Какой может быть авторская позиция по отношению к изображаемому?
- положительной;
- отрицательной;
- иронической;
- саркастической;
- неоднозначной;
- юмористической;
- двойственной;
- осуждающей;
- скептической;
- оптимистической и др.
- При формулировке авторской позиции вам помогут следующие типовые конструкции:
· Автор считает, что…
· Автор утверждает, что…
· Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна…
· Автору важно убедить читателя в том, что…
· Бесспорно мнение автора о том, что …
· Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
· Задача автора – убедить читателей в том, что…
· Автор подводит свое отношение к поднятой проблеме …
· Автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…
· Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…
· «…» - в этих словах, по – моему, отражена идея текста.
· «…» - в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.
· «…» - именно эта мысль отражает авторскую позицию.
· «…» - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
· - в этом предложении звучит прямая авторская оценка…
· - все это позволило автору выразить мысль о том, что…
· - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
· - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
· Позиция автора очевидна: …
- Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты высказываний:
· Подобный негативный авторский взгляд на проблему вызван тем, что…
· Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.
· Утверждение автора, что… , бесспорно
· Справедливость высказанных автором суждений несомненна
· Резкая категоричность автора вызвана тем, что…
· Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …
· На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.
· Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …
· Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что…
· По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
· Называя это явление…, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.д.) отношение к нему.
· Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.
· Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…
· Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя …
· Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры
· Доводы, приведенные автором, убедительны
· Оптимистический (пессимистический, ироничный, саркастичный и т.п. ) взгляд автора на поднятую проблему основан на…
· Автор с сожалением говорит о том, что…
· Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения
V. Моя позиция.
1. Читательский опыт:
- художественная литература;
- историческая литература;
- научно-популярная литература.
2. Жизненный опыт.
- реальные факты из жизни окружающих;
- собственные наблюдения и выводы;
- традиционно-исторический опыт.
Лучше начинать этот пункт плана со слов:
"Я полностью разделяю позицию автора..."
"Я согласен(сна) с позицией автора..."
VI-VII. Как аргументировать свою позицию?
Аргументация - это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, все, что может подтвердить тезис.
Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.
Существуют различные виды аргументов (логические, психологические, иллюстративные).
Логические аргументы- это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:
• научные аксиомы;
• положения законов и официальных документов;
• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
• заключения экспертов;
• цитаты из авторитетных источников;
• показания очевидцев;
• статистические данные;
• примеры из жизни или художественной литературы.
Психологические аргументы -это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:
• эмоциональная убежденность пишущего;
• ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);
• примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;
• указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;
• апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).
Иллюстративные аргументы.Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.
При опровергающей аргументациивозможны два варианта:
1) вы подбираете два аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении формулируете контртезис (мысль, противоположную авторской);
2) формулируя собственную позицию по проблеме, пишущий выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
• тезис (положение, которое надо доказать);
• аргументация (доказательства, доводы);
• вывод (общий итог).
Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени. Аргументы «за» должны быть:
• правдивыми, опираться на авторитетные источники;
• доступными, простыми, понятными;
• отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Критерий 4 гласит: Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)
Попробуем разобраться, что можно считать жизненным опытом, а что – читательским?
Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать:
Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…
Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством).
Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения. Можешь воспользоваться такими фразами:
Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:
ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …