Объект управления - это
ВАРИАНТ 1
Выберите вариант/варианты правильного ответа:
1. Процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате которого удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с данным объектом, носит название:
а) менеджмент; б) управление; в) функция менеджмента.
2. К основным стилям руководства относятся:
а) демократический;
б) авторитарный;
в) либерально-попустительский;
г) все ответы правильные.
3. Какие три группы методов традиционно выделяют в теории управления?
а) экономические методы;
б) бюрократические методы;
в) административные методы;
г) социально-психологические методы;
д) демократические методы;
е) эвристические методы.
4. «Отцом» научного менеджмента считают:
а) А. Файоля;
б) Платона;
в) Ф. У. Тейлора;
г) Г. Форда.
5. Стимулы,связанные с дополнительными денежными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований, носят название:
а) экономические; б) организационные; в) морально-психологические.
6. Коммуникативные помехи, возникающие вследствие различий приписываемых разными людьми одним и тем же символам, носят название:
а) личностные барьеры; б) физические барьеры; в) семантические барьеры.
7. Управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей, называется:
а) планирование; б) организация; в) мотивация; г) контроль; д) координация.
9. Работник, принимающий решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления с целью обеспечения эффективного труда производственного коллектива, относится к категории:
а) подчиненный; б) руководитель; в) лидер.
10. Минимальная целая часть системы, которая функционально способна отразить некоторые общие закономерности системы в целом, носит название:
а) элемент системы;
б) связи;
в) подсистема;
г) структура системы.
11. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления - единоначалие?
а) административной школы управления;
б) школы научного управления;
в) количественной школы управления;
г) школы поведенческих наук.
12. Специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности, носит название:
а) делегирование полномочий; б) стимулирование труда; в) разделение труда.
13. Из перечисленных ниже желаний человека, выберите те два, в которых будет проявляться потребность в принадлежности и причастности:
а) иметь диплом престижного университета;
б) работать с людьми, которые настроены по дружески и готовы к сотрудничеству;
в) иметь возможность контролировать информацию или ресурсы;
г) избегать конфликты.
14. К числу организационных коммуникаций не относят:
а) горизонтальные коммуникации; б) внешние коммуникации; в) неформальные коммуникации.
15. В зависимости от субъекта, принимающего решение, выделяют следующие типы управленческих решений:
а) текущие; тактические; стратегические;
б) графические; математические; эвристические;
в) единоличные; коллегиальные; коллективные.
16. В каком виде могут быть представлены цели организации?
а) словесной формулировкой;
б) формулами;
в) количественными показателями;
г) качественными показателями;
д) «деревом целей».
17. Вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами, носит название:
а) функция управления; б) принцип управления; в) методология управления.
18. Процесс управления организацией, хозяйствующей в условиях рынка, носит название:
а) менеджмент; б) управление; в) функция менеджмента.
19. Обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение, носит название:
а) ответственность; б) делегирование; в) полномочия.
20. Управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом, распределение как функций исполнения управленческих решений, так и собственно функций управления, носит название:
а) планирование; б) организация; в) мотивация; г) контроль; д) координация.
21. К донаучному периоду развития теории и практики управления относятся идеи таких ученых как:
а) Ф. У. Тейлор;
б) А. Маслоу;
в) Н. Макиавелли;
г) А. Смит;
д) Сократ;
е) А. Македонский.
Объект управления - это...
а) физическое или юридическое лицо, направляющее властное воздействие на объект управления;
б) физические и юридические лица, социальные и социально-экономические системы и процессы;
в) информация, исходя из которой, объект управления может принимать конкретные действия.
23. Вид коммуникаций, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами, носит название:
а) организационные коммуникации; б) межличностные коммуникации; в) электронные коммуникации.
24. Презумпция того, что работники по природе своей ленивы, предпочитают исполнять команды руководителя и избегать ответственности, характерна для:
а) теории X;
б) теории Z;
в) теории Y.
25. Информацияо существующей проблеме и способах ее преодоления является:
а) предметом управленческого труда;
б) продуктом управленческого труда;
в) объектом управленческого труда;
г) средством управленческого труда.
26. Теория управления - это…
а) дисциплина, исследующая поведенческие взаимоотношения для применения этого знания к улучшению организационной эффективности;
б) наука, изучающая управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений;
в) наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных общностей, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок.
27. Кто из перечисленных ниже ученых внес наибольший вклад в развитие административной школы управления?
а) А. Файоль;
б) М. Фоллетт;
в) Ф. Тейлор;
г) Э. Мейо.
28. К факторам, не влияющим на процесс принятия решений, относятся:
а) личностная оценка;
б) среда принятия решений;
в) информационные ограничения;
г) нет правильного ответа.
29. Универсальным средством межличностных коммуникаций является:
а) текст; б) язык; в) действие; г) жест.
30. ______ управленческая революция является наиболее значимой в истории управления, поскольку именно в этот период менеджмент сформировался как самостоятельный вид деятельности:
а) первая - религиозно-коммерческая; в) третья - производственно-строительная; д) пятая;
б) вторая - светско-административная; г) четвертая – капиталистическая; е) шестая.
31. Какие связи существуют между звеньями в организационной структуре управления?
а) вертикальные; б) горизонтальные; в) функциональные; г) линейные; д) смешанные.
32. Этап процесса коммуникации, который предполагает поступление послания через передатчик в передающий канал, носит название:
а) этап передачи; б) кодирования; в) этап обратной связи; г) этап получения.
33. Какие элементы составляют внешнюю среду прямого воздействия организации?
а) поставщики;
б) конкуренты;
в) потребители;
г) политические факторы;
д) государственные органы;
е) работники.
34. Представители какой научной школы ратовали за повышение заботы руководителей о подчиненных?
а) административной школы управления;
б) школы научного управления;
в) количественной школы управления;
г) школы человеческих отношений.
35. Контроль, целью которого является обеспечение необходимых условий для бесперебойной и качественной работы организации, осуществляется до фактического начала работы, носит название:
а) предварительный контроль; б) текущий контроль; в) заключительный контроль.
36. Управленческий труд,направленный на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией, носит название:
а) эвристический труд;
б) операторный труд;
в) административный труд;
г) интеллектуальный труд.
37. Выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правильный, называют:
а) решение, основанное на суждениях;
б) незапрограммированное решение;
в) рациональное решение;
г) интуитивное решение.
38. Происходят ли изменения в элементах внутренней среды организации в процессе ее функционирования?
а) происходят; б) не происходят; в) происходят только в отдельных элементах.
39. Подход к исследованию проблем управления, в рамках которого управление рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий, сумма функций управления, носит название:
а) процессный; б) системный; в) ситуационный; г) институциональный; д) функциональный.
40. Исследования ученых какой школы управления базировались на использовании данных точных наук (математика, статистика, кибернетика)?
а) административной школы управления;
б) школы научного управления;
в) количественной школы управления;
г) школы человеческих отношений.
41. В каких видах может быть реализована в процессе управления обратная связь?
а) приказ, распоряжение, указание;
б) план, задание;
в) отчет;
г) данные контроля.
42. Что характеризует организационную структуру управления?
а) уровни управления;
б) звенья управления;
в) тип руководства;
г) связи между звеньями.
43. Вклад немецкого социолога М. Вебера в развитие управленческой мысли состоит в том, что он:
а) первым дал систематизированный анализ бюрократии;
б) разработал модель «административной эффективности»;
в) является автором теории «социальной гигиены».
44. Приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти получили название:
а) экономические методы управления;
б) эвристические методы управления;
в) административные методы управления;
д) социально-психологические методы.
45. Перечислите этапы Хоторнских экспериментов в порядке их проведения:
а) эксперименты с освещением;
б) наблюдения за электриками в банке;
в) программа по интервьюированию;
г) испытания на сборке реле.
46. Выбор, основанный на знаниях или осуществляемый в соответствии с накопленным опытом, называют:
а) интуитивное решение;
б) рациональное решение;
в) незапрограммированное решение;
г) решение, основанное на суждениях.
47. К какому из представленных ниже подходов к изучению лидерства относится теория «великих людей»?
а) личностный подход;
б) поведенческий подход;
в) ситуационный подход;
г) нет правильного ответа.
48. Деятельность человека, проявляющаяся в руководстве, планировании, организации, мотивации и контроле в процессе распоряжения человеческими, финансовыми, физическими, информационными ресурсами в целях достижения функционирования предприятия наиболее эффективным способом, носит название:
а) менеджмент; б) управление; в) функция менеджмента.
49. Модель принятия решений, согласно которой лицо, принимающее решение, действует рационально, логически подходит к оценке вариантов, расстановке приоритетов, а его выбор наилучшим образом соответствует экономическим интересам организации, носит название:
а) административная модель; б) эвристическая модель; в) экономическая модель.
50. В истории менеджмента автором дифференцированной оплаты труда является:
а) А. Смит;
б) М. Вебер;
в) Э. Мэйо;
г) Ф. Тейлор.
51. Установите соответствие:
Тип коммуникации | Характеристика коммуникации |
1. Нисходящая | а) Устанавливается между равноуровневыми, равноправными сотрудниками и подразделениями организации. |
2. Внешняя | б) Основана на личных и нерегламентируемых взаимоотношениях. |
3. Межличностная | в) Информационное взаимодействие организации с внешней средой. |
4. Неформальная | г) Ориентирована на сообщение подчиненным целей и задач их деятельности, передачу им распоряжений, доведение до них критериев эффективности работы. |
5. Восходящая | д) Коммуникация между двумя индивидами. |
6. Групповая | е) Посредством данного типа коммуникации сообщается о результатах выполнения принятых решений, возникающих препятствиях по их реализации, предложениях по их разрешению. |
7. Горизонтальная | ж) Коммуникация между различными социальными группами. |
52. Установите соответствие:
Автор теории | Краткая характеристика теории | |
1.В. Врум – теория ожидания | а | 3 уровня потребностей: существования, связи и роста; Не предполагается строгого перехода от уровня к уровню. Процесс движения вверх по уровням потребностей – удовлетворение потребностей, процесс движения вниз - фрустрация. |
2.К. Альдерфер – теория ERG | б | Потребности достижения, потребности соучастия, потребности власти – приобретены под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения; оказывают воздействие на поведение человека. |
3.Ф. Герцберг – двухфакторная теория | в | Сотрудники сравнивают свои усилия и вознаграждения с усилиями и вознаграждениями других лиц, находящихся в схожих рабочих ситуациях. Личность, эталон для сравнения, вклады, результаты. |
4.Д. МакКлеланд – теория приобретенных потребностей | г | Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие факторов-мотиваторов, поскольку гигиенические факторы, если они достаточны, лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности. |
5.Э. Локк–теория постановки целей | д | 5 основных типов потребностей (физиологические, в безопасности, социальные, признания и самоутверждения, самовыражения) образуют иерархическую структуру, во многом определяющую поведение. |
6.Дж. С. Адамс – теория справедливости | е | Индивидуальные сознательные цели и намерения – первые детерминанты поведения, т.е. постановка целей является эффективным мотивационным приемом. |
7.А. Маслоу – иерархия потребностей | ж | Сила мотивации к выполнению определенного действия зависит от алгебраической суммы валентностей результатов (включая инструментальность), помноженных на ожидание |
53. Установите соответствие:
Теоретик | Основные идеи | ||
Ф.У. Тейлор | А | Идея о необходимости взаимопонимания и хорошей психологической обстановки в коллективе; 4 способа разрешения конфликтов; «промышленная психология». | |
Супруги Гилберт | Б | Принцип гармонии интересов работодателей и работников; обоснование идеи о социальной ответственности предпринимателя; внедрение метода конвейерного производства. | |
Г. Форд | В | Важность оптимальной структуры организации; 12 принципов эффективности, направленные на устранение потерь. | |
М. Фоллет | Г | Теория «Х» и теория «У» - две модели поведения руководителя в зависимости от того, какими он видит людей. | |
А. Файоль | Д | Предприятие - социальная система, состоящая из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение; понятие «социальный человек»; Хоторнские эксперименты. | |
М. Вебер | Е | Характеристика идеальных типов господства; бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации | |
Г. Эмерсон | Ж | 4 основополагающих принципа менеджмента; детальное изучение отдельных действий рабочих и затрат времени на них с помощью хронометража; стандартизация приемов и орудий труда; научный отбор и подготовка персонала; главный мотивирующий фактор – зарплата; концепция управленческого контроля. | |
Э. Мэйо | З | Изучение физических движений в производственном процессе с помощью кинокамеры и микрохронометра; исследование возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. | |
А. Маслоу | И | Разработана система сдельной заработной платы с повременными элементами; вклад в решение проблем оперативного управления и календарного планирования; изучение не отдельных операций работников, а трудового процесса в целом. | |
Д. МакГрегор | К | Управление - универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций; 14 принципов административного управления; функционирование любой организации сводится к технической, коммерческой, финансовой, бухгалтерской, административной, защитной видам деятельности. | |
Г. Гантт | Л | Концепция иерархии человеческих потребностей. |
55. Установите соответствие:
Название школы | Представители | |
1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ | А | супруги Гилберт |
Б | Д. МакГрегор | |
В | Г. Форд | |
2. ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ | Г | К.Л. фон Берталанфи |
Д | А. Маслоу | |
Е | М. Вебер | |
Ж | Г. Гантт | |
3. ШКОЛА «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК | З | Г. Эмерсон |
И | Ф.У. Тейлор | |
К | Р.Л. Акофф | |
4. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ | Л | М. Фоллет |
М | Э. Мэйо | |
Н | Э.С. Бир | |
О | А. Файоль |
56. Установите соответствие:
1 МЕНЕДЖЕР | а | Личная заинтересованность в эффективном функционировании компании. |
б | Воспринимают самих себя как консерваторов, которые регулируют механизм организации, с которой они себя идентифицируют и от которой получают привилегии. | |
в | Не принадлежат организации, их личность не зависит от места работы и ролей. | |
г | Низкий уровень эмоциональной вовлеченности в отношениях с другими людьми. | |
2 ЛИДЕР | д | Создает у людей стимул к работе и постоянно поддерживает интерес к ней. |
е | Для того, чтобы подчиненные принимали и выполняли решения, вынужден постоянно действовать согласованно и находить компромисс между противоположными ценностными установками. | |
ж | Не соотносит цели компании со своими личными целями. | |
з | Обладает умением поставить себя на место другого. |
КОНТРОЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»
ВАРИАНТ 2
Выберите вариант/варианты правильного ответа:
1. Какой из представленных ниже показателей может быть выражен как отношение полученного результата к затратам:
а) производительность; б) экономическая эффективность; в) социальная эффективность.
2. Этап процесса коммуникации, на котором происходит обмен ролями участников процесса коммуникации и весь цикл коммуникации повторяется вновь, но в обратном направлении, носит название:
а) этап передачи; б) этап отправления; в) этап обратной связи; г) этап получения.
3. Какие из перечисленных ниже теорий мотивации относятся к процессуальным?
а) теории постановки целей, партисипативного управления;
б) теории В.Врума, Дж.С.Адамса, Портера-Лоурера;
в) теории А.Маслоу, Ф.Герцберга, Д.МакКлелланда, К.Альдерфера.
4. Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций, получила название:
а) управленческая процедура;
б) управленческая операция;
в) управленческий труд;
г) управленческое действие.
5. Требование, предъявляемое к процессу принятия управленческого решения, согласно которому необходимо строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем правления, носит название:
а) своевременность; б) всесторонняя обоснованность решения; в) правомочность.
6. Теория управления - это…
а) дисциплина, исследующая поведенческие взаимоотношения для применения этого знания к улучшению организационной эффективности;
б) наука, изучающая управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений;
в) наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных общностей, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок.
7. Какие из перечисленных ниже организационных структур управления следует отнести к структурам механического типа?
а) линейные; в) проектные; д) матричные,
б) линейно-штабные; г) дивизиональные; е) линейно-функциональные.
8. Подход к исследованию проблем управления, в рамках которого организация рассматривается как целостная совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, носит название:
а) процессный; б) системный; в) ситуационный; г) институциональный; д) функциональный.
9. Управленческая деятельность, в ходе которой осуществляется целенаправленное воздействие на структуру мотивов (потребностей, интересов) участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающая творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов, носит название:
а) планирование; б) организация; в) мотивация; г) контроль; д) координация.
10. Что характеризует стиль руководства?
а) схему подчиненности и ответственности;
б) форму взаимоотношений руководителей и подчиненных;
в) связь кооперации и координации.
11. Процессы, проходящие в организации, или элементы организации выступают:
а) объектами контроля; б) предметами контроля; в) субъектами контроля.
13. В каких видах может быть реализовано в процессе управления управляющее воздействие?
а) приказ, распоряжение, указание;
б) план, задание;
в) отчет;
г) данные контроля.
14. Организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач, носит название:
а) ответственность; б) делегирование; в) полномочия.
15. Информационный шум – это:
а) информация, не относящаяся к конкретному вопросу;
б) информация, формирующая в сознании людей ложные представления о действительности;
в) информационные помехи, мешающие передаче информации;
г) помехи, препятствующие осуществлению обратной связи в коммуникационном процессе.
16. Кто является автором парадоксального вывода о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором?
а) А. Маслоу; б) К. Альдерфер; в) Ф. Герцберг; г) К. Левин.
17. Субъект управления - это…
а) информация, исходя из которой, объект управления может принимать конкретные действия;
б) физические и юридические лица, социальные и социально-экономические системы и процессы;
в) физическое или юридическое лицо, направляющее властное воздействие (используя властные полномочия, организационно-распорядительные, экономические, морально-этические рычаги воздействия) на объект управления.
18. В рамках какой из представленных ниже теорий утверждается, что человек, стремящийся к целям, которые он разделяет, демонстрирует эффективные самоуправление и самоконтроль, а большинство работников способно проявлять относительно высокий уровень воображения, изобретательности и мастерства?
а) теория X; б) теория Z; в) теория Y; г) теория исключительности.
19. Управленческий труд,сводящийся к совокупности действий по изучению проблем и разработке вариантов их решений - организационных, экономических, технических, носит название:
а) эвристический труд;
б) операторный труд;
в) административный труд;
г) интеллектуальный труд.
20. Процесс, в течение которого члены организации выбирают конкретный порядок действий для реагирования как на проблемы, так и на возможности, с которыми они встречаются, носит название:
а) коммуникация; б) принятие решений; в) делегирование полномочий.
21. В рамках какой из перечисленных ниже школ управления были впервые использованы приемы и способы управления межличностными отношениями:
а) административная школа управления;
б) школа научного управления;
в) количественная школа управления;
г) школа человеческих отношений.
22. Для чего предназначена организационная структура управления?
а) для установления целей организации;
б) для обеспечения единства действия всех элементов организации;
в) для стимулирования действий работников организации.
23. Что из ниже перечисленного принято относить к элементам внутренней среды организации?
а) цели;
б) персонал;
в) функции персонала;
г) структура;
д) технология;
е) управленческие решения.
24. Часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, носит название:
а) управляющая подсистема; б) управляемая подсистема.
25. Методы управления – это…
а) система способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения запланированного результата;
б) специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения управленческого труда, выражающее его содержание в действии и направленные на достижение поставленной цели;
в) механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование.
26. Что является предметом труда работников управления?
а) сырье, материалы;
б) готовая продукция;
в) информация;
г) финансы.
27. Принятие решений зависит от:
а) природы процесса принятия решений;
б) рационального решения проблемы;
в) факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений;
г) все ответы правильные.
28. Целенаправленная деятельность по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием, носит название:
а) кадровое планирование; б) кадровая политика; в)кадровая служба.
29. В рамках какой из перечисленных ниже школ управления были впервые выделены управленческие функции?
а) административная школа управления;
б) школа научного управления;
в) количественная школа управления;
г) школа человеческих отношений.
30. Какая из потребностей высшего уровня удовлетворяется посредством доведения работы до успешного завершения?
а) потребность во власти;
б) потребность в успехе;
в) потребности в причастности;
г) нет правильного ответа.
31. Модель, описывающая реальный процесс принятия решений в трудных ситуациях неуверенности и неопределенности, когда менеджеры довольствуются приемлемыми решениями, носит название:
а) экономическая модель; б) административная модель; в) эвристическая модель.
32. Какие типовые организационные структуры управления следует отнести к структурам органического типа?
а) линейные;
б) проектные;
в) функциональные;
г) дивизиональные;
д) матричные;
е) штабные.
33. Укажите потребности, которые удовлетворяются путем поощрения создания в организации неформальных групп:
а) физиологические потребности;
б) потребности в безопасности;
в) принадлежности и причастности;
г) признания и самоутверждения.
34. Определенное строение системы, взаимное расположение элементов и существующих между ними связей, способ организации целого, носит название:
а) элемент системы;
б) связи;
в) подсистема;
г) структура системы.
35. Управленческая деятельность, заключающаяся в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъектов, объектов и процессов труда во времени и в пространстве, носит название:
а) планирование; б) организация; в) мотивация; г) контроль; д) координация.
36. Укажите правильную последовательность этапов рационального решения проблемы: а) диагноз проблемы, б) оценка альтернатив, в) формулировка ограничений для принятия решений, г) выявление альтернатив, д) окончательный выбор:
а) а, г, в, д, б;
б) в, а, г, б, д;
в) а, в, г, б, д;
г) а, в, б, г, д.
37. Перечислите три основных подхода к изучению проблем управления:
а) процессный; б) системный; в) ситуационный; г) институциональный; д) функциональный.
38. Какие из перечисленных функций управления позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?
а) планирование; б) организация; в) мотивация; г) контроль.
39. Успешно реализованное новшество, являющееся конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации, использование которого серьезно повышает эффективность действующей системы, носит название:
а) инновация; б) инвестиция; в) менеджмент; г) рационализация.
40. Что из перечисленного ниже можно отнести к инструментам организационно-распорядительных методов управления?
а) регламенты;
б) нормы и нормативы;
в) приказы и распоряжения;
г) ГОСТы;
д) системы материального стимулирования;
е) должностные инструкции.
11. Контроль, целью которого является совершенствование деятельности, координация для движения к цели, осуществляется непосредственно на стадии хозяйственного процесса, носит название:
а) предварительный контроль; б) текущий контроль; в) заключительный контроль.
42. С помощью какого из представленных ниже показателей можно оценить степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги организации?
а) производительность; б) экономическая эффективность; в) социальная эффективность.
43. В рамках какой из перечисленных ниже школ управления были впервые сформулированы принципы управления?
а) административная школа управления;
б) школа научного управления;
в) количественная школа управления;
г) школа человеческих отношений.
44. Инструментом какой группы методов управления является используемый управленцем стиль руководства?
а) экономические методы;
б) эвристические методы;
в) административные методы;
г) социально-психологические методы.
45. Условия, в которых результаты решения не являются определенными, но вероятность каждого результата известна, носят название:
а) условия неопределенности;
б) условия риска;
в) условия определенности;
г) нет правильного ответа.
46. Укажите потребности, которые удовлетворяются посредством присвоения сотрудникам организации рангов или званий:
а) физиологические потребности;
б) безопасности;
в) принадлежности и причастности;
г) признания и самоутверждения.
47. Деятельность человека, проявляющаяся в руководстве, планировании, организации, мотивации и контроле в процессе распоряжения человеческими, финансовыми, физическими, информационными ресурсами в целях достижения функционирования предприятия наиболее эффективным способом, носит название:
а) менеджмент; б) управление; в) функция менеджмента.
48. Вид коммуникаций, в процессе которых информация перемещается внутри организации с уровня на уровень, носит название:
а) вертикальные коммуникации; б) горизонтальные коммуникации; в) внешние коммуникации.
49. Какие из перечисленных типов вознаграждений, предоставляемых организацией, могут удовлетворить потребность работников в безопасности?
а) продвижение по службе;
б) мед. страхование;
в) пенсионное обеспечение;
г) высокая зар.плата.
50. ______ управленческая революция является наиболее значимой в истории управления, поскольку именно в этот период управление сформировалось как самостоятельный вид деятельности:
а) первая - религиозно-коммерческая; в) третья - производственно-строительная; д) пятая;
б) вторая - светско-административная; г) четвертая – капиталистическая; е) шестая.
51. Установите соответствие:
Название школы | Представители | |
1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ | А | А. Файоль |
Б | Э. Мэйо | |
В | Р.Л. Акофф | |
2. ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ | Г | Г. Эмерсон |
Д | М. Вебер | |
Е | К.Л. фон Берталанфи | |
Ж | Д. МакГрегор | |
3. ШКОЛА «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК | З | супруги Гилберт |
И | Г. Форд | |
К | А. Маслоу | |
4. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ | Л | Г. Гантт |
М | Э.С. Бир | |
Н | М. Фоллет | |
О | Ф.У. Тейлор |
52. Установите соответствие:
Автор теории | Краткая характеристика теории | |
1.В. Врум – теория ожидания | а | Сотрудники сравнивают свои усилия и вознаграждения с усилиями и вознаграждениями других лиц, находящихся в схожих рабочих ситуациях. Личность, эталон для сравнения, вклады, результаты. |
2.К. Альдерфер – теория ERG | б | Сила мотивации к выполнению определенного действия зависит от алгебраической суммы валентностей результатов (включая инструментальность), помноженных на ожидание |
3.Ф. Герцберг – двухфакторная теория | в | 3 уровня потребностей: существования, связи и роста. Не предполагается строгого перехода от уровня к уровню. Процесс движения вверх по уровням потребностей – удовлетворение потребностей, процесс движения вниз - фрустрация. |
4.Д. МакКлеланд – теория приобретенных потребностей | г | Потребности достижения, потребности соучастия, потребности власти – приобретены под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения; оказывают воздействие на поведение человека |
5.Э. Локк–теория постановки целей | д | Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие факторов-мотиваторов, поскольку гигиенические факторы, если они достаточны, лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности. |
6.Дж. С. Адамс – теория справедливости | е | Индивидуальные сознательные цели и намерения – первые детерминанты поведения, т.е. постановка целей является эффективным мотивационным приемом. |
7.А. Маслоу – иерархия потребностей | ж | 5 основных типов потребностей (физиологические, в безопасности, социальные, признания и самоутверждения, самовыражения) образуют иерархическую структуру, во многом определяющую поведение. |
53. Установите соответствие:
Тип коммуникации | Характеристика коммуникации |
1. Нисходящая | а) Устанавливается между равноуровневыми, равноправными сотрудниками и подразделениями организации. |
2. Внешняя | б) Основана на личных и нерегламентируемых взаимоотношениях. |
3. Межличностная | в) Информационное взаимодействие организации с внешней средой. |
4. Неформальная | г) Ориентирована на сообщение подчиненным целей и задач их деятельности, передачу им распоряжений, доведение до них критериев эффективности работы. |
5. Восходящая | д) Коммуникация между двумя индивидами. |
6. Групповая | е) Посредством данного типа коммуникации сообщается о результатах выполнения принятых решений, возникающих препятствиях по их реализации, предложениях по их разрешению. |
7. Горизонтальная | ж) Коммуникация между различными социальными группами. |
54. Установите соответствие:
Теоретик | Основные идеи | ||
Ф.У. Тейлор | А | Принцип гармонии интересов работодателей и работников; обоснование идеи о социальной ответственности предпринимателя; внедрение метода конвейерного производства. | |
Супруги Гилберт | Б | Управление - универсальный процесс, состоящий из функций; 14 принципов административного управления; работа любой организации сводится к технической, коммерческой, финансовой, бухгалтерской, административной, защитной деятельности. | |
Г. Форд | В | Характеристика идеальных типов господства; бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации | |
М. Фоллет | Г | Создала промышленную психологию; идея о необходимости взаимопонимания и хорошей психологической обстановки в коллективе; 4 способа разрешения конфликтов. | |
А. Файоль | Д | Концепция иерархии человеческих потребностей. | |
М. Вебер | Е | Важность оптимальной структуры организации; 12 принципов эффективности, направленные на устранение потерь. | |
Г. Эмерсон | Ж | Теория «Х» и теория «У» - две модели поведения руководителя в зависимости от того, какими он видит людей. | |
Э. Мэйо | З | Изучение физических движений в производственном процессе с помощью кинокамеры и микрохронометра; исследование возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. | |
А. Маслоу | И | Предприятие - социальная система, состоящая из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение; понятие «социальный человек»; Хоторнские эксперименты. | |
Д. МакГрегор | К | 4 основополагающих принципа менеджмента; детальное изучение отдельных действий рабочих и затрат времени на них с помощью хронометража; научный отбор и подготовка персонала; главный мотивирующий фактор – зарплата. | |
Г. Гантт | Л | Разработана система сдельной заработной платы с повременными элементами; вклад в решение проблем оперативного управления и календарного планирования; изучение не отдельных операций работников, а трудового процесса в целом. |
56. Установите соответствие: