в которой были бы указаны необходимые знания, умения и профессионально важные качества. В самом приближенном виде эту модель можно представить следующим образом:

1) психолог должен знать свои личностные особенности, способы компенсации недостатков; должен уметь регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовать свои психологические функции, осуществлять поиск и анализ необходимой информации; должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества;

2) психолог должен быть особенно тонким и деликатным человеком, вызывать доверие и иметь достаточный опыт и соответствующие знания; не имеет острых не разрешимых проблем; имеет опыт воспитания собственных детей, желательно разного возраста;

3) верна 1 модель;

4) верна 2 модель;

5) нет верной модели.

Темы для доклада

1. История психологической службы образования в России.

2. Предмет и задачи школьной психологической службы. Место службы практической психологии в системе образования.

3. Практический психолог как специалист образования. Должностные обязанности педагога-психолога.

4. Понятие о психолого-педагогическом сопровождении.

5. Основные направления деятельности психолога образовательных учреждений.

6. Формы работы психолога образовательных учреждений.

7. Этические проблемы работы психолога. Профессионально-этические принципы работы практического психолога образования.

8. Этические стандарты психолога. Современные требования к психологу. Личностные качества, несовместимые с работой психолога.

9. Основные типы психологов. Психограмма профессии психолога. Модель необходимых знаний, умений и профессионально важных качеств.

10. История создания психологических центров. Современное положение и тенденции развития.

11. Вопросы взаимодействия ППМС-центров с образовательными учреждениями и социальными институтами. Эффективность работы и качество услуг ППМС-центров.

12. Понятие о ПМПк, его цели и задачи. Виды ПМПк.

13. Тенденции развития образования России на современном этапе. Место педагога-психолога в современном образовании.

14. Определение функций психолога образования: нормы и проблемы.

15. Трудности адаптации молодого специалиста

16. Профессиональный и правовой статус педагога-психолога в России. Возможности повышения статуса практических психологов.

17. Ответственность, права и обязанности психолога как работника психологической службы.

Вопросы для коллоквиума

1. Документация психологической службы.

2. Документы отчета и учета работы.

3. Документы анализа деятельности.

4. Условия обеспечения эффективной деятельности специализированного кабинета детского психолога.

Темы для эссе

1. Не воображайте, что ваш случай необычайно трудный. Даже те, кто со временем становился самым красноречивым представителем своего поколения, в начале своей карьеры страдали таким безотчетным страхом и застенчивостью.(Дейл Карнеги)

2. Если здесь (в искусстве взаимоотношений между людьми) и есть какой-либо секрет успеха, то он заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения.(Генри Форд)

3. Человек имеет два мотива поведения — один настоящий и второй, который красиво звучит (Генри Форд)

4. Приглашение зависеть и согласие зависеть - это хореография двух любящих и доверяющих друг другу людей.(Гордон Ньюфелд)

5. Вопрос о миссии психотерапии – это, в первую очередь, вопрос о постижении ею самое себя и своего предназначения (Виктор Каган)

6. Ты – это задача. Ни одного ученика кругом.(Франц Кафка)

7. Самая главная формула успеха - знание, как обращаться с людьми.(Теодор Рузвельт)

8. Мы редко устаём, занимаясь чем-то интересным и увлекательным.(Дейл Карнеги)

9. Самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся, - это выбор правильного умонастроения.(Дейл Карнеги)

10. Дела говорят громче слов, а улыбка несёт послание: ты мне нравишься, ты делаешь меня счастливей, я рад тебя видеть! (Дейл Карнеги)

11. Я обнаружил, что ... понятие самоактуализации оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говорило мне о человеке, который им пользуется, чем о самой реальности, стоящей за этим понятием.(Абрахам Маслоу)

12. Самоактуализация - это процесс, он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, а не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, - каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста .(Абрахам Маслоу)

13. Самоактуализация - это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей (Абрахам Маслоу)

14. Жизнь - это процесс постоянного выбора (Абрахам Маслоу)

15. Чтобы находиться в согласии с собой, человек должен быть тем, чем он может быть (Абрахам Маслоу)

.

Темы для моделирования

1. Психологическая служба ВУЗа: цели, задачи, особенности, проблемы (Разработка моделей психологической службы ВУЗа).

2. Модели деятельности школьного психолога.

3. Модели деятельности педагога-психолога ДОО.

4. Модель психологического сопровождения детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации

5. Модель психологического сопровождения одаренных детей

Наши рекомендации