Малоформализованые методики
Особенности малоформализованных методов
К малоформализованным методам относятся проективные техники, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.
Положительными сторонами данных методов выступают:
- гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;
- возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;
- высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;
- стремление к всестороннему описанию личности.
В качестве недостатков необходимо отметить следующее:
- субъективизм диагностических суждений;
- сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;
- значительные временные затраты на их проведение;
- непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).
Экспертные методы должны удовлетворять следующим требованиям:
а) инструкция по применению конкретного метода (методики) снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
б) инструкции к проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т.п.);
в) процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы передавать конечный результат другому эксперту;
г) пользователи - разработчики должны иметь возможность воспроизвести (повторить) нормативные исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.
1. Методы наблюдения
Самонаблюдение как источник и вариант наблюдения:
- требования к методу наблюдения выдвинуты Басовым.
- естественный эксперимент как вариант систематизированного наблюдения
- карта наблюдений Стотта
2. Методы беседы. Беседа как диагностический метод в индивидуальном консультировании.
Методы диагностики личности.
Используются особые методы:
- опросники
- проективные методы
Опросники
Самый первый метод в психодиагностики. Были заимствованы из естествознания.
Задания представлены в виде вопросов и утверждений.
Получают информацию об испытуемом с его собственных слов.
Теоретической основой является интроспекционизм. Главный метод для изучения психических явлений и процессов - интроспекция.
Опросники - это вид самонаблюдения, разновидность интроспекции.
Первые психодиагностические опросники - Френсис Гальтон.
Но они использовались для анализа познавательной сферы человека (зрительное восприятие, память, зрительные образы)
Прототип личностного опросника разрабатывался Р.Вудвортсом. В 1919 году. Это был "Бланк данных о личности".
Использовался для отсеивания с воинской службы лиц с невротическими симптомами. Сейчас психодиагностика использует только личностные опросники (для всего остального - тесты).
Проективный метод.
1 линия
Ассоциации - ввел Аристотель.
Ассоцианизм рассматривает ассоциацию. На базе ассоцианизма разработан метод свободных ассоциаций.
субъективно-идеалистический подход. Юм и Беркли. Связь идей и сознания не имеет реального основания. Связь - по правилам самого сознания.
материалистический подход. Гартли. Ассоциация - связь идей в сознании. Связь соответствует связи материалистических процессов в нервной системе.
Метод изобретен Фр.Гальтоном. В разных вариациях используется в психодиагностике. Этим методом изучаются интересы, установки, основные потребности.
Метод свободных словесных ассоциаций: аддитивные (методики дополнения) требуют завершения рисунка, рассказа и т.д.
В 1928 году Пейном разработана методика завершения предложения.
Психоанализ
2 линия
Главное - бессознательное (скрытый двигатель личности, идущий изнутри организма)
Разум играет роль маскировочного организма. Для этого нужны особые методики: направление разума на выполнение особых заданий, чтобы снять эту "маскировку".
1. методика чернильных пятен Г.Роршаха (был художником).
в 1921 году - "Психодиагностика" - триумф проективных методов. Зная, что Леонардо да Винчи долго наблюдал за облаками на небе, подтеках на стенах, Роршах вывел "чернильные пятна" в середину белого листа, складывал его и получал симметричные пятна. Спрашивал испытуемых, на что они похожи. Работал в больнице у Беркли психиатром.
Удалось вывести из пятен 10 таблиц - ответы, на которые различали здоровых и больных. Вопросы к изображениям: "На что это похоже?", "Что это такое?".
Используется до сих пор в неизменном виде.
2. Тематический апперцептивный тест (ТАТ).
Стимульный материал - 30 таблиц, допускающих неопределенные ситуации, которые могут по-разному трактовать и один чистый лист, где испытуемый должен изобразить что-то свое.
Рассказы о героях на таблице, что с ними происходит, что будет происходить.
Термин проекция использован в 1939 году Франком для названия этих методик.
К настоящему моменту психодиагностика за рубежом имеет огромное количество методик для решения практических задач, которые интенсивно используют.
Анализ продуктов деятельности(контент-анализ)
В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке — это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.
Под понятием «документальный источник» понимаются:
- письма;
- автобиографии;
- дневники; фотографии;
- записи на кино- и видеопленке;
- творческие результаты в разных видах искусства;
- материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.).