Социально-психологические аспекты личности

Проблема личности представлена и рассматривается во многих на­уках, в том числе и в социальной психологии. Здесь личность рассмат­ривается иначе, чем в общей психологии и социологии. Собственно социально-психологический аспект изучения личности заключается в том, чтобы, представляя личность как некоторого рода индивидуаль­ность, вместе с тем подчеркнуть в ней и социальное начало. Соответ­ственно, в социальной психологии относительно личности ставятся и решаются следующие вопросы.

• Каковы стороны личности, в которых выражается ее отношение к обществу и окружающим людям?

• Какое влияние на личность оказывает ее непосредственное соци­альное окружение, в частности – малые группы, в жизни и дея­тельности которых она принимает участие?

• Каким образом взаимодействуют между собой личность и малая группа?

• Что представляет собой социальное поведение человека как лич­ности?

• Какова мотивация социального поведения личности?

По мнению Г. М. Андреевой, социальная психология опирается на то определение личности, которое имеется в общей психологии, но выясняет, каким образом личность формируется и развивается в раз­личных социальных группах, каким образом реализуется (организу­ется) ее деятельность в разнообразных социальных группах.

Таким образом, основное внимание социальных психологов в изу­чении личности направлено на выяснение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах.

Если рассматривать этот вопрос в контексте проблемы структуры лич­ности, то важно отметить, что в социальной психологии представлены и изучаются те стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. Это, прежде всего, Я-концепция, со­циальные установки, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация и ряд других специальных явлений, характе­ризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Для социального психолога предме­том изучения и профессионального внимания являются также само­эффективность, локус контроля, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление и др.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Понятие самоэффективность– один из терминов, используемых в современной социальной психологии личности и характеризую­щих так называемую Я-концепцию человека. Оно понимается как уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной деятельности. Данное качество отличается от чувства собственного достоинства или самоуважения, которые также входят в структуру Я-концепции личности.

Чувство собственного достоинства – это чувство удовлетворен­ности собой, гордости за себя.

Самоуважение – это положительное отношение человека к себе, принятие себя таким, какой есть, включая не только собственные достоинства, но и недостатки. Человек может низко оценивать свою самоэффективность, но, тем не менее, быть вполне доволь­ным собой, иметь чувство собственного достоинства и с уваже­нием относиться к себе.

2. Локус контролярассматривается как устойчивая личностная осо­бенность человека, проявляющаяся в том, где он ищет и находит объяснение поведению людей: в них самих или вне их, в окружаю­щей обстановке. По характеру локуса контроля людей как личнос­тей делят на два типа: интерналов и экстерналов. Интерналами на­зывают людей, у которых преобладает внутренний локус контроля, а экстерналами – тех, у кого доминирует внешний локус контроля.

3. Под самопрезентациейпонимают представление человеком себя другим людям или выбор человеком таких форм социального по­ведения, которые направлены на то, чтобы произвести впечатле­ние на окружающих людей, сформировать у них определенное представление о себе (образ «Я» для других).

4. Самоуничижением (самоунижением) называется такое социальное поведение человека, когда он недооценивает, осуждает, унижает самого себя, представляя себя в невыгодном свете в глазах окру­жающих людей.

5. Самовосхвалениемназывается противоположная форма поведе­ния, при которой человек переоценивает себя, представляет себя в глазах окружающих людей лучшим, чем он есть на самом деле.

Еще одно явление, относящееся к социальной психологии личнос­ти, получило название самомониторинга. Под ним понимается созна­тельное, целенаправленное изучение и выбор человеком способов пред­ставления себя как личности другим людям с целью произвести на них желательное впечатление.

Кроме описанных выше аспектов личности, выделяемых и изучае­мых в социальной психологии, здесь сложилась и особая типология, в рамках которой выделяются: авторитарная, базовая, маргинальная, личность типа А, личность типа Б и некоторые другие.

Понятие авторитарная личность характеризует человека, кото­рый желает и активно стремится к созданию авторитарной социальной системы, а также того, кто требует послушания, строгой субординации во взаимоотношениях людей и призывает к поклонению авторитетам. Данное понятие, однако, не относится к людям, которые уже находят­ся у власти и по своей должности или социальному положению вы­нуждены в какие-то моменты времени вести себя авторитарно.

Понятие базовая личность представляет собой этнопсихологиче­скую характеристику человека, выявляющую основной тип личности, формируемый культурой того или иного народа (этноса). Здесь речь идет о совокупности психологических свойств, которая делает челове­ка максимально восприимчивым к освоению соответствующей культу­ры и порождает у него состояние удовлетворенности порядками, суще­ствующими в рамках данной культуры.

Маргинальной личностью называют человека, который по своей пси­хологии и особенностям поведения находится между несколькими раз­ными, несовместимыми или трудно совместимыми друг с другом куль­турами, но полностью не принадлежит ни к одной из них. В его личности, соответственно, причудливым и противоречивым образом сочетаются свойства и признаки, относящиеся к людям различных культур.

Личностью типа А называют такого человека, чей характер отличает­ся чрезмерной активностью, стремлением к соревнованию, к конкурен­ции с другими людьми, нереальным чувством хода времени, неадекват­ными амбициями, отсутствием склонности к критическому самоанализу, тенденцией ориентироваться на количество, а не на качество выполнен­ной работы и потребностью во внешнем контроле поведения.

Личность типа Б – это человек, чей характер, напротив, отличается легким и поверхностным подходом к жизни. В центре внимания такой личности находится качество, а не количество проделанной работы, у нее отсутствует склонность к конкуренции, к соревнованию с людь­ми, а также тенденция к самоанализу, самоконтролю или рефлексии.

Социальные установки

Одной из основных социально-психологических характеристик личности является ее социальная установка(social attitude – англ.), которая определяется как устойчивое отношение человека к людям, социальным группам, организациям, процессам и собы­тиям, происходящим в обществе.

Объектами социальной установки могут быть: сам человек, окружаю­щие его люди, группы людей, социальные процессы и события, пред­меты материальной или духовной культуры и т. п. Изучение социаль­ной установки показало, что она представляет собой сложное явление, которое не только можно отнести к разряду психических состояний, но и рассматривать как психологическое свойство личности. Как со­стояние социальная установка выражает собой готовность человека к определенным социальным действиям, а как свойство – внутренне характеризует человека как личность.

В ходе изучения социальных установок были выделены и описаны три основные функции, которые они выполняют в обществе.

1. Познавательная функция проявляется в том, что установки (если они верные) позволяют человеку оперативно получать знания о социальных объектах до того, как эти объекты будут познаны. Эта функция социальной установки реализуется через ее когнитивную составляющую.

2. Выразительная функция проявляется в том, что социальные уста­новки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу в целом. Данная функция в основном реали­зуется через эмоциональный компонент социальной установки.

3. Приспособительная функция состоит в том, что социальные уста­новки, если они соответствуют реальному состоянию общества (социальной группы) и существующим в нем отношениям, поз­воляют индивиду адаптироваться в соответствующем обществе (в данной социальной группе). Соответствующая функция соци­альной установки реализуется в основном через ее поведенче­ский компонент.

Американский ученый К. Ховланд показал, что на социальные уста­новки людей оказывают влияние три группы факторов, связанные, со­ответственно, с источником информации, направленной на изменение социальных установок, содержанием информации и аудиторией, кото­рой эта информация адресована.

Социализация

Социализация в ее широком понимании определяется как процесс и результат усвоения человеком социального опыта.

Это также приобщение людей к достижениям человеческой цивили­зации, усвоение и воспроизводство людьми человеческой культуры.

В более узком, специальном смысле слова под социализацией мо­жет пониматься следующее.

1. Процесс и результат освоения отдельно взятым человеком до­ступного и необходимого ему социального опыта.

2. В промышленной и организационной психологии социализация – это процесс, посредством которого новый член соответствующей организации адаптируется к нормам и ролям в данной организации.

В социальной психологии социализация– процесс вхождения индивида в социальную среду, его становление как личности че­рез социальные влияния, а также приобщение индивида к системе социальных связей и отношений, словом – превращение чело­века из биологического существа в полноценного члена обще­ства, в личность, хорошо адаптированную к нему.

Это двухсторонний процесс, включающий в себя усвоение индиви­дом в этих группах социального опыта и, в свою очередь, обогащение этого опыта за счет собственной социальной активности – общения и деятельности в этих группах. Традиционно выделяются три сферы, в которых реализуется процесс социализации:

1)деятельность;

2) общение;

3) самопознание.

Наряду с описанными выше сферами (аспектами или сторонами) социализации, выделяются и обсуждаются ее стадии. Данный вопрос пересекается с периодизацией психического развития человека, пред­ставленной в возрастной психологии. Но в социальной психологии делается акцент на социальных аспектах отношений человека с людь­ми и обществом.

Несомненно, главными периодами жизни, в которых происходит социализация человека, являются детство, отрочество и юность. Здесь периодизация возрастного развития в основном совпадает с периода­ми социализации. Что касается периодов социализации взрослого че­ловека, то в их выделении и понимании среди ученых нет единства.

Один из подходов к решению данного вопроса заключается в выде­лении основных сфер в жизни общества и соответствующих им про­цессов освоения человеком тех видов деятельности, через которые он включается в эти сферы. Например, освоение человеком трудовой де­ятельности включает следующие стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Среди немногих теорий, представляющих и описывающих в социаль­ной психологии процесс социализации, выделяется социально-когнитив­ная теория А. Бандуры. Здесь подчеркивается способность человека на­учаться путем наблюдения за поведением других людей и подражания им. При этом обучающийся человек имеет дело с когнитивными процессами или способностями, которые, наряду со стимулами (подкреп­лениями), оказывают влияние на процесс его научения.

А. Бандура установил, что большинство людей выбирают в качестве объектов для подражания людей своего пола и примерно такого же возраста, как они сами. Главное, по его мнению, заключается в том, что объектами подражания становятся для многих такие люди, которые успешнее, чем они сами, решают характерные для них проблемы. Кро­ме того, люди чаще подражают тем, кто занимает более высокое поло­жение, и тем, с кем данный человек непосредственно контактирует. Дети, как правило, сначала подражают взрослым, а затем, взрослея, своим сверстникам, чье поведение приводит к достижению желанных целей.

Каузальная атрибуция

Каузальной атрибуциейназывается стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг них.

Такие объяснения необходимы людям по разным причинам.

1. Когда человеку понятно то, что происходит с ним и вокруг него, он в состоянии управлять происходящим и, по мере возможнос­ти, избегать неприятных последствий, непредвиденных событий как для себя самого, так и для близких ему людей.

2. Человек в этом случае избавляется от чувства тревоги, связанно­го с непониманием происходящего.

3. Понимание происходящего позволяет человеку вести себя разум­но в сложившейся ситуации, выбирать рациональный способ дей­ствий.

Один из вариантов теории каузальной атрибуции был предложен американским ученым Ф. Фидлером. В его трудах утверждается, что восприятие одним человеком поведения других людей в значитель­ной степени зависит от того, в чем этот человек усматривает причины поведения воспринимаемых им людей.

Предполагается, что существует два основных вида каузальной ат­рибуции: интерналъная (внутренняя) и экстерналъная (внешняя). Пер­вая – это приписывание причин поведения собственным психологи­ческим свойствам и особенностям человека, а вторая – приписывание причин поведения человека внешним, не зависящим от него обстоя­тельствам.

Возможна также и комбинированная, интернально-экстернальная атрибуция.

Современная атрибутивная теория– это более широкое понятие, чем каузальная атрибуция. Она описывает и объясняет всевозможные атри­бутивные процессы, то есть процессы приписывания чего-либо чему-либо или кому-либо, например определенных свойств – некоторому объекту.

Ф. Хайдер, автор другой известной теории каузальной атрибуции, пришел к выводу о том, что всевозможные объяснения людей разде­ляются на два варианта:

1) объяснения с ориентацией на внутренние, психологические или субъективные причины;

2) объяснения, в которых преобладают ссылки на внешние, не зави­сящие от людей обстоятельства.

Еще один специалист по теории и феноменологии каузальной атри­буции, Г. Келли, выделяет три основных фактора, которые влияют на выбор человеком способа внутреннего или внешнего объяснения про­исходящего:

1) постоянство поведения;

2) его зависимость от ситуации;

3) сходство поведения данного человека с поведением других людей.

В причинно-следственном объяснении собственного поведения и по­ведения других людей человек поступает по-разному. Точно так же по-разному человек объясняет и поведение тех людей, которые ему нравятся или не нравятся. Здесь действуют свои закономерности, ко­торые, в частности, могут проявляться в следующем:

• если человек совершил хороший поступок, то он склонен объяс­нять его собственными достоинствами, а не влиянием ситуации;

• если совершенный человеком поступок плох, то он, напротив, больше склонен объяснять его воздействием ситуации, а не соб­ственными недостатками.

Когда человеку приходится давать объяснение действиям других людей, то он, как правило, поступает следующим образом.

1. В случае, если хороший поступок совершил человек, который дан­ному индивиду несимпатичен, такой поступок объясняется влия­нием ситуации, а не личными достоинствами того человека, кото­рый его совершил.

2. Если хороший поступок совершил человек, который данному ин­дивиду симпатичен, то он будет склонен объяснять его собствен­ными достоинствами совершившего поступок человека.

3. Если плохой поступок совершен тем человеком, который данному индивиду антипатичен, то он объясняется личными недостатками совершившего его человека.

4. Если же плохой поступок совершен человеком, который оценива­ющему его индивиду симпатичен, то в данном случае такое дей­ствие объясняется ссылками на сложившуюся ситуацию, а не на недостатки совершившего его человека.

Еще одна распространенная ошибка каузальной атрибуции заклю­чается в том, что человек, объясняя причины чего-либо, ищет и нахо­дит их именно там, где он их искал. Имеется в виду тот факт, что если человек определенным образом настроен, то этот настрой неизбежно проявится в том, каким образом он будет объяснять происходящее. К примеру, если, наблюдая за поведением человека, мы изначально на­строены его оправдать, то обязательно найдем соответствующие оправ­дания; если же мы с самого начала настроены то же самое поведение осудить, то непременно осудим его.

Характерным образом это проявляется, например, в судопроизвод­стве, которое с давних времен ориентировано на наличие и исключение субъективности в человеческих суждениях и оценках. Однако прокурор всегда настроен против подсудимого. Он, соответственно, ищет и нахо­дит аргументы, направленные на то, чтобы его осудить. Защитник, наобо­рот, изначально настроен в пользу подсудимого, и он, соответственно, всегда ищет и находит веские аргументы для того, чтобы его оправдать. С психологической точки зрения эта практика представляет интерес по­тому, что в установках и действиях прокурора и защитника отчетливо проявляются описанные выше ошибки каузальной атрибуции.

Контрольные вопросы

1. Чем изучение личности в социальной психологии отличается от ее исследования в социологии и общей психологии?

2. Что называют самоэффективностью личности?

3. Каким образом социальные установки представляют личность?

4. В чем выражается самопрезентация личности?

5. Что такое самоуничижение и самовосхваление как социально-психологические аспекты феноменологии личности?

6. Что называют самомониторингом?

7. Какую личность обозначают как авторитарную?

8. Что такое базовая личность?

9. Какую личность в социальной психологии называют маргинальной?

10. Что представляет собой личность типа А? .

11. Как характеризуется личность типа Б?

12. Что такое локус контроля?

13. Кого называют интерналом или экстерналом?

14. Что такое социальная установка в ее современном понимании?

15. Каковы основные функции социальных установок?

16. Что такое социализация?

17. Что называют стадиями социализации?

18. Что такое каузальная атрибуция?

19. Чем отличается причинное объяснение людьми своего и чужого поведения?

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 256-293.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб., 2004. – С. 149-250.

3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология лич­ности. – М., 2001. – С. 7-62, 136-260.

4. Глейпгман Г., Фридлунд А., РайсбергД. Основы психологии. – СПб., 2001.– С. 655-714.

5. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. – М., 2005. – С. 415-559.

6. Коростылева А. А. Психология самореализации личности: брачносемейные отношения. – СПб., 2000. – С. 7-123.

7. Лютова С. Н. Социальная психология личности (теория и практика).– М., 2002. – С. 5-11.

8. МайерсД. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 6-195, 434-483.

9. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.; Воронеж, 1995. С. 5-169.

10. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 2002. – С. 24-62.

11. Социальная психология личности / Под ред. В. А. Лабунскои. – М., 1999. – С. 14-58, 129-257, 288-339.

12. Фернхем А., Хейвен А. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – С. 15-67, 346-349.

13. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2002. – С.153-272,396-509.

Наши рекомендации