Уровень интенсивности сопровождения - временные затраты на взаимодействие с семьей в процессе сопровождения. 3 уровня интенсивности: низкий, средний, высокий.
Определяется на основании оценки степени выраженности проблем семьи (шкала от 0 до 3-х). Значение показателей: 0 - проблема отсутствует; 1- низкая степень (проблема оказывает незначительное влияние на семейное функционирование); 2- средняя степень (проблема нарушает функционирование семьи, но не оказывает деструктивного воздействия); 3- высокая степень - (проблема оказывает деструктивное (разрушительное) воздействие на семью)
Следует обратить внимание, что сопровождение семьи с подростком может быть организовано на трех уровнях: базовом или общем, кризисном и экстренном в зависимости от ее изменяющихся потребностей.
Примерные временные затраты на сопровождение в соответствии с уровнем интенсивности сопровождения
Общий уровне сопровождения:
Низкий уровень интенсивности сопровождения
мониторинг социализации подростка -1 раз в полгода;
«Школа воспитания» (лекторий) -1 раз в год не менее 12 часов Коммуникативный тренинг для подростков -1 раз в год 24 часа
Контактирование с опекуном в рамках сетевого взаимодействие - не менее 2-х часов в месяц
Средний уровень интенсивности сопровождения
Тренинг по развитию воспитательных компетенций у опекуна - 1 раз в квартал по 12 часов Тренинг профессионального самоопределения для подростков. Профориентация - 1 раз в квартал по 12 часов
Группа психологической поддержки для опекуна - встречи 1 раз в месяц по 3 часа Мотивационный тренинг (составление «жизненного проекта» подростка) - 1 раз в квартал по 12 часов
Выездное консультирование педагогов в образовательной организации, в которой обучается подросток - не менее 12 часов 1 раз в год
Организация наставничества (поиск наставника, его подготовка) - не менее 24 часов Организация репетиторства (поиск репетитора) - 2 часа
Программа подготовки к самостоятельной жизни -1 раз в квартал по 12 часов Высокий уровень интенсивности сопровождения
Семейное консультирование - не реже 1 раза в месяц
Группа психологической поддержки для опекуна - встречи 1 раз в неделю по 3 часа
Кризисный уровень сопровождения
Низкий уровень интенсивности сопровождения
Тренинг (индивидуальное консультирование) по преодолению эмоционального выгорания (для опекуна) - не менее 24 часов
Мотивационный тренинг (индивидуальное консультирование по повышению мотивации) - не менее 24 часов
Тренинг ассертивного поведения для подростка - не менее 24 часов
Группа психологической поддержки - не реже 1 раза в неделю 3 часа
Средний уровень интенсивности сопровождения
Тренинг (индивидуальное консультирование) по преодолению эмоционального выгорания (для опекуна) - не менее б часов 1 раз в месяц в течение полугода
Тренинг (индивидуальное консультирование) по завершению семейной (индивидуальной) травмы - не менее 24 часов
Интенсивная семейная терапия на дому - встречи с командой не реже 1 раза в неделю не менее, чем 2 часа вдень
Организация и проведение сетевых встреч - не менее б часов на подготовку и проведение встречи (не менее 2-х встреч)
Высокий уровень интенсивности сопровождения
Интенсивная семейная терапия на дому - встречи с командой не реже 2 раз в неделю
Организация и проведение сетевых встреч - не менее б часов на подготовку и проведение встречи (не менее 4-х встреч)
Экстренное сопровождение - уровень интенсивности - высокий
На основании оценки нуждаемости семьи уровень сопровождения может быть изменен. Либо повышен в случае кризиса или «сверхсильного» стрессового события, либо понижен в результате улучшения ситуации. Переход семьи на менее интенсивный уровень можно рассматривать в качестве критерия эффективности сопровождения.
Следует обратить внимание:
На общем (базовом) уровне основной задачей становится удовлетворение изменяющихся потребностей семьи в информировании и просвещении, адаптации приемного подростка в семье, а также в общей психологической поддержке, помощь в интеграции приемного подростка в образовательное пространство. Индивидуальная программа разрабатывается командой сопровождения под управлением куратора на один год.
На кризисном уровне сопровождения основной задачей является удовлетворение потребности семьи в урегулировании семейной ситуации, разрешении семейного кризиса.
Индивидуальная программа сопровождения семьи с приемным подростком на кризисном уровне разрабатывается на 6 месяцев.
На экстренном уровне сопровождения основной задачей становится либо предотвращение отказа и перевод семьи на кризисный уровень сопровождения, либо нивелирование травматических последствий для подростка его дезинтеграции из семьи. Континуум сопровождения имеет временные ограничения (не более трех недель). Интервенции носят интенсивный и глубинный характер.
Для семей с приемным подростком разрабатываются индивидуальные программы сопровождения в соответствии с уровнем сопровождения и видом опеки (родственная - не родственная). Специалисты службы осуществляют сопровождение на территории своей организации, выезжают в образовательную организацию по месту обучения подростка, работают с семьей на дому. Вся команда сопровождения участвует в диагностике семейной ситуации, определении ее нужд в мероприятиях по всем направлениям помощи, разработке своего раздела Индивидуальной программы сопровождения в соответствии со своей специализацией, ее реализации, принимает участие в конференциях, на которых обсуждается ход и проблемы сопровождения, корректирует Индивидуальную программу при необходимости, документирует ход сопровождения и готовит отчеты по его результатам. (Мишени работы специалистов на всех уровнях сопровождения излагаются в материалах для выполнения практикума по данному модулю).
Формы и методы работы
Формами работы по сопровождению являются групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.
Групповые формы позволяют:
• учиться на успехах других, а также получать поддержку (наставничество) друг от друга в процессе обучения.
• осознать собственные возможности решения текущих проблем.
• оказывать друг другу поддержку при освоении новых стратегий решения проблем и навыков коммуникации.
• научиться понимать проблему и выявлять потенциальные стрессоры, которые могут ее индуцировать или обострить, определять, какие именно взаимодействия в семье служат источником стресса, разрабатывать стратегии совладания со стрессом, а также принимать проблему.
Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. Человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, - для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как психологическое давление партнеров, конформизм и т.д. По сути дела, в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не всегда очевидные в житейских ситуациях.
Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.
В группе участник может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное «экспериментирование» всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-другому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
В группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания.
Группа облегчает процессы самораскрытия и самопознания. Открытие себя другими и открытие себя самому себе позволяют понять и принять себя, измениться и повысить уровень уверенности в себе.
1. «Школа воспитания» (лекторий)
Проводит психолог с привлечением социального педагога.
Цель: - знакомить замещающих родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития подростка; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в процессе воспитания подростка или в интересах развития собственной личности; знакомить слушателей с основами самопознания и самовоспитания; достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога с замещающей семьей и приемным подростком. Программа составляется по модульному принципу и легко трансформируется под потребности слушателей. Используются активные методы обучения. Формы психолого-педагогического просвещения могут быть различными: лекции беседы, семинары, круглые столы и пр. Содержание всех этих форм обеспечивает психолог, а социальный педагог занимается организацией и проведением тематических встреч и круглых столов для замещающих семей. (Примерный тематический план Лектория для родителей и список литературы находится в Методических материалах к Модулю
Тема 2.2.1 Структура и содержание деятельности специалистов по сопровождению заменяющей семьи с ребенком старшего возраста)