Вопрос 45. Методологические основы деятельности практического психолога с точки зрения субъективной парадигмы развития личности

С позиций гуманистической образовательной парадигмы гораздо бо­лее информативным является исследование динамики интеллектуального и личностного развития и механизмов, ее опосредующих, поскольку ни один из традиционных психометрических тестов не позволяет решить дан­ную задачу. В рамках названного подхода актуальны методики, связанные с формированием новых умственных действий, позволяющих установить зону ближайшего развития личности. Это так называемые обучающие тес­ты, с помощью которых могут фиксироваться приращения в умственных действиях субъекта как результат определенного типа обучения.

Достаточно эффективно с позиций субъектной парадигмы исполь­зование критериально-ориентированных тестов, которые позволяют определить соотношение интеллектуальных и личностных свойств субъекта с социально актуальными нормативами. Это направление диагностики является генетически связанным с предметом мысли­тельной деятельности и позволяет получить сведения об отношении реального состояния умственного развития субъекта к нормативному для конкретных видов умственной деятельности. Как отмечала из­вестнейший специалист в области психодиагностики А. Анастази: «Критериально-ориентированный подход равносилен интерпретации тестовых результатов соответственно доказанной валидности теста, а не посредством мелких туманных сущностей, лежащих в его основе».

Важнейшей особенностью критериально-ориентированной диаг­ностики является то, что она строится только на основе предметного содержания деятельности. Таким образом, она исходит из недопусти­мости рассмотрения механизмов мышления в изоляции от его объекта.

Критериальность позволяет преодолеть указанное противоречие за счет системного подхода к анализу процесса мышления, рассматриваю­щего в неразрывном единстве его содержание и форму и позволяющего отразить сформированность отдельных мыслительных действий на адекватной им предметной выборке. Результатом такой диагностики является не абстрактная величина, фиксирующая достаточно постоянное положе­ние человека в какой-либо системе координат (модели, связанные с такой диагностикой, так или иначе ориентированы на применение статистиче­ского подхода к исследованию развития личности). Неадекватность оп­ределения умственного развития как некой механической суммы количе­ственных характеристик обусловлена игнорированием того, что в реше­нии различных умственных задач принимают участие разные структур­ные составляющие. Вследствие этого разные психометрические тесты будут фиксировать разные функциональные состояния данной системы, определяемые прежде всего эмпирической вариативностью предметного материала, используемого в диагностической методике.

В отличие от этого диагностика, ориентированная на социально-пси­хологический критерий, рассматривает умственное развитие человека как постоянный процесс, как различные функциональные состояния сис­темы. Поэтому целью критериальной диагностикиявляется не фиксация какого-либо неизменного результата, но определение динамики функ­циональных состояний системы, соответствующих основным видам ум­ственной деятельности учащихся, репрезентативной адекватному пред­метному материалу. Важнейшим преимуществом критериальной диаг­ностики является то, что она носит коррекционный характер.

Не менее важным, с точки зрения рассматриваемой теоретической платформы, является использование низкоформализованных методов диагностики. Так, подробную информацию о человеке позволяет по­лучить беседа, в рамках которой в большей степени присутствуют не­осознаваемые личностные установки субъекта, а также процессуаль­но-динамические характеристики его поведения.

По нашему мнению, личностная ориентация в психодиагностике предполагает значительное увеличение роли малоформализованных методов, к которым относят наблюдение, беседу, интервью, анализ раз­нообразных продуктов деятельности.

«Перед практической психологи­ей, — отмечает Ю.И. Забродин, — встает проблема изучения того, как конкретный человек познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного человека.

Другими словами, необходимо разработать подходы и средства, позволяющие включить в научный анализ не только общее и типичное, но и единич­ное и уникальное в личности человека. Важные шаги в этом направле­нии уже сделаны, теперь дело за практическими диагностическими и прогностическими индивидуально-ориентированными методами.

Роль высокоформализо­ванных методов исследований несомненна в проведении психологических исследований, когда необходимо сравнивать индивидуальные данные с данными по репрезентативной выборке, с определенными нормативами. В то же время в работе с нормой более эффективно использование низко­формализованных методов исследования, поскольку они ориентированы на исследование индивидуальных особенностей личности в ее онтогене­тическом развитии с целью поиска путей ее эффективного развития.

Высо­коформализованная диагностика по своей природе тяготеет к компьютер­ным вариантам предъявления и интерпретации полученной информации. При этом отсекается большой пласт информации, который может быть получен лишь в процессе личного общения с человеком. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % комму­никации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20—40% информации передается вербальными средствами.

В то же время в практической психодиагностике часто игнорируется важней­ший вид деятельности психолога—наблюдение, которое дает возмож­ность достаточно точно устанавливать особенности поведения человека в его неосознаваемых формах. Именно наблюдение за поведением человека очень много скажет психологу об особенностях его характера.

Существует мнение, согласно которому характер является стилевым конструктом, по­скольку задает типичный для субъекта способ поведения, что подчеркива­ет его инструментальную природу. При таком подходе «плохой характер» не обязательно является прерогативой «плохой личности». Тем не менее именно наблюдение позволяет зафиксировать бессознательные проявле­ния характера человека.

Выполнение же тестовых заданий, содержащих­ся в психометрических тестах, как правило, рефлексивно и позволяет че­ловеку значительно изменить репрезентирующийся индивидуальный об­лик в соответствии с существующими социальными стереотипами. Имен­но поэтому так важно использовать в диагностической деятельности наблюдение, беседу, интервью и с их помощью исследовать те проявле­ния, которые не полностью контролируются сознанием человека.

Наши рекомендации